Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1435

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации

3. на бесплатной основе получить обязательное образование

4. учреждать образовательные учреждения.

5. право родителей на выбор способа обучения детей «в соответствии со своими

религиозными, философскими и педагогическими убеждениями»


Экологические права – не конкретизированы, но во вторичном законодательстве закреплено право на:

1. информацию о состоянии окружающей среды,

2. участие в принятии экологических решений

3. доступ к правосудию по экологическим делам


Права потребителей – не конкретизированы («один из законных интересов всего населения ЕС ? д.б. обеспечен повышенный уровень охраны.


Обязанности (общие):

1. уважать и защищать человеческое достоинство других людей;

2. учитывать мнение ребенка «с учетом его возраста и зрелости»;

3. получение бесплатного обязательного образования;

4. защита и повышение качества окружающей среды.



  1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Европейском Союзе.

Система гарантий включает 3 основных элемента:


1. Институциональные гарантии – связаны с функционированием органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав;

2. Процессуальные – реализуются при рассмотрении дел в судах, особенно в рамках УП-сса;

3. Материальные – право лица на компенсацию ущерба и других убытков, причиненных из-за нарушения его прав.

Институциональные.



Орган, играющий ключевую роль в защите П и С человека – Суд + Омбудсман, Еврокомиссия, дипломатические и консульские представительства.


  1. Судебная защита.


Национальные суды гос-чл + приравненные к ним органы административной юстиции (трибуналы) - подведомственны любые дела, кроме юрисдикции судов ЕС.

Национальные суды гос-чл обеспечивают защиту прав от нарушений со стороны частных лиц и гос-чл, приоритет действующим нормам ПЕС перед национальным законодательством. Если неясность ? приостановить дело + преюдициальный запрос в Суд Сообществ.


Суды ЕС обеспечивают защиту П и С, нарушенных его институтами и органами. Право подавать иск имеют любые ФЛ/ ЮЛ, в т.ч. иностранные ( не м. подавать иски с целью отмены нпа (оспаривать м. только индивидуальные предписания, прямо им адресованные/ непосредственно их касающиеся, и бездействие соответствующих органов). Исковая давность – 2 мес. Преодолеть эти ограничения – процедура косвенного обжалования – индивиды м. оспорить любые предписания органов ЕС (в т.ч. нормативные), даже после истечения срока исковой давности (косвенное – т.к. Суд/ Трибунал I инстанции рассматривает законность НПА не по иску об аннулировании, а в связи с рассмотрением другого дела).


Европейски суд по правам человека (Страсбург) – ФЛ/ ЮЛ. Рассматривает дела только о нарушении субъективных прав, закрепленных в Конвенции 1950 г. Не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными/ недействующими (в отличии от судов ЕС). Результатом рассмотрения дела в нем может служить «выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне» государством-нарушителем в размере, установленном Судом. Иски к институтам, в т.ч. и по причине нарушения Конвенции 1950г., поступают непосредственно в суды ЕС.



В рамках ЕС защиту гарантированных прав личности осуществляют 3 системы судов:

1. Национальные (суды гос-чл + трибуналы) – если нарушитель ФЛ/ЮЛ ( при необходимости может направить запрос в Суд Сообществ)


2. Суды ЕС (Суд Сообществ + Трибунал первой инстанции) – если нарушитель ЕС или его органы, то иски направляются в Трибунал с правом кассационного обжалования в Суде Сообществ.


3. Европейский суд по правам человека – если индивид пострадал от действии наднациональных институтов ЕС ( если от действий государств, то должен сначала обращаться в национальные суды).


  1. Внесудебная защита

Омбудсман – подведомственны дела о нарушении порядка управления в деятельности институтов и органов ЕС. Обращение к нему – одно из основополагающих прав граждан ЕС и др. ФЛ (ЮЛ), имеющих место жительства (нахождения) на территории ЕС. Жалобы на органы и должностных лиц гос-чл ему не подведомственны ( д. рассматриваться национальными омбудсманами).

Органы контроля специальной компетенции (рассматривают жалобы ФЛ и ЮЛ на нарушения их отдельных прав, в основном в информационной сфере) – Европейский контролер по защите данных, общий контрольный орган в рамках Европола и др.

Комиссия (главный исполнительный орган ЕС, стоящий на страже общих интересов ЕС (ФЛ, ЮЛ). Обращение – повод для возбуждения расследования против гос-чл (в некоторых случаях для предприятий). Результатт – отмена нпа/ прекращение определенной практики (в т.ч. бездействия) по причине несоответствия объективному праву ЕС и нарушения закрепленных в его нормах субъективных прав ФЛ и ЮЛ.

Дипломатические и консульские представительства – защита прав гражданина за рубежом на территории третьих стран.


Процессуальные (Хартия, Конвенция).

обращение в беспристрастный суд за защитой любых П и С, установленных в юридических. нормах ЕС (с учетом подведомственности: национальные суд, суды ЕС, Европейский суд по правам чел.)

справедливое и публичное рассмотрение дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ограничение этого принципа м.б. по соображениям морали, общественного порядка, государственной безопасности, в интересах несовершеннолетних/ защиты частной жизни сторон, если сам суд примет решение, что с учетом особых обстоятельств «гласность нарушала бы интересы правосудия».

право на юридическую помощь (адвокат, защитник, представитель), м.б. безвозмездно.


Гарантии для подозреваемого, обвиняемого:

презумпция невиновности,

право на защиту, в т.ч. на незамедлительное и подробное уведомление о характерере и основаниях предъявляемого обвинения; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; право защищать себя лично или через выбранного защитника; право на допрос свидетелей обвинения, н вызов и допрос свидетелей защиты; право пользоваться при необходимости бесплатной помощью переводчика.


принцип законности и пропорциональности преступлений и наказаний (запрет обратной силы закона, устанавливающего/ отягчающего ответственность и придание обратной силы актам, которые ее понижают)

недопустимость повторного привлечения к уголовно ответственности за преступления, в отношении которых лицо уже было осуждено/ оправдано в гос-чл. Отступление –если пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам/ были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

запрет лишения свободы за долги

право на аппеляцию по уголовным делам.


Материальные.


Имущественная ответственность:

1) ЕС обязано возместить индивидам любой ущерб, причиненный его институтами/ служащими при исполнении своих обязанностей – суды ЕС.

имущественная ответственность гос -чл за нарушение субъективных прав, установленных нормами ЕС, введена недавно Судом Сообществ. Государство будет ответственно не только, если лицо пострадало в результате действий его органов и д.л., но и если властями страны не обеспечено точное и полное соблюдение изданных Сообществом предписаний.


2) ФЛ/ ЮЛ – законодательство гос-ч (+ законы, изданные во исполнение директив ЕС).

Конституция 2004 г.

В полном объеме инкорпорировала Хартию как свою отд. часть ? Х. получ. обяз. юрсилу, становится полноценно действующим инструментом по контролю за соблюд. П и С человека и гражданина.

Чтобы не было коллизий Х с др. источниками П и С (конституции гос-в-членов и Евроконв. о защите П человека и осн. С) в спецдекларации к Конституции помещен офиц. постатейный комментарий (разъяснения Х об осн. правах) – судам д/ толкования.



Содержит усл-е (треб.) о присоединении ЕС к Евроконенции о защите прав человека и осн. свобод 1950 г. в кач-ве отд. стороны. Если реализуется > д-я и реш-я органов ЕС м. будет обжаловать в Евросуде по правам человека.



  1. Правовые основы единого внутреннего рынка ЕС: общая характеристика.

Внутренний рынок – пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.


Два элемента, на которых основывается внутренний рынок:

Создание внутреннего экономического пространства в рамках Евр. Сообществ в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг, капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами;

Сами четыре экономические свободы, или принципы внутреннего рынка: свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг, свобода передвижения капиталов.


Три составляющих общего рынка:

4 экономические свободы;

общие политика, направления деятельности Сообщества, обеспечивающие и наполняющие конкретным содержание эти принципы;

таможенный союз, включая общий таможенный тариф , а также проведение общей торговой политики по отношению к третьим странам.


Еще в ДЕС есть термин «единый рынок» - это составной компонент экономического и валютного союза.


Концепция внутреннего рынка – это относительно современный взгляд на экономическую интеграцию в рамках Евр. Союза. Ко времени появления концепции внутреннего рынка Договор о Евр. Сообществе уже содержал концепцию общего рынка (четыре экономические свободы; общие политики, направления деятельности общества; таможенный союз).


Единый внутренний рынок – составной компонент экономического и валютного союза, который в свою очередь, наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества.

Создание и обеспечение деятельности внутреннего, общего и единого рынков входят в

исключительную компетенцию Евр. Сообщества.


Право внутреннего рынка – совокупность норм права, регулирующих функционирование внутреннего рынка Евр. Сообщества – отрасль права Евр. Союза, нормы которой регулируют создание и функционирование внутреннего экономического пространства в рамках Евр. Сообщества и обеспечивают полную реализацию свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на этом пространстве.





  1. Принцип свободного передвижения товаров в рамках единого внутреннего рынка ЕС.

Товары – все движимое имущество, включая электрический ток. (Регламент Европарламента и Совета).

Товары – все, измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций. (Судебное решение).

Безусловно к товарам относятся золотые и серебряные слитки, опасные отходы.

Не входят в «товары» денежные средства, товары, сопутствующие оказанию услуг.

Содержание


3 элемента свободы:

отмена таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект;

запрет дискриминационного внутригосударственного обложения;

запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а также мер, равнозначных им.


Сбор, равнозначный таможенным пошлинам – любой денежный сбор, каким бы малым он ни был и каковы бы ни были его назначение и способы взимания, наложенный в одностороннем порядке на отечественные и импортные товары при пересечении ими границы и не являющийся таможенной пошлиной в строгом смысле, даже если он не приносит прибыли государству, не является дискриминационным или протекционистским, и продукция, на которую он налагается, не является конкурирующей с любой отечественной продукцией.


К сборам, равнозначным таможенным пошлинам, не относятся сборы, являющиеся элементами внутригосударственного налогообложения. А также сборы, представляющие собой плату за оказание услуг при пересечении границы в любом случае, если услуги предоставляются добровольно, и при соблюдении условий, сформулированных Судом (например, т.н. «обязательные инспекции»).


Условия:

а) такой сбор не должен превышать фактической стоимости услуги;

б) такая услуга является обязательной и единообразной для всех аналогичных продуктов Сообщества;


в) такой сбор предписан законодательством ЕС в общих интересах Сообщества;

г) такой сбор способствует свободному движению товаров путем устранения препятствий, которые могут возникнуть вследствие применения односторонних мер в соответствии со ст. 30 Договора о ЕС.


Положение о запрете дискриминационного внутригосударственного обложения применяется только к налогам, независимо от способа их взимания, и не касается таможенных пошлин. Платежей и равнозначных им сборов.


Суд делит дискриминационное внутригосударственное обложение на прямое и косвенное.

Прямое – непосредственно исключительное налогообложение иностранных товаров, завышение налоговых ставок для них; различия в способах взимания, если они дают преимущество отечественным производителям.


Косвенное – “Hamblot”( налог в зависимости от мощности. До 16CV – равномерно, выше – резкий скачок, Машины > 16CV во Франции не производились => неблагоприятные условия для иностранных производителей).


Количественные ограничения – любые исчисляемые меры, направленные на полное или частичное сдерживание импорта, экспорта или транзита товаров. Количественные ограничения существуют в виде запрета или в виде системы квот. В виде запрета могут распространяться на всю территорию государства или ее часть.

Меры, равнозначные количественным ограничениям – любые торговые правила, установленные гос-чл, которые могут прямо или косвенно, фактически или потенциально. Затруднить работу в рамках Сообщества.


С оговорил, что такие правила м.б. введены, но только, если:

отсутствует регулирование на уровне Сообщества;

правила не затрудняют торговлю;

являются разумными;

доступны для всех частных лиц Сообщества.

«Тест разумности» = «Тест Cassis”.


Препятствия перемещения товаров в пределах Сообщества, возникающие в результате несоответствия законодательств гос-чл, касающиеся сбыта продукции, д.б. приняты постольку, поскольку эти положения м.б. признаны необходимыми для удовлетворения императивных требований, относящихся, в частности, в эффективности налогового контроля, защите здоровья общества, честности коммерческих сделок и защите потребителей. В этом деле впервые признан принцип взаимного признания стандартов, т.е. товар, допущенный на рынок в 1 государстве, д. свободно продаваться в другом гос-чл.


Суд исключил из мер, равнозначных количественным ограничениям т.н. маркетинговые меры (например, запрет работы в выходные дни).


Ограничения действия ст. 28 и 29 Договора о ЕС предусматривает ст. 30. В этой статье перечисляются основания, руководствуясь которыми государства-члены вправе вводить количественные ограничения на экспорт, импорт и транзит товаров, а также меры равнозначные им.


Статья 30 содержит закрытый перечень таких оснований. К ним относятся:

1) общественная мораль;