Файл: Borishpolets_K_P_Metody_politicheskikh_issledovani.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1639

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Приложение 

4.  Формами итогового  контроля  являются устны й  зачет и  nредставле­

ние nисьменной аналитической работы. Во время зачета испытуемым nред­

лагается ответить на несколько  вопросов  или  выполнить небольшой тест. 

Сnисок примерных вопросов  и  тиn  тестовых  заданий оnределяется  пре­
подавателем и заранее сообщается  студентам. 

4. 1 .  В целях совершенствования учебного процесса во время зачета все 

студенты в  обязательном nорядке отвечают на  вопрос о трех наи­
более заинтересовавших их в рамках курса проблемах и трех пока­
завшихся  наиболее трудными для освоения. Такой  подход позво­

ляет,  с  одной  стороны, еще раз в  самом обобщенном виде закре­
п ить у студентов представления о полученных знаниях, а с другой -

корректировать методические и  дидактические аспекты nрепода­

вательской деятельности. 

4.2.  ПJ.с\сьменная  работа  в ыполняется  в  объеме до  5-7  страниц  и  со­

держит  как  описательный  текстовой,  так  и  графически  оформ­

ленный  материал.  Обязательным  требованием  является  наличие 

сформулированных на основе nроведеиного анализа итоговых зак­

лючений и  nрогнозных nредположений. 

4.3.  В зависимости от nожеланий студентов письменная работа может 

быть представлена либо в традиционной форме (сдача преnодава­

телю для  получения  общего  заключения),  либо  проходить  в  виде 

презентации  и  соответствующих ответов  на критические  замеча­

ния  оnnонентов. 

Приложение 

Рекомендации  для  определения 

содержательных  характеристик 

письменных  студенческих  заданиИ 

Предлагаемые рекомендации ориентированы  на  постепенное развитие 

навыков прикладной аналитики и  оnеративного формулирования знаний в 

области политической и международной проблематики в письменном виде. 

Важнейшими моментами при этом являются  выбор темы  письменной  ра­

боты, практическое nрименение аналитических nриемов и соблюдение пос­

ледовательности  этаnов nроведения научного исследования. 

Выбор  темы  письменных заданий 

В ы полнение небольших по  объему п исьменных задани й  является не­

посредственной подготовкой к серьезной аналитической работе.  В рамках 
nреподавания  различных  политологических дисциnлин  существует  воз­
можность  предложить  широкий  выбор тем для  самостоятельных студен­
ческих исследован и й  с учетом уровня общей подготовки слушателей и  их 

личных предпочтений. Формулировка темы должна быть достаточно крат­

кой  и  максимально  точно  отражать содержание работы. 

Наиболее  простые  задания  обычно  связаны  с  анализом  материаль­

ных объектов научного наблюдения. К этой категории относятся nолити­

ческие  акторы ,  институты,  события,  nолитические  решения,  полити­

ческие процессы и т.п.  Примерам темы для изучения материальных объек­

тов  мира  nолитического  могут  быть <<Новые  акторы  м ировой политики» 

или <<Государство как основной актор мировой политики>>. Более сложные 

задания  ориентируют  на  анализ  знаний  о  политике, таких как  концеп­

ции,  теории,  идеологии ,   ценности  и  верования,  например  <<Современ­

ные политические идеологиИ>>. Самые сложные задания предусматривают 
сочетание  в рамках одного  исследования предметных и  конце птуальных 

характеристик  объекта  научного  наблюдения,  например  <<Перспективы 

иракского  урегулирования» или  << Национализм как фактор  мировой  по­

литики>> ,  <<Стратегия  преодоления разрыва  между  Севером  и  Югом>>. 

Объем ы  nисьменных  заданий  зависят от  степени  сложности  и  могут 

составлять от  3 до  24  nечатных страниц. 

Основные  аналитические  характеристики 

письменных  заданий 

Н а  начальных  стадиях обучения уровень требований к  научным ас­

пектам студенческих работ обычно ограничен. Тем не  менее, выполняе­
мые  по тематике учебных  курсов  задания  должны  отвечать  профессио­
нальньrм  критериям.  Н иже  nри водится  примерный  перечень  характер­
ных  аналитических  приемов,  которые  желател ьно  использовать  при 
наnисани и   студенческих  работ.  В  зависимости  от подготовки  студенты 

1 89 


background image

Приложение 

мoryr знакомиться с этими приемами постепенно либо сочетая их в рамках 

одного  задания. 

Анализ содержательный 

-

предполагает установку на рассмотрение со­

отношения  между различными типами политических событий,  политичес­

кими документами или 

их 

частями. Аналитическое рассмотрение Проблема­

тики  включает  обоснование  значимости  события  или  документа,  а  также 
предположений о  перспектинах  развития  ситуации,  связанной  с  объектом 
рассмотрения.  Например,  студентам  может  быть  предложено  рассмотреть 
различные  аспекты  процессов  глобализации  и  сделать  заключение  об  их 
предполагаемых последствиях для  российской экономики. 

Анализ причинно-следственный -

предполагает формулирование и  пос­

ледовательное изложение рассуждений о  причинах конкретного события. 

Например,  причины начала войны  в  Ираке. 

Аргументация  -

предполагает доказательство  или  опровержение опре­

деленных положений. Обычно аргументы выдвигаются в связи с рассмотре­

нием нормативных утверждений и опираются на доказательства и примеры. 
В частности, преподаватель может дать задание, включающее перечисление 

аргументов в поддержку (или против) политических акций различного уров­
ня,  например предстоящего  подписания  международного соглашения. 

Классификация  -

предполагает качественно-количественное определе­

ние  параметров  системы  классификации  социальных  или  иных  объектов, 

таких  как,  например, типы этнических общностей, проживающих в  конк­

ретной  стране, типологии  политических систем  или  политических  партий. 

Оценка  взаимодействия  -

предполагает  описание  того,  как полити­

ческие  феномены  функционально  связаны  между  собой.  Например,  как 

личные  качества  лидера  влияют  на  предпочтения  избирателей  или  как 

осуществляется  процесс  при нятия  решений  на  уровне  высших  органов 
законодательной  и  исполнител ьной  власти . 

Развернутое  определение  -

предполагает  формулирование  основных 

содержательных характеристик  концепции, термина или  выражения, вы­
ступающих  в  качестве  элементов  политического  лексикона.  П редметом 
учебных  заданий,  ориентированных  на  построение  развернутого  опреде­

ления,  является  рассмотрение  таких  понятий,  как,  например,  демокра­
тия,  рыночная  экономика,  этнократия  и  т.п. 

Сравнение  -

предполагает  качественно-количественное  определение 

различий  и  сходства  между  политическим и  акторами,  институтами,  сис­

темами  или  событиями .  

Типичным  заданием для  выnолнения  письменной  работы  с  исполь­

зованием  nриемов сравнения  может  быть тема:  «Сравнительный  анализ 
участия  российских регионов  во  внешнеэкономической  деятельности>>. 

Последовательность  в  проведении научноrо 
исследования 

Развити�  навыков  nрикладиого  изучения  политических  ситуаций  и 

nроцессов,  а  также  отработка  форм  документального  nредставления  ре-

1 90 

Приложение 

зу ль татов исследования происходит и за счет методических разъяснений в 
отношении общих характеристик исследовательского  процесса.  Н а  ввод­

ных  или  других  сnециально  отведенных для  этого  аудиторных  занятиях 

целесообразно дать панорамный обзор  состояния  современных  научных 
исследований  политики  в  ее  страновом  и  международном  измерениях, 
предложить слушателям высказать свои соображения о наиболее nерсnек­

тивных  областях  приложения  аналитических усилий.  На  фоне  этого  об­
суждения полезно обратить внимание на то,  что  процесс  политического 

исследования в обобщенном виде заключается в постановке воnроса (выд­
вижение  гипотезы),  сборе  факталогических  или  иных  данных,  анализе 

данных и  формулировании вы водов.  Весь исследовательский цикл может 
быть представлен в  виде модели: 

Гипотезы - Доказательства - Выводы - Знание. 

Гипотеза -

это вероятностное по смыслу обобщение, которое проверя­

ется.  Гипотеза утверждает ожидаемое соотношение между зависимыми пе­
ременными  (событие,  которое  объясняется)  и  независимыми  nеременны­
ми  (событие,  которое  является  или  считается  причиной  и  лежащее  в  ос­
новании  явления).  Гипотеза  утверждает  то,  как  изменение  в  независимой 
nеременной (переменных) изменяет зависимую переменную (переменные). 

Доказательства -

система обоснования гипотезы о связях зависимых и 

независимых переменных.  В  современных исследованиях  различают  каче­

ственные  и  количественные доказательства.  Качественные доказательства: 
субъективные или авторские суждения (качественные данные), обычно взя­
тые из интервью, наблюдений или высказываний экспертов.  Количествен­
ные доказательства:  nредметные  или  числовые данные  ( количественные 
данные),  обычно  полученные из статистических обзоров,  опросов обще­
ственного  мнения  или  прикладиого  эксnеримента. 

Выводы -

утверждения,  сформулированные  автором  относительно 

связи между гипотезой и  доказательством  при констатации основных ха­
рактеристик этой  связи.  Выводы  могут опираться  на  доказательства,  ос­
нованные на различных видах авторской аргументации. В  частности, раз­

личают аргументацию, которая  основана на  верованиях,  фактах,  расnро­

страненных суждениях,  количественных данных,  статистике,  экспертных 
заключениях,  конкретных  nримерах. 

Разумеется, характеристики расnространенных аналитических nриемов 

и  основных  этаnов  исследовательского  процесса  представлены  весьма 

упрощенно.  Однако  без  учета  их особенностей  результаты  даже  учебной 

научной  работы  не  могут  nретендовать  на объективность и  адекватность 
отражения реального мира.  В этой  связи  nолезно, чтобы  при  выnолнени и  
самостоятельных nисьменных заданий студенты стремились н е  только от­

разить  чисто  содержательные  моменты,  которые  привлекают  их  внима­
ние,  но  и  адекватно  nрименять  основные  аналитические  приемы  и  со­

блюдать  nоследовательность в  проведении научного  исследования. 


background image

Приложение 

Рекомендации  для  использования 

интернет-ресурсов  при  выполнении 

учебных  заданиИ 

Возможности  и  оrраничения  Интернета  в  процессе 
разработки  темы 

И нтернет стал полезным инструментом для поиска ресурсов. Если его 

использовать правильно,  И нтернет может сократить время исследования. 

Однако  некорректное  использование обернется бесполезной тратой вре­

м е н и ,   а  в  худш е м   случае  можно  получить  н едостоверную  и л и 

фальсифицированную  информацию.  Для  того  чтобы  правильно  пользо­

ваться  Интернетом,  необходимо понять суть его работы, овладеть техни­

кой  пользования  и  поиска,  научиться  проверять  ресурсы  сети  с  точки 

зрения  качества и  надежности. 

Интернет - это отличное от любых других известных средств обеспе­

чения  информацией  - охватывающая  мир  система компьютерной  взаи­

мосвязанной сети.  Но пребывание в  Сети не является  ни абсолютно сво­

бодным, ни абсолютно бесплатным. Существуют реальные и скрытые рас­

ходы, регулирующие деятельность пользователей. Реальные расходы - это 

цены доступа  в  И нтернет  и  величина оплаты  автору  (собственнику)  ин­

формации, желающему ее предоставить. Скрытые расходы - это расходы 

по  сбору информации и  время,  затраченное пользователем  на ее поиск. 

Поскольку государства за редким исключением не контролируют фун­

кционирование сетей Интернета, то каждая из них может установить свои 

собственные стандарты  и  правила виртуальных контактов. Тем не менее, 

существуют  некие общие правила. 

· 

l .  

Ш ироко используемые иНдексы, справочники, директори и  и  элек­

тронные  базы  данных. 

2.  Все и нтернет-соединения требуют поддержки  протоколов, провай­

дера,  предоставляющего  интернет-услуги  и  модема,  который  обеспечи­

вает соединение  с  компьютером .  

Информация  н а  веб-сайтах  обычно хранится  в  файлах,  их  называют 

веб-страницы.  Веб-страницы  создаются  при  помощи  HTM L. 

Доступ  во Всемирную сеть осуществляется через такие  браузеры, как 

Netscape  Navigator  или  Microsoft's  I nternet  Explorer. 

Каждый  интернет-сайт  имеет  уникальный  электронн ы й   почтовый 

адрес, более известный как U RL ( Uniform Resource Locator). Он выглядит 
следующим  образом :   протокол :/ /домен. имяjдиректорияjподдиректория/ 

имя  файла.J!<lсширение. Для  корректной  работы  адрес  веб-сайта должен 
быть  набран  без ошибок. 

1 9 2  

Приложение 

Все  U RL  имеют  протокол  и  имя  домена.  Некоторые  U RL  могут  не 

иметь директорий,  поддиректорий  или  имен файлов. 

Каждый  URL  содержит  протокол  (вид  связи)  или  серверный  адрес. 

Каждый сервер нуЖдается в различных протоколах. Так, протоколы включают: 

сервер  Всемирной  сети 

http:/ / 

сервер Telnet 

telnet:/ / 

FГР  (  сервис  обмена  (передачи)  файлами) 

ftp:/ / 

сервер  новостей 

news:/ / 

почтовый сервер 

mailto:/ / 

глобальный  информационный  сервер  (WAI S) 

wais:/ / 

3. 

Каждый U RL-aдpec содержит и мя домена, который помогает иден-

тифицировать владельца данного сайта: 

.org  некоммерческая  организация 
.сот  коммерческая  организация 

.gov  государственный  институт 

.net  сетевая  компания 

.mil для сайтов военных ведомств 

.us 

для  сайтов  С ША 

. ru для  сайтов  РФ 

Некоторые  U RL-aдpeca  содержат  путь  директорий ,   который  сам  по 

себе является адресом веб-сайта.  Если U RL для веб-сайта неизвестна, боль­
шинство  веб-сайтов  можно  найти  при  помощи  поисковых систем. Такие 

поисковые  системы  используют  <<Пауков>>  или  <<роботов>> для  поиска  пер­

еанальных веб-страниц или документов, если владелец поисковой систе­

мы предпочитает вносить сайты в свою систему либо владелец nерсональ­
ной  странички  подал  запрос  на  внесение его сайта в  каталог данной  по­

исковой системы. Такие поисковые системы ищут сайт по заданному слову 

или  совпадению в тексте документа.  Также  они  могут находить  веб-стра­

ницы  по  имени, содержащемуся  в  адресе  страницы. 

Наиболее быстрый и удобный способ найти информацию - это осуще­

ствить метапоиск.  Метапоиск подразумевает под собой использование сразу 
нескольких поисковых систем одновременно. Обычно ссылающиеся на па­
раллельные способы поиска, такие метапоисковые системы не имеют собст­

венных баз данных. Они используют поисковые системы, созданные другими. 

Метапоисковые  системы  идентифицируют  наиболее  важные  (часто  посе­
щаемые)  сайты,  в  соответствии  с  поданным запросом  на  информацию. 

Технолоrии  эффективноrо  поиска информации 

в процессе  разработки темы 

Работа  в  Интернете  не  должна  начи наться  до  того,  как  будет  подго­

товлен первоначальный вариант исследовательского проекта.  Н еобходимо 

не  только  знать  тему  исследовательского  проекта,  но  и  сформулировать 

1 9 3  

1 3 - 5060 


background image

Приложение 

хотя бы общие п редставления об основных разделах его содержания. Фик­

сация  идеи  и  объекта  поиска  существенно  сужает  формулировку  темы 

поиска,  а  следовательно,  и  повышает его эффективность.  Но эффектив­

ность  будет  еще  выше,  если  после  определения  идеи  и  объекта  поиска 

пользователь  сможет  ознакомиться  с тематической литературой  и  печат­

НЬIМИ 

справочными изданиями. Это поможет определить ключевые поня­

тия  и  слова, относящиеся  к  выбранной теме. 

Обращение  к  Интернету  без  предварительной  тематической  подго­

товки в большинстве случаев оказывается пустой тратой времени и средств. 

Выбор  поисковый  сисrемы 

Прежде  всего  необходимо  выбрать  поисковую  систему.  Не  все  они 

одинаковы:  одна  может  не  выдать  желаемый  результат  по  конкретному 

запросу,  в  то  время как другая  предложит большой выбор  веб-сайтов по 

искомой теме. Поэтому тщательный поиск информации в И нтернете под­

разумевает использование нескольких поисковых систем. 

1 94 

1 .  

Поиск по ключевому слову. 

В этом случае в строку поиска впечатыва­

ется ключевое слово.  Основной недостаток такого поиска заключа­

ется в том,  что в качестве результата могут быть выданы документы 

или  U R L-aдpeca,  лишь  косвенно относящиеся к выбранной теме. 

И ногда  поиск  по ключевому слову может не дать результатов. 

Однако это не значит,  что информации по заданной теме не су­

ществует.  Здесь  возможны  два  варианта:  либо  слово,  заданное  в 

строке  поиска,  слишком  многозначно  и  поисковая  система  не 

может определиться с его значением, либо в базе данных поиско­

вой системы нет веб-сайтов именно с таким словом. В таком слу­

чае  рекомендуется  выбрать другое,  относящееся  к  теме  ключевое 

слово либо  сменить  поисковую  систему. 

2. 

Эффективный поиск с применением логических инструментариев. Для 

повышения результативности поиска для расширения или сужения 

его рамок используется логический инструментарий, соответствен­

но поиска.  К таковым инструментариям относятся: знаки <<+», <<-», 

<<*•>  ,  круглые простые скобки, а также союзы 

и,  или, 

частица 

не. 

Знак 

<<+».  Дан ный  знак,  поставленный  непосредственно  пе­

ред ключевым словом в строке поиска, усиливает вероятность, 

что  найденные  документы  обязательно будут  содержать дан­

ное  слово. Добавление данного знака между ключевыми сло­

вами обеспечит в конечном итоге представление лишь тех до­

кументов,  которые  непосредственно  содержат  данные  слова 

или  их вариативное сочетание. 

Знак 

«-•> .  Дан ный знак, поставленный непосредственно перед 

ключевым  словом  в  строке  поиска,  усилит  вероятность,  что 

документы,  найденные  в  процессе  поиска,  не  будут  содер­

жать  это  слово.  Если  использовать его в сочетании со знаком 

Приложение 

<<+» между ключевыми словами поиска, ненужные документы 
будут  исключены  из  сп исков результатов  поиска. 

Союз 

и.  Использование этого союза в строке поиска сужает его 

до нескольких документов,  которые содержат вариативные со­

четания ключевых слов. 

Союз 

или.  Данный  союз  используется для  расширения  пара­

метров  поиска,  отображения  синонимичных  вариантов  или 

учета возможностей разных вариантов транскрибирования клю-

чевого  слова. 

Частица 

не.  Ее целесообразно использовать для избежания мно-

гознач ных  слов  в  процессе  поиска,  а  также для  того,  чтобы 
расширить его сферу. 

Простые круглые скобки. 

С их помощью группируются несколь­

ко  поисковых запросов для дал ьнейшего расширения поиска. 

Звездочка 

«*•> .   Она может также  испол ьзоваться  для  увеличе­

ния  параметров  поиска посредством  предоставления всех од­
нокорен ных слов,  где  корнем является  ключевое  слово. 

3. 

Дополнительные пути получения информации. 

И ногда просмотр спра­

вочников интернет-ресурсов может помочь сформулировать клю­
чевые  слова  для  поиска.  Следует  быть аккуратными  при  выборе 

таких справочников.  Некоторые из подобных справочников требу­

ют большого количества времени для нахождения какой-либо ин­
формации,  относящейся  к  искомому документу,  однако  ее  каче­

ство и  количество очень часто далеко не идеальное. (Для примера 

попробуйте обратиться к Академическому политологическому спра­

вочнику:  www.academicinfo.net/polisci.html) 

Политологам,  начинающим  активно  использовать  интернет­

ресурсы для решения  профессиональных задач,  целесообразно об­
ратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы 

-

Yandex 

и 

Goog/e1 • 

Первый  из  поисковиков является  преимущественно рус­

скоязычным, а  второй,  осуществляет  поиск на различных языках. 

При  обращении  к 

Уапdех 

можно  получить  ссылки  на  сайты , 

материалы которых представляют значительный общий интерес: www. 

auditorim.ru;  www.eurasia.org.ru;  www.gazeta.ru; 

www

.globalatfairs.ru; 

www. lenta.ru; www.polit.ru; www.politanaliz.ru; politstudies. ru; rami .. ru; 

www. rbk.ru; www. rian.ru; www. regnum.ru. 

Обращение  к 

Google 

позволяет  поЛучить  доступ  к  ряду  сайтов, 

материалы  которых  особенно  полезны  при  изучении  международной 

проблематики:  vww  etown.edu/vl;  first.si pri .org;  www. apsia.org; 

www

focusweb.org;  www.di plomaticnet.com; 

www

intemationalaffairs.com; 

www . fore ignpo l icy. com ;  www . h i l l news .com ;  www . i s n .   e t h z . c h ;  
www.electionworld.org. 

Подробный анализ возможностей  различных поисковиков см.: 

Африн Д. 

Сыск­

ной вопрос 11 Эксперт. 

2002.  1 9  

августа. 

NQ  30(336). 

1 9 5 

1 3" 


background image

Приложение 

При выборе  языка  получения  и нформации в доменном  име­

ни пои

ковика  Google используются сокращения, например: <<ГU>) 

русскии язык. 

Еще одним удобным путем  нахождения нужной информации 

является использование ранее полученных данных. Можно пользо­

ваться  ссылками  интернет-библиотек,  а также  содержащимиен  в 

конце документами. 

Чувсrвительносrь  Интернета 

Для 

успешного поиска чрезвычайно важно  следить за правильным ор­

фографическим написанием слова. До тех пор пока орфографическая ошиб­

ка не будет  исправлена,  результат  поиска будет  неудовлетворительным. 

Истоки данных 

Инф

рмация,  содержащаяся  на  веб-сайтах,  может быть 

первичной 

или 

вторичнои. 

Если на сайте используется первичная информация или первич­

ные  ресурсы  (данные исследований, контент-анализ печатной  прессы), то 

ср

зу видно,  как,  где, когда и зачем они были собраны. Источники вторич­

нои информации - работы других авторов. Анализируя первичные данные 

исследователь должен обращать  внимание  на методы сбора информации.  ' 

Приложение 

Рекомендации  по  использованию 

количественных  данных  и  материалов 

для  выполнения  учебных  заданиИ 

Для  обучения различным аналитическим  приемам исследования поли­

тических ситуаций  и  процессов можно использовать  количественные дан­

ные и материалы. Независимо от того, являются ли они результатом работы 

самих исполнителей или  подключения  к имеюши мся  банкам данных, луч­
ше, если  количественные показатели будут выступать в форме списка цифр 
и символов.  Опора на этот упорядоченный в первом приближении  инфор­

мационный  материал  позволит  применить  к  нему самые  различные  при­

емы количественной обработки. Особое место среди них занимает статистика. 

Статистика  и  статистические  данные 

Статистика  как дисциплина присутствует в программе обучения мно-

гих  гуманитарных  вузов.  Тем  не  менее,  хотелось  бы  выделить  несколько 
моментов,  на  которые  следует  обратить особое  внимание. 

1. Элементы статистики постоянно присутствуют в жизни общества, а 

умение  произвести  их  <<извлечение>)  из  массы  повседневных событий  су­

щественно  уточняет  наши  представления  о  мире  политическом.  Массив 

таких стандартизированных данных может быть преобразован  в статисти­

ческий  массив,  представлен в  виде  таблицы  или  графической схемы. 

2.  П ри  работе  со  статистическим  и  любым  другим  количествен н ы м  

материалом  часто  употребляются  понятия,  относящиеся  к  категории  из­
мерения: 

Среднее  число 

- обобщенный  показатель,  который  находится  через 

деление сум мы всех количественных значений  наблюдаем ых эле­

ментов одной  категории на общее число всех включенных в  кате­
гории элементов. Среднее число обычно используется для оценки 
некоего  <<нормального>)  уровня  показателей,  позволяющей  пре­

небрегать  слишком  большими  или  слишком  мелкими  как нети­
пичными. 

Проценты 

(%) 

- для  получения  этого  по.казателя  необходимо разде­

лить  число  элементов,  обладающих  определенной  спецификой, 

на сумму  всех  элементов  в данной  категории  и  умножить  на  1 00. 
Обычно  используются  при  относительных  сравнениях  типа:  <<В 

какой  степени,  во  сколько  раз 

. . .  >). 

Закономерность 

( мода)  - категория  с  наибольшим  количеством  слу­

чаев.  Ее определяют путем  поиска повторяющихся значений. 

Частотность 

- показывает,  сколько  разных  объектов  включено  в 

группу  или  в  категорию,  которая  исследуется . 

1 97