Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1429

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в качестве международных санкций к отношении одной или нескольких третьих стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут подобные ог¬раничения в отношении капиталов и платежей. М.б. коллективное эмбарго, вводимое на уровне Союза, может включать ограничения на капиталы и платежи (например, Афгани¬стана) и одностороннее финансовое.





  1. Понятие и основные элементы экономического и валютного союза в рамках ЕС. Правовые формы координации экономической политики государств-членов.

Экономический и валютный союз представляет собой высшую форму международной экономической интеграции. Данная форма характеризуется двумя признаками:

а) координация всей экономической политики, включая политику в бюджетной сфере;

б) введение единой валюты и осуществление единой кредитно-денежной политики.

ЭВС суть два элемента в соответствии со ст. 4 Договора о ЕС. Первая составляющая — «экономический союз»; вторая — «валютный союз».


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ


Экономический компонент:

Внутренний рынок


Координация экономических политик:


а) запрет на осуществление определенных операций;

б) контроль за бюджетным дефицитом).

Определение общих целей


Валютный компонент:

ЕДИНАЯ ВАЛЮТА:

А) Определение единой валютной политики

Б) ЕСЦБ И ЕЦБ

В) Механизм обменных курсов

Следует обратить внимание, что Экономический и валютный союз, который создан в рамках ЕС, не является какой-то отдельной организацией или учреждением. В ЭВС входят все те страны, что и в ЕС, т.е. государства — члены Союза.


В настоящее время ЭВС — особая сфера деятельности Европейского сообщества, предусмотренная в ст. 4 и разделе 7 части третьей «Экономическая и валютная политика» его учредительного договора. Данная статья и раздел 7 были включены в текст Договора в 1992 г. Маастрихтским договором и являются весьма объемными (4 главы, около 30 статей).


Итак, Экономический и валютный союз (ЭВС) — это форма интеграции и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество, во-первых, координирует всю экономическую политику государств членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты ЕС евро.


Единая денежно-экономическая политика, это то к чему пришел ЕС.


Договор от учреждении европейского сообщества 1957г. в ч.1 «Принципы» содержится ст., которая закрепляет (параграф 1- тесная координация экономической политики, закреплен принцип открытой рыночной экономики со свободой конкуренции; параграф 2- валютный: о введении единой валюты, упоминается ЭКЮ, указываются руководящие принципы экономической политики: а) стабильные цены; б) здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, а также стабильный платежный баланс). Раздел 7: 4 главы: 1) Экономический союз, 2) валютный; 3) европейский банк и экономический и финансовый комитет; 4) содержит переходные положения и раскрывает положения перехода на евро).



Частично вынесен в Протоколы - приложения к Договору о европейском сообществе, которые являются его составной частью:

Протокол ЕСЦБ (европейская система центральных банках и ЕЦБ (европейский центральный банк);

Протокол о процедуре в отношении бюджетных дефицитов;

Протокол о критериях сближениях (переход на евро);

Протокол о некоторых положениях относящихся к Британии (возможность повременить с переходом на евро); Протокол в отношении Дании;…


Правовой режим денежного союза.


Означает введение единой денежной единицы и проведение единой денежной политики. Сначала это была «экю». 03.05.98г. Регламент перехода на евро. 31.12.98г. были зафиксированы курсы, 01.01.99 было введено безналичное обращение, наличное ввели 01.01.02г. Эмиссия осуществляется через Центральный банк Европы. В ЕС есть федеративная система ЦБанков. Высший уровень Европейский ЦБ- (ставки рефинансировании…); 2-ой уровень национальные центральные банки, они помогают, но все элементы независимы. Все банки входят (даже у государств с изъятиями), но в принятии решений они участия не принимают.


Правовой режим экономического союза.


ЭС - означает координацию европейским сообществом, проводимым государствами членами. Здесь не такого масштаба и размаха, как у валютного.

Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономики в целом (т.е. макроэкономическая политика): бюджетная, денежная, аграрная, антимонопольная….


Принципы:

Здоровые публичные финансы;

Главные ориентиры экономической политики – статья 99 Договора о европейском сообществе - это такой программный документ, который принимается как план и включает: общие ориентиры и ориентиры для государств членов.

Меры по обеспечению бюджетной дисциплины, расположены в ст.101, 104: контроль за бюджетными дефицитами государств-членов, но только в зоне евро в полном мере.

Штраф от 0.2 -0.5 от ВВП





  1. Правовой режим единой валюты ЕС – евро.

Важнейшим элементом экономического и валютного союза является единая валюта. В отличие от ЭКЮ, существовавшей до 31 декабря 1998 г. и являвшейся корзинной валютой, евро является самостоятельной денежной единицей, заменяющей национальные денежные единицы государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС. Евро стал единственно законным средством платежа.


Эмиссию единой валюты осуществляет Европейский центральный банк. Государства-члены, перешедшие на евро, конвертировали свои валюты на основе необратимо закрепленных обменных курсов, которые были определены Регламентом Совета № 2866/98/ЕС. В соответствии с

Регламентом Совета № 1103/97/ЕС и «частное», и «официальное» ЭКЮ было конвертировано в евро но курсу один к одному, а все упоминания об ЭКЮ теперь считаются упоминаниями о евро.

Для того чтобы государства-члены перешли на евро, они должны отвечать целому ряду условий. Кроме того, сам ввод евро в действие имеет достаточно сложный механизм, состоящий из трех этапов.



Для того чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о ЕС и в специальном Протоколе «О критериях сближения», указанных в ст. 121.


Эти критерии таковы.


1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции, наблюдаемый в течение года, не превышает более чем на 1,5% такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, т.е. против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия в механизме обменных курсов (МОК) за последние два года. Это понятие означает, что государство-член не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, оно не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутый государством-членом, и его участия в МОК, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок, в свою очередь, означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.


Вопрос о присоединении государства-члена к единой валюте решается Европейским Советом, который в этом случае называется Договором о ЕС на основании докладов Комиссии и Европейского центрального банка (а ранее Европейского валютного института), а также оценки Совета. Доклады Комиссии и Европейского центрального банка подаются в Совет. В этих докладах отражаются два вопроса, необходимые для достижения экономического и валютного союза.


Первым является вопрос о соответствии национального законодательства в отношении

национальных центральных банков Договора о ЕС и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка и, прежде всего, требований независимости национальных центральных банков.


Вторым вопросом (решение которого гораздо трудней) является достижение соответствия критериям сближения (или, как; их еще называют, критериям конвергенции). Кроме этих вопросов доклады должны также принимать во внимание результаты интеграции рынков, положение и развитие платежных балансов, развитие стоимости (единицы труда и другие показатели.


На основе предоставленных докладов Совет по рекомендации Комиссии квалифицированным большинством оценивает, соответствует ли каждое конкретное государство-член необходимым условиям для перехода к единой валюте и соответствует ли большинство государств-членов этим условиям. Такая оценка принимается в форме рекомендации. Также по этому вопросу дает заключение Европейский парламент. И то, и другое предоставляется Европейскому Совету, который в таком случае Договор о ЕС называет «Советом в составе глав государств и правительств». Он должен решить, могут ли соответствующие государства-члены перейти на евро. Такое решение оформляется не в форме решения или заключения Европейского Совета, а в форме решения Совета. При положительном ответе на этот вопрос определяется дата введения евро.



Первая фаза перехода на единую валюту началась в мае 1998 г. после того, как Европейский Совет назвал первую группу стран, которые стали переходить на третий этап ЭВС. Сразу после этого на базе Европейского валютного института был создан Европейский центральный банк, который начал подготовительную работу для второй фазы ввода евро.


Тридцать первого декабря 1998 г. Совет Регламентом № 2866/98/ЕС необратимо фиксировал обменные курсы для перехода на евро, после чего с 1 января 1999 г. собственно начался старт Экономического и валютного союза, евро стал полноценной, самостоятельной денежной единицей.



С 1 января 2002 года и за максимально короткий срок, определяемый самими государствами-членами (не более 6 месяцев), национальные валюты подлежали изъятию, и новые банкноты и монеты были введены в обращение. Процесс завершился в 1 июля 2002 года.



  1. Правовой статус Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

ЕСЦБ – система учреждений с 0.06.1988.


Основной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба для целей

стабильности цен, он оказывает поддержку общей экономической политике Сообщества, с тем чтобы содействовать достижению целей Сообщества, как они изложены в статье 2 настоящего Договора. ЕСЦБ функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствуя эффективному распределению ресурсов и соблюдая принципы, изложенные в статье 3а настоящего Договора.


Задачи ЕСЦБ:

- определять и проводить в жизнь валютную политику Сообщества;

- проводить международные валютные ;

- хранить и управлять официальными резервами иностранной валюты государств-членов;

- содействовать плавному функционированию системы платежей.

ЕЦБ консультирует:

- по любому предлагаемому акту Сообщества, входящему в сферу его

компетенции;

- национальные органы власти относительно любого проекта

правового акта входящего в сферу его компетенции, но в рамках и при условиях, установленных Советом .

ЕЦБ может представлять заключения по вопросам, входящим в сферу его компетенции, соответствующим институтам или организациям Сообщества или национальным властям.

ЕЦБ пользуется в каждом государстве-члене наиболее широкой право- и дееспособностью, предоставляемой юридическим лицам по национальным законам; он может, в частности, приобретать или отчуждать движимую и недвижимую собственность и быть стороной в суде.


Функционирование ЕСЦБ обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения.


Высшее руководящее звено ЕСЦБ – ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне.

ЕЦБ определяет денежную политику ЕС; обладает исключительным правом санкционирования эмиссии евро; издает нпа ( виде директив и регламентов); может выносить индивидуальные решения, в т.ч. штрафовать коммерческие банки и предприятия.


ЕЦБ – ЮЛ, обладает гражаднской правосубъетностью, уставным капиталом и резервами.

Высшее д.л. – Председатель + заместитель председателя ( назначаются по общему согласию гос-чл).


Председатель + Заместитель + 4 других лица = Дирекция (Исполнительный комитет) – орган текущего управления ЕЦБ, члены назначаются на 8 лет по общем согласию государств, входящих в зону евро. Ни один из членов не может занимать любые другие должности, оплачиваемые или нет, если только ему не предоставлена, в виде исключения, такая привилегия Советом управляющих. Председатель, Заместитель председателя и другие Члены Дирекции назначаются из числа лиц, обладающих признанной репутацией и

профессиональным опытом в финансовых и банковском делах, с общего согласия правительств государств-членов на уровне Глав Государств или Правительств, по рекомендации Совета, после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих. Срок их полномочий составляет восемь лет и не подлежит продлению. Только граждане государств-членов могут быть членами Дирекции. Если член Дирекции не соответствует более своей должности, или если он виновен в серьезном проступке, Суд, по заявлению Совета управляющих или Дирекции, может принудительно освободить его от должности. Дирекция осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Советом управляющих. Действуя таким образом, Дирекция дает необходимые указания национальным центральным банкам. В дополнение к этому, Дирекция может иметь определенные полномочия, делегированные ей по решению Совета управляющих.


Главный внутренний орган ЕЦБ – совет управляющих = члены Дирекции + руководители национальных ЦБ в странах зоны евро. Только члены Совета управляющих, присутствующие лично, имеют право голоса. Внутренний регламент предусматривает также для каждого члена Совета управляющих, лишенного в течение длительного времени возможности принимать участие в голосовании, право назначать себе замену, в качестве члена Совета управляющих. голоса в Совете управляющих взвешиваются в соответствии с долями национальных центральных банков в уставном капитале ЕЦБ. Веса голосов членов Дирекции равны нулю.

Решение, требующее квалифицированного большинства, считается принятым, если поданные за него голоса составляют по крайней мере 2/3 уставного капитала ЕЦБ, и представляют по крайней мере половину акционеров. Если Управляющий не в состоянии присутствовать, он может назвать себе замену для подачи своего взвешенного голоса. Заседания носят конфиденциальный характер. Совет управляющих может принять решения о предании гласности результатов своих обсуждений.


Совет управляющих определяет основные ориентиры и принимает решения, обеспечивающие выполнение задач, поставленных перед ЕСЦБ настоящим Договором и данным Уставом. Совет управляющих определяет валютную политику Сообщества, включая, соответственно, решения, относящиеся к промежуточным валютным задачам, ключевым процентным ставкам и резервным запасам в ЕСЦБ, и основные ориентиры для их осуществления.