Файл: РП Судебное речеведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 825

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

7.  Идентификационные и диагностические признаки в уст-

ной и письменной речи.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Повторить материалы предшествующих курсов лингви-

стической базы, а также курса «Теория судебной экспертизы». 

2.  Из учебной литературы и словарей выписать дефиниции 

«навык», «устно-речевой навык», «письменно-речевой навык», ФДК 
и подобрать примеры.

3.  Подготовиться к занятию в форме «круглого стола».

Практическое занятие 20

(фронтальная беседа, метод проектов, практика публичного
выступления, работа в малых группах)

Тема 13.  Субъект речеведческих экспертиз 
 

   

  и его компетенциия 

(2 часа)

План занятия

1.  Субъект речеведческих экспертиз 
2.  Общекультурные, профессиональные и дополнительные 

компетенции эксперта-речеведа.

3.  Психологические основы деятельности эксперта-речеведа.
4. Психограмма 

эксперта-речеведа.

5. Профессиограмма 

эксперта-речеведа. 

6.  Специфика подготовки экспертов-речеведов в сфере 

высшего профессионального образования.

7.  Язык эксперта-речеведа, система понятий судебных ре-

чеведческих экспертиз, их формализация и унификация.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Систематизировать знания по терминологии судебных 

речеведческих экспертиз, составить глоссарий (работа в малых 
группах по видам экспертиз).

2.  Практическая работа № 7 (в группе и индивидуально) 

Психограмма эксперта-речеведа. Оформление результатов рабо-
ты в виде презентации и письменной работы. Модель выполнения 
работы размещена на электронном ресурсе.

3.  Практическая работа № 8. Профессиограмма эксперта-

речеведа (работа в малых группах по видам экспертиз). Оформ-
ление результатов работы в виде презентации и письменной ра-
боты. Модель выполнения работы размещена на электронном 
ресурсе. 

Практическое занятие 21

(беседа, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 14.  Методология судебного речеведения 

(2 часа)

План занятия

1.  Методы и средства судебно-экспертного исследования 

продуктов речевой деятельности и их классификация. 


background image

27

2.  Процесс экспертного исследования продукта речевой 

деятельности и его основные стадии.

3.  Сущность комплексного подхода к судебно-экспертному 

исследованию продуктов речевой деятельности.

4.  Типовые судебно-экспертные методики исследования 

продуктов речевой деятельности.

5.  Влияние интеграция и дифференциация специального 

знания на методы судебного речеведения.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Изучить и систематизировать методы и средства судеб-

но-экспертного исследования продуктов речевой деятельности.

2.  На основе изучения специальной литературы предложить 

алгоритм экспертного исследования продуктов речевой деятель-
ности.

Проекты, презентации, рефераты

1.  Формализация процедур судебно-экспертного исследо-

вания продуктов речевой деятельности.

2.  Лингвистические программы и ресурсы, способствую-

щие формализации процедур судебно-экспертного исследования 
продуктов речевой деятельности.

3.  Специфика иллюстрирования результатов экспертного 

исследования продуктов речевой деятельности.

Практическое занятие 22 

(практическая работа (эссе), итоговое тестирование)

Тема 14.  Методология судебного речеведения 

(2 часа)

План занятия

1.  Практическая работа (эссе). 
2. Итоговое 

тестирование.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Подготовиться к практической работе (эссе). Вопросы и 

темы эссе размещены на электронном ресурсе.

2.  Подготовиться к итоговому тестированию по курсу «Су-

дебное речеведение» 

(кейс-задания размещены на электронном 

ресурсе).

Тесты по каждой теме в режиме тренинг размещены  в систе-

ме обучения 

Elearning 

(доступ через 

План занятия

).

3.5.  Самостоятельная работа студентов

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов по дис-

циплине «Судебное речеведение» выполняется в следующих ви-
дах:

 

подготовка реферата; 

 

составление терминологического глоссария; 

 

составление тезисов доклада или научной статьи; 


background image

28

 

составление библиографического списка по определен-

ной проблеме, 

 

составление схем, диаграмм и сравнительных таблиц; 

 

подготовка презентации на заданную тему по материа-

лам интернет-ресурсов; 

 

подготовка плана — проспекта дискуссии (круглого сто-

ла) по теме; 

 

разработка групповых проектов; 

 

разработка индивидуальных проектов;

 

написание эссе по теме. 

Выполнение практических работ:

 

выполнение письменных практических работ; 

 

выполнение тестовых заданий (тренинг и самопроверка) 

по отдельным темам и модулям в системе Elearning;

 

выполнение индивидуальных заданий, кейс-заданий.

3.5.1.  Модель самостоятельной работы студентов

Тема 13.  Субъект речеведческих экспертиз
 

   

  и его компетенции 

Виды

деятельности

 

студентов

(

слушателей

)

Формиру

-

емые

 

ком

-

петенции

Проектируемые

 

резуль

-

таты

освоения

дисциплины

Итоговый

продукт

самостоятельной

 

работы

Способы

 

оценки

Работа

 

в

 

малых

 

группах

 

 

подготовка

 

проекта

 «

Про

-

фессиограмма

 

эксперта

-

рече

-

веда

»

ОК

-1,

ОК

-13,

ОК

-16;

ПК

-8,

ПК

-20,

ПК

-21

Студент

 

должен

 

знать

общекультурные

,

профессиональные

и

 

дополнительные

 

компетенции

 

эксперта

-

речеведа

;

уметь

:

 

применять

 

полу

-

ченные

 

знания

 

и

 

навыки

 

при

 

освоении

 

и

 

разра

-

ботке

 

профессиограммы

 

эксперта

 

в

 

определенном

 

виде

 

экспертиз

;

использовать

 

техниче

-

ские

 

средства

 

и

 

методики

 

анализа

 

компетентности

 

эксперта

 

на

 

практике

;

владеть

:

методикой

 

подбора

 

и

 

анализа

 

информации

 

из

 

интернет

-

источников

статистической

 

и

 

науч

-

ной

 

литературы

методи

-

кой

 

проведения

 

опроса

 

и

 

самоанализа

проект

 «

Про

-

фессиограмма

 

эксперта

-

речеведа

 

(

фоноскописта

почерковеда

автороведа

специ

-

алиста

 

в

 

области

 

лингвистической

 

экспертизы

 

и

 

т

.

д

.)»

Учет

 

вы

-

полненной

 

работы

 

при

 

начислении

 

баллов

 

для

 

рубежного

 

контроля

 

по

 

учебной

 

дис

-

циплине

.

Балльно

-

рейтинговая

 

оценка

 

про

-

екта

 

в

 

целом

а

 

также

 

презентации

публичного

 

выступления


background image

29

3.5.2. Модель самостоятельной работы
 

  студентов над проектом

1.  Этап подготовки: распределение студентов на малые 

группы, выбор каждой группой определенного вида речеведческих 
экспертиз (фоноскопической, автороведческой, почерковедче-
ской, лингвистической), определение перспективы исследования, 
выработка плана действий, распределение ролей в команде, опре-
деление источников информации, способов сбора и анализа ин-
формации.

2.  Этап работы над проектом: процесс сбора информации 

для построения профессиограммы,

• 

разработка профессиографического опросника, содер-

жащего перечень признаков, степень их важности и периодично-
сти применения качеств, предварительно отобранных компетент-
ными экспертами; 

• 

проведение опроса (или анкетирования) экспертов вы-

бранного профиля; 

• 

при заполнении профессиографического опросника сле-

дует отметить порядковый номер важного для данной профессии 
качества;

• 

степень важности обозначить в соответствующей графе 

числовым и буквенным кодом по следующей системе;

 



важность качества:

 



1 — совершенно необходимо;

 



2 — весьма желательно;

 



3 — желательно;

 



4 — почти безразлично;

 



качество требуется:

 



ПС — постоянно,

 



ПР — периодически,

 



ИН — иногда. 

• 

Форма профессиографического опросника:

Номер

 

Признак

 

 

Код

 

числовой

 (

важность

)

буквенный

 (

периодичность

)

• 

Обсуждение промежуточных результатов членами рабо-

чей группы, при необходимости консультация преподавателя.

3.  Этап систематизации собранной информации, обоб-

щения полученных результатов, представление результатов виде 
таблиц, диаграмм, создание презентации, подготовка публичного 
выступления. 

4.  Качественный самоанализ, самооценка проекта, достиг-

нутых результатов 

по параметрам работы группы:

• 

продуктивность (вклад здоровых идей в общую «копилку» 

группы);


background image

30

• 

скорость и эффективность работы;

• организованность;
• 

качественные коммуникации (умения слышать друг дру-

га, отстаивание собственной позиции).

5.  Защита проекта, при которой студенты, наряду с препо-

давателем участвуют в оценке своей деятельности 

покритериями 

содержания и презентации проекта:

• 

видение проблемной ситуации;

• 

актуализация и формулировка проблемы;

• 

выходы на неординарные решения;

• 

новизна, полнота, глубина раскрытия поставленной проб-

лемы;

• 

коммуникативные навыки защиты проекта;

• 

эстетическое оформление проекта.

3.5.3.  Модель самостоятельной работы студентов
 

  над индивидуальным информационным

 

  проектом (темы даны в перечне заданий

 

  к практическим занятиям)

1. 

Начальный этап: 

• 

выберите тему проекта,

• подберите 

информацию, 

•  произведите поиск информации в сети Интернет–ис-

пользование web-браузеров, баз данных, пользование 
информационно-поисковыми и информационно-спра-
вочными системами, автоматизированными библиотеч-
ными системами, электронными журналами;

• 

определите степень изученности темы; 

• 

сформулируйте основную цель проекта.

2. 

Планирование деятельности по выполнению проекта:

• 

сформулируйте и уточните задачи; 

• 

определите средства достижения цели;

• 

ознакомьтесь с библиографией;

• 

выберите и обоснуйте свои критерии успеха.

3. 

Принятие решения по выполнению проекта:

• 

систематизируйте собранную информацию;

• 

проведите анализ и синтез идей;

• 

выберите оптимальный вариант своей деятельности;

• 

составьте и уточните план этой деятельности.

4. 

Выполнение проекта:

• 

проведите работу над проектом;

• оформите 

проект.

5. 

Оценка результатов:

• 

проведите качественный самоанализ, самооценку проек-
та, достигнутых результатов ;

• 

отдайте проект на рецензию.

6. 

Защита проекта.