Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1437

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководит юрисдикционной деятельностью Суда6

Созывает пленарные заседания

Председательствует на них

Распределяет дела между палатами Суда

Может приостановить производство по делу

Решает административные/технические вопросы, связанные с функционированием суда.


2. Первый юридический советник.

Назначается судом из состава юридических советников на 1 год. Распределяет поступающие дела между советниками.


3. Пленум и палаты.

Важнейшие дела разрешают на пленарных заседаниях. Критерии устанавливает суд. Если истец – гос-чл или институт Союза, то обычно полны состав ( то же, если эти субъекты участвуют,

передают письменные замечания).


4. Секретарь и аппарат. Секретарь – должностное лицо, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов, ведение протокола и опубликование решений. Секретарь назначается Судом на 6 лет.

Процедура рассмотрения и разрешения дел.



Черты процессуального порядка рассмотрения и разрешения дел в ЕС.

a. Активная роль суда в разрешении вопросов на всех стадиях процесса;

b. Наличие 2х основных стадий процесса – письменное и устное судопроизводство, при определенных обстоятельствах разрешается рассмотрение дела без усного разбирательства;

c. Исследование материалов дела, получение и анализ доказательств, в т.ч. опрос свидетелей.

d. Параллельное исследование обстоятельств дела (осуществляется 1 советником);

e. Принцип тайны совещания судей;

f. Выбор языка процесса.





  1. Юрисдикция Суда Европейского Союза: общая характеристика.

Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий:


прямая юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);


преюдициальная (косвенная) юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);


разбирать дела в порядке предварительного контроля.

Имеет общий характер.


Категории дел:


А) дела по искам Комиссии к гос-члену.

Если Комиссия устанавливает нарушение обязательств гос-члену, то она обращается в Суд.

2 стадии расследования: административная ( обязательная) и судебная(факультативная) – если государство не подчинится указаниям Комиссии.

Суд может штрафовать государства за невыполнение решений. Когда государство-член после вынесения против него решения Европейского суда не предприняло, по мнению Комиссии, надлежащих мер, она повторно начинает процедуру расследования. Если в конечном счете дело вновь поступает на рассмотрение Суда, он, по предложению Комиссии, может наложить на государство-член штраф в виде единовременной суммы или неустойки.

Основания – любые нарушения обязательств из учредительных договоров.


Субъект – все государство в целом.


Б) иски обжаловании действий и решений органов и д.л. Сообществ.


Группы:

иски об аннулировании ( Суд осуществляет контроль законности актов институтов и ЕЦБ, направленных на создание юридических последствий в отношении 3хлиц).

Суд осуществлять «конституционный контроль» любого нормативного акта, индивидуального решения, любого иного юридически обязательного акта институтов ЕС и, в случае признания требований истца обоснованными, объявлять его ничтожным. Однако и истцы, и сам Суд не вправе аннулировать акты органов ЕС по собственному усмотрению, произвольно. Договор о ЕС устанавливает исчерпывающий перечень критериев, на основании которых соответствующие дела могут рассматриваться и разрешаться Европейским судом. Ответчиком при рассмотрении «исков об аннулировании» выступает институт ЕС, принявший оспариваемый нормативный или индивидуальный акт, а с 1999 г. — и Европейский центральный банк. Истцы – прежде всего гос-чл, институты и ЕЦБ. В отличие от Совета и Комиссии, процессуальная правосубъектность Европарламента, Счетной палаты и ЕЦБ ограничена: они могут обращаться в Суд лишь «с целью защиты своих прерогатив». Правом непосредственно оспаривать в Суд «конституционность» актов Сообщества обладают индивидуумы — причем не только граждане ЕС, но и любое физическое и юридическое. Однако процессуальная правоспособность их еще более ограничена: они могут оспаривать лишь индивидуальные предписания ЕС, в том числе содержащиеся в нормативных актах. Оспаривать нормативные акты ЕС данным способом они не вправе.

Договор о ЕС устанавливает ограниченный период времени для подачи «исков об аннулировании»: 2 мес. с момента публикации (для нормативных актов) или уведомления истца (а при отсутствии такового — со дня, «когда последнему стало известно» о соответствующей мере). Если в течение этого срока «иск об аннулировании» не подан, обращение с подобными требованиями в последующем недопустимо.


Иски из бездействия. «Если Европейский парламент, Совет или Комиссия в нарушение Договора о ЕС государства-члены и другие институты Сообщества могут подать иск в Суд с целью установления нарушения». Правом подавать такие иски располагает и ЕЦБ (по вопросам, входящим в сферу его компетенции), а также любое физическое или юридическое лицо. Однако последние, как и в случае «исков об аннулировании», могут требовать издания в отношении них индивидуальных, но не нормативных предписаний. Подобно «искам об аннулировании», «иски из бездействия» могут подаваться в течение 2 мес., однако этот срок здесь определяется иначе. Заинтересованный субъект должен сначала обратиться к соответствующему институту с требованием принять необходимое решение. Если в течение 2 мес. «не определил свою позицию, в течение 2 последующих мес. м.б. подан иск». Здесь, таким образом, предусмотрен предварительный досудебный (административный) порядок обжалования. Суд, признав требования истца правомерными, может обязать уполномоченный институт принять необходимые меры для выполнения решения Суда, в том числе издать необходимый нормативный или индивидуальный акт.



Иски о возмещении вреда (внедоговорная ответственность Сообщества). Предъявляются любыми лицами с целью компенсации ущерба, причиненного его институтами и служащими при исполнении обязанностей. Исковая давность – 5 лет.


Иски об оспаривании санкций Сообщества. Соответствующие требования Суд рассматривает не во всех случаях, а на основании положений регламентов ЕС, которые «могут наделять Суд неограниченной юрисдикцией в отношении штрафных санкций, предусмотренных в этих регламентах».


В) Споры между гос-чл.

Основание иска – невыполнение государством своих обязанностей из Договора и законодательства ЕС.

И истец, и ответчик – гос-чл.

Юрисдикция – обязательная и исключительная ( государствам ЕС запрещено представлять спор, касающийся толкования и применения Договора, любому другому методу урегулирования. Государства-члены могут на основании «специального соглашения» передать на разрешение Суда любой другой спор между собой, который «имеет отношение к предмету» Договора о ЕС. До подачи иска к другому гос-ву о «предполагаемом нарушении обязанности из настоящего Договора» первое должно обратиться к Комиссии, которая, заслушав обе стороны, выносит свое заключение. И лишь если такого заключения нет в течение 3 месяцев, может быть подан иск в Суд. На практике гос-ва предпочитают в подобных случаях следовать другим, «окольным» путем: ставить в известность Комиссию о предполагаемых нарушениях, с тем чтобы она провела необходимое расследование и, при необходимости, сама подала дело в Суд в Указанном выше порядке.


Г) Трудовые споры.

Все конфликты между гражданскими служащими ЕС и ответствующими органами Сообщества. Сообщество может выступать в роли и истца, и ответчика.


Д) Гражданско-правовые споры.

Юрисдикция Суда факультативная. В соответствии с арбитражной оговоркой, содержащейся в контракте, заключенном Сообществом или от имени Сообщества, Суд разрешает споры о применении и использовании данных контрактов, независимо от того, регулируется этот контракт частным или публичным правом.


Е) Отрешение от должности д.л. Союза.

В отношении членов Комиссии, суда, Трибунала первой инстанции, аудиторов палаты аудиторов, Омбудсмана, членов исполнительного Совета ЕЦБ.


Ж) Предварительный контроль не вступающих в силу м.д. Сообщества. Контроль только предварительный. Любое гос-чл, Совет или Комиссия могут запросить заключение Суда. Если заключение Суда отрицательное, то м.д. м.б. заключен только после поправок в Договор.



З) преюдициальные запросы национальных судов. Могут запрашивать – суды гос-чл + другие юрисдикционные институты (трибуналы). Преюдициальный запрос направляется, когда вопрос о толковании или законности нормы поднят перед любым судом/трибуналом гос-чл. Преюдициальный запрос м.б. подан на любом этапе судопроизводства, в любой момент до вынесения судебного решения. Направление преюдициального запроса Суду – право. Если же дело рассматривается судом или трибуналом гос-чл, решения которого согласно национального законодательства м.б. обжалованы, то дело д.б. направлено в Суд.


Суд может выносить преюдициальные решения по вопросам:

Толкования Договора о ЕС;

Законности и толкования актов институтов Сообщества и ЕЦБ;

Толкования статутов органов, учрежденных актом Совета, если это предусматривают данные Статуты.

Толкование, даваемое Судом, носит нормативный, т.е. юридически обязательный характер.




  1. Основные виды исков, рассматриваемые Судом Европейского Союза.

Прямая юрисдикция

Разрешает споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС:


дела о неисполнении государствами-членами их обязательств


истец

Европейская комиссия

государство-член


дела об аннулировании полностью или в части актов институтов ЕС (проверка законности)


истец

государство-член

институты ЕС (Парламент, Совет, Комиссия)

физические и юридические лица, которым эти решения адресованы или напрямую касаются


дела о бездействии институтов ЕС


истец

государство-член

институты ЕС (Парламент, Совет, Комиссия)

физические и юридические лица


дела о возмещении убытков, причиненных институтами ЕС и их служащими


истец

круг истцов не ограничен



рассмотрение апелляций на решения Суда первой инстанции.



  1. Косвенная (преюдициальная) юрисдикция Суда Европейского Союза.

Преюдициальные запросы (ст. 234 Договора о ЕС) - это обращения судебных органов государств-членов, которые в процессе рассмотрения дел сталкиваются с трудностями в толковании или применении права Сообщества.


Эти запросы в настоящее время адресуются Суду Европейских сообществ и образуют его косвенную (или преюдициальную) юрисдикцию, которая составляет почти половину всех разрешаемых им дел.


Правом на обращение в Суд Европейских сообществ с преюдициальным запросом в настоящее время обладают юрисдикционные органы всех государств-членов, причем это может быть не только орган судебной власти, но и внесудебный орган, рассматривающий правовые конфликты (органы административной юрисдикции). Подача преюдициального запроса приостанавливает рассмотрение дела до получения ответа из Люксембурга (т.е. от Суда Европейских сообществ).


На практике встречаются три основных вида преюдициальных запросов:


- запросы о толковании, цель которых - получить от Суда Европейских сообществ разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или законодательства ЕС (например, испанский суд, разрешающий дело на основании регламента Сообщества, не знает, как трактовать отдельные его статьи);


- запросы о действительности правовых актов ЕС, подаваемые в тех случаях, когда национальный суд приходит к выводу о возможном противоречии правового акта ЕС его учредительному договору. В подобной ситуации он также приостанавливает рассмотрение дела и направляет соответствующий запрос в Суд Европейских сообществ. Рассмотрев запрос, последний может объявить оспоренный акт или отдельные его положения недействительными, что лишает их юридической силы на всей территории Союза;



- запросы о соответствии внутригосударственных актов праву Сообщества. Подобные запросы подаются, когда при рассмотрении дел в национальных судах обнаруживается возможное противоречие между правовым регулированием на внутригосударственном уровне и на уровне ЕС.

Если национальный суд констатирует такое несоответствие, он обязан руководствоваться источниками и нормами последнего (в соответствии с принципом верховенства права Европейского Союза). Если же он испытывает сомнения, то может приостановить дело и обратиться с запросом в Суд Европейских сообществ.


Обращение с преюдициальными запросами - это право национальных судов государств-членов. Однако оно превращается в обязанность, когда дело рассматривается в национальных судах высших инстанций. Соответственно если Кассационный суд Франции или Верховный суд Греции сталкивается с неясностью, например, в вопросе о толковании директивы ЕС, то он не только может, но и должен направить запрос в Суд Европейских сообществ (кроме случаев, когда проблема уже была разрешена прецедентным правом последнего).


В настоящее время возможность направления преюдициальных запросов с рядом оговорок признана также в рамках третьей опоры Европейского Союза - сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В 2002 г. Суд разрешил первый такой запрос, касавшийся неясностей в толковании принципа "ne bis in idem" (недопустимость дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление), закрепленного в Шенгенской конвенции 1990 г.


После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза и предусмотренной им ликвидации структуры трех опор (см. вопросы N 14 и N 17) преюдициальные запросы в Суд смогут направляться по всем аспектам ведения Европейского Союза, с изъятием только для общей внешней политики и политики безопасности.



  1. Правовой статус Трибунала.

Учрежден в 1973 году на основе Единого европейского акта в качестве второго органа правосудия в ЕС, состоящего при Суде. Трибунал первой инстанции был учрежден с целью облегчить Работу Суда Европейских сообществ, освободить его от части дел, главным образом наиболее простых и не влекущих политических последствий.


Его решения носят юридически обязательный характер. Не имеет статуса института, Устава.

Юрисдикция определяется специальным решением Совета Европейского Союза, внутренняя организация и деятельность – разделом Устава.


Место нахождения – Люксембург.

2 членов назначаются правительствами гос-чл на 6 мес с гарантиями независимости.

Сходный с судом состав, внутренняя организация, порядок работы и ответственность.


Особенности в сравнении с Судом:

В состав входят только судьи (нет юридических советников);

Допускается единоличное рассмотрение и разрешение дел 1 судьей.