ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 1639
Скачиваний: 8
Приложение
1
4. Формами итогового контроля являются устны й зачет и nредставле
ние nисьменной аналитической работы. Во время зачета испытуемым nред
лагается ответить на несколько вопросов или выполнить небольшой тест.
Сnисок примерных вопросов и тиn тестовых заданий оnределяется пре
подавателем и заранее сообщается студентам.
4. 1 . В целях совершенствования учебного процесса во время зачета все
студенты в обязательном nорядке отвечают на вопрос о трех наи
более заинтересовавших их в рамках курса проблемах и трех пока
завшихся наиболее трудными для освоения. Такой подход позво
ляет, с одной стороны, еще раз в самом обобщенном виде закре
п ить у студентов представления о полученных знаниях, а с другой -
корректировать методические и дидактические аспекты nрепода
вательской деятельности.
4.2. ПJ.с\сьменная работа в ыполняется в объеме до 5-7 страниц и со
держит как описательный текстовой, так и графически оформ
ленный материал. Обязательным требованием является наличие
сформулированных на основе nроведеиного анализа итоговых зак
лючений и nрогнозных nредположений.
4.3. В зависимости от nожеланий студентов письменная работа может
быть представлена либо в традиционной форме (сдача преnодава
телю для получения общего заключения), либо проходить в виде
презентации и соответствующих ответов на критические замеча
ния оnnонентов.
Приложение
2
Рекомендации для определения
содержательных характеристик
письменных студенческих заданиИ
Предлагаемые рекомендации ориентированы на постепенное развитие
навыков прикладной аналитики и оnеративного формулирования знаний в
области политической и международной проблематики в письменном виде.
Важнейшими моментами при этом являются выбор темы письменной ра
боты, практическое nрименение аналитических nриемов и соблюдение пос
ледовательности этаnов nроведения научного исследования.
Выбор темы письменных заданий
В ы полнение небольших по объему п исьменных задани й является не
посредственной подготовкой к серьезной аналитической работе. В рамках
nреподавания различных политологических дисциnлин существует воз
можность предложить широкий выбор тем для самостоятельных студен
ческих исследован и й с учетом уровня общей подготовки слушателей и их
личных предпочтений. Формулировка темы должна быть достаточно крат
кой и максимально точно отражать содержание работы.
Наиболее простые задания обычно связаны с анализом материаль
ных объектов научного наблюдения. К этой категории относятся nолити
ческие акторы , институты, события, nолитические решения, полити
ческие процессы и т.п. Примерам темы для изучения материальных объек
тов мира nолитического могут быть <<Новые акторы м ировой политики»
или <<Государство как основной актор мировой политики>>. Более сложные
задания ориентируют на анализ знаний о политике, таких как концеп
ции, теории, идеологии , ценности и верования, например <<Современ
ные политические идеологиИ>>. Самые сложные задания предусматривают
сочетание в рамках одного исследования предметных и конце птуальных
характеристик объекта научного наблюдения, например <<Перспективы
иракского урегулирования» или << Национализм как фактор мировой по
литики>> , <<Стратегия преодоления разрыва между Севером и Югом>>.
Объем ы nисьменных заданий зависят от степени сложности и могут
составлять от 3 до 24 nечатных страниц.
Основные аналитические характеристики
письменных заданий
Н а начальных стадиях обучения уровень требований к научным ас
пектам студенческих работ обычно ограничен. Тем не менее, выполняе
мые по тематике учебных курсов задания должны отвечать профессио
нальньrм критериям. Н иже nри водится примерный перечень характер
ных аналитических приемов, которые желател ьно использовать при
наnисани и студенческих работ. В зависимости от подготовки студенты
1 89
Приложение
2
мoryr знакомиться с этими приемами постепенно либо сочетая их в рамках
одного задания.
Анализ содержательный
-
предполагает установку на рассмотрение со
отношения между различными типами политических событий, политичес
кими документами или
их
частями. Аналитическое рассмотрение Проблема
тики включает обоснование значимости события или документа, а также
предположений о перспектинах развития ситуации, связанной с объектом
рассмотрения. Например, студентам может быть предложено рассмотреть
различные аспекты процессов глобализации и сделать заключение об их
предполагаемых последствиях для российской экономики.
Анализ причинно-следственный -
предполагает формулирование и пос
ледовательное изложение рассуждений о причинах конкретного события.
Например, причины начала войны в Ираке.
Аргументация -
предполагает доказательство или опровержение опре
деленных положений. Обычно аргументы выдвигаются в связи с рассмотре
нием нормативных утверждений и опираются на доказательства и примеры.
В частности, преподаватель может дать задание, включающее перечисление
аргументов в поддержку (или против) политических акций различного уров
ня, например предстоящего подписания международного соглашения.
Классификация -
предполагает качественно-количественное определе
ние параметров системы классификации социальных или иных объектов,
таких как, например, типы этнических общностей, проживающих в конк
ретной стране, типологии политических систем или политических партий.
Оценка взаимодействия -
предполагает описание того, как полити
ческие феномены функционально связаны между собой. Например, как
личные качества лидера влияют на предпочтения избирателей или как
осуществляется процесс при нятия решений на уровне высших органов
законодательной и исполнител ьной власти .
Развернутое определение -
предполагает формулирование основных
содержательных характеристик концепции, термина или выражения, вы
ступающих в качестве элементов политического лексикона. П редметом
учебных заданий, ориентированных на построение развернутого опреде
ления, является рассмотрение таких понятий, как, например, демокра
тия, рыночная экономика, этнократия и т.п.
Сравнение -
предполагает качественно-количественное определение
различий и сходства между политическим и акторами, институтами, сис
темами или событиями .
Типичным заданием для выnолнения письменной работы с исполь
зованием nриемов сравнения может быть тема: «Сравнительный анализ
участия российских регионов во внешнеэкономической деятельности>>.
Последовательность в проведении научноrо
исследования
Развити� навыков nрикладиого изучения политических ситуаций и
nроцессов, а также отработка форм документального nредставления ре-
1 90
Приложение
2
зу ль татов исследования происходит и за счет методических разъяснений в
отношении общих характеристик исследовательского процесса. Н а ввод
ных или других сnециально отведенных для этого аудиторных занятиях
целесообразно дать панорамный обзор состояния современных научных
исследований политики в ее страновом и международном измерениях,
предложить слушателям высказать свои соображения о наиболее nерсnек
тивных областях приложения аналитических усилий. На фоне этого об
суждения полезно обратить внимание на то, что процесс политического
исследования в обобщенном виде заключается в постановке воnроса (выд
вижение гипотезы), сборе факталогических или иных данных, анализе
данных и формулировании вы водов. Весь исследовательский цикл может
быть представлен в виде модели:
Гипотезы - Доказательства - Выводы - Знание.
Гипотеза -
это вероятностное по смыслу обобщение, которое проверя
ется. Гипотеза утверждает ожидаемое соотношение между зависимыми пе
ременными (событие, которое объясняется) и независимыми nеременны
ми (событие, которое является или считается причиной и лежащее в ос
новании явления). Гипотеза утверждает то, как изменение в независимой
nеременной (переменных) изменяет зависимую переменную (переменные).
Доказательства -
система обоснования гипотезы о связях зависимых и
независимых переменных. В современных исследованиях различают каче
ственные и количественные доказательства. Качественные доказательства:
субъективные или авторские суждения (качественные данные), обычно взя
тые из интервью, наблюдений или высказываний экспертов. Количествен
ные доказательства: nредметные или числовые данные ( количественные
данные), обычно полученные из статистических обзоров, опросов обще
ственного мнения или прикладиого эксnеримента.
Выводы -
утверждения, сформулированные автором относительно
связи между гипотезой и доказательством при констатации основных ха
рактеристик этой связи. Выводы могут опираться на доказательства, ос
нованные на различных видах авторской аргументации. В частности, раз
личают аргументацию, которая основана на верованиях, фактах, расnро
страненных суждениях, количественных данных, статистике, экспертных
заключениях, конкретных nримерах.
Разумеется, характеристики расnространенных аналитических nриемов
и основных этаnов исследовательского процесса представлены весьма
упрощенно. Однако без учета их особенностей результаты даже учебной
научной работы не могут nретендовать на объективность и адекватность
отражения реального мира. В этой связи nолезно, чтобы при выnолнени и
самостоятельных nисьменных заданий студенты стремились н е только от
разить чисто содержательные моменты, которые привлекают их внима
ние, но и адекватно nрименять основные аналитические приемы и со
блюдать nоследовательность в проведении научного исследования.
Приложение
3
Рекомендации для использования
интернет-ресурсов при выполнении
учебных заданиИ
Возможности и оrраничения Интернета в процессе
разработки темы
И нтернет стал полезным инструментом для поиска ресурсов. Если его
использовать правильно, И нтернет может сократить время исследования.
Однако некорректное использование обернется бесполезной тратой вре
м е н и , а в худш е м случае можно получить н едостоверную и л и
фальсифицированную информацию. Для того чтобы правильно пользо
ваться Интернетом, необходимо понять суть его работы, овладеть техни
кой пользования и поиска, научиться проверять ресурсы сети с точки
зрения качества и надежности.
Интернет - это отличное от любых других известных средств обеспе
чения информацией - охватывающая мир система компьютерной взаи
мосвязанной сети. Но пребывание в Сети не является ни абсолютно сво
бодным, ни абсолютно бесплатным. Существуют реальные и скрытые рас
ходы, регулирующие деятельность пользователей. Реальные расходы - это
цены доступа в И нтернет и величина оплаты автору (собственнику) ин
формации, желающему ее предоставить. Скрытые расходы - это расходы
по сбору информации и время, затраченное пользователем на ее поиск.
Поскольку государства за редким исключением не контролируют фун
кционирование сетей Интернета, то каждая из них может установить свои
собственные стандарты и правила виртуальных контактов. Тем не менее,
существуют некие общие правила.
·
l .
Ш ироко используемые иНдексы, справочники, директори и и элек
тронные базы данных.
2. Все и нтернет-соединения требуют поддержки протоколов, провай
дера, предоставляющего интернет-услуги и модема, который обеспечи
вает соединение с компьютером .
Информация н а веб-сайтах обычно хранится в файлах, их называют
веб-страницы. Веб-страницы создаются при помощи HTM L.
Доступ во Всемирную сеть осуществляется через такие браузеры, как
Netscape Navigator или Microsoft's I nternet Explorer.
Каждый интернет-сайт имеет уникальный электронн ы й почтовый
адрес, более известный как U RL ( Uniform Resource Locator). Он выглядит
следующим образом : протокол :/ /домен. имяjдиректорияjподдиректория/
имя файла.J!<lсширение. Для корректной работы адрес веб-сайта должен
быть набран без ошибок.
1 9 2
Приложение
3
Все U RL имеют протокол и имя домена. Некоторые U RL могут не
иметь директорий, поддиректорий или имен файлов.
Каждый URL содержит протокол (вид связи) или серверный адрес.
Каждый сервер нуЖдается в различных протоколах. Так, протоколы включают:
сервер Всемирной сети
http:/ /
сервер Telnet
telnet:/ /
FГР ( сервис обмена (передачи) файлами)
ftp:/ /
сервер новостей
news:/ /
почтовый сервер
mailto:/ /
глобальный информационный сервер (WAI S)
wais:/ /
3.
Каждый U RL-aдpec содержит и мя домена, который помогает иден-
тифицировать владельца данного сайта:
.org некоммерческая организация
.сот коммерческая организация
.gov государственный институт
.net сетевая компания
.mil для сайтов военных ведомств
.us
для сайтов С ША
. ru для сайтов РФ
Некоторые U RL-aдpeca содержат путь директорий , который сам по
себе является адресом веб-сайта. Если U RL для веб-сайта неизвестна, боль
шинство веб-сайтов можно найти при помощи поисковых систем. Такие
поисковые системы используют <<Пауков>> или <<роботов>> для поиска пер
еанальных веб-страниц или документов, если владелец поисковой систе
мы предпочитает вносить сайты в свою систему либо владелец nерсональ
ной странички подал запрос на внесение его сайта в каталог данной по
исковой системы. Такие поисковые системы ищут сайт по заданному слову
или совпадению в тексте документа. Также они могут находить веб-стра
ницы по имени, содержащемуся в адресе страницы.
Наиболее быстрый и удобный способ найти информацию - это осуще
ствить метапоиск. Метапоиск подразумевает под собой использование сразу
нескольких поисковых систем одновременно. Обычно ссылающиеся на па
раллельные способы поиска, такие метапоисковые системы не имеют собст
венных баз данных. Они используют поисковые системы, созданные другими.
Метапоисковые системы идентифицируют наиболее важные (часто посе
щаемые) сайты, в соответствии с поданным запросом на информацию.
Технолоrии эффективноrо поиска информации
в процессе разработки темы
Работа в Интернете не должна начи наться до того, как будет подго
товлен первоначальный вариант исследовательского проекта. Н еобходимо
не только знать тему исследовательского проекта, но и сформулировать
1 9 3
1 3 - 5060
Приложение
3
хотя бы общие п редставления об основных разделах его содержания. Фик
сация идеи и объекта поиска существенно сужает формулировку темы
поиска, а следовательно, и повышает его эффективность. Но эффектив
ность будет еще выше, если после определения идеи и объекта поиска
пользователь сможет ознакомиться с тематической литературой и печат
НЬIМИ
справочными изданиями. Это поможет определить ключевые поня
тия и слова, относящиеся к выбранной теме.
Обращение к Интернету без предварительной тематической подго
товки в большинстве случаев оказывается пустой тратой времени и средств.
Выбор поисковый сисrемы
Прежде всего необходимо выбрать поисковую систему. Не все они
одинаковы: одна может не выдать желаемый результат по конкретному
запросу, в то время как другая предложит большой выбор веб-сайтов по
искомой теме. Поэтому тщательный поиск информации в И нтернете под
разумевает использование нескольких поисковых систем.
1 94
1 .
Поиск по ключевому слову.
В этом случае в строку поиска впечатыва
ется ключевое слово. Основной недостаток такого поиска заключа
ется в том, что в качестве результата могут быть выданы документы
или U R L-aдpeca, лишь косвенно относящиеся к выбранной теме.
И ногда поиск по ключевому слову может не дать результатов.
Однако это не значит, что информации по заданной теме не су
ществует. Здесь возможны два варианта: либо слово, заданное в
строке поиска, слишком многозначно и поисковая система не
может определиться с его значением, либо в базе данных поиско
вой системы нет веб-сайтов именно с таким словом. В таком слу
чае рекомендуется выбрать другое, относящееся к теме ключевое
слово либо сменить поисковую систему.
2.
Эффективный поиск с применением логических инструментариев. Для
повышения результативности поиска для расширения или сужения
его рамок используется логический инструментарий, соответствен
но поиска. К таковым инструментариям относятся: знаки <<+», <<-»,
<<*•> , круглые простые скобки, а также союзы
и, или,
частица
не.
Знак
<<+». Дан ный знак, поставленный непосредственно пе
ред ключевым словом в строке поиска, усиливает вероятность,
что найденные документы обязательно будут содержать дан
ное слово. Добавление данного знака между ключевыми сло
вами обеспечит в конечном итоге представление лишь тех до
кументов, которые непосредственно содержат данные слова
или их вариативное сочетание.
Знак
«-•> . Дан ный знак, поставленный непосредственно перед
ключевым словом в строке поиска, усилит вероятность, что
документы, найденные в процессе поиска, не будут содер
жать это слово. Если использовать его в сочетании со знаком
Приложение
3
<<+» между ключевыми словами поиска, ненужные документы
будут исключены из сп исков результатов поиска.
Союз
и. Использование этого союза в строке поиска сужает его
до нескольких документов, которые содержат вариативные со
четания ключевых слов.
Союз
или. Данный союз используется для расширения пара
метров поиска, отображения синонимичных вариантов или
учета возможностей разных вариантов транскрибирования клю-
чевого слова.
Частица
не. Ее целесообразно использовать для избежания мно-
гознач ных слов в процессе поиска, а также для того, чтобы
расширить его сферу.
Простые круглые скобки.
С их помощью группируются несколь
ко поисковых запросов для дал ьнейшего расширения поиска.
Звездочка
«*•> . Она может также испол ьзоваться для увеличе
ния параметров поиска посредством предоставления всех од
нокорен ных слов, где корнем является ключевое слово.
3.
Дополнительные пути получения информации.
И ногда просмотр спра
вочников интернет-ресурсов может помочь сформулировать клю
чевые слова для поиска. Следует быть аккуратными при выборе
таких справочников. Некоторые из подобных справочников требу
ют большого количества времени для нахождения какой-либо ин
формации, относящейся к искомому документу, однако ее каче
ство и количество очень часто далеко не идеальное. (Для примера
попробуйте обратиться к Академическому политологическому спра
вочнику: www.academicinfo.net/polisci.html)
Политологам, начинающим активно использовать интернет
ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно об
ратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы
-
Yandex
и
Goog/e1 •
Первый из поисковиков является преимущественно рус
скоязычным, а второй, осуществляет поиск на различных языках.
При обращении к
Уапdех
можно получить ссылки на сайты ,
материалы которых представляют значительный общий интерес: www.
auditorim.ru; www.eurasia.org.ru; www.gazeta.ru;
www
.globalatfairs.ru;
www. lenta.ru; www.polit.ru; www.politanaliz.ru; politstudies. ru; rami .. ru;
www. rbk.ru; www. rian.ru; www. regnum.ru.
Обращение к
позволяет поЛучить доступ к ряду сайтов,
материалы которых особенно полезны при изучении международной
проблематики: vww etown.edu/vl; first.si pri .org; www. apsia.org;
www
.
focusweb.org; www.di plomaticnet.com;
www
.
intemationalaffairs.com;
www . fore ignpo l icy. com ; www . h i l l news .com ; www . i s n . e t h z . c h ;
www.electionworld.org.
1
Подробный анализ возможностей различных поисковиков см.:
Африн Д.
Сыск
ной вопрос 11 Эксперт.
2002. 1 9
августа.
NQ 30(336).
1 9 5
1 3"
Приложение
3
При выборе языка получения и нформации в доменном име
ни пои
�
ковика Google используются сокращения, например: <<ГU>)
_
русскии язык.
Еще одним удобным путем нахождения нужной информации
является использование ранее полученных данных. Можно пользо
ваться ссылками интернет-библиотек, а также содержащимиен в
конце документами.
Чувсrвительносrь Интернета
Для
успешного поиска чрезвычайно важно следить за правильным ор
фографическим написанием слова. До тех пор пока орфографическая ошиб
ка не будет исправлена, результат поиска будет неудовлетворительным.
Истоки данных
Инф
�
рмация, содержащаяся на веб-сайтах, может быть
первичной
или
вторичнои.
Если на сайте используется первичная информация или первич
ные ресурсы (данные исследований, контент-анализ печатной прессы), то
ср
�
зу видно, как, где, когда и зачем они были собраны. Источники вторич
нои информации - работы других авторов. Анализируя первичные данные
исследователь должен обращать внимание на методы сбора информации. '
Приложение
4
Рекомендации по использованию
количественных данных и материалов
для выполнения учебных заданиИ
Для обучения различным аналитическим приемам исследования поли
тических ситуаций и процессов можно использовать количественные дан
ные и материалы. Независимо от того, являются ли они результатом работы
самих исполнителей или подключения к имеюши мся банкам данных, луч
ше, если количественные показатели будут выступать в форме списка цифр
и символов. Опора на этот упорядоченный в первом приближении инфор
мационный материал позволит применить к нему самые различные при
емы количественной обработки. Особое место среди них занимает статистика.
Статистика и статистические данные
Статистика как дисциплина присутствует в программе обучения мно-
.
гих гуманитарных вузов. Тем не менее, хотелось бы выделить несколько
моментов, на которые следует обратить особое внимание.
1. Элементы статистики постоянно присутствуют в жизни общества, а
умение произвести их <<извлечение>) из массы повседневных событий су
щественно уточняет наши представления о мире политическом. Массив
таких стандартизированных данных может быть преобразован в статисти
ческий массив, представлен в виде таблицы или графической схемы.
2. П ри работе со статистическим и любым другим количествен н ы м
материалом часто употребляются понятия, относящиеся к категории из
мерения:
Среднее число
- обобщенный показатель, который находится через
деление сум мы всех количественных значений наблюдаем ых эле
ментов одной категории на общее число всех включенных в кате
гории элементов. Среднее число обычно используется для оценки
некоего <<нормального>) уровня показателей, позволяющей пре
небрегать слишком большими или слишком мелкими как нети
пичными.
Проценты
(%)
- для получения этого по.казателя необходимо разде
лить число элементов, обладающих определенной спецификой,
на сумму всех элементов в данной категории и умножить на 1 00.
Обычно используются при относительных сравнениях типа: <<В
какой степени, во сколько раз
. . . >).
Закономерность
( мода) - категория с наибольшим количеством слу
чаев. Ее определяют путем поиска повторяющихся значений.
Частотность
- показывает, сколько разных объектов включено в
группу или в категорию, которая исследуется .
1 97