Файл: Pravo_Evropeyskogo_Soyuza(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 1430

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время каждое государство-член сохраняет право абсолютного вето на пересмотр любой нормы учредительных документов, т.е. и в "новом" Союзе они в полной мере сохраняют качество международных договоров.


Второй учредительный документ "нового" Союза - Договор о функционировании Европейского Союза (в редакции Лиссабонского договора). Такое наименование, как отмечалось выше, получил "Римский договор" 1957 г., который первоначально назывался Договором об учреждении Европейского экономического сообщества (Договором о ЕЭС), затем - Договором об учреждении Европейского сообщества (Договором о ЕС).


Упомянутый Договор в "лиссабонской" редакции приобретает новое юридическое назначение: организовать "функционирование Союза" и определить "сферы, границы и порядок осуществления его компетенции" (ст. 1 Договора о функционировании Европейского Союза).


Как следствие, Договор о функционировании Европейского Союза имеет значительно больший объем по сравнению с Договором о Европейском Союзе: преамбула и 338 статей, распределенных в семи частях (внутри частей имеются разделы, далее главы и отделы).


Часть первая "Принципы" (ст. 1-17) определяет предмет Договора (процитированная ст. 1) и устанавливает общие положения о порядке реализации и категориях компетенции Союза.


Часть вторая "Недискриминация и гражданство Союза" (ст. 18-25) регулирует принцип равенства в разных его проявлениях и устанавливает основы правового статуса граждан Европейского Союза, дополняя тем самым положения раздела II Договора о Европейском Союзе "Положения о демократических принципах".


Часть третья "Внутренняя политика и деятельность Союза" (ст. 26-197) устанавливает полномочия Союза по управлению общественными отношениями и процессами на его территории, т.е. на территории всех объединенных в него государств-членов.
Часть третья является самой большой в структуре Договора о функционировании Европейского Союза. Она включает 24 раздела, посвященные конкретным сферам и направлениям внутриполитической деятельности организации: внутренний рынок, сельское хозяйство, пространство свободы, безопасности и правосудия и т.д.


Часть четвертая "Ассоциация с заморскими странами и территориями" (ст. 198-204) определяет правовой режим взаимоотношений Европейского Союза с отдельными островными территориями государств-членов, не вошедшими вместе с метрополиями в состав этой организации. Содержание части четвертой не претерпело существенных изменений по сравнению с предыдущими редакциями Римского договора (см. вопрос N 15).


Часть пятая "Внешнеполитическая деятельность Союза" (ст. 205-222) дополняет и детализирует нормы раздела V Договора о Европейском Союзе применительно к политике Союза в отношении стран, не входящих в его состав, и международных организаций. В нормах этой части, например, закреплены правовые основы экономических направлений внешней политики Союза ("общая торговая политика" и др.).



Часть шестая "Институциональные и финансовые положения" (ст. 223-334) дополняет собой положения раздела III Договора о Европейском Союзе "Положения об институтах". В ней закреплены детальные правила функционирования институтов и других органов Союза, а также положения о видах издаваемых ими правовых актов и законодательных процедурах. Здесь же урегулирован порядок принятия и исполнения бюджета Европейского Союза.


Часть седьмая "Общие и заключительные положения" (ст. 335-338) дополняет и уточняет предписания последнего раздела Договора о Европейском Союзе.
Как и ранее, к текстам учредительных документов Европейского Союза в редакции Лиссабонского
договора имеются два приложения (список сельскохозяйственных продуктов, подпадающих под действие общей аграрной политики, и список "заморских стран и территорий").


Составной частью учредительных документов "нового" Союза будут выступать прилагаемые к ним протоколы, de jure признаваемые их составной частью. Большая часть протоколов сохранилась из ныне действующей редакции учредительных документов с соответствующими изменениями (например, Протокол 1957 г. об Уставе Европейского инвестиционного банка).


Некоторые старые протоколы были отменены (например, Протокол 1992 г. о переходе к третьему этапу экономического и валютного союза) или заменены новыми текстами (например, новый Протокол 2007 г. о применении принципов субсидиарности и пропорциональности, заменяющий одноименный Протокол 1997 г.).
Наконец, Лиссабонский
договор приложил к учредительным документам несколько новых протоколов, например Протокол о Евро-группе, устанавливающий порядок более тесного сотрудничества в экономической политике государств-членов, перешедших на единую валюту "евро".


Оба учредительных документа "нового" Европейского Союза - Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза (включая протоколы и приложения) - официально обозначаются термином "Договоры" (с большой буквы). При этом важно иметь в виду, что, несмотря на различную роль каждого из "Договоров", в праве Европейского Союза они вместе наделены равной и высшей юридической силой, т.е. фактически должны выступать его "конституцией" (но без использования этого государственно-правового термина).


По своей юридической силе к учредительным документам ("Договорам") приравнивается Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г., которая непосредственно перед подписанием Лиссабонского договора (12 декабря 2007 г.) была утверждена в новой редакции.



  1. Понятие права Европейского Союза. Право Европейского Союза и европейское право.

Право Европейского сообщества – совокупность норм, принятых в рамках одной организации – Европейское сообщество


Право Европейских сообществ – более широкий термин, включает в себя не только нормы, приятые для обеспечения деятельности ЕС, но и нормы, принятые в рамках 2х других сообществ – ЕОУС (несмотря на то, что не существует, его нормы продолжают действовать) и Евратома. Право Европейских сообществ – совокупность норм, принятых по первой опоре. «Право Европейских сообществ» = «коммунитарное право».



Право Европейского Союза – нормы, принятые в рамках всех трех опор.


Европейское право – в современном понимании = право Европейского Союза; в устаревшем значении – конгломерат действующих на территории европейского континента норм, включая общие принципы права, нормы национальных правовых систем европейских стран (в т.ч. и России), а также номы европейского международного права.


Aсquis – правовые достижения Сообщества и Союза.


Acquis communautaires – достижения сообществ – весь комплекс норм права Европейских сообществ, включая прецедентное право. = «право Европейских сообществ», «коммунитарное право».


Acquis de l’Union – достижения Союза – весь комплекс норм, сложившихся в процессе деятельности европейского Союза ( введен Ниццким договором 2001). = «право Европейского союза», «европейское право» ( в современном значении).


Schengen acquis – шенгенские достижения – совокупность норм, регулирующих условия въезда и передвижения ФЛ по территории гос-уч в целом, включая условия и порядок получения единой визы, а также вопросы совместной борьбы с преступностью, в т.ч. создание для этой цели единой информационной системы.


Право Европейского Союза – особая правовая система, нормы которой регулирую общественные отношения, складывающиеся в рамках интеграционных процессов в рамках Европейских Сообществ и Европейского Союза.


4 подхода к пониманию ПЕС:

Самостоятельная правовая система

Многоотраслевая наука, изучающая эту систему

Учебная дисциплина

Комплексная отрасль знаний


Предмет – общественные отношения, складывающиеся в ходе комплексной интеграции стран Европейского континента, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционных процессов.


Метод – метод регулирования общественных отношений ( метод скоординированной субординации: мето координации интересов равноправных и суверенных партнеров используется в МП, в конституционном праве – метод субординации). + метод управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспозитивный методы; коллизионный метод.

ПЕС – наднациональное право.


Особенности ПЕС, выделенные Судом ЕС:

Интегрированный характер

Прямое действие норм

Специфический круг субъектов


Субъекты – носители прав и обязанностей:

1. ФЛ ( граждане ЕС, иностранные граждане, апатриды)

2. ЮЛ ( ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством гос-чл; европейские ЮЛ (учреждаются по законодательству ЕС); иностранные ЮЛ)

3. Государства (гос-чл; иностранные государства; компетентные органы гос-чл; ЕС в целом и его структурные подразделения).



  1. Соотношение права Европейского Союза, международного и национального права государств-членов.

Европейский Союз является наднациональным образованием. В рамках Европейского Союза принимаются нормы, которые являются или обязательными, или добровольными к исполнению государствами-участниками Европейского Союза.


Существуют также международные правовые нормы, которые распространяются на многие государства мира. Международные правовые нормы могут действовать и в отношении стран Европейского Союза.


Каково соотношение международного права и права Европейского Союза?

Применение норм международного права в Европейском Союзе

Вопрос состоит в том, могут ли нормы международного права напрямую применяться в Европейском Союзе?

Нормы международного права могут применяться в Европейском Союзе на нескольких основаниях:

Международные соглашения между Европейским Союзом и международными организациями или другими странами


Процедура заключения таких соглашений описана в статье 300 Соглашения о Европейском Союзе.

Согласно данной статье Европейская Комиссия предоставляет рекомендации по заключению международных соглашений Европейскому Совету, который должен дать свое согласие Европейской Комиссии, чтобы она начала переговоры с контрагентом.

Для проведения переговоров образуются специальные комитеты.

Решения Европейского Совета, как правило, принимаются квалифицированным большинством.

Европейская Комиссия готовит предложение по содержанию международного соглашения. Окончательное решение по заключению международного соглашения принимает Европейский Совет после консультаций с Европейским Парламентом.


Европейский Парламент предоставляет в Европейский Совет свое мнение о предлагаемом международном соглашении в течение срока, установленного Европейским Советом. Если такое мнение не предоставлено в установленные сроки, Европейский Совет может действовать, как он считает нужным, за исключением определенных случаев, когда согласие Европейского Парламента обязательно (например, если соглашения существенно повлияют на бюджет Европейского Союза).


Европейский Парламент, Европейский Совет, Европейская Комиссия или государство-участник могут также запрашивать мнение Суда Правосудия, соответствует то или иное международное соглашение, планируемое к подписанию, Соглашению о Европейском Союзе.

Международные соглашения, заключенные в соответствие с вышеуказанной процедурой, являются обязательными для всех органов Европейского Союза и европейских государств.

Примером такого вида международного соглашения может быть Соглашение между Турцией и Европейским Союзом о сотрудничестве, согласно которому стороны соглашения обязуются воздерживаться от введения между ними дополнительных ограничений в отношении свободы предоставления услуг.


Международные соглашения стран-участниц Европейского Союза

Например, в настоящее время многие страны Европейского Союза являются стороной Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 года).


При этом означенные страны присоединились к данной конвенции в разное время. Например, для Франции эта конвенция вступила в силу 24 сентября 1959 года. Для Германии — 28 сентября 1961 года.


Придание международным нормам силы национального законодательства

В некоторых европейских странах конституции особо оговаривают, что международные соглашения имеют силу федерального закона, или даже то, что их сила выше норм национального законодательства.


Инкорпорирование международных норм в нормы Европейского Союза

Примером подобного инкорпорирования является статья 6(2) Соглашения о Европейском Союзе.

Данная статья закрепляет, что Европейский Союз должен уважать основополагающие права, как гарантировано Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, в качестве общих принципов законодательства Европейского Союза.


Прямое применение международных норм к соглашениям сторон, если стороны не договорились об ином.

Это так называемые самоисполняющиеся нормы международных соглашений. Этим нормам характерны четкий характер, безусловность, они могут применяться к различным сторонам, не требуется имплементирующего законодательства, отсутствует намерение сторон исключить применение норм.

Примером такого случая является Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года).

Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Венская конвенция применяется к отношениям сторон, если стороны прямо не исключили применение конвенции либо отступили от любого из ее положений или изменили его действие.


Что имеет большую юридическую силу?

Что имеет большую юридическую силу: нормы международного права или нормы европейского права?

В Европейском Союзе было принято несколько судебных решений по данному вопросу:

дело С-61/94, Commission v Germany,

дело C-228/06, Mehmet Soysal and Ibrahim Savatli v Bundesrepublik Deutschland,

дело T-45/06, Reliance Industries Ltd v Council of the European Union and Commission of the European Communities;

дело C-173/06, Agrover Srl v Agenzia Dogane Circoscrizione Doganale di Genova;

дело C-335/05, Rizeni Letoveho Provozu CR, s. p. v Bundesamt fur Finanzen;

другие.


Вышеозначенные решения говорят о том, что международные соглашения, заключенные Европейским Союзом, должны иметь большую юридическую силу, нежели вторичное европейское законодательство.

К вторичному европейскому законодательству относятся:

положения (regulation),

директивы (directives),

решения (decisions),

мнения (opinions),

рекомендации (recommendations).


К первичному европейскому законодательству относится Соглашение о Европейском Союзе.

Логично предположить, что в связи с тем, что международные соглашения Европейского Союза заключаются в соответствии с правилами первичного законодательства, то они не должны противоречить первоначальному европейскому законодательству, то есть Соглашению о Европейском Союзе.



Такая же позиция была отражена в судебных решениях в Европейском Союзе. В деле T-201/04, Microsoft Corp. v Commission of the European Communities было отмечено, что «международное соглашение, такое как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), не имеет преимущественную силу над первичным европейским законодательством».