ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2232
Скачиваний: 9
Соглашение
сыграло
значительную
роль
в
развитии
свободной
торговли
.
Но
его
положениями
не
охватывались
вопросы
о
продаже
услуг
и
о
приобретении
интеллектуальной
собственности
.
Плюс
к
этому
в
рамках
ГАТТ
не
было
создано
эффективных
институтов
и
механизмов
принудительного
исполнения
его
положений
Так
называемый
Уругвайский
раунд
международных
переговоров
,
который
длился
с
1986
по
1994
г
.,
завершился
принятием
Заключительного
акта
,
в
который
вошли
ряд
соглашений
и
,
прежде
всего
,
Соглашение
о
формировании
ВТО
.
Еще
одно
соглашение
,
включенное
в
Заключительный
акт
, —
Соглашение
по
торговым
аспектам
прав
интеллектуальной
собственности
(Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPs).
Соглашение
по
торговым
аспектам
прав
интеллектуальной
собственности
—
ТРИПС
—
содержит
положение
,
в
соответствии
с
которым
условиями
членства
в
ВТО
являются
приверженность
страны
к
основным
международным
договорам
по
интеллектуальной
собственности
,
готовность
обеспечить
уровень
ее
охраны
не
меньший
,
чем
это
требуется
по
соответствующим
договорам
,
и
,
что
самое
главное
,
применение
эффективных
механизмов
принудительного
исполнения
договорных
обязательств
.
Положениями
ГАТТ
был
создан
весьма
примитивный
механизм
разрешения
споров
.
Всемирная
торговая
организация
обладает
куда
более
мощными
возможностями
в
этой
области
.
Жалоба
о
несоблюдении
договорных
положений
проходит
в
ВТО
формальную
процедуру
слушаний
в
Комиссии
по
урегулированию
споров
,
включая
апелляционные
стадии
.
Эта
процедура
может
закончиться
либо
отклонением
жалобы
,
либо
подтверждением
факта
нарушения
.
В
случае
установления
нарушения
проигравшей
стороне
дается
разумный
срок
для
его
устранения
.
Если
нарушение
не
устранено
,
ВТО
может
разрешить
выигравшей
дело
стороне
применить
репрессалии
(
осуществить
меры
возмездия
).
Примером
такой
ситуации
может
послужить
жалоба
Соединенных
Штатов
Америки
(
позднее
к
ней
присоединилось
и
Европейское
Сообщество
)
против
Индии
.
США
считали
,
что
Индия
не
выполняет
своих
обязательств
согласно
положениям
Соглашения
ТРИПС
о
постепенном
введении
патентной
охраны
фармацевтической
и
сельскохозяйственной
химической
продукции
.
Эта
жалоба
была
рассмотрена
Комиссией
по
урегулированию
споров
ВТО
.
Индия
после
этого
исправила
ситуацию
,
укрепив
собственную
систему
патентной
регистрации
.
Российская
Федерация
пока
еще
не
является
членом
ВТО
,
хотя
и
выразила
намерение
присоединиться
к
данной
организации
.
Российское
законодательство
об
интеллектуальной
собственности
в
настоящее
время
в
основном
соответствует
требованиям
Соглашения
ТРИПС
и
в
этом
плане
едва
ли
могут
возникнуть
серьезные
препятствия
при
приеме
России
в
ВТО
.
Таким
препятствием
,
однако
,
может
стать
реальное
состояние
дел
с
охраной
прав
на
объекты
интеллектуальной
собственности
в
Российской
Федерации
.
Г
.
Европейский
союз
В
Европейский
союз
входят
страны
,
в
которых
уже
в
течение
длительного
времени
действуют
сильные
системы
охраны
интеллектуальной
собственности
.
Страны
—
члены
ЕС
и
руководящие
органы
ЕС
в
политике
охраны
интеллектуальной
собственности
ставят
ряд
задач
: 1)
усиление
охраны
интеллектуальной
собственности
; 2)
предупреждение
использования
прав
на
интеллектуальную
собственность
в
недобросовестной
конкуренции
; 3)
гармонизация
законодательства
об
интеллектуальной
собственности
; 4)
снижение
уровня
дублирования
усилий
национальных
патентных
служб
и
структур
,
занимающихся
товарными
знаками
.
Для
достижения
этих
целей
в
ЕС
используется
ряд
механизмов
: 1)
издание
обязательных
директив
; 2)
участие
в
работе
основных
международных
организаций
и
в
подготовке
договоров
; 3)
подготовка
договоров
присоединения
для
стран
—
членов
ЕС
(
в
некоторых
случаях
открытых
и
для
других
стран
); 4)
создание
собственных
институтов
,
в
частности
Европейского
патентного
бюро
и
Европейского
бюро
по
товарным
знакам
.
Конкретно
деятельность
ЕС
и
его
институты
будут
описаны
ниже
при
изложении
правил
о
тех
объектах
интеллектуальной
собственности
,
на
которые
они
могут
воздействовать
.
В
1994
г
.
Российской
Федерацией
и
Европейским
союзом
подписано
Соглашение
о
партнерстве
и
сотрудничестве
,
которое
вступило
в
силу
для
России
1
декабря
1997
г
.
Указанное
Соглашение
носит
комплексный
характер
,
поскольку
предусматривает
развитие
политического
диалога
,
содействие
торговле
,
инвестициям
и
гармоничным
экономическим
отношениям
между
сторонами
.
Особое
внимание
в
Соглашении
уделено
обеспечению
должного
уровня
охраны
и
реализации
прав
интеллектуальной
собственности
,
чему
посвящены
ст
. 54
Соглашения
и
Приложение
10.
Подтвердив
значимость
обязательств
,
вытекающих
из
уже
связывающих
их
многосторонних
конвенций
,
стороны
договорились
о
том
,
что
к
концу
пятого
года
после
вступления
в
силу
настоящего
Соглашения
Россия
присоединится
к
Бернской
конвенции
об
охране
2
По
вопросам
текущей
информации
см
.
страницу
в
Интернете
:
литературных
и
художественных
произведений
(
это
произошло
уже
в
1995
г
.),
Международной
конвенции
по
охране
прав
исполнителей
,
изготовителей
фонограмм
и
вещательных
организаций
и
Международной
конвенции
по
охране
новых
сортов
растений
(
это
произошло
в
1997
г
.).
Кроме
того
,
Россия
обязалась
продолжить
совершенствование
механизмов
охраны
интеллектуальной
собственности
с
целью
обеспечения
к
концу
пятого
года
после
вступления
настоящего
Соглашения
в
силу
уровня
охраны
,
аналогичного
уровню
,
существующему
в
Европейском
союзе
,
включая
эффективные
средства
обеспечения
соблюдения
таких
прав
.
Д
.
Североамериканская
ассоциация
свободной
торговли
Члены
Североамериканской
ассоциации
свободной
торговли
:
Канада
,
Мексика
и
Соединенные
Штаты
Америки
—
преуспели
в
деле
унификации
права
интеллектуальной
собственности
в
своих
странах
,
несмотря
на
федеральный
принцип
государственного
устройства
.
Но
НАФТА
(
Североамериканское
соглашение
о
свободе
торговли
)
значительно
слабее
документов
ЕС
в
вопросах
охраны
интеллектуальной
собственности
.
В
этом
Соглашении
не
предусмотрены
полномочия
Ассоциации
издавать
свои
директивы
,
а
также
создание
централизованных
патентного
бюро
и
бюро
по
товарным
знакам
.
В
договоре
о
создании
Ассоциации
не
предусмотрена
разработка
общих
стандартов
охраны
интеллектуальной
собственности
,
нет
и
положения
об
устранении
дискриминационных
требований
в
национальном
законодательстве
.
Положительный
момент
заключается
в
том
,
что
такие
положения
включены
в
Соглашение
ТРИПС
,
и
,
стало
быть
,
в
настоящее
время
отсутствие
их
в
НАФТА
не
имеет
особого
значения
.
Е
.
Евразийская
патентная
организация
Евразийская
патентная
организация
находится
в
Москве
,
использует
ресурсы
патентного
ведомства
бывшего
СССР
и
пользуется
поддержкой
Патентного
ведомства
Российской
Федерации
.
До
распада
СССР
это
ведомство
для
всех
республик
было
центральным
в
патентной
системе
.
Евразийская
патентная
конвенция
,
которая
открыта
для
подписания
всеми
государствами
,
создана
с
целью
использования
оставшейся
инфраструктуры
в
новых
политических
условиях
.
Деятельность
этой
организации
будет
обсуждена
более
подробно
в
разделе
о
патентном
праве
.
Заключив
Евразийскую
патентную
конвенцию
,
независимые
государства
—
республики
бывшего
Советского
Союза
учредили
новую
межправительственную
Евразийскую
патентную
организацию
(
ЕАПО
)
со
штаб
-
квартирой
в
г
.
Москве
.
Органами
данной
Организации
являются
Административный
совет
и
Евразийское
патентное
ведомство
(
ЕАПВ
).
Административный
совет
,
в
котором
на
равных
началах
представлены
все
государства
—
члены
Организации
,
назначает
Президента
Евразийского
патентного
ведомства
,
утверждает
бюджет
Организации
,
а
также
Патентную
,
Финансовую
и
Административную
инструкции
,
одобряет
соглашения
,
заключенные
Организацией
с
государствами
и
межгосударственными
организациями
,
и
решает
другие
вопросы
,
относящиеся
к
его
компетенции
.
Все
вопросы
рассматриваются
на
очередных
(
один
раз
в
календарный
год
)
и
внеочередных
заседаниях
Административного
совета
,
в
которых
с
правом
совещательного
голоса
принимает
участие
и
полномочный
представитель
ВОИС
.
Все
административные
функции
Организации
,
включая
рассмотрение
заявок
и
выдачу
евразийских
патентов
,
выполняет
Евразийское
патентное
ведомство
(
г
.
Москва
),
которое
возглавляется
Президентом
и
в
штате
которого
каждое
государство
-
участник
имеет
свою
квоту
.
Евразийская
патентная
конвенция
содержит
ряд
материально
-
правовых
норм
,
которыми
либо
устанавливаются
единые
требования
по
ряду
вопросов
,
либо
допускается
их
самостоятельное
решение
в
национальном
патентном
законодательстве
стран
—
участниц
Конвенции
.
Так
,
ст
. 6
Конвенции
указывает
,
что
Евразийское
патентное
ведомство
выдает
евразийский
патент
на
изобретение
,
которое
является
новым
,
имеет
изобретательский
уровень
и
промыш
-
ленно
применимо
.
В
соответствии
со
ст
. 10
объем
правовой
охраны
,
предоставляемой
евразийским
патентом
,
определяется
формулой
изобретения
,
а
описания
и
чертежи
могут
служить
только
для
целей
толкования
формулы
.
Согласно
ст
. 11
срок
действия
евразийского
патента
составляет
20
лет
с
даты
подачи
евразийской
заявки
.
Эти
и
некоторые
другие
положения
,
решенные
в
Конвенции
в
единообразном
виде
,
детализируются
в
Патентной
инструкции
,
утверждаемой
Административным
советом
.
Что
же
касается
таких
вопросов
,
как
право
на
подачу
заявки
на
служебное
изобретение
(
ст
.
7),
предоставление
заявителю
временной
правовой
охраны
(
ст
. 9),
ответственность
за
нарушение
евразийского
патента
(
ст
. 13)
и
др
.,
то
они
решаются
в
соответствии
с
национальным
законодательством
государств
,
участвующих
в
Конвенции
.
IV.
Коммерческая
тайна
А
.
Введение
Коммерческая
тайна
—
это
один
из
старейших
методов
охраны
интеллектуальной
собственности
.
Несомненно
,
что
мастеровые
древнего
мира
хранили
в
тайне
секреты
своего
мастерства
задолго
до
возникновения
понятия
интеллектуальной
собственности
.
Их
производственные
секреты
не
имели
письменной
формы
,
а
были
знаниями
и
ноу
-
хау
отдельных
людей
.
Понятно
,
что
такие
секреты
передавались
из
поколения
в
поколение
,
от
отца
к
сыну
,
от
мастера
к
рабу
.
Нет
свидетельств
того
,
что
в
те
времена
существовали
какие
либо
внешние
формы
охраны
этих
секретов
,
кроме
общей
власти
,
которую
в
древние
времена
имел
отец
над
сыном
,
хозяин
над
рабом
.
Ко
времени
промышленной
революции
в
Европе
природа
производственных
секретов
изменилась
.
Сложные
производственные
процессы
и
система
деловых
отношений
потребовали
введения
письменной
документации
и
обусловили
возможность
для
большого
числа
наемных
работников
свободно
менять
работодателя
.
Таким
образом
,
возникли
две
основные
угрозы
секретам
производства
: 1)
нелояльность
работника
по
отношению
к
бывшему
работодателю
и
2)
кража
документации
.
Работодатели
начали
включать
в
трудовые
контракты
условия
,
требующие
от
работника
сохранения
секретов
производства
,
составляющих
коммерческую
тайну
.
Законодатели
и
судебная
власть
ответили
на
проблему
ужесточением
преследования
работника
за
нарушение
условий
контракта
,
как
мерой
защиты
от
его
нелояльности
и
краж
секретов
.
Этот
процесс
в
конце
XX
века
увенчался
тем
,
что
положения
об
охране
коммерческой
тайны
как
вида
интеллектуальной
собственности
были
включены
в
Соглашение
ТРИПС
.
Сохранение
в
тайне
секретов
производства
как
средство
обеспечения
фактического
преимущества
перед
другими
участниками
оборота
является
самой
древней
формой
охраны
творческих
результатов
прикладного
характера
.
Однако
правовое
регулирование
отношений
,
связанных
с
указанными
объектами
промышленной
собственности
,
появилось
лишь
в
последнее
столетие
в
рамках
законодательства
о
борьбе
с
недобросовестной
конкуренцией
.
В
России
,
где
на
протяжении
70
лет
господствовала
планово
-
административ
ная
экономика
,
данный
вид
регулирования
практически
отсутствовал
.
Впервые
право
участников
оборота
на
сохранение
коммерческой
тайны
было
провозглашено
Законом
СССР
от
4
июня
1990
г
. «
О
предприятиях
в
СССР
».
В
ст
. 33
указанного
Закона
раскрывалось
понятие
коммерческой
тайны
как
не
являющихся
государственными
секретами
сведений
,
связанных
с
производством
,
технологической
информацией
,
управлением
,
финансами
и
другой
деятельностью
предприятий
,
разглашение
(
передача
,
утечка
)
которых
может
нанести
ущерб
их
интересам
.
Статья
2
Закона
РСФСР
от
24
декабря
1990
г
. «
О
собственности
в
РСФСР
»
упоминала
о
секретах
производства
(
ноу
-
хау
,
торговые
секреты
)
как
одном
из
признаваемых
законом
объектов
интеллектуальной
собственности
.
Закон
РСФСР
от
25
декабря
1990
г
. «
О
предприятиях
и
предпринимательской
деятельности
»,
с
вступлением
в
силу
которого
на
территории
РСФСР
перестал
применяться
Закон
СССР
«
О
предприятиях
в
СССР
»,
хотя
и
не
содержал
определения
коммерческой
тайны
,
но
подтверждал
право
предприятия
на
данный
объект
интеллектуальной
собственности
.
Чуть
позже
Законом
РСФСР
от
22
марта
1991
г
. «
О
конкуренции
и
ограничении
монополистической
деятельности
на
товарных
рынках
»
получение
,
использование
,
разглашение
научно
-
технической
,
производственной
или
торговой
информации
,
в
том
числе
коммерческой
тайны
,
без
согласия
ее
владельца
было
квалифицировано
в
качестве
одной
из
форм
недобросовестной
конкуренции
(
ст
. 10).
Однако
условия
,
при
которых
обладатель
технической
,
организационной
или
коммерческой
информации
,
составляющей
секрет
производства
(
ноу
-
хау
),
приобретал
право
на
защиту
от
незаконного
использования
этой
информации
третьими
лицами
,
были
впервые
закреплены
ст
. 151
Основ
гражданского
законодательства
1991
г
.
С
принятием
части
первой
Гражданского
кодекса
РФ
в
законодательстве
появилось
более
развернутое
определение
служебной
и
коммерческой
тайны
(
ст
. 139).
В
настоящее
время
российское
законодательство
об
охране
служебной
и
коммерческой
тайны
представляет
собой
совокупность
статей
,
которые
содержатся
в
различных
правовых
актах
,
посвященных
в
целом
регулированию
иных
общественных
отношений
.
Центральной
из
них
является
ст
. 139
ГК
,
содержащая
определение
служебной
и
коммерческой
тайны
,
раскрывающая
условия
признания
ее
самостоятельным
объектом
правовой
охраны
и
указывающая
на
основные
юридические
средства
защиты
прав
ее
обладателя
.
Не
менее
важное
значение
имеет
в
рассматриваемой
сфере
ряд
статей
Закона
РСФСР
«
О
конкуренции
и
ограничении
монополистической
деятельности
на
товарных
рынках
»,
которые
запрещают
незаконное
использование
информации
,
составляющей
коммерческую
тайну
,
определяют
функции
и
права
государственных
антимонопольных
органов
,
содержат
санкции
,
применяемые
к
нарушителям
правил
добросовестной
конкуренции
,
и
т
.
д
.
Федеральный
закон
от
20
февраля
1995
г
. «
Об
информации
,
информатизации
и
защите
информации
»
хотя
и
не
содержит
специальных
правил
,
посвященных
охране
коммерческой
тайны
,
но
включает
целый
рад
норм
,
имеющих
к
ней
непосредственное
отношение
.
В
частности
,
в
нем
раскрываются
понятия
информационных
ресурсов
,
конфиденциальной
информации
,
защиты
информации
и
т
.
д
.
КЗоТ
РФ
допускает
включение
в
трудовой
договор
условий
неразглашения
работником
сведений
,
составляющих
служебную
или
коммерческую
тайну
,
ставших
известными
ему
в
связи
с
исполнением
своих
должностных
обязанностей
.
Налоговый
кодекс
РФ
,
Законы
РФ
от
24
июня
1993
г
. «
О
федеральных
органах
налоговой
полиции
»,
от
11
марта
1992
г
. «
О
частной
детективной
и
охранной
деятельности
в
РФ
»,
от
21
мая
1993
г
. «
О
таможенном
тарифе
»
и
др
.
содержат
специальные
статьи
,
возлагающие
на
работников
соответствующих
органов
и
организаций
обязанность
по
неразглашению
сведений
,
ставших
им
известными
в
связи
с
выполнением
служебных
обязанностей
и
составляющих
коммерческую
тайну
предприятий
и
организаций
.
Из
числа
подзаконных
актов
,
принятых
в
развитие
указанных
выше
правил
,
следует
выделить
прежде
всего
постановление
Правительства
РСФСР
от
5
декабря
1991
г
.
№
35 «
О
перечне
сведений
,
которые
не
могут
составлять
коммерческую
тайну
»,
указывающее
на
те
виды
информации
,
которые
не
могут
засекречиваться
участниками
оборота
.
Целый
ряд
иных
подзаконных
актов
посвящен
детализации
обязанностей
должностных
лиц
соответствующих
органов
по
сохранению
в
тайне
сведений
,
полученных
при
исполнении
служебной
деятельности
.
Б
.
Моральные
,
экономические
и
политические
основы
охраны
коммерческой
тайны
Уяснение
основ
охраны
секретов
производства
может
оказать
существенную
помощь
в
деле
применения
положений
законодательства
о
коммерческой
тайне
.
Моральной
основой
здесь
служит
библейская
заповедь
: «
Не
укради
».
Экономическая
основа
—
это
поощрение
нововведений
.
Политическая
основа
—
это
мощное
лобби
большого
бизнеса
,
являющегося
обладателем
большинства
промышленных
секретов
.
И
хотя
вроде
бы
общепринято
считать
,
что
красть
аморально
,
положе
ние
изменяется
,
когда
речь
заходит
о
воровстве
идей
.
По
закону
тяжесть
наказания
за
кражу
чужого
имущества
традиционно
определяется
пропорционально
ценности
похищенного
.
Моральная
сторона
вопроса
становится
менее
ясной
в
ситуации
,
когда
работник
переходит
к
другому
работодателю
,
унося
с
собой
и
профессиональные
навыки
,
и
специфическую
информацию
не
в
материальной
форме
,
а
в
голове
.
Законодательство
о
коммерческой
тайне
призвано
стимулировать
развитие
в
тех
областях
производства
,
где
относительно
слаба
патентная
защита
.
Достаточно
трудно
,
например
,
ввести
патентную
охрану
секретов
производственного
процесса
,
и
поэтому
конкуренты
могут
их
тайно
заимствовать
и
использовать
.
Однако
относительно
просто
защитить
производственные
секреты
как
коммерческую
тайну
,
и
в
таком
случае
конкуренты
могут
ими
пользоваться
только
,
если
откроют
такой
же
способ
производства
самостоятельно
.
Получение
патента
—
процесс
длительный
и
дорогостоящий
.
Поэтому
компании
не
могут
себе
позволить
патентовать
любое
рационализаторское
предложение
или
нововведение
.
А
коммерческая
тайна
может
обеспечивать
охрану
секретов
производства
и
,
следовательно
,
стимулировать
новаторские
предложения
,
каждое
из
которых
относительно
мало
,
чтобы
стать
объектом
патентования
,
но
их
совокупность
становится
уже
весьма
ценной
.
Многие
виды
таких
предложений
в
принципе
не
патентоспособны
,
поскольку
не
несут
в
себе
новизны
изобретения
.
В
качестве
примера
возьмем
списки
клиентов
.
Коммерческая
тайна
в
этом
случае
может
быть
единственным
способом
охраны
содержащейся
в
них
информации
.
Даже
если
бы
не
существовало
"
законодательства
о
коммерческой
тайне
,
бизнес
все
равно
засекречивал
бы
информацию
.
Однако
отсутствие
правовой
охраны
коммерческой
тайны
тормозило
бы
эффективность
хозяйственной
деятельности
.
Держатели
коммерческой
тайны
пойдут
на
любые
непроизводительные
расходы
,
такие
,
как
,
скажем
,
физические
охранные
средства
(
заборы
,
запоры
,
шифрование
и
пр
.),
если
не
смогут
полагаться
на
надежные
правовые
средства
охраны
от
нарушения
коммерческой
тайны
.
Если
правовые
средства
(
например
,
договорные
условия
о
соблюдении
коммерческой
тайны
)
будут
недоступны
для
держателей
коммерческой
тайны
,
они
не
смогут
безопасно
для
себя
заключать
контракты
,
в
том
числе
и
трудовые
,
необходимые
для
эффективного
решения
поставленных
задач
.
Неэффективность
охраны
коммерческой
тайны
имеет
два
следствия
: 1)
лоббирование
интересов
бизнеса
по
усилению
охраны
коммерческой
тайны
, 2)
нежелание
делать
инвестиции
в
те
страны
,
где
слаба
правовая
охрана
коммерческой
тайны
.
В
.
Структура
международных
договоров
,
предусматривающих
охрану
коммерческой
тайны
Минимальные
международные
стандарты
по
защите
коммерческой
тайны
установлены
в
некоторых
конвенциях
и
в
Соглашении
ТРИПС
.
Так
,
в
ст
. 10 bis
Парижской
конвенции
по
охране
промышленной
собственности
говорится
:
«1.
Страны
Союза
обязаны
обеспечить
гражданам
стран
,
участвующих
в
Союзе
,
эффективную
защиту
от
недобросовестной
конкуренции
.
2.
Актом
недобросовестной
конкуренции
считается
всякий
акт
конкуренции
,
противоречащий
честным
обычаям
в
промышленных
и
торговых
делах
».
Сложно
утверждать
,
что
смыслом
изложенного
охватывается
понятие
коммерческой
тайны
.
Тем
не
менее
,
в
тексте
Соглашения
ТРИПС
в
ст
. 39
говорится
:
«1.
В
процессе
обеспечения
эффективной
защиты
от
недобросовестной
конкуренции
,
как
это
предусмотрено
ст
. 10 bis
Парижской
конвенции
(1967),
страны
-
участницы
должны
охранять
закрытую
информацию
....
и
данные
,
предоставляемые
их
правительствам
...»
Далее
в
статье
детализируются
правила
охраны
закрытой
информации
.
Мы
о
них
будем
говорить
в
других
разделах
.
В
тексте
же
рассматриваемого
документа
термин
«
закрытая
информация
»
использован
для
того
,
чтобы
подчеркнуть
,
что
защита
должна
идти
значительно
дальше
узких
концепций
XIX
в
.,
например
таких
,
как
«
секреты
производства
».
Соглашение
ТРИПС
—
это
первое
крупное
многостороннее
международное
соглашение
,
обеспечивающее
охрану
коммерческой
тайны
.
Г
.
Понятие
охраны
коммерческой
тайны
Положениями
Соглашения
ТРИПС
определяется
минимальный
объем
понятия
охраны
коммерческой
тайны
как
защиты
информации
,
которая
на
законных
основаниях
контролируется
юридическим
или
физическим
лицом
и
которая
:
а
)
является
секретной
в
том
смысле
,
что
она
либо
в
целом
,
либо
в
конкретном
сочетании
или
расположении
ее
компонентов
не
является
известной
или
легко
доступной
лицам
,
принадлежащим
к
определенному
кругу
,
обычно
имеющему
дело
с
подобными
видами
информации
;
б
)
имеет
коммерческую
ценность
ввиду
ее
секретности
;
в
)
в
конкретных
обстоятельствах
была
подвергнута
определенным
разумным
мерам
охраны
лицом
,
контролирующим
эту
информацию
на
законных
основаниях
,
в
целях
сохранения
ее
секретности
.
Данное
определение
включает
три
таких
элемента
,
как
: 1)
секретность
, 2)
коммерческая
ценность
, 3)
меры
по
сохранению
секретности
.
Это
весьма
похоже
на
объемное
определение
,
содержащееся
в
законодательстве
США
.
В
нем
нашел
свое
отражение
способ
давления
со
стороны
делегации
Соединенных
Штатов
во
время
Уругвайского
раунда
переговоров
по
ГАТТ
,
где
четко
прослеживалось
стремление
поднять
международный
уровень
охраны
интеллектуальной
собственности
до
уровня
,
существующего
в
США
.
В
прошлом
многие
страны
относились
к
вопросам
защиты
коммерческой
тайны
не
иначе
,
как
к
вопросам
охраны
секретов
производства
или
промышленной
собственности
.
Чтобы
удовлетворять
требованиям
Соглашения
ТРИПС
,
странам
—
членам
ВТО
придется
охватить
правовой
охраной
все
секреты
,
имеющие
коммерческую
ценность
.
Конечно
,
все
страны
свободны
в
том
,
чтобы
расширить
пределы
охраны
,
установленные
в
Соглашении
,
сделав
национальный
уровень
даже
более
высоким
.
Определением
коммерческой
тайны
в
национальном
законодательстве
,
которое
в
будущем
,
весьма
вероятно
,
станет
похожим
на
определение
в
Соглашении
ТРИПС
,
как
правило
,
устанавливаются
скорее
общие
принципы
,
нежели
точные
правила
.
Поэтому
судам
и
ученым
придется
поискать
ответы
на
некоторые
вопросы
.
Например
,
на
вопрос
о
том
,
каков
объем
требований
к
зачислению
информации
в
разряд
«
секретной
в
том
смысле
,
что
она
либо
в
целом
,
либо
в
конкретном
сочетании
или
расположении
ее
компонентов
,
как
правило
,
не
является
известной
или
доступной
лицам
,
принадлежащим
к
определенному
кругу
,
обычно
имеющему
дело
с
подобными
видами
информации
»'»'
Нельзя
не