Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1215

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

Исследователи, определяющие российскую форму правления как президентскую республику, указывают на юридический и фактический приоритеты президентской власти в России. Там, где сторонники смешанной формы правления в России видят доказательства ее наличия (в виде элементов конституционной ответственности правительства), их оппоненты видят подтверждение своей правоты. Так, вопрос о доверии правительству, в конечном счете, решается в пользу президента. В России одним из ключевых вопросов взаимоотношений президента, Федерального Собрания и правительства является право президента распустить Государственную Думу. Конституция однозначно связывает эту прерогативу с процедурой дачи согласия Думой на назначение председателя правительства и с официальным выражением Думой негативного отношения к правительству. При этом президент может на выбор или распустить Думу или отправить в отставку правительство (ст. 117). Таким образом, решение вопроса об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы исходит исключительно от президента. Отсюда следует, что в РФ правительство ответственно в первую очередь перед президентом РФ, а не перед парламентом. Согласие Думы не является необходимым условием назначения председателя правительства. Президент председательствует на заседаниях правительства и может отправить его в отставку без согласия парламента, хотя формально не является главой исполнительной власти. Конфликт между Думой и президентом по вопросу о формировании правительства решается в пользу последнего, а парламентский вотум недоверия нисколько не влияет на судьбу правительства. В современной России нет ответственного министерства, а значит, и смешанной формы правления. Такая логика рассуждений приводит к выводу о существовании в нашей стране президентской формы правления. Но она имеет свои изъяны в сравнительной перспективе. Так, по конституции США, президент возглавляет исполнительную власть, а по конституции РФ – нет; в США президент не имеет права распустить конгресс, российский же президент здесь ничем не ограничен.

Точка зрения сторонников сверхпрезидентской республики в России такова: прерогативы российского президента согласно конституции 1993 г. превышают возможности латиноамериканских президентов. Проблема указного права и чрезвычайного указного законодательства была всегда важна для России. Вопросы, связанные с введением чрезвычайного положения, установлением ограничений прав и свобод на территории страны, регламентируются в конституции РФ. Но президент имеет возможность управлять с помощью указов, как в условиях чрезвычайного положения, так и без его введения. Таким образом, президент РФ может в условиях кризиса реализовать фактически все меры чрезвычайного положения без его формального введения. Власть президента еще более возрастает в случае широкой трактовки его полномочий, связанных с охраной государственного суверенитета и конституции, а также президентских прерогатив в области исполнительной власти. При таком развитии событий сложившийся механизм разделения властей при всей своей ограниченности будет еще более концентрироваться в институте президентской власти, а противовесы в лице парламента, судебной власти и др. будут играть еще меньшую роль в формировании публичной политики. Отметим, что российского президента сложнее подвергнуть импичменту, чем президента США. Основания для него сведены к государственной измене и иным тяжким преступлениям (ст. 93, 1).


Анализ аргументов сторонников трех основных определений российской формы правления показывает, что все они имеют как юридические, так и фактические основания для существования. Исходя из того, что чисто нормативистские определения не объясняют особенностей режима, связанных с внеконституционными рычагами, природа российского президентского режима не может быть понята вне метаконституционной власти президента, включающей набор полномочий, не зафиксированных в конституции. Поэтому для характеристики политико-правового режима России целесообразно использовать политологические термины, а не формально-юридические. Ведущую роль в развитии политических режимов и отношений между ветвями власти играют не конституционные формы, а реальное соотношение сил политических конкурентов, а также политическая культура, определяющая характер функционирования институтов власти. В связи с этим российскую модель можно определить как «гибридную» форму правления, при которой российский президент совмещает прерогативы американского и французского президентов, их латиноамериканских коллег, не имея при этом существенных систем ограничения власти. Российская специфика определяется исторической традицией монархической государственности. Власть президента во многом оказалась сходной с властью монарха, как в силу ее практической неограниченности, так и объема полномочий, которыми стал обладать президент. Президент в России не входит в систему разделения властей и стоит над ветвями власти в государстве, выполняя функции гаранта конституции и арбитра. При этом он фактический глава исполнительной власти, положение которой делает права и возможности представительной власти политически минимальными. В то же время исполнительная власть как политический институт, находящийся под «зонтиком» президента, практически неуязвима. Это, безусловно, переходная модель, которая может эволюционировать в разных направлениях и выражает неустойчивый баланс между демократией и авторитаризмом. Некоторые исследователи считают, что «гибридная» президентско-парламентская система власти сохраняет в себе возможность перманентного превращения в суперпрезидентскую республику с серьезным потенциалом авторитарных форм политического регулирования. Данная система предопределяет общую логику эволюции институциональных структур власти – их укрупнение и централизацию.

Такая тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, выстраивается модель стратегического лидерства президента, способного стать в переходных условиях источником интеграции общества. Надо учитывать незавершенность строительства национального государства в России, где и исполнительная власть и парламент не вполне соответствуют своему статусу, а централизация выступает как инструмент, компенсирующий возможные обвалы основных властных функций, способствующий повышению стабильности общества. С другой стороны, возможен откат к авторитаризму, вождизму. Централизация подрывает активность населения – ту решающую силу, которая и может поддержать целостность и эффективность государства. Однако такое положение в какой-то мере обусловлено самим состоянием современного российского общества. В России процесс обретения гражданским обществом политического влияния происходит достаточно медленно; партии слабы, не донца устойчива избирательная система


Таким образом, концептуализация природы института президентства в России предполагает анализ трех основных позиций:

    1. В России существует смешанная (полупрезидентская) форма правления, ближайшим аналогом которой выступает режим Пятой республики во Франции.

    2. Форма правления в России наиболее близка президентской модели США.

    3. Российская форма правления может быть охарактеризована как «сверхпрезидентство».


    Тип политического режима в России имеет чрезвычайно большую специфику. Он отличается не только от парламентских и смешанных режимов, но и от классической модели президентской республики США. Налицо как американское, так и французское влияние. Главное отличие от смешанной формы (в том виде, как она представлена во Франции) состоит в отсутствии парламентского контроля над правительством и возможности снятия его вотумом недоверия. От той президентской системы, которая существует в США, российская отличается отсутствием соответствующей системы сдержек, прежде всего исключительной прерогативы нижней палаты на законодательную деятельность и наделение президента функциями главы исполнительной власти. От латиноамериканских вариантов сверхпрезидентских режимов российская модель отличается отсутствием жесткого конституционного разделения властей и значительно более широкой трактовкой указного права, отнюдь не ограниченного экстремальными ситуациями. Некоторые положения Конституции РФ гарантируют президенту РФ превосходство над другими органами государственной власти. Президент РФ занимает доминирующее положение в структуре высших органов государственной власти.

    Учитывая, что тенденция перехода власти из рук законодательной ветви в руки исполнительной – это характерная черта почти всех демократических политических систем ХХ века, представляется наиболее вероятным, что институт президентства в России пройдет трансформацию в этом же направлении. Также можно отметить, что без сильной президентской власти трудно эффективно управлять такой большой по протяженности, многоконфессиональной, многосубъектной страной, как Российская Федерация.


    В России сложилась гибридная, адекватная переходному периоду модель президентства. Вектор ее демократической эволюции будет в существенной степени зависеть от трансформации внутри тех структур, которые и составляют институт президентства. Чтобы разделение властей в РФ было не декларированным, а реально действующим механизмом, необходимо совершенствование российского законодательства, становление институтов гражданского общества, преобладание в обществе демократических тенденций развития.




    ТЕМА 4

    Правительство Российской Федерации: полномочия и структура. Судебная власть в Российской Федерации: структура и функции


    Институт исполнительной власти в контексте конституционного принципа разделения властей характеризуется наибольшим объемом предметов ведения. Это самая действенная и эффективная структура власти, ее характерной особенностью является наличие силовых эле­ментов — армии, полиции, служб безопасности, деятельность кото­рых определяется законом. Исполнительная власть осуществляется правительством, являющимся коллегиальным органом, возглавляе­мым президентом, премьером, председателем, канцлером в зависимо­сти от формы правления. Реальная роль правительства определяется взаимоотношением с другими ветвями власти, с главой государства, с политическими партиями, представленными в парламенте.

    Основные функции правительства: ис­полнение законов, принятых парламентом, и реализацию распоряди­тельной функции в виде управления с использованием таких средств, как издание подзаконных актов и налаживание организаторской рабо­ты. Исполнительная власть может быть монократической, когда она сосредоточена в одном лице, являющимся как главой государства, так и главой правительства, и дуалистической, когда независимо от гла­вы государства (монарха, президента), который не несет ответствен­ности перед законодательным органом власти, действует правитель­ство, возглавляемое премьер-министром и подотчетное парламенту. Для демократического развития общества принципиально важ­ным является налаживание контроля за деятельностью правитель­ства как государственного института, в большей степени способного узурпировать власть. Для этого существуют различные механизмы в зависимости от формы правления и национальных особенностей страны: принятие бюджета парламентом и контроль за расходовани­ем финансов представительным органом власти, объявление вотума недоверия парламентом, общественный контроль за деятельностью силовых структур и другие.

    Однако для проведения эффективной государственной политики необходима согласованная деятельность парламента и правительства. С этой целью законодательная власть корректирует и поддерживает все усилия исполнительной власти по реализации стоящих перед обществом задач, посредством принимаемых законов обеспечива­ет легитимацию внутренней и внешней политики, проводимую пра­вительством.

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Россий­ской Федерации, федеральных министров, руководителей федераль­ных служб и агентств.

    Правительство Российской Федерации — это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской террито­рии. Среди полномочий Правительства Российской Федерации мож­но выделить следующие:


    • разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государ­ственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

    • обеспечение проведения в Российской Федерации единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики;

    • обеспечение проведения в Российской Федерации единой госу­дарственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    • осуществление управления федеральной собственностью;

    • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государ­ственной безопасности, реализации внешней политики Россий­ской Федерации;

    • осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    • осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.


    В России федеральное Правительство несет политическую ответ­ственность перед Федеральным собранием, прежде всего, в плане раз­работки и исполнения федерального бюджета. В России недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значи­тельные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в от­ставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Госу­дарственную Думу и назначить новые парламентские выборы.

    В целях повышения эффективности осуществлена реорганизация деятельности российского правительственного аппарата. Изменена его структура, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; федеральные службы — проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; федеральные агентства призваны ока­зывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подраз­делений за конечный результат и приведет к совершенствованию де­ятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении государственной политики.

    Судебная власть в Российской Федерации: структура и функции

    Третьей ветвью государственной власти является судебная власть, яв­ляющаяся институтом, основным направлением деятельности кото­рого является строгое соблюдение законов, их защита от посягательств как со стороны отдельных лиц, так и со стороны официальных струк­тур государства и общества. Именно в судебной власти наиболее ре­льефно воплощается демократическая сущность государства.

    Судебная власть обеспечивает неукоснительное соблюдение ос­новного закона страны — конституции, совершенствование текущего законодательства, защиту законных интересов человека и общества, компетенцию институтов государственной власти. В демократи­ческом государстве суд является независимым, что обеспечивает беспристрастное, справедливое правосудие. Критерием независи­мости является возможность для каждого гражданина выиграть дело в суде в отношении любого политического института, включая сам суд.