Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1389

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. В течение трех месяцев после указанного в параграфе 1 уведомления Совет принимает решение, устанавливающее постоянное организованное сотрудничество и фиксирующее список участвующих государств-членов. Совет постановляет квалифицированным большинством после консультации с Верховным представителем.


3. Любое государство-член, которое в дальнейшем пожелает стать участником постоянного организованного сотрудничества, уведомляет о своем намерении Совет и Верховного представителя.


Совет принимает решение, которое подтверждает участие заинтересованного государства-члена, соблюдающего критерии и принимающего на себя обязательства, предусмотренные в статьях 1 и 2 Протокола о постоянном организованном сотрудничестве. Совет постановляет квалифицированным большинством после консультации с Верховным представителем. В голосовании принимают участие только те члены Совета, которые представляют участвующие государства-члены.


Квалифицированное большинство определяется в соответствии с пунктом “а” параграфа 3 статьи 238 Договора о функционировании Европейского Союза.


4. Если участвующее государство-член перестает отвечать критериям или более не способно нести обязательства, которые предусмотрены в статьях 1 и 2 Протокола о постоянном организованном сотрудничестве, то Совет может принять решение, приостанавливающее участие данного государства.


Совет постановляет квалифицированным большинством. В голосовании принимают участие только те члены Совета, которые представляют участвующие государства-члены, кроме заинтересованного государства-члена.


Квалифицированное большинство определяется в соответствии с пунктом “а” параграфа 3 статьи 238 Договора о функционировании Европейского Союза.


5. Если участвующее государство-член желает выйти из постоянного организованного сотрудничества, то оно уведомляет о своем решении Совет, который принимает к сведению прекращение участия заинтересованного государства-члена.


6. Решения и рекомендации Совета в рамках постоянного организованного сотрудничества помимо тех, которые предусмотрены в параграфах 2 – 5, принимаются единогласно. В целях настоящего параграфа единогласие образуют голоса только представителей участвующих государств-членов.



  1. Организационный механизм Европейского Союза: общая характеристика.

После учреждения в 1992 г. Союза во всех Сообществах и Союзе в целом действует -«единый институционный механизм», основы организации и функционирования которого закрепляются в Договоре о Сообществе.


Каждый институт Сообщества является одновременно институтом Евратома, а также всего Союз.

Институтов ЕС (и одновременно всего Союза) сначала было четыре, ныне


их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата.


+ немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, ЕЦБ, Агентство (в рамках Евратома), Политический комитет (в рамках ОВПБ), Европол (в рамках III «опоры») и др (Европейское агентство по оценке медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Комитет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.



Понятие «орган» в этом случае выступает как родовое, видом которого являются и институты. Институтов у Союза 5, всех же органов — не один десяток. Каждый институт - это орган Союза, но не каждый орган - институт.


Институты осуществляют задачи от имени Союза, наделяются властными полномочиями в отношении гос-чл, ФЛ/ЮЛ, включая издание НА (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.


Понятие «институт»- составное и в то же время относительно обособленное подразделение аппарата Союза, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

В деятельности каждого из институтов Союза проявляются его специфические функции.

Совет и Парламент — представительные органы, в функциях которых преобладают правотворческие начала.

Комиссия наделена исполнительными функциями, хотя имеет большое влияние на законодательный процесс, поскольку является единственным органом, обладающим правом правотворческой инициативы и может издавать акты в рамках делегированного законодательства.

Суд выполняет задачу рассмотрения и разрешения споров, но при этом вносит большой вклад в развитие нормативной базы.

Счетная палата — это контрольная власть Союза, обеспечивающая проверку всех финансовых аспектов деятельности институтов Союза и других органов.


В совокупности институты Союза действуют как устойчивый, отлаженный механизм, воплощающий в своей структуре своеобразное «разделение властей».

Качество быть органом публичной власти Союза, «мерой» чего выступает закрепленная в учредительных договорах компетенция последнего в целом и полномочия соответствующего института, является главным признаком, отличающим институты от иных его органов.

Органы иногда называют «неформальными институтами».


К категории учреждений Союза можно отнести и его структурные фонды (Европейский социальный фонд, С/х фонд и др.), Европейский инвестиционный банк и др.

ЕЦБ (не институт) имеет право издавать нормативные и индивидуальные акты по вопросам денежно-кредитной политики.

Местонахождение органов Союза.


Отсутствует единая штаб-квартира в каком-либо из городов гос-чл. Институты Союза располагаются в трех г. Западной Европы — Брюсселе (Комиссия, Экономический и социальный совет, Совет), Люксембурге (Суд, палата аудиторов, Европейский Инвестиционный Банк) и Страсбурге (Парламент). Неофициальной столицей Союза считается г. Брюссель (как место нахождения Комиссии и основное место работы Совета).



  1. Европейский парламент: состав и порядок формирования, организация работы.


Граждане избирают своих представителей раз в 5 лет. Депутаты избираются в гос-чл.

Количество депутатов, избираемых на территории каждой страны, определяется на основе квот. Формирующихся в соответствии с численностью населения соответствующего государства.

Депутаты обладают свободным мандатом. Объединяются в Парламенте не по национальному, а по партийному признаку в политические группы.


Политические фракции на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейского сознания и выражению политической воли граждан Союза. Европарламент может совместно с Советом издавать законодательство по вопросам партийного строительства.


Внутренняя организация.


А) Руководящие органы и д.л.

1. Председатель избирается на 2,5 года тайным голосованием (т.е. на ? легислатуры парламента). Направляет всю деятельность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Парламент. Обычно – поочередно представители крупнейших фракций.

2. Заместители Председателя осуществляют отдельные полномочия Председателя в порядке их делегирования или его замещения. При их избрании д. учитываться необходимость справедливого представительства гос-чл и политических взглядов.

3. Квесторы отвечают за административные и финансовые вопросы, непосредственно касающиеся депутатов, в соответствии с указаниями бюро.

4. Бюро. 27 депутатов (Председатель + 26 замов) + квесторы с правом совещательного голоса. Принимают организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, его секретариат и органы.

5. Конференция председателей. Председатель Парламента + представители политических групп. Планирует текущую деятельность. К компетенции относятся отношения с другими институтами и органами Союза и гос-чл, а также с иностранными государствами.


Б) Вспомогательные органы.

1. Постоянные комитеты. Предварительно рассматривают все внесенные в Парламент документы законодательного характера. Всего 17 ( например, бюджетный; по правовым вопросам, социальным делам и занятости, петициям).

2. Временные комитеты. Комитет по расследованию расследует предполагаемые противоречия или нарушения порядка управления в процессе имплементации права Сообщества. Предмет расследования – действия/бездействия органов и д.л. Сообщества, любого публичного административного органа гос-чл. Комитет завершает свое существование предоставлением отчета Парламенту.

В) Вспомогательный аппарат. Насчитывает около 3 тыс. должностных лиц. Индивидуальный аппарат помощников имеется у каждого депутата, а также у фракции.



Порядок работы и принятия решений.


Работает сессионно. На ежегодную сессию собирается без созыва во второй вторник марта.

Созыв чрезвычайной сессии – по требованию большинства членов Европарламента, Комиссии или Совета, в исключительных случаях – по просьбе 1/3 депутатов с согласия Конференции председателей.



Пленарные заседания – ежемесячно (кроме августа) в течение 1 недели. Комитеты собираются по мере необходимости.


Принимают решения простым большинством голосов присутствующих депутатов. Вопрос о кворуме решает Парламент.


Способы принятия решений по вопросам большой важности:

Абсолютное большинство ( при даче согласия на вступление в Союз нового гос-чл);

3/5 поданных голосов ( утверждение отдельных статей бюджета Сообщества);

2/3 ( в случае применения санкций к гос-чл; вотум недоверия Комиссии).





  1. Функции и полномочия Европейского парламента.

Законодательные, контрольные, финансовые функции.

Часть нормативных актов ЕС в настоящее время принимается на основе процедуры совместного принятия решений Парламентом и Советом.

В отношении некоторых вопросов полномочия Парламента сводятся к праву отлагательного вето (процедура консультации) или к этому же праву, преодоление которого возможно только единогласным решением Совета ( процедура сотрудничества). Процедура совместного принятия решений используется, например, для издания законодательства о защите прав потребителей, в области внутреннего рынка, консультативная процедура — в сфере уголовного, налогового права.


Принимает и утверждает исполнение общего бюджета Сообществ:

обязательные расходы – расходы, осуществление которых предусмотрено учредительными договорами и законодательными актами Сообществ. Пр их утверждении приоритет имеет Совет.

Не обязательные расходы. Парламент вносит в представленный Комиссией проект бюджета поправки, а Совет предлагает модификации. Решающее слово имеет Парламент.

Может отклонить проект бюджета в целом – 2/3 голосов, составляющих абсолютное большинство.

Утверждает исполнение бюджета Комиссией.


Через специальные органы осуществляет прямой и косвенный контроль.

Главный объект парламентского контроля – деятельность исполнительного органа ЕС – Комиссии. Члены Комиссии не только вправе присутствовать и получать слово на заседаниях Парламента, но и обязаны письменно или устно отвечать на вопросы, поставленные Парламентом.

Косвенный контроль: комитеты по расследованию, комитет по петициям ( может проводить слушания, отправлять членов для анализа ситуации на месте, требовать от Комиссии предоставления необходимых документов).

Омбудсман назначается Парламентом, но независим от него.


Внешнеполитические полномочия – согласие на заключение международных договоров, дает согласие на вступление в Союз новых гос-чл.

Не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, a может делать это лишь с одобрения Совета ЕС.


Европарламент в настоящее время самостоятельно или совместно с другой частью легислатуры Союза — Советом — осуществляет все основные виды деятельности, входящие в классическую «триаду» парламентских функций: законодательная — контрольная — финансовая.


инвеституру испол. органу Сообщества — Комиссии, которая искл. перед ним несет политическую отв-сть в форме вотума недоверия.

часть НА принимается на основе процедуры совместного принятия решения, в ходе которой Парламент и Совет выступают в роли «созаконодателей».

есть полномочия Европарламента, которые сводятся к праву отлагательного вето (процедура консультации) или тому же праву, преодоление которого возможно лишь единогласным решением Сове¬та (процедура сотрудничества.

права принимать и утверждать исполнение общего бюджета Евр. сообществ.



  1. Совет Европейского Союза: состав и порядок формирования, организация Работы.

Состав и порядок формирования.


Состоит из представителя каждого гос-чл на министерском уровне, уполномоченного создавать обязательства для своих правительств.

27 национальных министров + представители Комиссии с правом совещательного голоса.


9 формаций Совета ( в зависимости от ведомственной принадлежности министров):

a. Совет по общим во общим ? и внешним сношениям;

b. По экономическим и финансовым ?(ЭКОФИН);

c. По правосудия и внутренних дел;

d. По занятости, социальной политики, здравоохранения и по делам потребителей;

e. По ? внутреннего рынка, промышленности и научно-исследовательской деятельности;

f. По ? транспорта, телекоммуникаций и энергии;

g. По ? с/х и рыболовства;

h. По ? окружающей среды;

i. По ? образования, молодежи и культуры;


Обычно в специальных Советах принимаются все законодательные акты. Общий Совет решает вопросы, связанные с внешнеполитическими мероприятиями Союза, в т.ч. в сфере ОВПБ.

Заседает в Брюсселе, 3 месяца – в Люксембурге.

Внутренняя организация.

Элементы структуры Совета:

1. Комитет постоянных представителей (COREPER);

2. Председатель

+

3. генеральный секретариат и его руководитель

4. рабочие группы.

COREPER.


1958 – с начала функционирования ЕЭС начал функционировать COREPER.

С 1962 существуют COREPER I (заместители) и COREPER II ( постоянные представители гос-чл).

Это постоянно действующий орган.


COREPER II рассматривает вопросы большой политической важности. В COREPER согласие => документы выдвигаются на повестку дня в Совете. В этом случае Совет автоматически утверждает решение. В COREPER нет единого мнения => дискуссия переносится в Совет.

Председатель Совета.


Носителями этой должности выступают не конкретные ФЛ, а гос-чл, каждое по 6 мес. Очередность устанавливается Советом единогласно.


Формирует повестку дня, устанавливает порядок рассмотрения вопросов, ставит их на голосование, подписывает принятые решения, представляет Совет перед Комиссией, Европарламентом и другими органами Союза.

Рабочие группы.


Состоят из экспертов в соответствующих областях от гос-чл и COREPER. Утверждаются COREPER или с ее согласия для выполнения определенной подготовительной работы или предварительных исследований.