Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3550

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

494

495

Раздел IV

Как формируется социальный характер?.

ция не развивает каких-либо качеств, потенциально заложенных в человеке (в противном случае мы придем к абсурдному утверждс нию, что "ничто" есть также черта человеческого характера).

Сокровенная природа рыночной ориентации заключается в том, что она не направлена на развитие какого-то специфического и по¬стоянного вида отношений. Именно чрезвычайная изменчивость этих отношений — единственная постоянная черта данного типа ориентации. При рыночной ориентации у человека на каждый мо¬мент времени развиваются именно те качества, которые могут быть с успехом проданы на рынке, т. е. не какая-то постоянная, домини¬рующая черта в характере человека, а именно пустота, которая мак¬симально быстро может быть заполнена любым из требуемых на данный момент качеств.

Однако это даже не черта в собственном смысле слова, а всего лишь роль, претендующая быть качеством, чертой, быстро уступа¬ющей место другой роли, если последняя более желательна. К при¬меру, порой в качестве желаемой черты оказывается респектабель¬ность. Продавцы в определенных сферах торгового бизнеса долж¬ны производить на публику впечатление своей добросовестностью, спокойствием и рассудительностью, а также респектабельностью, что было подлинным качеством многих бизнесменов XIX в.

Сегодня существует спрос на людей, которые внушают доверие, поскольку они выглядят так, будто действительно обладают этим качеством. То, что человек продает на рынке личностей, — это спо¬собность играть свою роль, а что за человек скрывается за этой ро¬лью, не имеет значения и никого не интересует. Да он и сам заинте¬ресован не в том, чтобы быть действительно правдивым и искрен¬ним, а только в том, что эти качества могут дать ему на рынке.

Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, т. е. от¬сутствие каких-либо определенных качеств, не подверженных из¬менениям, ибо любая постоянная черта характера в один прекрас¬ный день может вступить в конфликт с рыночным спросом. Разу¬меется, не все роли можно приспособить к особенностям характера человека. А тогда с ними надо распрощаться — не с ролями, конеч¬но, а с особенностями характера. Личность с рыночной ориентаци¬ей должна быть свободна и еще раз свободна от всяких индивиду¬альных особенностей.

Рыночная ориентация, считал Э. Фромм, вышла не из недр куль¬туры прошедших веков, она определенно продукт нашего време-

ни. Ведь именно в наше время упаковка, ярлык, марка стали сим¬волами не только товаров, но и людей. "Евангелие от труда" ут¬ратило влияние, главным стало "евангелие от продажи". В фео¬дальную эпоху социальная мобильность была ограничена, а следовательно, и возможность реализации своих сил — не здесь, так там — была ограниченной, что явно не способствовало лично¬му преуспеянию.


В условиях рыночной конкуренции социальная мобильность значительно возросла. Если человек "выполнял взятые на себя обязательства", он вполне мог преуспеть в своей карьере. Сегод¬ня возможности индивида, в одиночку строящего свою судьбу, по сравнению с предыдущим периодом значительно сократились. Тот, кто хочет теперь преуспеть в каком-либо деле, должен стать членом какой-нибудь большой организации, в которой проявит¬ся его главное качество — способность играть требуемую роль.

Деперсонализация, пустота, бессмысленность жизни, автомата -зированность приводят к росту неудовлетворенности, к потребнос¬ти поиска новых, более адекватных способов жизни, а также норм, которые вели бы человечество к истинно человеческим целям.

***

Нетрудно заметить, что в типологии Фромма есть переклич¬ка с теми же типажами, которые были у В. Райха и А. Лоуэна. Так, орально-пассивный тип сходен с рецептивной ориентаци¬ей, орально-садистский — с эксплуататорской, анальный тип — с накопительской. Однако здесь есть и несовпадения. Так, ры¬ночной ориентации трудно найти аналог в райхианской типоло¬гии. Хорошо, что аналитики приходят к выводам, которые совпа¬дают. Возможно, это и есть лучшее свидетельство достовернос¬ти типологий. Наконец у Фромма есть еще продуктивная ориен¬тация, которая соответствует фрейдовскому генитальному типу. Но о ней речь отдельно.

Вопросы для повторения

Что такое социализация?

Что меняется в оценке поведения, когда выявлены мотивы по¬ступков?

496

497

Раздел IV

Зачем понадобился Э. Фромму "социальный характер"?

Чем индивидуальный характер отличается от социального?

Каковы особенности рецептивной ориентации?

В чем специфика накопительского характера?

Какова характеристика эксплуататорской ориентации?

Каков генезис рыночной ориентации?

Как типология Фромма соотносится с райхианской типологией?

В чем специфика типологии Фромма именно как социальной?

Упражнение 1

Ищем рецептивную ориентацию

Пытаемся обнаружить в себе черты рецептивной ориентации.

— Не означает ли для вас, что "любить" — это тоже самое, что "быть любимой"?

— Даете ли вы обещания в подтверждение своей преданности?

— Чувствуете ли вы, что вам всегда нужна чья-то помощь?

— Испытываете ли вы потребность броситься к холодильнику, когда у вас депрессия?

— Попадали ли вы в катастрофическую ситуацию, когда "источ¬ник вашей поддержки" был утрачен?

Упражнение 2

Ищем рыночную ориентацию

Пытаемся обнаружить в себе черты рыночной ориентации.

— Руководствовались ли вы в выборе своей подруги (друга) сооб¬ражениями выгоды или расчета?

— Даете ли вы деньги взаймы под проценты?

— Есть ли в вашем окружении "нужные" люди?

— Как вы пытаетесь выгодно представить себя в глазах будуще¬го работодателя?

— Можете ли вы дать себе оценку независимо от мнений окру¬жающих?


— Не пытаетесь ли вы создать для окружающих выгодный об¬раз самого себя? Как это проявляется?


Как формируется социальный характер?

Литература

АжажаВ. Иная жизнь. —М., 1998.

Ассоджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. — М., 1994.

Белянин В. Введение в психиатрическое литературоведение. — М., 1996.

Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993.

Блум У. Психологическая защита: Простой путь самоисцеления для всех. — М., 2000.

Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. — М., 1999.

Бородай Ю. М. Эротика, смерть, табу. Трагедия человеческого со¬знания.— М., 1996.

Бухановский А. О., Андреев А. С. Структурно-динамическая иерар¬хия пола человека. — Ростов, 1993.

Вагин И. О. Ты: Практическая психология. — М., 2000.

Голубчик В. М., Тверская Н. М. Человек и смерть: Поиски смысла. — М., 1994.

Гроф С. Области человеческого бессознательного. — М., 1994.

Гроф С. Холотропное сознание. — М., 1996.

Грин Р. 48 законов власти. — М., 2000.

Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? — М., 1984.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. —М., 1993.

Джеймс У. Воля к вере. — М., 1997.

Жизнь земная и последующая (под ред. П. С. Гуревича). — М., 1995.

КапраФ. Дао физики.—СПб., 1994.

Кенин-Лопсан М. Б. Тувинские шаманы. — М., 1999.

Комаров С. Если этому быть — это зависит от меня! Социальная психология не для всех. — М., 2000.

Литвак М. Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. — Ростов, 2000.

ЛэнгР. Расколотое "Я". —СПб., 1995.

Майков В. В. Становление трансперсональной психологии // Пси¬хология с человеческим лицом. — М., 1997.

498

499

Майкова К. Ю. Холотропная терапия: программы и принци¬пы / / Социальная психология — XXI век. — Т. 1. — Ярославль, 1999.

Полосин В. Миф, религия, государство. —М., 1998. Рязанцев С. Танатология (Учение о смерти] — М., 1994. Страх: Страсти человеческие. — М., 1998.

ТартТ. Состояния сознания // Магический кристалл. —М., 1992. Фрейд 3. Мы и смерть. По ту сторону наслаждения / Рязанцев С. Танатология.—М., 1994.

Фромм Э. Иметь или быть. —М., 1990.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1997.

Фромм Э. Душа человека.—М., 1997.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К.

Собр. соч. в 3-х т.—Т. 1.— М., 1997. Хюбнер К. Истина мифа. — М., 1996. Швейцер А. Жизнь и мысли. — М., 1996.



500

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судьба психологии в нашей стране далеко не безобла « та. В 20 годах XX в. был по сути дела репрессирован психоа! кип it. ставший одним из пяти важнейших направлений в современной мировой психологии. Сложнейшие и глубокие психологические проблемы, к I торые разрабатывались в педологии, были подвергнуты жест< >■ и1 й шей идеологической критике. Многие десятилетия в нашей стране не было психологических консультаций, специальных лечебных пси тров, где можно было бы получить квалифицированную помощь

Сейчас положение изменилось. Начался психологический бум. Выяснилось, что многие люди нуждаются в психологической пом о щи. На книжных лотках множество разнообразной литературы. 11ам предстоит догнать цивилизованные страны, которые давно зани маются индивидуальными и массовыми формами оказания тера певтической помощи. Проблема терапии — это не только проблема здоровья. Это проблема человеческого существования.


Человек заброшен в этот мир не по своей воле и уходит из него опять же вопреки своему желанию. В противоположность живот¬ному, которое в своих инстинктах имеет "встроенный" механизм адаптации к окружающему миру и живет полностью внутри приро¬ды, человеку недостает этого инстинктивного механизма. Он дол¬жен прожить жизнь, а не жизнь должна быть прожитой.

Жизнь непрерывно задает человеку множество вопросов. Каким образом можно преодолеть страдание, изоляцию, стыд, порождае¬мый опытом жизни?

Разумеется, в этой книге нам не удалось затронуть практичес¬кие вопросы различных направлений психологии. Мы не касались здесь традиционных вопросов, которые обычно освещаются в ра¬ботах такого типа, например, механизма памяти, особенности мыш¬ления и восприятия. Учитывая уникальную ситуацию, которая сло¬жилась в нашей стране, когда многие направления современной психологии не получали развития (психоанализ, трансперсональ¬ная психология), основное внимание было уделено возможностям психотерапии.

501


Огромное число людей сегодня жадно читает литературу, кото¬рая помогает им разобраться в собственной самотождественности, в личностных проблемах. Эта книга рассчитана на тех, кто хотел бы получить представление о теоретических проблемах по основ¬ным направлениям глубинной психологии, освоить различные пси¬хотехники, помогающие личностному росту, решить проблемы, ко¬торые мешают полному раскрытию вашей личности и ее эмоцио¬нально-духовного мира, справиться с трудностями психосексуаль¬ного развития и жизни в семье, пройти разностороннее исследова¬ние своей личности.

Читатель книги познакомился здесь с основными методически¬ми требованиями, которые предъявляются к психологической кон¬сультации. В книге освещены также основные проблемы психоана¬лиза и психотерапевтической работы в рамках классического пси¬хоанализа. В практической работе можно успешно применить рай-хианскую типологию и методы биоэнергетики. Значительное вни¬мание уделено также юнговской типологии личности. Его класси¬фикация не объясняет индивидуальной психики. Тем не менее пред¬ставление о психологических типах открывает путь к лучшему по¬ниманию человеческой психики.