ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 1585
Скачиваний: 7
16
Тема 3. Диспозиция. Элокуция. Меморио. Акцио гипокризис
(2 часа)
1. Диспозиция (расположение материала речи ) — стратегия и так-
тика изложения собранного материала.
2. Риторические традиции и принципы расположения содержания в
описании.
3. Основные стратегии повествования.
4. Рассуждение и хрия — основа судоговорения.
5. Элокуция (словесное выражение) — «цветы красноречия». Смыс-
ловые особенности тропов, их риторические возможности и назначение в
речи.
6. Использование тропов в судебных речах. Риторические возможно-
сти и функции тропов и фигур: метафоры, метонимии, иронии и парадокса,
гиперболы, мейозиса, сравнения, олицетворения, антитезы, градации,
анафоры, эпифоры, периода, фигур убеждения, украшения и эмоциональ-
ного воздействия на слушателей.
7. Меморио (запоминание). Способы подготовки и произнесения
публичной (судебной) речи.
8. Механическая и ассоциативная память, использование мнемотех-
ник.
9. Акцио гипокризис (произнесение). Техника речи как средство
речевого воздействия.
Задания для подготовки к лекции: прочитайте речи знаменитых
судебных ораторов.
Тема 4. Речевое воздействие
(2 часа)
1. Факторы, правила и приемы речевого воздействия.
2. Условия эффективного речевого воздействия. Коммуникативные
барьеры.
3. Вербальное речевое воздействие.
4. Невербальное речевое воздействие. Положительный имидж юри-
ста. Значение положительного имиджа юриста для эффективного исполь-
зования прямого и косвенного способов убеждения.
5. Возможности использования юристом нейролингвистического
программирования (НЛП).
6. Технические приемы нейролингвистического программирования
сознания и поведения слушателей.
Задание для подготовки к лекции: послушайте выступление публич-
ного политика.
17
Тема 5. Основы мастерства публичного выступления юриста
(2 часа)
1. Виды публичных выступлений по цели и по форме. Основные тре-
бования к публичному выступлению.
2. Работа над речевой формой выступления.
3. Подготовка к публичному выступлению.
4. Начало вступления.
5. Завершение публичного выступления.
Задание для подготовки к лекции: послушайте выступление публич-
ного политика.
Тема 6. Оратор и аудитория: воздействие и взаимодействие
(2 часа)
1. Диалогичность выступления.
2. Этика судебного оратора.
3. Поведение оратора в аудитории.
4. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
5. Риторические позиции оратора в ходе выступления.
6. Внешний вид оратора, манера выступления.
7. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.
8. Ответы на вопросы аудитории.
Задания для подготовки к лекции: ознакомиться с речами знамени-
тых судебных ораторов.
Тема 7. Специфика жанров публичного выступления
(2 часа)
1. Использование различных жанров публичной речи в юридической
практике.
2. Виды и общие правила подготовки информационных выступлений.
3. Правила подготовки устного рекламного выступления.
4. Автобиография, свободный рассказ о себе (самопрезентация).
5. Рассказ о событии: правила рассказывания о событии.
6. Протокольно-этикетное выступление: виды и основные требова-
ния. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей.
7. Развлекательное выступление:
его основные особенности: случай
из жизни, анекдот, тост.
8. Убеждающее выступление и его основные особенности. Судебная
речь как разновидность убеждающего выступления.
18
9. Аргументация: тезис и аргументы, убедительность аргументов,
правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргу-
ментации, правила эффективной аргументации. Аргументация в судебных
речах.
Задания для подготовки к лекции: ознакомиться с речами знамени-
тых судебных ораторов.
3.4. Практические занятия
РАЗДЕЛ I. История ораторского искусства
Тема: «Риторика как наука и учебная дисциплина. Юридическая
риторика как вид частной риторики»
(2 часа)
Теоретическая часть:
1. Потребность общества в риторике как в искусстве убеждения и
общения. Предмет общей риторики.
2. Основные категории риторики.
3. Законы риторики.
4. Предмет и задачи юридической риторики.
Практическая часть:
1. Определите исторические этапы развития риторики как науки о
трансформации предмета в слово.
2. Раскройте сущность понятия «эффективная речь».
3. Проведите сравнительный анализ и выясните сущность понятий
«риторика», «диалектика», «софистика», «эристика».
4. Подумайте, какие из известных определений риторики кажутся вам
наиболее удачными? Мотивируйте свой ответ. Дайте свое определение
современной риторики.
5. Найдите афоризмы, высказывания о риторике, силе убеждающего
слова.
6. Расскажите об использовании юридической риторики в деятельно-
сти адвоката.
7. Подготовьте сообщение на одну из тем:
1) Юридическая риторика как искусство и область знаний.
2) Риторика как универсальная дисциплина.
3) Особенности современного состояния риторики.
4) Неориторика и психолингвистика.
19
РАЗДЕЛ I. История ораторского искусства
Тема: «Риторический идеал Античности»
(2 часа)
Теоретическая часть:
1. Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции. Рито-
рика и демократия.
2. Софисты как основатели риторики. Философские основания рито-
рического идеала софистов.
3. Сущность риторического идеала Сократа. Диалоги Платона «Гор-
гий», «Федр», «Софист».
4. Аристотель и его «Риторика».
5. Красноречие республиканского Рима. Цицерон и его трактаты
«Оратор», «Об ораторе», «Брут».
6. Ораторское искусство императорского Рима. Риторическое учение
Квинтилиана.
7. Особенности риторики Древнего Рима и ее отличие от красноречия
Древней Греции.
8. Назовите основные этапы развития русской риторики.
9. Расскажите о расцвете русского судебного красноречия в конце
XIX – начале XX века.
Практическая часть:
1. Изучите диалоги Платона «Горгий» и «Федр» и ответьте на вопрос:
«Каким видит Платон подлинное красноречие?».
2. Ознакомьтесь с содержанием «Риторики» Аристотеля и ответьте на
вопросы:
1) Почему риторику Аристотеля называют риторикой вероятного,
возможного?
2) Какие виды речей рассматривал Аристотель в своей «Риторике» и в
чем он видел их особенности?
3. Проанализируйте содержание трактатов Цицерона «Оратор», «Об
ораторе», «Брут» и сформулируйте риторический идеал Цицерона.
4. Определите суть риторического идеала Квинтилиана, опираясь
на содержание его исследования «Образование оратора», и укажите,
что отличает риторический идеал Квинтилиана от риторического идеала
Цицерона.
5. Подготовьте сообщение на одну из тем:
1) Софисты и их убеждающая риторика.
2) Демосфен как «создавший себя оратор».
3) Выдающиеся судебные ораторы России.
20
РАЗДЕЛ II. Риторический канон
Тема: «Инвенция. Топика»
(2 часа)
Теоретическая часть:
1. Какие этапы на пути от мысли к слову отражены в классическом
риторическом каноне?
2. Какую роль играет в этом каноне этап «изобретение»? В чем
состоит деятельность оратора на этом этапе?
3. Что такое топика? Какие топы (смысловые модели) вам известны?
4. Расскажите о возможности использования топов при «изобрете-
нии» содержания судебной речи.
5. Выскажите предположения о том, использование каких топов наи-
более характерно для «изобретения» каждой из композиционных частей
судебной речи. Приведите примеры.
6. Как вы думаете, почему с течением времени произошло переос-
мысление значения выражения «общее место», в результате чего у него
возникло второе, «отрицательно-оценочное», значение?
7. Созданию какого коммуникативного качества речи адвоката спо-
собствует топ «определение»? Приведите примеры.
8. Как вы думаете, какой из механизмов мысли — анализ или син-
тез — наиболее часто используется в судебной речи?
9. Оцените возможности использования топа «свойства» при изо-
бретении судебной речи. Что бы вы посоветовали в этом отношении начи-
нающему судебному оратору? Приведите примеры из судебных речей.
10. Кому чаще приходится обращаться к топу «причина и следствие»
при изобретении содержания речи?
11. Почему топ «обстоятельства» является основным при построении
речи защитника? Приведите примеры.
12. Оцените личность судебного оратора относительно склонности к
использованию изречений, цитат, сентенций, крылатых выражений, посло-
виц и поговорок в качестве «свидетельства» в защитительной речи? В чем
в данном случае будет проявляться коммуникативная (риторическая) гра-
мотность адвоката?
13. В чем заключаются особенности использования топа «пример»
в судебной речи и что может быть использовано в качестве примеров в
судебной речи?
14. Охарактеризуйте использование судебным оратором топа «имя».
Приведите примеры.
Практическая часть:
1.
Какие топы (смысловые модели) использованы в следующих при-
мерах: