Файл: РП Судебное речеведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 819

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 

ТЕХНОЛОГИИ

Семестр Вид

 

занятия

Используемые

 

интерактивные

образовательные

 

технологии

 

Количество

часов

5

Лекции

Лекции

-

презентации

 

с

 

элементами

 

бе

-

седы

лекция

-

дискуссия

 

10

Практические

 

занятия

Работа

 

в

 

малых

 

группах

интерактив

-

ная

 

беседа

дискуссия

метод

 

проектов

практика

 

публичного

 

выступления

круглый

 

стол

кейс

-

стадии

20

6

Лекции

Лекция

-

презентация

 

презентация

 

с

 

элементами

 

беседы

лекция

-

дискуссия

12

Практические

 

занятия

Работа

 

в

 

малых

 

группах

метод

 

про

-

ектов

практика

 

публичного

 

выступле

-

ния

тренинг

кейс

-

стадии

дискуссия

ролевая

 

игра

круглый

 

стол

, «

займи

 

позицию

» 

18

Итого

:

60

5. 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ

 

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,

 ПРОМЕЖУТОЧНОЙ 

АТТЕСТАЦИИ

 

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

И УЧЕБНОBМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формами текущего контроля являются домашние задания, 

практические письменные работы, рефераты, эссе, проекты и дру-
гие виды самостоятельной работы. 

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с 

балльно-рейтинговой системой на основании результатов текуще-
го контроля и индивидуального плана-отчета студента.

Критерии оценки качества знаний для итогового контроля 

даны в разработанной и принятой в Университете балльно-рейтин-
говой системе.

5.1.  Темы письменных практических
 

и контрольных работ

Письменная практическая работа №1.Место судебного рече-

ведения в системе научного знания о речи.

 

(Кейсы и модель вы-

полнения работы размещены на электронном ресурсе

).

Практическая работа № 2.Судебное речеведение в России и 

за рубежом (эссе или авторский перевод). (

Кейс-задания и модель 

выполнения, а также тексты и ссылки для перевода размещены на 
электронном ресурсе

).


background image

37

Письменная практическая работа № 3. Судебное речеведе-

ние и судебная лингвистика.

 (Кейс-задания и модель выполнения 

размещены на электронном ресурсе

).

Письменная практическая работа № 4. Анализ речевого про-

дукта.

 (Кейс-задания и модель выполнения размещены на элек-

тронном ресурсе

).

Практическая письменная работа № 5. 

Выявление речевого 

«генотипа» конфликтогенности, коммуникативной неудачи, крими-
ногенности. 

(тексты для анализа размещены на электронном ре-

сурсе).

Практическая работа № 6. Исследование речевого продукта. 

(Тексты для анализа размещены на электронном ресурсе).

Практическая работа № 7 (в группе и индивидуально) Пси-

хограмма эксперта-речеведа. Оформление результатов работы в 
виде презентации и письменной работы. 

Модель выполнения ра-

боты размещена на электронном ресурсе.

Практическая работа № 8. Профессиограмма эксперта-рече-

веда (работа в малых группах по видам экспертиз). Оформление 
результатов работы в виде презентации и письменной работы. 

Мо-

дель выполнения работы размещена на электронном ресурсе.

5.2.  Вопросы для промежуточной аттестации
 

по первому разделу

1.  Понятие и сущность судебного речеведения.
2.  Предмет, объект и задачи судебного речеведения.
3.  Эмпирические предпосылки, этапы становления судеб-

ного речеведения. 

4.  Современное состояние судебного речеведения. 
5.  Фундаментальные науки, изучающие речь и судебное ре-

чеведение.

6.  Место судебного речеведения в системе научного знания 

о речи.

7.  Судебное речеведение в России и за рубежом: сравни-

тельный анализ.

8.  Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и 

различное.

9.  Судебное речеведение и судебная фонетика: общее и 

различное.

10.  Судебное речеведение и судебная риторика (ораторика): 

общее и различное.

11.  Речь: понятие, термины.
12. Речевая коммуникация, речевая деятельность, речевое 

поведение. 

13.  Речевой акт, речевая способность, речевой навык. 
14. Дискурс. 
15.  Речь как реализация функций языка. 
16.  Продукт речевой деятельности.  


background image

38

17. Речевое произведение. 
18. Механизмы речи. 
19.  Основы теории речеобразования. 
20.  Речепорождение и речевосприятие. 
21.  Речевая деятельность и языковая личность. 
22. Речевая «полифония.

5.3.  Вопросы для промежуточной аттестации
 

по второму разделу

1.  Высказывание и речевой акт. 
2.  Архитектоника речевого объекта (континуума). 
3.  Речевая сегментология. Единицы речи. 
4.  Систематизация продуктов речевой деятельности. 
5.  Устная и письменная речь. 
6. Интернет-коммуникация. 
7. СМС-коммуникация. 
8. Невербальная 

коммуникация. 

9.  Виды речи как деятельности.
10. Речевая деятельность в судопроизводстве: формы и 

виды, средства документирования (фиксации) продуктов речевой 
деятельности в судопроизводстве.

11.  Теория отражения и следообразование в процессе рече-

вой деятельности.

12.  Речь как средство (инструмент) правонарушения.
13.  Речевые следы в криминалистике.
14. Речевой «генотип» конфликтогенности, коммуникатив-

ной «неудачи», манипулятивного воздействия, криминогенности.

15.  Продукт речевой деятельности как объект противоправ-

ного посягательства.

16.  Охраноспособность речевых произведений. 
17. Речевая коммуникация в процессуальных действиях 

(речь в судебном заседании, на предварительном следствии, про-
токолирование речи, речь в судебных актах и иных процессуальных 
документах). 

18. Понятие фиксации криминалистически значимой рече-

вой информации. 

19.  Вербальная, графическая, визуальная и звуковая форма 

фиксации речевой информации, имеющей доказательственное 
значение. 

20.  Речевые объекты в аспекте их судебно-экспертного ис-

следования. 

21.  Судебное речеведение как научная основа класса судеб-

ных речеведческих экспертиз. 

22.  Место речеведческих экспертиз в классификации судеб-

ных экспертиз. 

23.  Классификация судебных речеведческих экспертиз  и их 

объектов. 


background image

39

24.  Роды (виды) речеведческих экспертиз и их родовые (ви-

довые) объекты (САЭ, СЛЭ, СПЭ, СФЭ речи). 

25.  Система знаний об условиях и закономерностях речево-

го поведения человека, определяющих индивидуальность пись-
менной и устной речи, ее динамическую устойчивость и вариатив-
ность. 

26.  Понятия устно-речевого и письменно-речевого навыков. 
27. Понятие речедвигательного функционально-динамиче-

ского комплекса. Организация ФДК навыков как функциональной 
динамической системы и отражение параметров ФДК в речи. 

28.  Письменно-двигательный и устно-двигательный ФДК. 
29. Криминалистическое учение о признаках автора и/или 

исполнителя речевого произведения. 

30.  Идентификационные и диагностические признаки в уст-

ной и письменной речи.

31.  Субъект речеведческих экспертиз и его общекультурные, 

профессиональные и дополнительные компетенции. 

32. Профессиограмма эксперта-речеведа. 
33. Специфика подготовки экспертов-речеведов в сфере 

высшего профессионального образования. 

34.  Язык эксперта-речеведа, система понятий судебных ре-

чеведческих экспертиз, их формализация и унификация. 

35. Психологические основы деятельности эксперта-рече-

веда. 

36.  Методология судебного речеведения. 
37.  Методы и средства судебно-экспертного исследования 

продуктов речевой деятельности и их классификация. 

38. Процесс экспертного исследования продукта речевой 

деятельности и его основные стадии. 

39.  Формализация процедур судебно-экспертного исследо-

вания продуктов речевой деятельности. 

40. Типовые судебно-экспертные методики исследования 

продуктов речевой деятельности. 

41. Специфика иллюстрирования результатов экспертного 

исследования продуктов речевой деятельности.

42. Влияние интеграция и дифференциация специального 

знания на методы судебного речеведения.


background image

40

6. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ

п

/

п

Наименование

 

раздела

 (

темы

)

учебной

дисциплины

Коды

формируе

-

мых

 

компе

-

тенций

Планируемый

 

результат

 

обучения

Раздел

 I

Модуль

 

 1

1

Тема

 1. 

Понятие

 

и

 

сущность

 

су

-

дебногоречеве

-

дения

ОК

-1

ОК

-13

ОК

-16

ПК

-20

ПК

-21

Студент

 

должен

знать

:

 

основные

 

положения

 

научной

 

теории

 

судебного

 

речеведения

 

основные

 

понятия

 

и

 

категории

 

судебного

 

рече

-

ведения

;

 

основные

 

этапы

 

развития

 

судебного

 

речеведе

-

ния

 

в

 

России

 

и

 

за

 

рубежом

;

 

место

 

судебного

 

речеведения

 

в

 

системе

 

научного

 

знания

 

о

 

речи

;

уметь

:

 

понимать

 

социальную

 

значимость

 

своей

 

буду

-

щей

 

профессии

цель

 

и

 

смысл

 

государственной

 

службы

;

 

оперировать

 

понятиями

 

и

 

категориями

 

судебно

-

горечеведения

;

 

определять

 

место

 

судебного

 

речеведения

 

в

 

си

-

стеме

 

научного

 

знания

 

о

 

речи

;

 

осуществлять

 

письменную

 

и

 

устную

 

коммуни

-

кацию

 

на

 

русском

 

языке

логически

 

верно

ар

-

гументированно

 

и

 

ясно

 

строить

 

устную

 

и

 

пись

-

менную

 

речь

публично

 

представлять

 

результаты

 

исследований

вести

 

полемику

 

и

 

дискуссии

владеть

 

терминологией

 

судебногоречеведения

;

 

необходимым

 

понятийным

 

аппаратом

 

и

 

опери

-

ровать

 

специальными

 

терминами

;

 

навыками

 

работы

 

с

 

различными

 

источниками

 

информации

компьютерной

 

техникой

Тема

 2. 

Этапы

 

становления

 

су

-

дебного

 

речеве

-

дения
Тема

 3. 

Место

 

судебного

 

ре

-

чеведения

 

в

 

си

-

стеме

 

научного

 

знания

 

о

 

рече

-

вой

 

деятельно

-

сти

 (

речи

)

Тема

 4. 

Судеб

-

ное

 

речеведение

 

в

 

России

 

и

 

за

 

ру

-

бежом

Модуль

 

 2

2

Тема

 5. 

Судеб

-

ное

 

речеведе

-

ние

 

и

 

судебная

 

лингвистика

ОК

-1

ОК

-13

ОК

-16

ПК

-20

ПК

-21

Студент

 

должен

знать

:

 

механизмы

 

речи

;

 

физиологическую

 

и

 

психическую

 

основы

 

рече

 

порождения

 

и

 

речевосприятия

;

 

речевые

 

продукты

 

и

 

речевые

 

произведения

;

уметь

:

 

выявлять

 

сущностные

 

и

 

содержательные

 

аспек

-

ты

 

сходства

 

и

 

различия

 

судебного

 

речеведения

 

и

 

судебной

 

лингвистики

;

Тема

 6. 

Речевая

 

деятельно сть

 

(

речь

): 

понятие

термины

про

-

дукт