ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3743
Скачиваний: 21
Люди рецептивной ориентации любят хорошо поесть и выпить. Для того чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят и пьют. Наиболее выразительная чер¬та их лица: губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. И даже в их снах сытость часто символизирует для них любовь, а голод — депрессию и разочарование.
В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимис¬тическим мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают опре¬деленное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если "источник их поддержки" находится под угрозой. Они часто бывают сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но помощь при этом предполагает определенную поддерж¬ку со стороны тех, кому оказывается благорасположение.
§ 5. Эксплуататорская ориентация
Эксплуататорская ориентация в концепции Э. Фромма — спе¬цифическая психологическая и ценностная ориентация, когда люди не ожидают помощи от других как дара, а отбирают ее си¬лой и обманом.
Фромм подчеркивал, что эксплуататорская ориентация, по¬добно рецептивной, основана на допущении, что источник всех благ находится вовне, и все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать именно там, вовне, а не добиваться собствен¬ными силами.
488
489
Раздел IV
Эксплуататорская ориентация обнаруживается во всех сферах деятельности. В области любви и чувств люди такой ориентации имеют тенденцию захватывать и уворовывать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекатель¬ность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то дру¬гому. Они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому.
То же проявляется и в отношении интеллектуальной деятельно¬сти. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Это может быть сделано грубо — в виде плагиата либо более тонко — путем словесного варьирования в разных формах чужой идеи, а за¬тем преподнесения ее как своей собственной. Поразительно, как часто многие достаточно интеллектуальные люди поступают таким образом, тогда как, положись они на собственные возможности, могли бы иметь и свои оригинальные идеи.
Недостаток собственных оригинальных идей или независимых результатов у одаренных в других отношениях людей объясняется скорее типом ориентации их характера, чем врожденным недостат¬ком оригинальности. То же следует сказать и об их отношении к материальным вещам: вещи, которые можно отнять у других, все¬гда кажутся им привлекательнее и лучше, чем свои собственные.
Они эксплуатируют всех и вся, от кого или от чего только они могут извлечь что-нибудь для себя. Их девиз: "Краденое всегда сла¬ще". Поскольку они стремятся использовать людей, постольку они "любят" только тех, кто явно или неявно может быть объектом эксп¬луатации, и получают максимум, выжимая из этих людей все до последней капли. Ярким примером такого типа ориентации могут быть клептоманы, которым нравятся лишь краденые вещи, хотя у них и есть деньги, чтобы купить их.
Символом эксплуататорской ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к другим окрашено смесью враждебности и стремле¬ния манипулировать ими. Любой человек является для них объек¬том эксплуатации и воспринимается с точки зрения его полезнос¬ти. Вместо доверительности и оптимизма, свойственных людям с рецептивной ориентацией, эти люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Коль скоро их удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как правило, не¬дооценивают то, чем обладают другие. Вещь получает ценность
Как формируется социальный характер?
только тогда, когда она моя. Их принцип точно выражен поговор¬кой: "У соседа всегда лучше (больше и т. д.)".
§ 6. Накопительская ориентация
Специфическая психологическая и ценностная ориентация, свя¬занная с приобретением и бережливостью. В то время как рецеп¬тивная и эксплуататорская ориентации одинаковы в том, что на¬правлены на внешний источник получения требуемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении существенно отли¬чается от них. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызы¬вает у людей этого типа характерное чувство недоверия.
Безопасность их основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются как угроза. Они как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной. Их глав -ная цель — привнести как можно больше в свою крепость и как мож¬но меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них — это владе¬ние, обладание. Они не дают любви, а стараются овладеть "возлюб¬ленными". Лица с накопительской ориентацией часто проявляют сво¬еобразную преданность людям и привязанность к воспоминаниям.
В силу сентиментальности прошлое видится им как золотые дни. Они держатся за него и с удовольствием предаются воспоминани¬ям о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бес¬плодны и не способны к продуктивному мышлению.
Людей с накопительской ориентацией можно опознать по ми¬мике и жестам. Они молчаливы, их жесты свидетельствуют о зам¬кнутости. Если у людей с рецептивной ориентацией жесты округлы и манящи, а у лиц с эксплуататорской ориентацией агрессивны и резки, то у людей с накопительской ориентацией они угловаты и чопорны, как будто они хотят установить границу между собой и внешним миром.
Другая характерная черта этих людей — приверженность к по¬рядку до педантизма. У них всегда можно наблюдать порядок в ве¬щах, мыслях и чувствах, но как и в случае с памятью, их аккурат¬ность бывает бесплодной и жесткой. Такой человек не терпит, когда вещи находятся не на привычном для него месте, и автоматически все расставляет по "своим" местам. Внешний мир для него всегда содержит угрозу проникновения за воздвипгутую им границу, а ак-
490
491
Раздел IV
куратность означает способ избавления от этой угрозы путем от¬талкивания и сохранения определенной дистанции по отношению к внешнему миру во избежание возможности его вторжения.
Фанатичная чистоплотность — еще одно проявление потребно¬сти человека с накопительской ориентацией "очиститься" от кон¬тактов с внешним миром. Все, что не принадлежит "его" миру, ка¬жется ему опасным и "нечистым", он постоянно моет руки, моется, совершая что-то вроде ритуала религиозного омовения, предписан¬ного после каждого прикосновения к "нечистым" людям или вещам. Что касается вещей, то они не только должны находиться на своем месте, но и быть своевременными. Навязчивая пунктуальность, ко¬торая есть один из способов избежать угрозы со стороны внешнего мира, — характерная черта людей с данным типом ориентации.
В связи с тем что внешний мир воспринимается людьми этой ориентации как угроза, то логической реакцией на нее оказывается упрямство. Постоянное "нет" служит почти автоматической защит¬ной реакцией. Такие люди думают, что у них вполне определенный запас сил, энергии, умственных способностей и что этот запас по¬степенно уменьшается и истощается и практически никогда уже не восстановится. Они не понимают, что живой субстанции присуща функция самовосполнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению, тогда как стагнация (загнивание) — к полной па¬рализации.
Для людей с накопительской ориентацией смерть и разрушение представляются более реальными, чем жизнь и рост. Акты творче¬ства — это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самыми высшими ценностями являются порядок и безопасность. Их девиз: "Ничто не ново под луной". Даже близость в отношениях с дру¬гими людьми воспринимается ими как угроза, поэтому безопасность гарантируется либо отдалением от человека, либо его овладением. Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и обла¬дают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено словами: "Мое — это мое, а ваше — это ваше".
§ 7. Рыночная ориентация
Рыночная ориентации в концепции Фромма: психологическая и ценностная ориентация людей в системе рыночных отношений — развилась и выкристаллизовалась в современную эпоху.
Как формируется социальный характер?
Для того чтобы понять природу рыночной ориентации, по мне¬нию Фромма, следует экономическую функцию рынка в современ¬ном обществе рассматривать не только по аналогии с данным ти¬пом характера, но и как основу, главное условие развития этого типа характера у современного человека.
Товарообмен — один из наиболее древних экономических меха¬низмов. Однако традиционный местный рынок, каким он был в эпо¬ху его зарождения, существенным образом отличается от современ¬ного капиталистического рынка. Торговля на местном рынке дава¬ла возможность людям встречаться с целью обмена предметами потребления. Товаропроизводители и покупатели, составляющие, как правило, небольшие группы людей, знакомились между собой, знали друг друга. Спрос был более или менее известен, и товаропро¬изводители могли производить товара ровно столько, сколько необ¬ходимо было для того, чтобы удовлетворить этот спрос.
Современный рынок, напротив, не только не представляет со¬бой место встречи товаропроизводителей и покупателей, но и ха¬рактеризуется абстрактным и обезличенным спросом. Ориентацию характера, для которой свойственно отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой сто¬имостью, Фромм и назвал рыночной ориентацией.
В наше время рыночная ориентация чрезвычайно быстро про¬грессирует вместе с развитием нового рынка, "рынка личностей" — феномена последних десятилетий. Чиновники и коммерсанты, ад¬министраторы и врачи, ученые, юристы и артисты — так или ина¬че ориентируются на спрос. Разумеется, их правовой статус и эко¬номическое положение различны: одни из них свободно зарабаты¬вают, оказывая разного рода услуги или выполняя определенные виды работ, другие ходят на службу и получают жалование. Не все в равной степени в своем материальном благополучии зависят от тех лиц, кто нуждается в их услугах, либо от тех, у кого (на чьих пред¬приятиях или в чьих учреждениях) они работают.
Э. Фромм показал, что рыночный принцип одинаков и для рын¬ка товаров, и для рынка личностей: на одном на продажу предлага¬ются товары, на другом — личности. Ценность в обоих случаях вы¬ступает лишь как меновая, а потребительная стоимость хотя и не¬обходимое, но все же недостаточное условие. Разумеется, экономи¬ческая система, в основе которой лежит рыночный принцип, не могла бы функционировать эффективно, если бы люди не обладали
492
493
Раздел IV
Как формируется социальный характер?.
высокими профессиональными качествами, а были бы наделены только приятными личными свойствами.
Даже умение подойти к больному и прекрасно оборудованный офис на Парк-авеню не принесут нью-йоркскому врачу успеха, если у него не будет необходимого минимума профессиональных знаний и навыков. Однако если мы попытаемся выяснить, каков относитель¬ный вес квалификации и личностных качеств как условий успеха, то увидим, что лишь в исключительных случаях успех преобладающим образом зависит от квалификации, а также от некоторых других ка¬честв, таких, как честность, благопристойность и прямота.
Пропорция между такими предпосылками успеха, как квалифи¬кация и личностные качества, с одной стороны, и "личностью" — с другой, конечно же, варьируются, однако "фактор личности" всегда играет решающую роль. Успех в большей мере зависит от того, на¬сколько хорошо удается человеку продать себя на рынке, а это в свою очередь зависит от того, насколько он окаясется приветливым, эле¬гантно одетым, будет ли он "бодр", "агрессивен", "надежен", "често¬любив". Далее важно, из какой он семьи, к какому клубу принадле¬жит, знает ли нужных людей и т. п. Люди должны иметь спрос и дол¬жны уметь отвечать на него.
Современный человек ощущает себя одновременно и товаром, и продавцом, поэтому его самоуважение зависит от условий, кото¬рые он не может контролировать. Если он добивается успеха, то осоз¬нает себя достойной личностью, а если нет, то считает себя неудач¬ником и даже ничтожеством. Но дело не только в самоуважении и самооценке, но и в самоидентификации, в ощущении своей незави¬симости. У зрелых и продуктивных личностей чувство самоиден¬тификации возникает в результате понимания, что сам человек яв¬ляется источником своих сил. Это самочувствие кратко можно пе¬редать словами: "Я есть то, что я из себя делаю".
При рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, отчужденный от него. Человек и его силы не составляют более единого целого, ибо последние не принадлежат ему, поскольку теперь для него имеет значение не процесс самореа¬лизации с помощью этих сил, а всего лишь выгодная продажа их. В условиях рынка его силы становятся отчужденными, отторгнуты¬ми от него, превращаясь в предмет использования и оценки со сто¬роны других. Тем самым его чувство самоидентификации так же колеблется, как и чувство самоуважения. Оно зависит от той сум-
мы ролей, которые человеку приходится играть: "Я таков, каким вы хотите меня видеть".
Норвежский драматург Г. Ибсен в драме "Пер Понт" выразил это состояние так: Пер Понт, пытаясь найти себя, обнаруживает, что он подобен луковице, в которой много слоев, но нет сердцеви¬ны. Человек не может жить без самоидентификации, он вынужден самоутверждаться, опираясь на мнение о нем других, а не на соб¬ственные силы. Его престиж, статус, успех, факт, что его знают как такого-то и такого-то, — все это заменяет его подлинное чувство са¬моидентификации.
Такое его положение делает человека крайне зависимым от того, как смотрят на него другие, и заставляет его играть именно ту роль, в которой он пользуется наибольшим успехом. Если я и мои силы существуем порознь, тогда, безусловно, мое "Я" утверждается ценой, которую дают мне другие, а не "назначаю" я сам. Когда пренебрега¬ют человеческой индивидуальностью, отношения между людьми неизбежно становятся поверхностными, неглубокими. Ведь люди взаимодействуют уже не как личности, а как взаимозаменяемые товары. Люди либо не позволяют себе, либо просто не в состоянии относиться друг к другу как к имеющим в себе нечто уникальное, "особенное".
Однако рынок создает своеобразный тип товарищества. Каж¬дый включен в одну и ту же конкурентную битву, разделяет одни и те же стремления к успеху. Все встречаются с одинаковыми или ана¬логичными условиями рынка (по крайней мере, они так думают). Каждый хорошо представляет, что чувствует другой, поскольку все они пребывают в одной лодке. Каждый сам по себе боится неудачи и жаждет улыбки судьбы. Никто никого не щадит, но ни от кого и не ждет пощады в этой борьбе.
Рыночной ориентацией, по мнению Э. Фромма, охвачена не только сфера чувств, но и сфера мышления. Именно мышление обес¬печивает быстроту реакции, возможность быстро овладеть ситуа¬цией и успешно ориентироваться в ней. Существующая система образования направлена на развитие смышлености, рассудка, но не разума.
Рецептивная, накопительская и эксплуататорская ориентации имеют одну общую черту: каждая из них, будучи доминирующей в качестве формы человеческих отношений, выступает специфичес¬кой характерной чертой человека. Между тем рыночная ориента-