ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3737
Скачиваний: 21
ББК 88.8 Г49
Гуревич П.С
Г49 Клиническая психология. / Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE, 2001. - 512 с.
ISBN 5-8188-0047-4
Почему люди подвержены различным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее? На эти и другие вопросы вы можете найти ответы в книге профессора П. С. Гу-ревича, который рассказывает об опыте клинического пси¬хоанализа. Если вы хотите добиться личностного роста, изба¬виться от психологических отклонений, решить психосексуаль-ч ные проблемы, понять свой собственный внутренний мир — Читайте эту работу, написанную образно и ярко. В ней гово-ps лься о типах характеров, о психосексуальном развитии, о пси-хол. гических особенностях людей и способах их приспособ¬ления4 к миру, об архетипах коллективного сознания.
ББК 88.8
Охраняется Закон ом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части за> лрещается без письменного разрешения издателя. Лю¬бые попытки нарушет я закона будут преследоваться в судебном порядке.
© П. С. Гуревич, 2001
[SBN 5-8188-0047-4 © NOTA BENE, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 10
РАЗДЕЛ I. Психолог-практик и клинические ситуации
Глава 1. Зачем нужен психолог? 30
§ 1. Инфантильные переживания 30
§2. Демон или святой? 35
§3. Чем располагает психолог 37
§4. Невротическое самоощущение 40
§ 5. Глубинная психология 42
§6. Психологическое консультирование 44
§7. Феномен бессознательного 46
Вопросы для повторения. Упражнения 48
Глава 2. Что такое бессознательное? 51
§ 1. Поток образов 51
§2. Механизм сопротивления 53
§3. Пациент на консультации 55
§4. Казус Оли 58
§5. Метод свободных ассоциаций 60
§6. Идеализация воспоминаний 62
§7. Вытеснение 64
§8. Между Сциллой и Харибдой 66
Вопросы для повторения. Упражнения 69
Глава 3. Как проникнуть в бессознательное? 71
§ 1. Из глубин подсознания 71
§2. Королевский путь в бессознательное 73
§3. Истолкование сновидений 75
§4. Осуществление желания 78
§5. Процесс смещения 80
§6. Механизм сгущения 83
§7. Сексуальная символика 84
§ 8. Аутотренинг 85
1?опросы для повторения. Упражнения 89
Глава 4. Каковы защитные механизмы психики? 93
§ 1. Грани личности 93
§2. Право на счастье 95
§3. Сублимация 98
§ 4. Драматургия сублимации 100
§5. Перенос 103
§ 6. Драматургия проекции 106
§7. Идентичность 108
Вопросы для повторения. Упражнения 112
Глава5 О чем не может рассказать ребенок? 114
§ 1. Феномен детства в истории психологии 114
§2. Сексуальные переживания ребенка 115
§3. Зарождение детского психоанализа 117
§4. Маленький Ганс 119
§5. Игровая терапия 122
§6. Символика животных 124
§7. История Лены 126
§8. Методика работы 127
§9. Предположение супервизора 129
Вопросы для повторения. Упражнения 131
Литература 133
РАЗДЕЛ П. Типы характеров. Неврозы. Комплексы. Психосексуальные расстройства
Глава 1. Какой у вас характер? 138
§ 1. Трансляция невроза 138
§2. Характер и спонтанность 140
§3. Оральный характер 142
§4. Специфические черты характера 145
§ 5. Любовь и фантазия 148
§6. Терапия орального характера 150
Вопросы для повторения. Упражнения 154
Глава 2. Как сложился ваш характер? 158
§ 1. Анальный характер 158
§2. Черты анального характера 160
§3. Мазохистский характер 162
§4. Черты мазохистского характера 165
§ 5. Мышечный панцирь 167
§ 6. Распускание мышечного панциря 170
§7. Биоэнергетика 172
Вопросы для повторения. Упражнения 175
Глава 3. Что происходит на генитальной стадии развития? .... 177
§ 1. Что такое генитальность? 177
§2. Истерический характер 179
§3. Терапия истерического характера 181
§4. Фаллически-нарциссическийхарактер 184
§ 5. Психопатический характер 186
§6. Ренезис психопатического характера 189
§7. Пассивно-женственный характер 190
Вопросы для повторения. Упражнения 194
Глава 4. Патологичны ли комплексы и отклонения? 196
§ 1. Садомазохизм 196
§2. Стадии сексуального развития 198
§3. Зависть к пенису 202
§4. Комплекс кастрации 205
§5. Эдипов комплекс 206
§6. Эдипальныеотношения 209
Вопросы для повторения. Упражнения 211
Глава 5. Неужели в другие эпохи любили иначе? 213
§1.Эрос 213
§2. Эрос древних цивилизаций 214
§3. Грех и раскаяние в язычестве 217
§ 4. Язычники и христиане 219
§ 5. Агапе (греч.) — братская любовь 221
§6. Куртуазная любовь 225
Вопросы для повторения. Упражнения 230
Глава 6. Чем обусловлено психосексуальное развитие? 232
§ 1. Стереотипы поведения 232
§2. Персонификация чувства любви 234
§3. Пуританская любовь 236
§4. Вампиры и соблазнители 238
§ 5. Галантный век и Просвещение 240
§6. "Желать обнять у вас колена..." 244
§ 7. Сексуальная революция 245
§8. Психосексуальные расстройства 249
Вопросы для повторения. Упражнения 251
Глава 7. Отчего умерло ваше тело? 253
§ 1. Загубленная чувственность 253
§2. Как мы теряли свое тело 255
§3. Компенсация ума 258
§4. Голос плоти 262
§5. Яитело 264
§ 6. Насилие, мастурбация и половая холодность 266
§7. Человек — не животное 268
Вопросы для повторения. Упражнения 270
Литература 271
РАЗДЕЛ III. Психологические типы. Агрессивность. Шизоидные типы
Глава 1. Кто вы — экстраверт или интроверт? 276
§ 1. Многообразие психологических типов 276
§2. Почему трудно определить установку 278
§3. Понятие функций 280
§4. Иерархия функций 282
§ 5. Рациональные и иррациональные функции 285
§6. Ведущая функция 287
§7. Подчиненная функция 290
§ 8. Хочу стать экстравертом! 291
Вопросы для повторения. Упражнения 293
Глава 2. Что мешает вашим мыслям и чувствам? 295
§ 1. Мыслительный экстраверт. Ведущая функция 295
§2. Невроз мысли 297
§3. Подавленное интровертное чувство 299
§ 4. Как чувство может проявиться в сознании 300
§ 5. Экстравертный чувствующий тип. Ведущая функция 302
§6. Невроз чувства 306
§7. Подчиненная функция 308
Вопросы для повторения. Упражнения 311
Глава 3. Что ограничивает ваши ощущения и интуицию? 314
§ 1. Экстравертный ощущающий тип. Ведущая функция 314
§2. Невроз функции 317
§3. Подчиненная функция 318
§4. Интуиция против ощущения 319
§ 5. Экстравертный интуитивный тип. Ведущая функция 321
§6. Невроз функции 324
§ 7. Подчиненная функция 326
Вопросы для повторения. Упражнения 329
Глава 4. Как вы скрываете свои мысли и чувства? 330
§ 1. Интровертный мыслительный тип. Ведущая функция 330
§2. Невроз функции 333
§3. Подчиненная функция 335
§ 4. Интровертный чувствующий тип. Ведущая функция 337
§5. Невроз функции 340
§6. Подчиненная функция 342
Вопросы для повторения. Упражнения 345
Глава 5. Зачем вам ощущение и интуиция? 347
§ 1. Интровертный ощущающий тип. Ведущая функция 347
§2. Невроз функции 350
§3. Подчиненная функция 351
§ 4. Интровертный интуитивный тип. Ведущая функция 354
§5. Невроз функции 357
§6. Подчиненная функция 358
Вопросы для повторения. Упражнения 361
Глава 6. Зачем нужно губить жизнь? 363
§ 1. Синдром разрушительности 363
§2. Персонификации зла 365
§3. Феноменология жестокости 368
§ 4. Аномальное существо 370
§5. Заменяемость личности 374
§6. Некрофил 375
§ 7. Акцентуации 378
Вопросы для повторения. Упражнения 379
Глава 7. Откуда берутся шизоиды? 381
§ 1. Начало психоза 381
§2. Шизоидные отклонения 383
§3. Распад тождественности 386
§ 4. Шизофрения 388
§5. Субличности 391
tj6. Миф душевной болезни 392
tj7. Критика цивилизации 394
Вопросы для повторения. Упражнения 397
Глава 8. Как справиться с душевным недугом? 399
§ 1. Групповая терапия 399
§2. Психология тела 402
§3. Биоэнергетика 405
§4. Структурная интеграция (рольфинг) 406
§ 5. Техника Александера 408
§6. Метод Фельденкрайза 409
§7. Чувственное осознавание 412
Вопросы для повторения. Упражнения 413
Литература 416
РАЗДЕЛ IV. Архетипы коллективного сознания. Социализация как феномен
Глава 1. Все ли люди испытывают страх? 422
§ 1. Страх как феномен 422
§2. Глубинное влечение 424
§3. Беспричинный и "безосновный" страх 427
§4. Страх иррациональный 430
§5. Корни тревоги 434
§6. Степень осознания 435
Вопросы для повторения. Упражнения 438
Глава 2. Почему люди боятся смерти? 440
§ 1. Кошмар смерти 440
§2. "Дарслучайный" 443
§3. Жизнь и бессмертие 444
§4. Символика жизни и смерти 447
§ 5. Модусы бессмертия 448
§6. Образы смерти 451
§ 7. Тайна иного бытия 455
Вопросы для повторения. Упражнения 456
Глава 3. Что такое трансперсональный опыт? 459
§ 1. Трансперсональный опыт 459
§2. Разве это безумие? 462
§3. Шаманизм как феномен 465
§4. Немедицинские стратегии лечения 467
§ 5. Холотронная терапия 469
§6. Человек — машина? 472
§7. Экзистенция 475
Вопросы для повторения. Упражнения 477
Глава 4. Как формируется социальный характер? 480
§ 1. Социализация 480
§2. Индивидуальный характер 482
§3. Социальный характер 483
§4. Рецептивная ориентация 488
§ 5. Эксплуататорская ориентация 489
§6. Накопительская ориентация 491
§7. Рыночная ориентация 492
Вопросы для повторения. Упражнения 497
Литература 499
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 501
Алфавитный указатель имен 503
ВВЕДЕНИЕ
Мой коллега заведовал кафедрой в МГУ. Однажды он получил при¬глашение на солидную работу в государственном аппарате. Стать крупным чиновником или сохранить себя как ученого, педагога? Выбор не простой... Коллега начал опрашивать своих друзей. "За¬чем тебе быть чиновником? — отвечали ему коллеги. —Ты знаешь, что западный ученый считает верхом своей карьеры, когда у него есть кафедра в университете. У тебя она есть..." Мой знакомый со¬глашался и готов был отказаться от госслужбы...
Но тут появлялись другие советчики. "Разве труд ученого в на¬шей стране ценится? Кому нужна твоя кафедра? А государственная служба — это власть, это распределение благ... Тут и думать нечего, соглашайся, пока место вакантное..." Мой коллега совершенно по¬терялся в этих соображениях. Он пришел ко мне и сказал: "Вот как вы скажете, так я и поступлю..." Я сказал: "Все зависит от того, как вы видите свое рабочее утро. Если вы воображаете себя в огромном кабинете, где собрались ваши подчиненные и вы грозно спрашива¬ете их:« Па-ачему машины не вышли на линию?» — в этом случае вам нужно принять предложение. Но если у вас нет такой потреб¬ности, оставайтесь в университете...
Страсть — это сильное, не поддающееся контролю рассудка вож¬деление, экзистенциальная человеческая потребность, выражение человеческих потребностей.
Страсти человеческие... Уникальные и бессмертные. Они возоб¬новляются в каждом поколении и вместе с тем сохраняют свою орга¬ничность на фоне другой эпохи. Любовь, страх, вера, властолюбие, фанатизм. Не они ли правят миром? Не через них ли проступает человеческое бытие? Проницательные мудрецы, писатели разных времен стремились вглядеться в человека, захваченного сильней¬шим порывом, войти в мир тончайших душевных переживаний, распознать в нем тайны мира.
К понятию "страсть" примыкает понятие "аффект" (от лат. affectus—душевное волнение, страсть), которым обозначается бур-
ная кратковременная эмоция, например, гнев, ужас, ревность, воз¬никающие, как правило, в ответ на сильный раздражитель.
Аффект отличается от страсти меньшей длительностью, не¬значительной по сравнению со страстью душевной глубиной. Страсть нередко порождает аффекты. Аффект — изначальный, ча¬стичный и односторонний механизм выхода энергии. Он близок к тому, что ученые, которые исследуют поведение животных, обозна¬чают термином "врожденные (инстинктивные) реакции", а психи¬атры называют "примитивными реакциями".
Австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд считал, что страсти порождены инстинктами, среди которых он особенно вы¬делял сексуальный. Основоположник психоанализа не избежал ошибки своих предшественников, формулировавших так называе¬мые инстинкты человека. Его концепция человеческой природы является в основном отражением тех важнейших стремлений, ко¬торые обнаруживает современный человек. В концепции Фрейда индивид его культуры представляет "человека" вообще. Страсти и тревоги, характерные для человека в современном обществе, воз¬водятся в ранг неизменных сил, коренящихся в биологической при¬роде человека.
Можно привести множество примеров, иллюстрирующих ска¬занное. Например, рассмотреть социальную основу враждебности в современном человеке. Эдипова комплекса или так называемого комплекса кастрации у женщин. Но 3. Фрейд всегда рассматривал человека в его отношениях с другими индивидами. Таким образом, другие всегда являются объектами, которые служат лишь средством для удовлетворения каких-то стремлений, которые существуют в индивиде до того, как он вошел в контакт с другими.
Американский социолог и философ Эрих Фромм предложил принципиально новый взгляд на природу страсти. Но прежде сле¬довало ответить на общие вопросы: что такое человек, что такое человеческая природа. Человеческая природа — это совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки — значит выра¬зить человеческую природу.
Обладает ли естество человека некой неизменной константой или оно постоянно преобразуется? Стабильна ли человеческая при-
10
11
Клиническая психология —
рода? Идея о том, что человек имеет определенную неизменную при¬роду, поначалу не вызывала в истории философии конкретных дис¬куссий. Важно было угадать, что представляет собой эта природа.
Однако идея стабильности человеческой природы оказалась подорванной изнутри. Дело в том, что многие философы и полити¬ки вкладывали в это понятие диаметрально противоположное со¬держание. Поневоле рождалось подозрение: не представляет ли философское определение природы человека нечто условное? Неред¬ко подразумевалось радикально иное значение самого выражения "человеческая природа".
Когда политик или социальный мыслитель пытается оправдать господствующий порядок, он, естественно, исходит из убеждения, что человеческая природа неизменна. Говоря, скажем, о неизбеж¬ности экономической конкуренции, идеологи раннего капитализ¬ма подразумевали, что человек от природы стремится к наживе, к обогащению. В противовес им социалисты изобличали конкурен¬цию как нечто искусственное, деформирующее человеческую при¬роду. Они были убеждены в том, что натура человека позволяет вос¬питать в людях изначально заложенный в них альтруизм. После¬дний воспринимался как соприродный человеку.
Разумеется, из этих констатации можно сделать различные ми¬ровоззренческие выводы. С одной стороны, можно говорить о том, что люди проживают свою жизнь в условиях медленных или стре¬мительных социальных перемен. Иногда поколение успевает ока¬заться в самых неожиданных обстоятельствах, повороты истории погружают человечество в иную реальность. Выходит, человеческая природа способна адаптироваться к различным ситуациям. Она вовсе не преображается по мановению руки социальных утопистов и инициаторов.