Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

Закон предусматривает установление, по сути, единообразной для всех субъектов Федерации территориальной организации местного са­моуправления.


В субъектах Федерации предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований:

1. Городские и сельские поселения, территория которых входит в со­став территории другого вида муниципального образования — муници­пального района.

2. Муниципальный район. Муниципальные районы создаются, по сути, в границах административных районов, т. е. в границах наиболее крупных административно-территориальных единиц субъектов Феде­рации, на которые они непосредственно подразделяются. Лишь терри­тория муниципальных образований, имеющих статус городского округа (которые могут находиться в границах административного района), не входит в состав территории муниципального района.

Муниципальный район имеет свой административный центр — на­селенный пункт, который определяется с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган му­ниципального района.

3. Городской округ как вид муниципального образования представ­ляет собой городское поселение, которое не входит в состав муници­пального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, которые Закон установил и для поселения, и для муниципального рай­она.

4. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами данных субъектов Федерации местное само­управление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное само­управление.

Одной из форм участия населения в осуществлении местного само­управления является территориальное общественное самоуправление.


Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществ­ления собственных инициатив по вопросам местного значения.


Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» порядок организации и осуществления территориального обще­ственного самоуправления должен определяться уставом муниципально­го образования в соответствии с законами субъекта Федерации. Органы территориального общественного самоуправления получали статус юри­дического лица в соответствии с уставом муниципального образования.


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» значитель­но расширяет сферу правового регулирования организации и деятельно­сти территориального общественного самоуправления на федеральном уровне и не содержит указания на законодательное регулирование терри­ториального общественного самоуправления субъектами Федерации. Он предусматривает также, что территориальное общественное само­управление может являться юридическим лицом в соответствии с его ус­тавом, а не в соответствии с уставом муниципального образования.

Практика организации и осуществления территориального общест­венного самоуправления, сложившаяся на основе реализации положе­ний Федерального закона 1995 г., соответствующих законов субъектов Федерации, уставов муниципальных образований, характеризуется сле­дующим.

Являясь частью общей системы местного самоуправления в Россий­ской Федерации, система территориального общественного самоуправ­ления включала в себя общие собрания, конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также сове­ты или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других терри­торий. Например, согласно ст. 5 Закона Московской области от 9 декаб­ря 1998 г. «Об основах территориального общественного самоуправ­ления в Московской области» при осуществлении территориального общественного самоуправления члены территориального сообщества, избранные ими органы имели право на участие в решении по месту житель­ства следующих вопросов:

  • защита прав и интересов членов территориального сообщества в ор­ганах государственной власти и местного самоуправления;

  • организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям в проведении таких акций;

  • общественный контроль за использованием муниципальной собст­венности, расположенной на территории территориального образова­ния;

  • содействие правоохранительным органам в поддержании общест­венного порядка;

  • общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, согла­сованных с органами местного самоуправления;

  • работа с детьми и подростками по месту жительства;

  • содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоро­вительных и других мероприятий;

  • общественный контроль за содержанием жилого фонда, своевре­менным и качественным выполнением жилищно-коммунальными ор­ганизациями работ по его капитальному и текущему ремонту в соответ­ствии с утвержденными планами работ и т.д.


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации», значительно расширяя объем правового регулирования организации и осуществления территориального общественного самоуправления на федеральном уровне, во многом по-новому решает целый ряд вопросов организации и функциони­рования территориального общественного самоуправления.


В соответствии со ст. 27 Федерального закона 2003 г. границы терри­тории, на которой осуществляется территориальное общественное са­моуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения со­браний и конференций граждан, а также создания органов территори­ального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществ­ляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не яв­ляющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избира­ются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соот­ветствующей территории.

Согласно предложению президента РФ Д. Медведева, изложенному в Послании президента РФ Федеральному Собрания, в будущем представительные органы местного самоуправления будут иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости – и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Наделение представительных органов местного самоуправления столь серьёзными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышение требований к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. Право не только политических партий, но и общественных организаций выдвигать избирательные списки на муниципальных выборах предусмотрено законом. Однако большинство партий и общественных организаций в муниципальных советах представлены пока слабо.


ТЕМА 10

Реформы политической системы России 2000-х гг.: этапы и содержание. Реформа 2000 г. Изменения в системе политической власти 2004 г. Политические новации 2008 г.

Новации 2000 года

На реализацию принципа разделения властей оказывает существен­ное влияние взаимодействие федеральных органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъек­тов Федерации). Именно на данном направлении были сосредото­чены усилия президентской власти в начале 2000-х гг. Причиной явилась резко обозначившаяся политика децентрализации, под зна­ком которой проходили 1990-е гг., которая привела к экономическо­му спаду и снижению административного потенциала государства.

Тенденции, способствовавшие де­централизации в 1990-х гг.:

  • передача регионам важнейших ресурсов — институциональных (возможность принятия регионами законов, противоречащих федеральным), административных (самостоятельное формиро­вание органов власти в субъекте, влияние на назначение руко­водителей федеральных структур, включая силовые, влияние на региональные власти финансово-экономических и крими­нальных структур), экономических (переход под контроль реги­ональных администраций части государственной собственности и значительной доли бюджетных средств — до 60 %);

  • нарастание асимметрии как в отношениях между Центром и ре­гионами, так и в политическом и экономическом статусе самих регионов, вследствие распространения практики двусторон­них договоров о разграничении полномочий между субъектами Федерации и Центром (в 1990-х гг. было заключено 42 договора с 47 субъектами1) и предоставления эксклюзивных прав некото­рым этническим республикам (Татарстан, Башкортостан), а так­же экономически процветающим регионам;

  • утрата Центром рычагов воздействия на региональные полити­ческие процессы, превращение региональных элит в ведущих акторов общероссийского политического процесса, способных играть роль «группы вето» в ходе федеральных выборов, вынуж­дая Центр к новым уступкам2.


Весной 2000 г. обозначились основные направления внутренней политики нового президента: реорганизация государства, преследую­щая цель укрепления центра, а также всей вертикали власти; отстра­нение бизнес-элиты от центров политической власти; либерально-ры­ночные нововведения в экономическую и социальную политику.

Реорганизация вертикали государственной власти включила, в первую очередь, в ка­честве важнейшей меры создание семи федеральных округов, оказав­шихся промежуточным и одновременно связующим звеном между центром и регионами России. Федеральные округа — Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Си­бирский, Дальневосточный.

Основной задачей полномочных представителей Президента яв­лялось приведение политики и правовой базы субъектов Федерации в соответствие с общефедеральными законодательством и государ­ственной политикой. Введение полномочных представителей в Совет безопасности Российской Федерации и фактически, и формально возвысило их над губернаторами, а также над большинством феде­ральных министров и законодателей.


Хотя в решении о создании федеральных округов указывалось, что задача президентских полпредов — не руководство регионами, а регу­лирование и координация действий федеральных органов власти на местах, их деятельность первое время порождала конфлик­ты. Однако уже через год после создания федеральных округов и ин­ститута полпредов Президент выразил удовлетворение реформой, выделив среди ее положительных следствий приведение законодатель­ных актов регионов в соответствие с федеральной Конституцией.

Вторая важная реформа в механизме государственной власти — ре­организация Совета Федерации, верхней палаты Федерального со­брания — также существенно ограничила статус региональных лиде­ров. Губернаторы и председатели региональных законодательных собраний, являвшиеся по статусу и членами верхней палаты, должны были, согласно реформе, расстаться с местами в Совете Федерации. Вместо них членами Совета Федерации становились рядовые пред­ставители региональных исполнительных и законодательных орга­нов. В результате уменьшались как возможности влияния региональ­ных лидеров на центральную власть, так и политический вес самих регионов. Региональные лидеры сначала оказали сопротивление ре­форме, но в июле 2000 г. вынуждены были уступить объединенным усилиям Президента и Государственной Думы.

В-третьих, Президент создал для губернаторов Государственный совет, совещательный орган, призванный давать стратегические ре­комендации для разработки новой законодательной базы. Как и Госу­дарственный совет, созданный некогда Александром I, он не обладает реальными властными полномочиями. Новое коллективное предста­вительство губернаторов было несравненно менее влиятельным, чем прежнее: Госсовет собирается не чаще одного раза в три месяца, а в про­межутках от его имени действует президиум из семи губернаторов. Поскольку президиум регулярно полностью сменяется, он, как и Гос­совет, не может приобрести роли реального властного института.

В отношениях с регионами была применена тактика отказа от договорных отношений. Так, к 2002 г. осталось в силе 14 договоров с субъектами федерации, остальные были тем или иным путем де­нонсированы. Это привело к выравниванию политических статусов регионов.

Изменение налогового законодательства снизило поступления в ре­гиональные бюджеты, что сделало их более зависимыми от трансфер­тов из Центра, который, к тому же, стимулировал перераспределение собственности в регионах в пользу общероссийских финансово-про­мышленных групп.

Важным шагом по укреплению вертикали власти стало принятие поправок к действующему законодательству, которые дали президен­ту право временно отстранять губернаторов от должности, если в от­ношении них возбуждено уголовное дело, а также распускать зако­нодательный орган власти субъекта федерации, не исполняющий постановления суда. На глав субъектов федерации была возложена ответственность не только за выполнение предвыборных обещаний, но и за исполнение федеральных законов, указов Президента, актов Правительства и судебных решений.