ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 1539

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Тема 3. Диспозиция. Элокуция. Меморио. Акцио гипокризис 

(2 часа)

1.  Диспозиция (расположение материала речи ) — стратегия и так-

тика изложения собранного материала. 

2.  Риторические традиции и принципы расположения содержания в 

описании. 

3.  Основные стратегии  повествования. 
4.  Рассуждение и хрия — основа судоговорения. 
5.  Элокуция (словесное выражение) — «цветы красноречия». Смыс-

ловые особенности тропов, их риторические возможности и назначение в 
речи. 

6.  Использование тропов в судебных речах. Риторические возможно-

сти и функции тропов и фигур: метафоры, метонимии, иронии и парадокса, 
гиперболы, мейозиса, сравнения, олицетворения, антитезы, градации, 
анафоры, эпифоры, периода, фигур убеждения, украшения и эмоциональ-
ного воздействия на слушателей.

7. Меморио (запоминание). Способы подготовки и произнесения 

публичной (судебной)  речи.

8.  Механическая и ассоциативная память, использование мнемотех-

ник.

9. Акцио гипокризис (произнесение). Техника речи как средство 

речевого воздействия. 

Задания для подготовки к лекции: прочитайте речи знаменитых 

судебных ораторов.

Тема 4. Речевое воздействие 

(2 часа)

 

1.  Факторы, правила и приемы речевого воздействия. 
2.  Условия эффективного речевого воздействия. Коммуникативные 

барьеры.

3.  Вербальное речевое воздействие. 
4.  Невербальное речевое воздействие. Положительный имидж юри-

ста. Значение положительного имиджа юриста для эффективного исполь-
зования прямого и косвенного способов убеждения. 

5. Возможности использования юристом нейролингвистического 

программирования (НЛП). 

6. Технические приемы нейролингвистического программирования 

сознания и поведения слушателей.

Задание для подготовки к лекции: послушайте выступление публич-

ного политика.


background image

17

Тема 5. Основы мастерства публичного выступления юриста 

(2 часа)

1.  Виды публичных выступлений по цели и по форме. Основные тре-

бования к публичному выступлению.

2.  Работа над речевой формой выступления.
3.  Подготовка к публичному выступлению.
4. Начало вступления.
5.  Завершение публичного выступления.

Задание для подготовки к лекции: послушайте выступление публич-

ного политика.

Тема 6. Оратор и аудитория: воздействие и взаимодействие 

(2 часа)

1. Диалогичность выступления.
2.  Этика судебного оратора.
3.  Поведение оратора в аудитории.
4.  Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
5.  Риторические позиции оратора в ходе выступления.
6.   Внешний вид оратора, манера выступления.
7.   Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.
8.  Ответы на вопросы аудитории.

Задания для подготовки к лекции: ознакомиться с речами знамени-

тых судебных ораторов.

Тема 7. Специфика жанров публичного выступления 

(2 часа)

1.  Использование различных жанров публичной речи в юридической 

практике.

2.  Виды и общие правила подготовки информационных выступлений.
3.  Правила подготовки  устного рекламного выступления.
4.  Автобиография, свободный рассказ о себе (самопрезентация).
5.  Рассказ о событии: правила рассказывания о событии.
6.  Протокольно-этикетное выступление: виды и основные требова-

ния. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей.

7. Развлекательное выступление:

 

его основные особенности: случай 

из жизни, анекдот, тост.

8.  Убеждающее выступление и его основные особенности. Судебная 

речь как разновидность убеждающего выступления.


background image

18

9. Аргументация: тезис и аргументы, убедительность аргументов, 

правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргу-
ментации, правила эффективной аргументации. Аргументация в судебных 
речах.

Задания для подготовки к лекции: ознакомиться с речами знамени-

тых судебных ораторов.

3.4. Практические занятия

РАЗДЕЛ I. История ораторского искусства

Тема: «Риторика как наука и учебная дисциплина. Юридическая 

риторика как вид частной риторики» 

(2 часа)

Теоретическая часть:

1. Потребность общества в риторике как в искусстве убеждения и 

общения. Предмет общей риторики.

2. Основные категории риторики.
3. Законы риторики.
4. Предмет и задачи юридической риторики.

Практическая часть:

1. Определите исторические этапы развития риторики как науки о 

трансформации предмета в слово.

2. Раскройте сущность понятия «эффективная речь».
3. Проведите сравнительный анализ и выясните сущность понятий 

«риторика», «диалектика», «софистика», «эристика».

4. Подумайте, какие из известных определений риторики кажутся вам 

наиболее удачными? Мотивируйте свой ответ. Дайте свое определение  
современной риторики.

5. Найдите афоризмы, высказывания о риторике, силе  убеждающего 

слова. 

6. Расскажите об использовании юридической риторики в деятельно-

сти адвоката.

7. Подготовьте сообщение на одну из тем:
1) Юридическая риторика как искусство и область знаний.
2) Риторика как универсальная дисциплина.
3) Особенности современного состояния риторики.
4) Неориторика и психолингвистика.


background image

19

РАЗДЕЛ I. История ораторского искусства

Тема: «Риторический идеал Античности» 

(2 часа)

Теоретическая часть:

1. Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции. Рито-

рика и демократия.

2. Софисты как основатели риторики. Философские основания рито-

рического идеала софистов.

3. Сущность риторического идеала Сократа. Диалоги Платона «Гор-

гий», «Федр», «Софист».

4. Аристотель и  его «Риторика».
5. Красноречие республиканского Рима. Цицерон и его трактаты 

«Оратор», «Об ораторе», «Брут».

6. Ораторское искусство императорского Рима. Риторическое учение 

Квинтилиана.

7. Особенности риторики Древнего Рима и ее отличие от красноречия 

Древней Греции.

8. Назовите основные этапы развития русской риторики.
9. Расскажите о расцвете русского судебного красноречия в конце 

XIX – начале XX века.

Практическая часть:

1. Изучите диалоги Платона «Горгий» и «Федр» и ответьте на вопрос: 

«Каким видит Платон подлинное красноречие?».

2. Ознакомьтесь с содержанием «Риторики» Аристотеля и ответьте на 

вопросы:

1) Почему риторику Аристотеля называют риторикой вероятного, 

возможного?

2) Какие виды речей рассматривал Аристотель в своей «Риторике» и в 

чем он видел их особенности?

3. Проанализируйте содержание трактатов Цицерона «Оратор», «Об 

ораторе», «Брут» и сформулируйте риторический идеал Цицерона.

4. Определите суть риторического идеала Квинтилиана, опираясь 

на содержание его исследования «Образование оратора», и укажите, 
что  отличает риторический идеал Квинтилиана от риторического идеала 
Цицерона.

5. Подготовьте сообщение на одну из тем:
1) Софисты и их убеждающая риторика.
2) Демосфен как «создавший себя оратор».
3) Выдающиеся судебные ораторы России.


background image

20

РАЗДЕЛ II. Риторический канон

Тема: «Инвенция. Топика» 

(2 часа)

Теоретическая часть:

1.  Какие этапы на пути от мысли к слову отражены в классическом 

риторическом каноне?

2. Какую роль играет в этом каноне этап «изобретение»? В чем 

состоит деятельность оратора на этом этапе?

3.  Что такое топика? Какие топы (смысловые модели)  вам известны?
4.  Расскажите о возможности использования топов при «изобрете-

нии» содержания судебной речи.

5.  Выскажите предположения о том, использование каких топов наи-

более характерно для «изобретения» каждой из композиционных частей 
судебной речи. Приведите примеры.

6.  Как вы думаете, почему с течением времени произошло переос-

мысление значения выражения «общее место», в результате чего у него 
возникло второе, «отрицательно-оценочное», значение?

7.  Созданию какого коммуникативного качества речи адвоката спо-

собствует топ «определение»? Приведите примеры.

8.  Как вы думаете, какой из механизмов мысли — анализ или син-

тез — наиболее часто используется в судебной речи?

9. Оцените возможности использования топа «свойства» при изо-

бретении судебной речи. Что бы вы посоветовали в этом отношении начи-
нающему судебному оратору? Приведите примеры из судебных речей.

10.  Кому чаще приходится обращаться к топу «причина и следствие» 

при изобретении содержания речи?

11.  Почему топ «обстоятельства» является основным при построении 

речи защитника? Приведите примеры.

12.   Оцените личность судебного оратора относительно склонности к 

использованию изречений, цитат, сентенций, крылатых выражений, посло-
виц и поговорок в качестве «свидетельства» в защитительной речи? В чем 
в данном случае будет проявляться коммуникативная (риторическая) гра-
мотность  адвоката? 

13. В чем заключаются особенности использования топа «пример» 

в судебной речи и что  может быть использовано в качестве примеров в 
судебной речи?

14.  Охарактеризуйте использование судебным оратором топа «имя». 

Приведите примеры.

Практическая часть:

1. 

Какие топы (смысловые модели) использованы в следующих при-

мерах: