ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 823
Скачиваний: 4
31
Критерии оценки информационного проекта:
1.
Информативность
. Предпочтение отдается содержа-
нию, которое несёт конкретную идею или информацию перед три-
виальным, проходным, изложенным в «декоративных» целях.
2.
Логичность и убедительность
. Последовательность
может быть чёткой цепочкой формально-логических рассуждений,
а может быть набором ярких, выразительных и наглядных приме-
ров; в любом случае ценится понимание задачи, которую автор
презентации ставит перед собой, и последовательность, с которой
он решает её. Ценится также продуманный порядок слайдов.
3.
Лаконичность.
Информация не должна быть перегруже-
на деталями, в особенности такими, которые отвлекают внимание
от главной идеи. Приветствуется отказ от мелких деталей. Исполь-
зование карт, схем, блок-схем, диаграмм и пр. может быть призна-
но удачным только в том случае, если они выполнены в достаточно
генерализованном виде; чрезмерная детализация считается недо-
статком.
4.
Этичность
. Высоко оценивается проект, не использу-
ющий некорректные приёмы, образы, которые могут оскорбить
часть аудитории, задеть те или иные чувства слушателей. Привет-
ствуется также отказ от чересчур грубых, навязчивых, «рекламных»
техник. Высоко оценивается дружественный стиль проекта, уме-
ренность в использовании негативных образов, мрачных красок,
апелляций к отрицательным эмоциям.
5.
Культура исполнения
. Учитывается то, насколько акку-
ратно и симметрично расположены элементы, подобраны шрифты
и цвета, обоснованно использованы те или иные цветовые реше-
ния (контрастные, близкие по тону и т.п.).
6.
Техническая изощрённость.
Учитывается уровень вла-
дения программными средствами, используемыми при подготов-
ке проекта, способность самостоятельно подготовить изобрази-
тельный материал и удачно его использовать.
7.
Выразительность.
Предпочтение отдается графическо-
му решению перед текстовым, схематичному, но наглядному ри-
сунку перед фотографией.
8.
Чувство меры в использовании выразительных
средств
. Использование анимации, звуковых эффектов должно
быть мотивированным, производимое впечатление должно рабо-
тать на общую идею. В любом случае эффектных решений не долж-
но быть слишком много.
Рейтинговая система оценки информационного
проекта:
Содержание (от 1 до 4 баллов)
Название, план работы отражает содержание, рисунки соот-
ветствуют тексту — 1.
Информативность — 1.
Текст четкий и ясный, без лишних слов — 1.
32
Работа логически завершена и соответствует поставленной
цели — 1.
Создание слайдов (от 1 до 3 баллов)
Культура исполнения — 1.
Использование эффектов
(звук, рисунки, анимация, графики) — 1.
Применение средств Интернета — 1.
Публичная защита (2 балла)
Речевое оформление проекта — 2.
Организация (1 балл)
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабо-
чих материалов
Общий максимальный балл
— 10.
3.5.4. Самостоятельная работа студентов
в виде написания эссе
Эссе
—
рассуждение небольшого объема со свободной ком-
позицией. Эссе студента — это самостоятельная письменная ра-
бота на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит
в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и
письменного изложения собственных мыслей.
Требования к эссе:
—
четкое изложение сути поставленной проблемы,
—
самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с
использованием концепций и аналитического инструментария,
рассматриваемого в рамках судебного речеведения,
—
выводы, обобщающие авторскую позицию по поставлен-
ной проблеме.
Формы эссе
: теоретическое рассуждение по конкретной
проблеме; анализ имеющихся статистических данных по изучае-
мой проблеме; анализ материалов из средств массовой инфор-
мации с использованием изучаемых моделей; подробный разбор
предложенной задачи с развернутыми мнениями; подбор и де-
тальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему.
Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы,
основанные на классической системе доказательств.
Структура эссе
1. Титульный
лист
(заполняется по единой форме, приня-
той в МГЮА).
2. Введение
— суть и обоснование выбора данной темы,
состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистиче-
ски; На этом этапе важно правильно
сформулировать вопрос, на
который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследо-
вания.
При работе над введением могут помочь ответы на следую-
щие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучав-
33
шим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является
важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в
мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколь-
ко более мелких подтем?».
3. Основная часть
— теоретические основы выбранной
проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предпола-
гает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, ис-
ходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому
вопросу. Важное значение имеют
подзаголовки
, на основе которых
осуществляется структурирование аргументации; именно здесь не-
обходимо обосновать (логически, используя данные или строгие
рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Один параграф
должен содержать только одно утверждение и соответствующее
доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным
материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы ар-
гументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пре-
делах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной
мысли. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инстру-
мента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
4. Заключение
— обобщения и аргументированные выво-
ды по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытожива-
ет эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значе-
ние изложенного в основной части.
Приемы, рекомендуемые для составления заключения: по-
вторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. За-
ключение может содержать такой очень важный, дополняющий
эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследо-
вания, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Модель написания эссе
1. Обдумывание
: выбор темы и проблемы, оценка наличия
исходного материала, который будет использован (конспекты про-
читанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, соб-
ственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме).
2. Планирование
— определение цели, основных идей, ис-
точников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель
должна определять действия.
Идеи
, как и цели, могут быть
конкретными и общими, более абстрактными. Составление плана
эссе, формулировка подзаголовков на основе ключевых слов.
3. Написание:
качество обработки имеющегося исходного
материала (его организация, аргументация и доводы); аргумента-
ция должна соотноситься с рассматриваемой в эссе проблемой).
В зависимости от поставленного вопроса анализ прово-
дится на основе следующих категорий: причина — следствие,
общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, по-
стоянство — изменчивость. Мысли, чувства, взгляды и пред-
ставления автора эссе могут быть выражены в форме аналогий,
34
ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргумен-
тов, доводов и т.д.
Аналогии
— выявление идеи и создание представлений,
связь элементов значений.
Ассоциации
— отражение взаимосвязей предметов и явле-
ний действительности в форме закономерной связи между нерв-
но — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный
стимул выдать «первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения
— утверждение, не подтвержденное ника-
кими доказательствами.
Рассуждения
— формулировка и доказательство мнений.
Аргументация
– ряд связанных между собой суждений, кото-
рые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя)
в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение
— фраза или предложение, для которого имеет
смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы
— обоснование того, что заключение верно абсо-
лютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов
используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные
суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, кос-
венные, «от противного»,«методом исключения») и т.д.
Проверка и правка
: проверка логики доказывания, аргумен-
тированного изложения (анализ подзаголовков, их последователь-
ности), проверка Заключения на логичность выводов, соотнесение
их с целью эссе, сформулированной во Введении. Поверка стиля и
речевого оформления эссе. Внесение поправок в текст эссе.
Критерии оценки эссе:
•
соответствие теме (выбранной проблеме) — 1 балл;
•
новизна и оригинальность авторской трактовки пробле-
мы — 1 балл;
•
логика доказывания, аргументированность — 1 балл;
•
логичность выводов и обобщений —1 балл;
•
оформление эссе, в том числе использование иллюстра-
тивного материала — 1 балл.
•
Максимальное количество баллов — 5.
По усмотрению преподавателя эссе могут быть представ-
лены на практических занятиях в виде проблемных публичных
выступ лений, в рамках дискуссий, круглых столов.
3.5.5. Самостоятельная работа студентов
в виде подготовки рефератов
Реферат
— краткое изложение в письменном виде или в
форме публичного доклада содержания научного труда или трудов,
обзор литературы по теме (темы рефератов приведены в перечне
заданий к практическим занятиям).
35
Требования к реферату:
•
содержательность (изложение конкретного материала пер-
воисточника, опора на надежные источники информации);
•
изложение материала должно носить проблемно-темати-
ческий характер;
•
должны быть отражены различные точки зрения на проб-
лему или предмет рассмотрения
•
должны быть отражены взгляды автора реферата на проб-
лему;
•
структура реферата должна быть логичной;
•
реферат должен быть написан грамотным литературным
языком;
•
объём реферата от 5 до 15 машинописных страниц.
Структура реферата:
• Титульный
лист.
• Содержание.
• Введение (постановка вопроса, обоснование выбора
темы, её значимость и актуальность, указываются цель и
задачи реферата, даётся характеристика используемой
литературы).
•
Основная часть (может состоять из глав и (или) параграфов,
которые раскрывают отдельную проблему или одну из её
сторон и логически являются продолжением друг друга).
•
Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основ-
ные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
•
Список литературы (в списке литературы должно быть не
менее 8–10 различных источников, в том числе интернет-
источников).
•
Приложения (иллюстрации, таблицы, графики, схемы, ри-
сунки).
•
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в ос-
новном тексте, так и в качестве приложений.
Критерии оценки реферата:
•
соответствие теме — 1 балл;
•
глубина проработки материала — 1 балл;
•
правильность и полнота использования источников —
1 балл;
•
владение терминологией и культурой речи — 1 балл;
•
оформление реферата, оформление библиографических
ссылок — 1 балл.
Максимальное количество баллов — 5.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть пред-
ставлены на практических занятиях в виде публичных выступлений.