Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3740

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, зачастую поступок не является итогом хорошо продуман¬ного решения, а оказывается следствием тех или иных черт харак¬тера.

Предположим, предприниматель поссорился с главным инжене¬ром. С точки зрения логики, поиска выгоды лучше избежать этого конфликта. Таково разумное соображение. Но предприниматель отказывается от примирения. Он человек властный и тщеславный. Стало быть, есть некая сила, которая заставляет человека действо¬вать определенным образом. Итак, структура характера человека представляет собой особую форму, которая направляет энергию индивида в определенное русло на протяжении всей жизни.

§ 2. Индивидуальный характер

Ориентация характера, как ее понимал Фрейд, оказывается ис¬точником человеческих поступков и мыслей. Характер — это заме-

482

нитель утраченной человеком инстинктуальной обусловленности поведения. Человек действует и думает сообразно своему характе¬ру. Еще Гераклит заметил: характер — это судьба. Когда мы рассуж¬дали об анальном характере, мы подчеркивали, что такой человек рассматривает бережливость как одну из высших добродетелей. Он предпочтет образ жизни, при котором поощряется сбережение и запрещается расточительство. Любую ситуацию он станет оцени¬вать под этим углом зрения. Если ему предоставится возможность провести отпуск без особых затрат, он без колебаний выберет имен¬но этот вариант. Даже равенство анальный характер понимает не в том смысле, что каждый человек уникален, а в том, что каждый че¬ловек имеет точно такую же долю материальных благ.

В той же мере, скажем, человек орального типа полагает, что все хорошее, что может случиться в жизни, должно прийти извне, а не в результате собственных усилий. Все равно, о чем идет речь — о любви, о достатке, о привязанности, о наслаждении, — все может, по его восприятию, только свалиться с неба. Он и любовь понимает в соответствии со своей оральной ориентацией. Любить — это зна¬чит быть любимым. Кто бы ни предложил любовь, "оральный чело¬век" с готовностью ее примет. Ведь ему необязательно любить само¬му, для него важны дивиденды с этого чувства. Люди оральной струк¬туры болезненно реагируют на уход возлюбленного или любой от¬каз со стороны. Они и в сфере мысли тоже ориентированы на вос¬приятие интеллектуального продукта, идущего извне. Сами они не вырабатывают мыслей и идей.

В любом обществе индивидуальные характеры, разумеется, раз¬личаются. Каждый человек уникален. Мы вряд ли можем отыскать двух совершенно одинаковых людей. Однако, по мнению Фромма, для того, чтобы человек усвоил господствующие в культуре стандар¬ты, крайне важным оказывается промежуточное звено — соци¬альный характер. Иначе говоря, люди социализируются через оп¬ределенные стандарты поведения и реакций, через некоторые жиз¬ненные шаблоны.


§ 3. Социальный характер

Социальный характер, как и индивидуальный, предоставляет человеку специфический способ, с помощью которого его энергия направляется в определенное русло. У многих людей совпадает мо-

483

Раздел IV

тивация, восприимчивость к определенным идеям, идеалам, типам поведения. Социальный характер — это обозначенная Фроммом стабильная и четко выраженная система ориентации.

Процесс социализации начинается уже с того мгновения, когда индивид определяет себя и свое отношение к другим людям через те или иные формы человеческих отношений. Развитие конкретно¬го типа общения приводит к формированию социального характе¬ра. Структура личности определяет не только мысли и чувства че¬ловека, но и его действия.

Заслуга этого открытия принадлежит 3. Фрейду. Однако Фромм считал, что его теоретическое обоснование неверно. То, что деятель¬ность человека обусловливается преобладающими тенденциями структуры личности, совершенно очевидно у невротиков. Когда че¬ловек испытывает потребность считать окна домов или камни на мостовой, нетрудно понять, что в основе этой потребности лежат какие-то принудительные внутренние влечения. Действия же нор¬мального человека, как можно подумать, определяются лишь разум¬ными соображениями и условиями реальной жизни.

Однако с помощью методов наблюдения, введенных психоана¬лизом, удалось установить, что и так называемое рациональное по¬ведение в значительной степени определяется структурой личнос¬ти индивида. В том случае, если характер индивида более или ме¬нее совпадает с социальным характером, доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и жела¬тельно в специфических социальных условиях его культуры.

Скажем, человек одержим страстью к накоплению и отвраще¬нием к любому излишеству. Такая черта характера может быть весь¬ма полезна ему, если он мелкий лавочник, вынужденный быть бе¬режливым. Наряду с этой экономической функцией черты личнос¬ти имеют и другую, не менее важную функцию — чисто психологи¬ческую. Человек, для которого накопительство оказывается потреб¬ностью, коренящейся в его личности, получает и глубокое психоло¬гическое удовольствие от возможности поступать в соответствии с данной потребностью. Он выигрывает не только экономически, но и психологически.

В этом легко убедиться, понаблюдав, например, за женщиной из низов среднего класса на рынке: сэкономив на покупке рубль, она будет так нее счастлива, как человек с другим типом личности, ис¬пытавший чувственное наслаждение. Такое психологическое удов-

Как формируется социальный характер?

летворение появляется у человека не только тогда, когда он сам по¬ступает в соответствии со стремлениями, коренящимися в струк¬туре его характера, но и когда читает или слушает изложение близ¬ких ему (по этой причине) идей.


Итак, для нормального человека субъективная функция его ха¬рактера состоит в том, чтобы направлять действия в соответствии с его практическими потребностями и давать ему психологическое удовлетворение от деятельности.

Если рассматривать социальный характер с точки зрения его функции в общественном процессе, то мы должны начать с того же утверждения, какое было сделано по поводу функции социального характера для индивида. Приспосабливаясь к социальным услови¬ям, человек развивает в себе те черты характера, которые побужда¬ют его хотеть действовать именно так, как ему приходится действо¬вать.

Когда структура личности большинства людей в данном обще¬стве, т. е. их социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые индивид должен выполнять в этом обществе, пси¬хологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества. Обра¬тимся к примеру с интенсивностью труда. Современная промыш¬ленная система требует, чтобы основная часть человеческой энер¬гии была направлена на работу. Если бы люди работали только под давлением внешней необходимости, то возникал бы разрыв между тем, чего им хочется, и тем, что они должны делать. Это снижало бы производительность труда.

Но динамическая адаптация личности к социальным требова¬ниям приводит к тому, что энергия приобретает формы, побуждаю¬щие ее действовать в соответствии со специфическими требовани¬ями экономики. Современного человека не приходится заставлять работать так интенсивно, как он это делает. Вместо внешнего при¬нуждения в нем существует внутренняя потребность в труде, имею¬щем важное психологическое значение для человека как личности. Иными словами, вместо подчинения открытой власти человек со¬здал себе внутреннюю власть — совесть или долг, — которая управ¬ляет им так эффективно, как никогда не смогла бы управлять ни одна внешняя власть.

Таким образом, социальный характер преобразует внешнюю необходимость во внутреннюю потребность индивидов и тем

484

485

Раздел IV

самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если в характере уже развились определенные потребности, то соответствующее им поведение одновременно дает и психологическое удовлетворе¬ние, и практическую пользу в плане материального успеха. Ког¬да общество обеспечивает индивиду удовлетворение в обеих этих сферах одновременно, можно считать, что налицо ситуация, в которой психологические силы цементируют социальную струк¬туру.

Однако рано или поздно возникает разрыв: традиционный склад характера еще существует, но возникают новые экономические ус¬ловия, при которых прежние черты личности становятся бесполез¬ными. Люди стремятся действовать в соответствии со своим скла¬дом характера, но при этом либо их поведение превращается в по¬меху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действовать согласно своей "природе". Э. Фромм разъяс¬нил это положение на примере структуры личности прежнего сред¬него класса в странах с жесткой классовой обособленностью, таких, как Германия. Добродетели прежнего среднего класса — эконом¬ность, бережливость, осторожность, недоверчивость — в современ¬ном бизнесе гораздо менее ценны, чем такие, как инициативность, способность к риску, агрессивность.


Даже если эти старые добродетели кое-где и полезны — как в случае с мелким лавочником, то возможности мелкого предприни¬мательства настолько сузились, что лишь меньшинство сыновей человека прежнего среднего класса может успешно "использовать" свои традиционные черты характера, которые в свое время были приспособлены к социальным условиям существования класса их отцов. Экономическое развитие шло быстрее, нежели развитие ха¬рактера, и разрыв между эволюцией экономической и эволюци¬ей психологической привел к тому, что в процессе обычной эконо¬мической деятельности психологические потребности уже не удов¬летворяются.

Однако эти психологические потребности существуют, и прихо¬дится искать какие-то другие способы их удовлетворения. Тогда узко эгоистическое стремление к собственному преимуществу, характер¬ное для низов среднего класса, переходит из личной плоскости в национальную. Садистские импульсы, прежде находившие приме¬нение в конкурентной борьбе, усиленные фрустрацией в экономи-

486

Как формируется социальный характер?

ческой сфере, выходят на общественно-политическую арену, а за¬тем, освободившись от каких-либо ограничений, находят удовлет¬ворение в политических преследованиях и в войнах.

Многие психологи считают методы воспитания в раннем детстве и технику обучения подростка причиной развития определенного социального характера. Термин "воспитание" можно определять по-разному, но с точки зрения социального процесса функция воспи¬тания, очевидно, состоит в том, чтобы подготовить индивида к вы¬полнению той роли, которую ему предстоит сыграть в обществе, т.е. воспитание должно формировать характер таким образом, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его соци¬альной роли.

Система воспитания в любом обществе не только выполняет эту функцию, но и определяется ею. Поэтому структуру общества и структуру личности членов этого общества, согласно Фромму, нельзя объяснять воспитанием, принятым в данном обществе. Наоборот, само воспитание члена общества и система воспитания в целом объясняются требованиями, вытекающими из социально-экономи¬ческой структуры данного общества.

Однако методы воспитания чрезвычайно важны: их можно рас¬сматривать как средства, с помощью которых социальные требова¬ния преобразуются в личные качества людей. И хотя методы вос¬питания не являются причиной формирования определенного со¬циального характера, они тем не менее служат одним из механиз¬мов, формирующих его.

3. Фрейд показал, что на формирование личности решающее влияние оказывают самые ранние переживания ребенка. Однако если это верно, то как понять утверждение, что ребенок, имеющий очень мало контактов с обществом (во всяком случае в нашей куль¬туре), тем не менее формируется обществом? Ответ состоит в том, что родители — за редкими исключениями — не только применяют методы (способы) воспитания, широко распространенные в их об¬ществе, но собственной личностью представляют социальный ха¬рактер своего общества или класса.


Человек меняется в связи с потребностями экономической и со¬циальной структур общества. Но его приспособляемость не безгра¬нична. Кроме определенных физиологических потребностей, удов¬летворение которых является императивной ("повелительной", жиз¬ненно важной) необходимостью, существуют еще и неотъемлемые

487

Раздел IV

психологические свойства людей, которые также нуждаются в удов¬летворении.

Процесс социализации, по Фромму, начинается уже с того мгно¬вения, когда индивид определяет себя и свое отношение к другим людям через специфические способы и формы человеческих отноше¬ний. Развитие той или иной формы общения приводит к формирова¬нию социального характера и четкой выраженной системы ориента¬ции. Фромм выделяет пять способов социализации — мазохизм, са¬дизм, деструктивизм, конформизм, любовь. На этой основе возни¬кают и пять форм приспособления к обществу — рецептивная, экс¬плуататорская, накопительская, рыночная и продуктивная ориен¬тации.

В каждом конкретном обществе может оказаться несколько ти¬пов ориентации. Однако условия жизни, ценности и вся социальная структура в целом влияют на формы адаптации по-разному. Напри¬мер, один индивид может активно выявлять и культивировать кон¬формизм, другой — эксплуатирующий тип поведения.

§ 4. Рецептивная ориентация

В концепции Э. Фромма специфическая психологическая и цен¬ностная ориентация возникает, когда человек полагает, что "источ¬ник всех благ" находится во внешнем мире. Да, читатель без труда может вспомнить, что аналогом этого характера в райхианской ти¬пологии является оральный характер. (Рецептивный — то есть при¬нимающий.) Важным свойством людей рецептивной ориентации является поиск кого-нибудь, кто мог бы подсказать правильный выбор, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и по¬лучить это самостоятельно.

Если люди такой ориентации религиозны, то их понимание бога таково, что все, чего они ожидают, они ожидают от бога, а не от соб¬ственной деятельности. И даже если они не богомольны, то все рав¬но их отношение к людям или к общественным институтам такое же. Они всегда ищут "доброго волшебника". К "руке дающей" такие люди всегда испытывают особое чувство преданности и вечно пе¬реживают страх перед ее утратой.

Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чув¬ствовать себя в безопасности, постольку они вынуждены проявлять преданность большинству людей. Им трудно сказать "нет", и они j

Как формируется социальный характер?

легко в подтверждение своей преданности дают обещания. Они не могут сказать "нет" и говорят "да" каждому. Но постигающий их вследствие этого паралич критической способности делает их в выс¬шей степени зависимыми от других.

Люди такой ориентации зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без посторон¬ней помощи. Их беспомощность особенно проявляется в тех делах, которые по самой своей природе требуют самостоятельности, и в первую очередь — в деле принятия решений и несения ответствен¬ности за них. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают совета именно у тех, по поводу кого необходимо при¬нять какое-либо решение.