Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2232

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Соглашение

 

сыграло

 

значительную

 

роль

 

в

 

развитии

 

свободной

 

торговли

Но

 

его

 

положениями

 

не

 

охватывались

 

вопросы

 

о

 

продаже

 

услуг

 

и

 

о

 

приобретении

 

интеллектуальной

 

собственности

Плюс

 

к

 

этому

 

в

 

рамках

 

ГАТТ

 

не

 

было

 

создано

 

эффективных

 

институтов

 

и

 

механизмов

 

принудительного

 

исполнения

 

его

 

положений

2

Так

 

называемый

 

Уругвайский

 

раунд

 

международных

 

переговоров

который

 

длился

 

с

 1986 

по

 1994

г

., 

завершился

 

принятием

 

Заключительного

 

акта

в

 

который

 

вошли

 

ряд

 

соглашений

 

и

прежде

 

всего

Соглашение

 

о

 

формировании

 

ВТО

Еще

 

одно

 

соглашение

включенное

 

в

 

Заключительный

 

акт

, — 

Соглашение

 

по

 

торговым

 

аспектам

 

прав

 

интеллектуальной

 

собственности

 (Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPs). 

Соглашение

 

по

 

торговым

 

аспектам

 

прав

 

интеллектуальной

 

собственности

 — 

ТРИПС

 — 

содержит

 

положение

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

условиями

 

членства

 

в

 

ВТО

 

являются

 

приверженность

 

страны

 

к

 

основным

 

международным

 

договорам

 

по

 

интеллектуальной

 

собственности

готовность

 

обеспечить

 

уровень

 

ее

 

охраны

 

не

 

меньший

чем

 

это

 

требуется

 

по

 

соответствующим

 

договорам

и

что

 

самое

 

главное

применение

 

эффективных

 

механизмов

 

принудительного

 

исполнения

 

договорных

 

обязательств

Положениями

 

ГАТТ

 

был

 

создан

 

весьма

 

примитивный

 

механизм

 

разрешения

 

споров

Всемирная

 

торговая

 

организация

 

обладает

 

куда

 

более

 

мощными

 

возможностями

 

в

 

этой

 

области

Жалоба

 

о

 

несоблюдении

 

договорных

 

положений

 

проходит

 

в

 

ВТО

 

формальную

 

процедуру

 

слушаний

 

в

 

Комиссии

 

по

 

урегулированию

 

споров

включая

 

апелляционные

 

стадии

Эта

 

процедура

 

может

 

закончиться

 

либо

 

отклонением

 

жалобы

либо

 

подтверждением

 

факта

 

нарушения

В

 

случае

 

установления

 

нарушения

 

проигравшей

 

стороне

 

дается

 

разумный

 

срок

 

для

 

его

 

устранения

Если

 

нарушение

 

не

 

устранено

ВТО

 

может

 

разрешить

 

выигравшей

 

дело

 

стороне

 

применить

 

репрессалии

 

(

осуществить

 

меры

 

возмездия

). 

Примером

 

такой

 

ситуации

 

может

 

послужить

 

жалоба

 

Соединенных

 

Штатов

 

Америки

 (

позднее

 

к

 

ней

 

присоединилось

 

и

 

Европейское

 

Сообщество

против

 

Индии

США

 

считали

что

 

Индия

 

не

 

выполняет

 

своих

 

обязательств

 

согласно

 

положениям

 

Соглашения

 

ТРИПС

 

о

 

постепенном

 

введении

 

патентной

 

охраны

 

фармацевтической

 

и

 

сельскохозяйственной

 

химической

 

продукции

Эта

 

жалоба

 

была

 

рассмотрена

 

Комиссией

 

по

 

урегулированию

 

споров

 

ВТО

Индия

 

после

 

этого

 

исправила

 

ситуацию

укрепив

 

собственную

 

систему

 

патентной

 

регистрации

Российская

 

Федерация

 

пока

 

еще

 

не

 

является

 

членом

 

ВТО

хотя

 

и

 

выразила

 

намерение

 

присоединиться

 

к

 

данной

 

организации

Российское

 

законодательство

 

об

 

интеллектуальной

 

собственности

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

основном

 

соответствует

 

требованиям

 

Соглашения

 

ТРИПС

 

и

 

в

 

этом

 

плане

 

едва

 

ли

 

могут

 

возникнуть

 

серьезные

 

препятствия

 

при

 

приеме

 

России

 

в

 

ВТО

Таким

 

препятствием

однако

может

 

стать

 

реальное

 

состояние

 

дел

 

с

 

охраной

 

прав

 

на

 

объекты

 

интеллектуальной

 

собственности

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

Г

Европейский

 

союз

 

 

В

 

Европейский

 

союз

 

входят

 

страны

в

 

которых

 

уже

 

в

 

течение

 

длительного

 

времени

 

действуют

 

сильные

 

системы

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

Страны

 — 

члены

 

ЕС

 

и

 

руководящие

 

органы

 

ЕС

 

в

 

политике

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

 

ставят

 

ряд

 

задач

: 1) 

усиление

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

; 2) 

предупреждение

 

использования

 

прав

 

на

 

интеллектуальную

 

собственность

 

в

 

недобросовестной

 

конкуренции

; 3) 

гармонизация

 

законодательства

 

об

 

интеллектуальной

 

собственности

; 4) 

снижение

 

уровня

 

дублирования

 

усилий

 

национальных

 

патентных

 

служб

 

и

 

структур

занимающихся

 

товарными

 

знаками

Для

 

достижения

 

этих

 

целей

 

в

 

ЕС

 

используется

 

ряд

 

механизмов

: 1) 

издание

 

обязательных

 

директив

; 2) 

участие

 

в

 

работе

 

основных

 

международных

 

организаций

 

и

 

в

 

подготовке

 

договоров

; 3) 

подготовка

 

договоров

 

присоединения

 

для

 

стран

 — 

членов

 

ЕС

  (

в

 

некоторых

 

случаях

 

открытых

 

и

 

для

 

других

 

стран

); 4) 

создание

 

собственных

 

институтов

в

 

частности

 

Европейского

 

патентного

 

бюро

 

и

 

Европейского

 

бюро

 

по

 

товарным

 

знакам

Конкретно

 

деятельность

 

ЕС

 

и

 

его

 

институты

 

будут

 

описаны

 

ниже

 

при

 

изложении

 

правил

 

о

 

тех

 

объектах

 

интеллектуальной

 

собственности

на

 

которые

 

они

 

могут

 

воздействовать

В

 1994 

г

Российской

 

Федерацией

 

и

 

Европейским

 

союзом

 

подписано

 

Соглашение

 

о

 

партнерстве

 

и

 

сотрудничестве

которое

 

вступило

 

в

 

силу

 

для

 

России

 1 

декабря

 1997 

г

Указанное

 

Соглашение

 

носит

 

комплексный

 

характер

поскольку

 

предусматривает

 

развитие

 

политического

 

диалога

содействие

 

торговле

инвестициям

 

и

 

гармоничным

 

экономическим

 

отношениям

 

между

 

сторонами

Особое

 

внимание

 

в

 

Соглашении

 

уделено

 

обеспечению

 

должного

 

уровня

 

охраны

 

и

 

реализации

 

прав

 

интеллектуальной

 

собственности

чему

 

посвящены

 

ст

. 54 

Соглашения

 

и

 

Приложение

 10. 

Подтвердив

 

значимость

 

обязательств

вытекающих

 

из

 

уже

 

связывающих

 

их

 

многосторонних

 

конвенций

стороны

 

договорились

 

о

 

том

что

 

к

 

концу

 

пятого

 

года

 

после

 

вступления

 

в

 

силу

 

настоящего

 

Соглашения

 

Россия

 

присоединится

 

к

 

Бернской

 

конвенции

 

об

 

охране

 

                                                           

2

 

По

 

вопросам

 

текущей

 

информации

 

см

страницу

 

в

 

Интернете

http://www.wto.org

 

 


background image

литературных

 

и

 

художественных

 

произведений

  (

это

 

произошло

 

уже

 

в

 1995 

г

.), 

Международной

 

конвенции

 

по

 

охране

 

прав

 

исполнителей

изготовителей

 

фонограмм

 

и

 

вещательных

 

организаций

 

и

 

Международной

 

конвенции

 

по

 

охране

 

новых

 

сортов

 

растений

  (

это

 

произошло

 

в

 1997 

г

.). 

Кроме

 

того

Россия

 

обязалась

 

продолжить

 

совершенствование

 

механизмов

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

 

с

 

целью

 

обеспечения

 

к

 

концу

 

пятого

 

года

 

после

 

вступления

 

настоящего

 

Соглашения

 

в

 

силу

 

уровня

 

охраны

аналогичного

 

уровню

существующему

 

в

 

Европейском

 

союзе

включая

 

эффективные

 

средства

 

обеспечения

 

соблюдения

 

таких

 

прав

 

Д

Североамериканская

 

ассоциация

 

свободной

 

торговли

 

 

Члены

 

Североамериканской

 

ассоциации

 

свободной

 

торговли

Канада

Мексика

 

и

 

Соединенные

 

Штаты

 

Америки

 — 

преуспели

 

в

 

деле

 

унификации

 

права

 

интеллектуальной

 

собственности

 

в

 

своих

 

странах

несмотря

 

на

 

федеральный

 

принцип

 

государственного

 

устройства

Но

 

НАФТА

 (

Североамериканское

 

соглашение

 

о

 

свободе

 

торговли

значительно

 

слабее

 

документов

 

ЕС

 

в

 

вопросах

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

В

 

этом

 

Соглашении

 

не

 

предусмотрены

 

полномочия

 

Ассоциации

 

издавать

 

свои

 

директивы

а

 

также

 

создание

 

централизованных

 

патентного

 

бюро

 

и

 

бюро

 

по

 

товарным

 

знакам

В

 

договоре

 

о

 

создании

 

Ассоциации

 

не

 

предусмотрена

 

разработка

 

общих

 

стандартов

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

нет

 

и

 

положения

 

об

 

устранении

 

дискриминационных

 

требований

 

в

 

национальном

 

законодательстве

Положительный

 

момент

 

заключается

 

в

 

том

что

 

такие

 

положения

 

включены

 

в

 

Соглашение

 

ТРИПС

и

стало

 

быть

в

 

настоящее

 

время

 

отсутствие

 

их

 

в

 

НАФТА

 

не

 

имеет

 

особого

 

значения

 

Е

Евразийская

 

патентная

 

организация

 

 

Евразийская

 

патентная

 

организация

 

находится

 

в

 

Москве

использует

 

ресурсы

 

патентного

 

ведомства

 

бывшего

 

СССР

 

и

 

пользуется

 

поддержкой

 

Патентного

 

ведомства

 

Российской

 

Федерации

До

 

распада

 

СССР

 

это

 

ведомство

 

для

 

всех

 

республик

 

было

 

центральным

 

в

 

патентной

 

системе

Евразийская

 

патентная

 

конвенция

которая

 

открыта

 

для

 

подписания

 

всеми

 

государствами

создана

 

с

 

целью

 

использования

 

оставшейся

 

инфраструктуры

 

в

 

новых

 

политических

 

условиях

Деятельность

 

этой

 

организации

 

будет

 

обсуждена

 

более

 

подробно

 

в

 

разделе

 

о

 

патентном

 

праве

Заключив

 

Евразийскую

 

патентную

 

конвенцию

независимые

 

государства

республики

 

бывшего

 

Советского

 

Союза

 

учредили

 

новую

 

межправительственную

 

Евразийскую

 

патентную

 

организацию

  (

ЕАПО

со

 

штаб

-

квартирой

 

в

 

г

Москве

Органами

 

данной

 

Организации

 

являются

 

Административный

 

совет

 

и

 

Евразийское

 

патентное

 

ведомство

 (

ЕАПВ

). 

Административный

 

совет

в

 

котором

 

на

 

равных

 

началах

 

представлены

 

все

 

государства

члены

 

Организации

назначает

 

Президента

 

Евразийского

 

патентного

 

ведомства

утверждает

 

бюджет

 

Организации

а

 

также

 

Патентную

Финансовую

 

и

 

Административную

 

инструкции

одобряет

 

соглашения

заключенные

 

Организацией

 

с

 

государствами

 

и

 

межгосударственными

 

организациями

и

 

решает

 

другие

 

вопросы

относящиеся

 

к

 

его

 

компетенции

Все

 

вопросы

 

рассматриваются

 

на

 

очередных

  (

один

 

раз

 

в

 

календарный

 

год

и

 

внеочередных

 

заседаниях

 

Административного

 

совета

в

 

которых

 

с

 

правом

 

совещательного

 

голоса

 

принимает

 

участие

 

и

 

полномочный

 

представитель

 

ВОИС

Все

 

административные

 

функции

 

Организации

включая

 

рассмотрение

 

заявок

 

и

 

выдачу

 

евразийских

 

патентов

выполняет

 

Евразийское

 

патентное

 

ведомство

  (

г

Москва

), 

которое

 

возглавляется

 

Президентом

 

и

 

в

 

штате

 

которого

 

каждое

 

государство

-

участник

 

имеет

 

свою

 

квоту

Евразийская

 

патентная

 

конвенция

 

содержит

 

ряд

 

материально

-

правовых

 

норм

которыми

 

либо

 

устанавливаются

 

единые

 

требования

 

по

 

ряду

 

вопросов

либо

 

допускается

 

их

 

самостоятельное

 

решение

 

в

 

национальном

 

патентном

 

законодательстве

 

стран

 — 

участниц

 

Конвенции

Так

ст

. 6 

Конвенции

 

указывает

что

 

Евразийское

 

патентное

 

ведомство

 

выдает

 

евразийский

 

патент

 

на

 

изобретение

которое

 

является

 

новым

имеет

 

изобретательский

 

уровень

 

и

 

промыш

-

ленно

 

применимо

В

 

соответствии

 

со

 

ст

. 10 

объем

 

правовой

 

охраны

предоставляемой

 

евразийским

 

патентом

определяется

 

формулой

 

изобретения

а

 

описания

 

и

 

чертежи

 

могут

 

служить

 

только

 

для

 

целей

 

толкования

 

формулы

Согласно

 

ст

. 11 

срок

 

действия

 

евразийского

 

патента

 

составляет

 20 

лет

 

с

 

даты

 

подачи

 

евразийской

 

заявки

Эти

 

и

 

некоторые

 

другие

 

положения

решенные

 

в

 

Конвенции

 

в

 

единообразном

 

виде

детализируются

 

в

 

Патентной

 

инструкции

утверждаемой

 

Административным

 

советом

Что

 

же

 

касается

 

таких

 

вопросов

как

 

право

 

на

 

подачу

 

заявки

 

на

 

служебное

 

изобретение

 (

ст

7), 

предоставление

 

заявителю

 

временной

 

правовой

 

охраны

  (

ст

. 9), 

ответственность

 

за

 

нарушение

 

евразийского

 

патента

  (

ст

. 13) 

и

 

др

., 

то

 

они

 

решаются

 

в

 

соответствии

 

с

 

национальным

 

законодательством

 

государств

участвующих

 

в

 

Конвенции


background image

IV. 

Коммерческая

 

тайна

 

 

А

Введение

 

 

Коммерческая

 

тайна

 — 

это

 

один

 

из

 

старейших

 

методов

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

Несомненно

что

 

мастеровые

 

древнего

 

мира

 

хранили

 

в

 

тайне

 

секреты

 

своего

 

мастерства

 

задолго

 

до

 

возникновения

 

понятия

 

интеллектуальной

 

собственности

Их

 

производственные

 

секреты

 

не

 

имели

 

письменной

 

формы

а

 

были

 

знаниями

 

и

 

ноу

-

хау

 

отдельных

 

людей

Понятно

что

 

такие

 

секреты

 

передавались

 

из

 

поколения

 

в

 

поколение

от

 

отца

 

к

 

сыну

от

 

мастера

 

к

 

рабу

Нет

 

свидетельств

 

того

что

 

в

 

те

 

времена

 

существовали

 

какие

 

либо

 

внешние

 

формы

 

охраны

 

этих

 

секретов

кроме

 

общей

 

власти

которую

 

в

 

древние

 

времена

 

имел

 

отец

 

над

 

сыном

хозяин

 

над

 

рабом

.

 

Ко

 

времени

 

промышленной

 

революции

 

в

 

Европе

 

природа

 

производственных

 

секретов

 

изменилась

Сложные

 

производственные

 

процессы

 

и

 

система

 

деловых

 

отношений

 

потребовали

 

введения

 

письменной

 

документации

 

и

 

обусловили

 

возможность

 

для

 

большого

 

числа

 

наемных

 

работников

 

свободно

 

менять

 

работодателя

Таким

 

образом

возникли

 

две

 

основные

 

угрозы

 

секретам

 

производства

: 1) 

нелояльность

 

работника

 

по

 

отношению

 

к

 

бывшему

 

работодателю

 

и

 

2) 

кража

 

документации

Работодатели

 

начали

 

включать

 

в

 

трудовые

 

контракты

 

условия

требующие

 

от

 

работника

 

сохранения

 

секретов

 

производства

составляющих

 

коммерческую

 

тайну

Законодатели

 

и

 

судебная

 

власть

 

ответили

 

на

 

проблему

 

ужесточением

 

преследования

 

работника

 

за

 

нарушение

 

условий

 

контракта

как

 

мерой

 

защиты

 

от

 

его

 

нелояльности

 

и

 

краж

 

секретов

Этот

 

процесс

 

в

 

конце

 XX 

века

 

увенчался

 

тем

что

 

положения

 

об

 

охране

 

коммерческой

 

тайны

 

как

 

вида

 

интеллектуальной

 

собственности

 

были

 

включены

 

в

 

Соглашение

 

ТРИПС

.

 

Сохранение

 

в

 

тайне

 

секретов

 

производства

 

как

 

средство

 

обеспечения

 

фактического

 

преимущества

 

перед

 

другими

 

участниками

 

оборота

 

является

 

самой

 

древней

 

формой

 

охраны

 

творческих

 

результатов

 

прикладного

 

характера

Однако

 

правовое

 

регулирование

 

отношений

связанных

 

с

 

указанными

 

объектами

 

промышленной

 

собственности

появилось

 

лишь

 

в

 

последнее

 

столетие

 

в

 

рамках

 

законодательства

 

о

 

борьбе

 

с

 

недобросовестной

 

конкуренцией

В

 

России

где

 

на

 

протяжении

 70 

лет

 

господствовала

 

планово

-

административ

ная

 

экономика

данный

 

вид

 

регулирования

 

практически

 

отсутствовал

Впервые

 

право

 

участников

 

оборота

 

на

 

сохранение

 

коммерческой

 

тайны

 

было

 

провозглашено

 

Законом

 

СССР

 

от

 4 

июня

 1990 

г

. «

О

 

предприятиях

 

в

 

СССР

». 

В

 

ст

. 33 

указанного

 

Закона

 

раскрывалось

 

понятие

 

коммерческой

 

тайны

 

как

 

не

 

являющихся

 

государственными

 

секретами

 

сведений

связанных

 

с

 

производством

технологической

 

информацией

управлением

финансами

 

и

 

другой

 

деятельностью

 

предприятий

разглашение

  (

передача

утечка

которых

 

может

 

нанести

 

ущерб

 

их

 

интересам

Статья

 2 

Закона

 

РСФСР

 

от

 24 

декабря

 

1990 

г

. «

О

 

собственности

 

в

 

РСФСР

» 

упоминала

 

о

 

секретах

 

производства

 (

ноу

-

хау

торговые

 

секреты

как

 

одном

 

из

 

признаваемых

 

законом

 

объектов

 

интеллектуальной

 

собственности

Закон

 

РСФСР

 

от

 25 

декабря

 1990 

г

. «

О

 

предприятиях

 

и

 

предпринимательской

 

деятельности

», 

с

 

вступлением

 

в

 

силу

 

которого

 

на

 

территории

 

РСФСР

 

перестал

 

применяться

 

Закон

 

СССР

  «

О

 

предприятиях

 

в

 

СССР

», 

хотя

 

и

 

не

 

содержал

 

определения

 

коммерческой

 

тайны

но

 

подтверждал

 

право

 

предприятия

 

на

 

данный

 

объект

 

интеллектуальной

 

собственности

Чуть

 

позже

 

Законом

 

РСФСР

 

от

 22 

марта

 1991 

г

. «

О

 

конкуренции

 

и

 

ограничении

 

монополистической

 

деятельности

 

на

 

товарных

 

рынках

» 

получение

использование

разглашение

 

научно

-

технической

производственной

 

или

 

торговой

 

информации

в

 

том

 

числе

 

коммерческой

 

тайны

без

 

согласия

 

ее

 

владельца

 

было

 

квалифицировано

 

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

форм

 

недобросовестной

 

конкуренции

  (

ст

. 10). 

Однако

 

условия

при

 

которых

 

обладатель

 

технической

организационной

 

или

 

коммерческой

 

информации

составляющей

 

секрет

 

производства

  (

ноу

-

хау

), 

приобретал

 

право

 

на

 

защиту

 

от

 

незаконного

 

использования

 

этой

 

информации

 

третьими

 

лицами

были

 

впервые

 

закреплены

 

ст

. 151 

Основ

 

гражданского

 

законодательства

 

1991 

г

С

 

принятием

 

части

 

первой

 

Гражданского

 

кодекса

 

РФ

 

в

 

законодательстве

 

появилось

 

более

 

развернутое

 

определение

 

служебной

 

и

 

коммерческой

 

тайны

 (

ст

. 139). 

В

 

настоящее

 

время

 

российское

 

законодательство

 

об

 

охране

 

служебной

 

и

 

коммерческой

 

тайны

 

представляет

 

собой

 

совокупность

 

статей

которые

 

содержатся

 

в

 

различных

 

правовых

 

актах

посвященных

 

в

 

целом

 

регулированию

 

иных

 

общественных

 

отношений

Центральной

 

из

 

них

 

является

 

ст

. 139 

ГК

содержащая

 

определение

 

служебной

 

и

 

коммерческой

 

тайны

раскрывающая

 

условия

 

признания

 

ее

 

самостоятельным

 

объектом

 

правовой

 

охраны

 

и

 

указывающая

 

на

 

основные

 

юридические

 

средства

 

защиты

 

прав

 

ее

 

обладателя


background image

Не

 

менее

 

важное

 

значение

 

имеет

 

в

 

рассматриваемой

 

сфере

 

ряд

 

статей

 

Закона

 

РСФСР

  «

О

 

конкуренции

 

и

 

ограничении

 

монополистической

 

деятельности

 

на

 

товарных

 

рынках

», 

которые

 

запрещают

 

незаконное

 

использование

 

информации

составляющей

 

коммерческую

 

тайну

определяют

 

функции

 

и

 

права

 

государственных

 

антимонопольных

 

органов

содержат

 

санкции

применяемые

 

к

 

нарушителям

 

правил

 

добросовестной

 

конкуренции

и

 

т

.

д

Федеральный

 

закон

 

от

 20 

февраля

 1995 

г

. «

Об

 

информации

информатизации

 

и

 

защите

 

информации

» 

хотя

 

и

 

не

 

содержит

 

специальных

 

правил

посвященных

 

охране

 

коммерческой

 

тайны

но

 

включает

 

целый

 

рад

 

норм

имеющих

 

к

 

ней

 

непосредственное

 

отношение

В

 

частности

в

 

нем

 

раскрываются

 

понятия

 

информационных

 

ресурсов

конфиденциальной

 

информации

защиты

 

информации

 

и

 

т

.

д

КЗоТ

 

РФ

 

допускает

 

включение

 

в

 

трудовой

 

договор

 

условий

 

неразглашения

 

работником

 

сведений

составляющих

 

служебную

 

или

 

коммерческую

 

тайну

ставших

 

известными

 

ему

 

в

 

связи

 

с

 

исполнением

 

своих

 

должностных

 

обязанностей

Налоговый

 

кодекс

 

РФ

Законы

 

РФ

 

от

 

24 

июня

 1993 

г

. «

О

 

федеральных

 

органах

 

налоговой

 

полиции

», 

от

 11 

марта

 1992 

г

. «

О

 

частной

 

детективной

 

и

 

охранной

 

деятельности

 

в

 

РФ

», 

от

 21 

мая

 1993 

г

. «

О

 

таможенном

 

тарифе

» 

и

 

др

содержат

 

специальные

 

статьи

возлагающие

 

на

 

работников

 

соответствующих

 

органов

 

и

 

организаций

 

обязанность

 

по

 

неразглашению

 

сведений

ставших

 

им

 

известными

 

в

 

связи

 

с

 

выполнением

 

служебных

 

обязанностей

 

и

 

составляющих

 

коммерческую

 

тайну

 

предприятий

 

и

 

организаций

.

 

Из

 

числа

 

подзаконных

 

актов

принятых

 

в

 

развитие

 

указанных

 

выше

 

правил

следует

 

выделить

 

прежде

 

всего

 

постановление

 

Правительства

 

РСФСР

 

от

 5 

декабря

 1991 

г

 35 «

О

 

перечне

 

сведений

которые

 

не

 

могут

 

составлять

 

коммерческую

 

тайну

», 

указывающее

 

на

 

те

 

виды

 

информации

которые

 

не

 

могут

 

засекречиваться

 

участниками

 

оборота

Целый

 

ряд

 

иных

 

подзаконных

 

актов

 

посвящен

 

детализации

 

обязанностей

 

должностных

 

лиц

 

соответствующих

 

органов

 

по

 

сохранению

 

в

 

тайне

 

сведений

полученных

 

при

 

исполнении

 

служебной

 

деятельности

 

Б

Моральные

экономические

 

и

 

политические

 

основы

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

 

 

Уяснение

 

основ

 

охраны

 

секретов

 

производства

 

может

 

оказать

 

существенную

 

помощь

 

в

 

деле

 

применения

 

положений

 

законодательства

 

о

 

коммерческой

 

тайне

Моральной

 

основой

 

здесь

 

служит

 

библейская

 

заповедь

: «

Не

 

укради

». 

Экономическая

 

основа

 — 

это

 

поощрение

 

нововведений

Политическая

 

основа

 — 

это

 

мощное

 

лобби

 

большого

 

бизнеса

являющегося

 

обладателем

 

большинства

 

промышленных

 

секретов

И

 

хотя

 

вроде

 

бы

 

общепринято

 

считать

что

 

красть

 

аморально

положе

ние

 

изменяется

когда

 

речь

 

заходит

 

о

 

воровстве

 

идей

По

 

закону

 

тяжесть

 

наказания

 

за

 

кражу

 

чужого

 

имущества

 

традиционно

 

определяется

 

пропорционально

 

ценности

 

похищенного

Моральная

 

сторона

 

вопроса

 

становится

 

менее

 

ясной

 

в

 

ситуации

когда

 

работник

 

переходит

 

к

 

другому

 

работодателю

унося

 

с

 

собой

 

и

 

профессиональные

 

навыки

и

 

специфическую

 

информацию

 

не

 

в

 

материальной

 

форме

а

 

в

 

голове

Законодательство

 

о

 

коммерческой

 

тайне

 

призвано

 

стимулировать

 

развитие

 

в

 

тех

 

областях

 

производства

где

 

относительно

 

слаба

 

патентная

 

защита

Достаточно

 

трудно

например

ввести

 

патентную

 

охрану

 

секретов

 

производственного

 

процесса

и

 

поэтому

 

конкуренты

 

могут

 

их

 

тайно

 

заимствовать

 

и

 

использовать

Однако

 

относительно

 

просто

 

защитить

 

производственные

 

секреты

 

как

 

коммерческую

 

тайну

и

 

в

 

таком

 

случае

 

конкуренты

 

могут

 

ими

 

пользоваться

 

только

если

 

откроют

 

такой

 

же

 

способ

 

производства

 

самостоятельно

Получение

 

патента

 — 

процесс

 

длительный

 

и

 

дорогостоящий

Поэтому

 

компании

 

не

 

могут

 

себе

 

позволить

 

патентовать

 

любое

 

рационализаторское

 

предложение

 

или

 

нововведение

А

 

коммерческая

 

тайна

 

может

 

обеспечивать

 

охрану

 

секретов

 

производства

 

и

следовательно

стимулировать

 

новаторские

 

предложения

каждое

 

из

 

которых

 

относительно

 

мало

чтобы

 

стать

 

объектом

 

патентования

но

 

их

 

совокупность

 

становится

 

уже

 

весьма

 

ценной

Многие

 

виды

 

таких

 

предложений

 

в

 

принципе

 

не

 

патентоспособны

поскольку

 

не

 

несут

 

в

 

себе

 

новизны

 

изобретения

В

 

качестве

 

примера

 

возьмем

 

списки

 

клиентов

Коммерческая

 

тайна

 

в

 

этом

 

случае

 

может

 

быть

 

единственным

 

способом

 

охраны

 

содержащейся

 

в

 

них

 

информации

Даже

 

если

 

бы

 

не

 

существовало

 "

законодательства

 

о

 

коммерческой

 

тайне

бизнес

 

все

 

равно

 

засекречивал

 

бы

 

информацию

Однако

 

отсутствие

 

правовой

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

 

тормозило

 

бы

 

эффективность

 

хозяйственной

 

деятельности

Держатели

 

коммерческой

 

тайны

 

пойдут

 

на

 

любые

 

непроизводительные

 

расходы

такие

как

скажем

физические

 

охранные

 

средства

 (

заборы

запоры

шифрование

 

и

 

пр

.), 

если

 

не

 

смогут

 

полагаться

 

на

 

надежные

 

правовые

 

средства

 

охраны

 

от

 

нарушения

 

коммерческой

 

тайны

Если

 

правовые

 

средства

 (

например

договорные

 

условия

 

о

 

соблюдении

 

коммерческой

 

тайны

будут

 

недоступны

 

для

 

держателей

 

коммерческой

 

тайны

они

 

не

 


background image

смогут

 

безопасно

 

для

 

себя

 

заключать

 

контракты

в

 

том

 

числе

 

и

 

трудовые

необходимые

 

для

 

эффективного

 

решения

 

поставленных

 

задач

Неэффективность

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

 

имеет

 

два

 

следствия

: 1) 

лоббирование

 

интересов

 

бизнеса

 

по

 

усилению

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

, 2) 

нежелание

 

делать

 

инвестиции

 

в

 

те

 

страны

где

 

слаба

 

правовая

 

охрана

 

коммерческой

 

тайны

.  

 

В

Структура

 

международных

 

договоров

предусматривающих

 

охрану

 

коммерческой

 

тайны

 

 

Минимальные

 

международные

 

стандарты

 

по

 

защите

 

коммерческой

 

тайны

 

установлены

 

в

 

некоторых

 

конвенциях

 

и

 

в

 

Соглашении

 

ТРИПС

Так

в

 

ст

. 10 bis 

Парижской

 

конвенции

 

по

 

охране

 

промышленной

 

собственности

 

говорится

:

 

«1. 

Страны

 

Союза

 

обязаны

 

обеспечить

 

гражданам

 

стран

участвующих

 

в

 

Союзе

эффективную

 

защиту

 

от

 

недобросовестной

 

конкуренции

.

 

2. 

Актом

 

недобросовестной

 

конкуренции

 

считается

 

всякий

 

акт

 

конкуренции

противоречащий

 

честным

 

обычаям

 

в

 

промышленных

 

и

 

торговых

 

делах

».

 

Сложно

 

утверждать

что

 

смыслом

 

изложенного

 

охватывается

 

понятие

 

коммерческой

 

тайны

Тем

 

не

 

менее

в

 

тексте

 

Соглашения

 

ТРИПС

 

в

 

ст

. 39 

говорится

:

 

«1. 

В

 

процессе

 

обеспечения

 

эффективной

 

защиты

 

от

 

недобросовестной

 

конкуренции

как

 

это

 

предусмотрено

 

ст

. 10 bis 

Парижской

 

конвенции

 (1967), 

страны

-

участницы

 

должны

 

охранять

 

закрытую

 

информацию

 .... 

и

 

данные

предоставляемые

 

их

 

правительствам

 ...»

 

Далее

 

в

 

статье

 

детализируются

 

правила

 

охраны

 

закрытой

 

информации

Мы

 

о

 

них

 

будем

 

говорить

 

в

 

других

 

разделах

В

 

тексте

 

же

 

рассматриваемого

 

документа

 

термин

  «

закрытая

 

информация

» 

использован

 

для

 

того

чтобы

 

подчеркнуть

что

 

защита

 

должна

 

идти

 

значительно

 

дальше

 

узких

 

концепций

 XIX 

в

., 

например

 

таких

как

  «

секреты

 

производства

». 

Соглашение

 

ТРИПС

 — 

это

 

первое

 

крупное

 

многостороннее

 

международное

 

соглашение

обеспечивающее

 

охрану

 

коммерческой

 

тайны

.

 

 

Г

Понятие

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

 

 

Положениями

 

Соглашения

 

ТРИПС

 

определяется

 

минимальный

 

объем

 

понятия

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

 

как

 

защиты

 

информации

которая

 

на

 

законных

 

основаниях

 

контролируется

 

юридическим

 

или

 

физическим

 

лицом

 

и

 

которая

:

 

а

является

 

секретной

 

в

 

том

 

смысле

что

 

она

 

либо

 

в

 

целом

либо

 

в

 

конкретном

 

сочетании

 

или

 

расположении

 

ее

 

компонентов

 

не

 

является

 

известной

 

или

 

легко

 

доступной

 

лицам

принадлежащим

 

к

 

определенному

 

кругу

обычно

 

имеющему

 

дело

 

с

 

подобными

 

видами

 

информации

;

 

б

имеет

 

коммерческую

 

ценность

 

ввиду

 

ее

 

секретности

;

 

в

в

 

конкретных

 

обстоятельствах

 

была

 

подвергнута

 

определенным

 

разумным

 

мерам

 

охраны

 

лицом

контролирующим

 

эту

 

информацию

 

на

 

законных

 

основаниях

в

 

целях

 

сохранения

 

ее

 

секретности

.

 

Данное

 

определение

 

включает

 

три

 

таких

 

элемента

как

: 1) 

секретность

, 2) 

коммерческая

 

ценность

, 3) 

меры

 

по

 

сохранению

 

секретности

Это

 

весьма

 

похоже

 

на

 

объемное

 

определение

содержащееся

 

в

 

законодательстве

 

США

В

 

нем

 

нашел

 

свое

 

отражение

 

способ

 

давления

 

со

 

стороны

 

делегации

 

Соединенных

 

Штатов

 

во

 

время

 

Уругвайского

 

раунда

 

переговоров

 

по

 

ГАТТ

где

 

четко

 

прослеживалось

 

стремление

 

поднять

 

международный

 

уровень

 

охраны

 

интеллектуальной

 

собственности

 

до

 

уровня

существующего

 

в

 

США

В

 

прошлом

 

многие

 

страны

 

относились

 

к

 

вопросам

 

защиты

 

коммерческой

 

тайны

 

не

 

иначе

как

 

к

 

вопросам

 

охраны

 

секретов

 

производства

 

или

 

промышленной

 

собственности

Чтобы

 

удовлетворять

 

требованиям

 

Соглашения

 

ТРИПС

странам

членам

 

ВТО

 

придется

 

охватить

 

правовой

 

охраной

 

все

 

секреты

имеющие

 

коммерческую

 

ценность

Конечно

все

 

страны

 

свободны

 

в

 

том

чтобы

 

расширить

 

пределы

 

охраны

установленные

 

в

 

Соглашении

сделав

 

национальный

 

уровень

 

даже

 

более

 

высоким

Определением

 

коммерческой

 

тайны

 

в

 

национальном

 

законодательстве

которое

 

в

 

будущем

весьма

 

вероятно

станет

 

похожим

 

на

 

определение

 

в

 

Соглашении

 

ТРИПС

как

 

правило

устанавливаются

 

скорее

 

общие

 

принципы

нежели

 

точные

 

правила

Поэтому

 

судам

 

и

 

ученым

 

придется

 

поискать

 

ответы

 

на

 

некоторые

 

вопросы

Например

на

 

вопрос

 

о

 

том

каков

 

объем

 

требований

 

к

 

зачислению

 

информации

 

в

 

разряд

 «

секретной

 

в

 

том

 

смысле

что

 

она

 

либо

 

в

 

целом

либо

 

в

 

конкретном

 

сочетании

 

или

 

расположении

 

ее

 

компонентов

как

 

правило

не

 

является

 

известной

 

или

 

доступной

 

лицам

принадлежащим

 

к

 

определенному

 

кругу

обычно

 

имеющему

 

дело

 

с

 

подобными

 

видами

 

информации

»'»' 

Нельзя

 

не