Файл: РП Судебное речеведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 823

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Критерии оценки информационного проекта:

1. 

Информативность

. Предпочтение отдается содержа-

нию, которое несёт конкретную идею или информацию перед три-
виальным, проходным, изложенным в «декоративных» целях.

2. 

Логичность и убедительность

. Последовательность 

может быть чёткой цепочкой формально-логических рассуждений, 
а может быть набором ярких, выразительных и наглядных приме-
ров; в любом случае ценится понимание задачи, которую автор 
презентации ставит перед собой, и последовательность, с которой 
он решает её. Ценится также продуманный порядок слайдов.

3. 

Лаконичность. 

Информация не должна быть перегруже-

на деталями, в особенности такими, которые отвлекают внимание 
от главной идеи. Приветствуется отказ от мелких деталей. Исполь-
зование карт, схем, блок-схем, диаграмм и пр. может быть призна-
но удачным только в том случае, если они выполнены в достаточно 
генерализованном виде; чрезмерная детализация считается недо-
статком.

4. 

Этичность

. Высоко оценивается проект, не использу-

ющий некорректные приёмы, образы, которые могут оскорбить 
часть аудитории, задеть те или иные чувства слушателей. Привет-
ствуется также отказ от чересчур грубых, навязчивых, «рекламных» 
техник. Высоко оценивается дружественный стиль проекта, уме-
ренность в использовании негативных образов, мрачных красок, 
апелляций к отрицательным эмоциям.

5. 

Культура исполнения

. Учитывается то, насколько акку-

ратно и симметрично расположены элементы, подобраны шрифты 
и цвета, обоснованно использованы те или иные цветовые реше-
ния (контрастные, близкие по тону и т.п.).

6. 

Техническая изощрённость. 

Учитывается уровень вла-

дения программными средствами, используемыми при подготов-
ке проекта, способность самостоятельно подготовить изобрази-
тельный материал и удачно его использовать.

7. 

Выразительность. 

Предпочтение отдается графическо-

му решению перед текстовым, схематичному, но наглядному ри-
сунку перед фотографией.

8. 

Чувство меры в использовании выразительных 

средств

. Использование анимации, звуковых эффектов должно 

быть мотивированным, производимое впечатление должно рабо-
тать на общую идею. В любом случае эффектных решений не долж-
но быть слишком много.

Рейтинговая система оценки информационного
проекта:
Содержание (от 1 до 4 баллов)

Название, план работы отражает содержание, рисунки соот-

ветствуют тексту — 1.

Информативность — 1.
Текст четкий и ясный, без лишних слов — 1.


background image

32

Работа логически завершена и соответствует поставленной 

цели — 1.

Создание слайдов (от 1 до 3 баллов)

Культура исполнения — 1.
Использование эффектов
(звук, рисунки, анимация, графики) — 1.
Применение средств Интернета — 1.

Публичная защита (2 балла)

Речевое оформление проекта — 2.

Организация (1 балл)

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабо-

чих материалов

Общий максимальный балл 

— 10.

3.5.4. Самостоятельная работа студентов
 

  в виде написания эссе

Эссе 

 

рассуждение небольшого объема со свободной ком-

позицией. Эссе студента — это самостоятельная письменная ра-
бота на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит 
в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и 
письменного изложения собственных мыслей.

Требования к эссе:

 

четкое изложение сути поставленной проблемы, 

 

самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с 

использованием концепций и аналитического инструментария, 
рассматриваемого в рамках судебного речеведения, 

 

выводы, обобщающие авторскую позицию по поставлен-

ной проблеме. 

Формы эссе

: теоретическое рассуждение по конкретной 

проблеме; анализ имеющихся статистических данных по изучае-
мой проблеме; анализ материалов из средств массовой инфор-
мации с использованием изучаемых моделей; подробный разбор 
предложенной задачи с развернутыми мнениями; подбор и де-
тальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему.

Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, 

основанные на классической системе доказательств.

Структура эссе

1. Титульный 

лист

 (заполняется по единой форме, приня-

той в МГЮА).

2. Введение

 — суть и обоснование выбора данной темы, 

состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистиче-
ски; На этом этапе важно правильно 

сформулировать вопрос, на 

который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследо-
вания. 

При работе над введением могут помочь ответы на следую-

щие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучав-


background image

33

шим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является 
важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в 
мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколь-
ко более мелких подтем?». 

3. Основная часть

 — теоретические основы выбранной 

проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предпола-
гает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, ис-
ходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому 
вопросу. Важное значение имеют 

подзаголовки

, на основе которых 

осуществляется структурирование аргументации; именно здесь не-
обходимо обосновать (логически, используя данные или строгие 
рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Один параграф 
должен содержать только одно утверждение и соответствующее 
доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным 
материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы ар-
гументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пре-
делах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной 
мысли. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инстру-
мента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

4. Заключение

 — обобщения и аргументированные выво-

ды по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытожива-
ет эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значе-
ние изложенного в основной части. 

Приемы, рекомендуемые для составления заключения: по-

вторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. За-
ключение может содержать такой очень важный, дополняющий 
эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследо-
вания, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Модель написания эссе

1. Обдумывание

: выбор темы и проблемы, оценка наличия 

исходного материала, который будет использован (конспекты про-
читанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, соб-
ственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме).

2. Планирование

 — определение цели, основных идей, ис-

точников информации, сроков окончания и представления работы. 

Цель

 должна определять действия. 

Идеи

, как и цели, могут быть 

конкретными и общими, более абстрактными. Составление плана 
эссе, формулировка подзаголовков на основе ключевых слов.

3. Написание: 

качество обработки имеющегося исходного 

материала (его организация, аргументация и доводы); аргумента-
ция должна соотноситься с рассматриваемой в эссе проблемой).

В зависимости от поставленного вопроса анализ прово-

дится на основе следующих категорий: причина — следствие, 
общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, по-
стоянство — изменчивость. Мысли, чувства, взгляды и пред-
ставления автора эссе могут быть выражены в форме аналогий, 


background image

34

ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргумен-
тов, доводов и т.д.

Аналогии

 — выявление идеи и создание представлений, 

связь элементов значений.

Ассоциации 

— отражение взаимосвязей предметов и явле-

ний действительности в форме закономерной связи между нерв-
но — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный 
стимул выдать «первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения

 — утверждение, не подтвержденное ника-

кими доказательствами.

Рассуждения 

— формулировка и доказательство мнений.

Аргументация 

– ряд связанных между собой суждений, кото-

рые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) 
в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение

 — фраза или предложение, для которого имеет 

смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы 

— обоснование того, что заключение верно абсо-

лютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов 
используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные 
суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, кос-
венные, «от противного»,«методом исключения») и т.д.

Проверка и правка

: проверка логики доказывания, аргумен-

тированного изложения (анализ подзаголовков, их последователь-
ности), проверка Заключения на логичность выводов, соотнесение 
их с целью эссе, сформулированной во Введении. Поверка стиля и 
речевого оформления эссе. Внесение поправок в текст эссе.

Критерии оценки эссе:

• 

соответствие теме (выбранной проблеме) — 1 балл;

• 

новизна и оригинальность авторской трактовки пробле-
мы — 1 балл;

• 

логика доказывания, аргументированность — 1 балл;

• 

логичность выводов и обобщений —1 балл;

• 

оформление эссе, в том числе использование иллюстра-
тивного материала — 1 балл.

• 

Максимальное количество баллов — 5.

По усмотрению преподавателя эссе могут быть представ-

лены на практических занятиях в виде проблемных публичных 
выступ лений, в рамках дискуссий, круглых столов.

3.5.5. Самостоятельная работа студентов 
 

  в виде подготовки рефератов

Реферат 

— краткое изложение в письменном виде или в 

форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, 
обзор литературы по теме (темы рефератов приведены в перечне 
заданий к практическим занятиям).


background image

35

Требования к реферату:

• 

содержательность (изложение конкретного материала пер-
воисточника, опора на надежные источники информации);

• 

изложение материала должно носить проблемно-темати-
ческий характер; 

• 

должны быть отражены различные точки зрения на проб-
лему или предмет рассмотрения

• 

должны быть отражены взгляды автора реферата на проб-
лему; 

• 

структура реферата должна быть логичной;

• 

реферат должен быть написан грамотным литературным 
языком;

• 

объём реферата от 5 до 15 машинописных страниц. 

Структура реферата:

• Титульный 

лист.

• Содержание.
•  Введение (постановка вопроса, обоснование выбора 

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и 
задачи реферата, даётся характеристика используемой 
литературы).

• 

Основная часть (может состоять из глав и (или) параграфов, 
которые раскрывают отдельную проблему или одну из её 
сторон и логически являются продолжением друг друга).

• 

Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основ-
ные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

• 

Список литературы (в списке литературы должно быть не 
менее 8–10 различных источников, в том числе интернет- 
источников).

• 

Приложения (иллюстрации, таблицы, графики, схемы, ри-
сунки).

• 

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в ос-
новном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата:

• 

соответствие теме — 1 балл;

• 

глубина проработки материала — 1 балл;

• 

правильность и полнота использования источников — 
1 балл;

• 

владение терминологией и культурой речи — 1 балл;

• 

оформление реферата, оформление библиографических 
ссылок — 1 балл.

Максимальное количество баллов — 5.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть пред-

ставлены на практических занятиях в виде публичных выступлений.