Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

ТЕМА 11

Молодежные организации в современной России. История молодежных организаций в современной России. Виды молодежных организаций и их позиция по отношению к политической системе. Возможности политического участия молодежи в современной России


В научной литературе молодежь рассматривается как обширная совокупность групповых общностей, образую­щаяся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком смысле слова молодежь — это социально-демографическая группа, вы­деляема на основе обусловленных возрастом особеннос­тей социального положения молодых людей, их места и функции в социальной структуре общества, специфичес­ких интересов и ценностей. В этой группе выделяются различные слои: по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам основной деятельности (учащиеся, рабо­тающие), по месту жительства (городская, сельская) и другие. Соответственно, дифференцируются групповое сознание и интересы молодежи. Нижняя и верх­няя границы молодежного возраста подвижны и зависят, прежде всего, от уровня социально-экономического раз­вития той или иной страны, а также, от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретного общества.


Таким образом, понятие молодежь имеет несколько значений.

Во-первых, это — определенный этап жизненного цик­ла, хотя более употребимо в этом смысле понятие молодость.

Во-вторых, под термином молодежь понимается соци­альный статус, определяемый возрастом (в отличие от био­логического состояния молодого возраста). Социальный статус молодежи неоднороден и непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипа­ми, которые сложились в обществе по отношению к пред­ставителям молодого поколения.

В-третьих, понятие молодежь используется в значе­нии молодежной субкультуры как автономного целост­ного образования внутри господствующей культуры. Име­ется в виду особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличаю­щаяся специфическими нормами, ценностями образца­ми поведения ее носителей

Современный этап становления и развития молодеж­ных общественных объединений в Российской Федера­ции, начавшийся на рубеже 1980—90-х гг., включает в себя несколько взаимосвязанных периодов.

С началом перестройки общества в 1985 г. государ­ственное регулирование всех сторон общественной жизни начало ослабевать. ВЛКСМ утратил положение единствен­ной и всеобъемлющей организации молодежи, внутри него и рядом с ним ширилось неформальное (самодеятельное) молодежное движение.

Начало первого периода современного этапа развития молодежных общественных объединений исследовате­ли относят к 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об общественных объединениях». До его выхода многие молодежные организации не были зафиксированы, уста­вы не были утверждены в органах юстиции, они часто меняли свои названия, сливались, видоизменялись, дей­ствовали в столице, крупных промышленных городах, почти не затрагивая провинцию. Развитие этих объеди­нений продолжало традиции, заложенные в молодежной сфере в начале XX века.


Современный этап становления молодежных обществен­ных объединений начинается в 1991—92 гг. и имеет ряд характерных особенностей. Основа формирования органи­заций молодежи носит демократичный, плюралистический характер. Большая часть их существует без офи­циальной регистрации; они основаны на общечеловеческих, общедемократических, неидеологизированных принципах.

Своеобразие такого положения на исходе первого пе­риода современного этапа формирования молодежных общественных организаций объясняется действием сле­дующих факторов: апатией молодежи к разного рода по­литической деятельности; сужением влияния молодеж­ных организаций на улучшение социально-экономичес­кого положения молодежи; выводом молодежных организаций за пределы учебных и трудовых коллекти­вов; акцентированием молодых на личных, индивиду­альных интересах; снижением результативности деятель­ности молодежных организаций.

К особенностям формирования молодежных объединений в этот период можно также отнести неравномер­ность их развития; опору в основном на учащихся, сту­дентов, представителей интеллигенции; слабую представ­ленность в их рядах молодых рабочих и сельских товаро­производителей; отсутствие системы подготовки кадров; слабость материальной базы; сосредоточенность в круп­ных городах; особую роль личности лидера; многофунк­циональность.

Этот период формирования молодежных обществен­ных объединений отмечен созданием в 1992 г. Нацио­нального совета молодежных объединений России для координации молодежных и детских организаций, учас­тия в подготовке законопроектов, касающихся молоде­жи; формирования общественного мнения; сотрудниче­ства с молодежными организациями за рубежом; внесе­ния запросов в органы власти по интересующим молодежь проблемам; разработка рекомендаций государственным органам, работодателям по проблемам, затрагивающим интересы молодежи. Изначально в состав Совета вошли 8 молодежных общественных объединений.

Устойчивое взаимодействие молодежных объедине­ний с органами государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне является содер­жанием второго периода современного этапа формиро­вания молодежных общественных объединений в РФ. Начало второго этапа можно отнести к принятию феде­рального закона «О государственной поддержке моло­дежных и общественных объединений в Российской Федерации» в 1995 году.

В настоящее время в России зарегистрировано более 2 тысяч молодежных и детских общественных объедине­ний разного уровня, из них более 100 в качестве обще­российских и межрегиональных. Однако на практике действуют не более одной трети.

По своей направленности выде­ляют следующие категории молодежных объединений: студенческие; детские; общественно-политические, в том числе молодежные организации политических партий; спортивные; культурно-просветительские; религиозные; организации социальной направленности, молодых ин­валидов и другие.


Источники возникновения современных молодежных и детских организаций в РФ можно разделить следую­щим образом:

  1. организации, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших организаций, прежде всего комсомола, пионерской организации и профсоюзов;

  2. организации, созданные как подразделения меж­дународных и общероссийских объединений и движений (к этой же категории относят молодежные организации при партиях);

  3. новые молодежные организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов; это мо­гут быть инициативные молодежные объединения, создан­ные самими молодыми людьми или организации, созда­ваемые "сверху" чиновниками или педагогами для рабо­ты е молодежью.

Численность членов молодежных и детских организа­ций оценить сложно из-за отсутствия официальной стати­стики. Однако, несмотря на то, что подавляющее большинство юношей и девушек не охваче­ны никакими молодежными организациями, нельзя приуменьшать их роль. Они объединяют наибо­лее социально активную часть молодежи.

Слабая институционализация в молодежной среде связана также с тем, что большинство молодежных групп не оформляются официально и не регистрируются. Мо­лодежные группы подвижны и существуют нередко 3—5 лет. Необходимость официальной регистрации возникает обыч­но только при взаимоотношениях с властью или для по­лучения грантов.

На федеральном уровне существуют Российский союз молодежи (РСМ), СПО-ФДО, Союз МЖК России, РАПОС, Ассоциация студен­тов, изучающих экономику и управление (AIESEC), Мо­лодежный союз юристов, организация "Детские и молодежные социальные инициативы – ДИМСИ", Наци­ональная организация скаутов, объединяющая разрознен­ные скаутские организации со всей страны.

Молодежное и детское движение на федеральном и межрегиональном уровне дополняется проявлением мо­лодежной активности и самодеятельности в краях, обла­стях, городах и районах.

Активную роль играют в России сейчас моло­дежные движения, фактически являющиеся отделениями (крыльями) ряда политических партий. Прежде всего, это такие организации как: «Лига справедливости» (за которой стоит партия «Справедливая Россия»), «Молодая гвардия», «Местные» (партия «Единая Россия»), Молодежное «Яблоко» (партия «Яблоко»), «Да!» («СПС»), «Авангард Красной Молодежи» (КПРФ), «Уличная гвардия» (ЛДПР) и др. Участие молодых людей в жизни политических партий, в особенности в пери­оды подготовки и проведения выборов, часто мотивируется идеологическими симпатиями, но нередко и чисто карьерными соображениями (участие в различных социально-эко­номических и культурных программах, обещание продви­жения молодых людей в депутаты Государственной Думы и региональных Законодательных Собраний).

На данный момент существуют разные классификации молодежных движений в России. С определенной долей ус­ловности можно разделить их по идеологическим основаниям на «левые», «пропрезидентские», «правые», и «националисти­ческие». Среди крупных «левых» молодежных движений можно выделить следующие: «Национал-большевистская партия», «Молодежный Левый Фронт», «Авангард Красной Мо­лодежи», «Союз Коммунистической Молодежи», «Хватит» – комитет молодежи, «Союз молодежи «За Родину!». Среди движений, активно поддерживающих политику Президента – «Наши», «Молодая гвардия», «Россия Молодая», «Местные», «Евразийский союз молодежи» и др. Основные правые движения – «Движе­ние Оборона», «Молодежное Яблоко», «Да – Демократическая альтернатива!», студенческое движение «Я думаю». К молодежным движениям националистического толка в целом можно отнести молодежные отделения организаций «Русское национальное единство», «Движение против нелегальное иммиграции» (ДПНИ).


В настоящее время наряду с деятельностью официаль­но зарегистрированных молодежных организаций и объе­динений существует и заметное неформальное молодежное движение. Можно выделить следующие наиболее распрост­раненные неформальные молодежные движения и группы:

Бритоголовые или скинхеды. Появились в России в начале 90-х годов XX века. Не являются по­литическими организациями. Но в Москве существуют две политизированные жестко иерархизированные скинхедские организации: «Скинлегион» и «Blood & Honor» - «Русский филиал». По своей изначальной идеологии — они расисты, и эти взгляды проявляются в систематических нападениях на иностранных студен­тов и лиц кавказской национальности, которые заканчиваются даже смертель­ными случаями. Таким образом, это молодежное объединение носит ярко выраженный антиобщественный и антигуманистический характер, которому необходимо оказывать активное противодействие.

Современные язычники. Среди современных язычников достаточно много мо­лодежи в возрасте от 15 до 35 лет. Выделяют три типа неоязыческих групп:

1) «ролевики» – последователи таких писателей, как Толкиен;

2) любители природы. Знают экологически чистые уголки природы, лечебные травы. Многие обряды прово­дят на природе; практикуют специальные походы в эко­логически чистые или аномальные зоны: в горы, глухие леса, на озера и т.п.;

3) национал-патриоты, участвующие в политичес­ких акциях.

В Интернете неоязычники имеют специальные сайты – «Славянская харизма», «Джива — Храм Инглии», «Рели­гия Руси» и другие. Неоязычество можно рассматривать как одну из защитных реакций современного общества, оторванного от природы и родовых корней технократи­ческой цивилизацией.

Общество Сторожевой Башни, или Свидетели Иеговы. Это одно из самых знаменитых и скандально извест­ных религиозных движений. Свидетели Иеговы были офи­циально зарегистрированы в СССР в 1991 году. Они не признают никаких христианских праздников кроме Вече­ра Поминания (Вечеря Господня), т. е. в отличие от тради­ционной христианской церкви устраивают празднование в память смерти Христа, а не его воскрешения.

Сквотеры. Это люди без формальных оснований занимающие пустующие помещения. Прежде всего, это нонконформи­стская, богемная среда, «тусовочная» молодежь, кроме того, семьи мигрантов, а также бездомные.

Натуристы (нудисты). Главный орган натуристов в России — «Национальная федерация натуризма». Русский натуризм в своей основе имеет гуманистическую идеологию, включающую идеи и цели движения "зеленых", а также защиту прав челове­ка.

Футбольные фанаты России. Среди приверженцев футбола можно выделить болель­щиков и собственно фанатов. Критериями отнесения бо­лельщика к числу фанатов является: активное посеще­ние домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. Фан-движение — это среда, в рамках которой воспро­изводится специфическая субкультура.


Кроме вышеназванных, неформальное молодежное движение включает таких представителей как панки, бай­керы, рокеры, скейтбордисты, готы, «зеленые», диггеры и многих других.

Развитие формальных и, особенно, неформальных объеди­нений (подростковых группировок, самодеятельных проектов, гражданских инициатив и т. д.) – важный момент в формиро­вании гражданского общества, так как они возникают по ини­циативе «снизу» и относительно независимо от государства действуют в интересах своих членов. Однако такое развитие в современных условиях постиндустриального и информа­ционного общества не может быть осуществлено без участия СМИ.

У российской молодежи существуют свои СМИ: свое мо­лодежный телеканал (02TV), молодежные радиостанции («Юность»). Особо следует отметить Лигу юных журналистов России. Она существует с августа 1992 года, является ассоции­рованным членом Союза журналистов России и входит в Феде­ральный реестр Общероссийских общественных организаций.

Дистанцирование от политики ведет к очевидной идейно-политической неразвитости, а часто и к отсутствию партийно-идеологических иденти­фикаций. Необходима такая государственная молодежная политика, которая способствовала вовлечению моло­дежи в легальную политическую деятельность, активизации ее гражданских ориентации, с тем чтобы минимизировать влияние радикальных, маргиналь­ных идеологий.