Файл: Borishpolets_K_P_Metody_politicheskikh_issledovani.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1630

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Заключение 

Проведение  научного  исследования  по  политической  пробле­

матике - сложное и ответственное дело.  Поэтому будущим анали­
тикам нужно еще  во  время учебы  приобрести  необходимые прак­

тические навыки,  творчески  подходить  к  решению  проблем. 

К  сожалению,  в  рамках  отечественного  экспертного  сообще­

ства  пока  не  сложилось  ни  единого  понимания  содержания  этой 

сферы научного  знания,  ни  представлений о  пути  ее дальнейшего 
развития.  Более  того,  реальная  политическая  аналитика  ничего 
общего  не  имеет с  массовыми  образцами политического  консуль­

тирования,  которые претендуют на этот жанр.  Скорее, это один из 

вариантов  политической  рекламы  и,  как следствие,  популярность 

такого  рода деятельности,  ее  влияние  будут  сужаться. 

Единственный  выход  из  создавшегося  положения,  единствен­

ный путь преодоления значительного отставания многих отечествен­

ных  исследований от  уровня  лучших зарубежных образцов - рас­
ширение профессионального поля,  на котором политическая ана­

литика  будет  естественным  языком  как  для  обсуждения,  так  и 

принятия  решений. 

Сегодня  в  России  мы  можем  говорить  о  <<высокой»  аналити­

ке - вершине  профессионального  мастерства,  но  проблема  под­
готовки  аналитиков  в  полной  мере  еще  не  решена. 

в 

принципе, 

аналитиком может быть каждый человек, который участвует в при­

нятии решений,  вне зависимости от его  статуса.  Но чем выше бу­
дет реальный  потенциал,  профессиональная  культура  этих людей, 

тем  органичней станет система управления.  Она  позволит достичь 
равнодействия,  будет учитывать  социальные  интересы  различных 
слоев  нашего  общества,  а  также  тенденции  мирового  развития. 

Представляется, что университеты могли бы стать центрами под­

готовки  специалистов,  причем  специалистов,  изначально  воспи­

танных как аналитики,  а не как лоббисты или <<серые кардиналы». 

Необходимо утвердить самодостаточность этой профессии,  не толь­
ко  приветствовать интерес к  изучению и апробации политической 

аналитики  в  университетских  аудиториях,  но  и  обеспечить  усло­
вия для  по

д

готовки  кадров. 

В 

этой  связи  перед  системой высшего 

1 7 8  

Заключение 

гуманитарного образования стоит задача создать некие рамки,  ко­

торые  позволяли  бы воспроизводить достаточно стандартные,  до­

статочно  проверяемые  (верифицируемые)  и  достаточно  эффек­
тивные знания  в  области  политической аналитики. 

в 

свете задач ,  стоящих  перед молодыми  отечественными  спе­

циалистами,  необходимо напомнить и  об этических моментах про­
фессии  аналитика.  Он  не должен  и  не может претендовать  ни  на 

роль <<ручного советника>>, ни на роль «серого кардинала>>  в  струк­
турах власти.  Следует помнить, что функция  политического анали­
тика  объективно  заключается  не  в  непосредственном  участии  в 

процессах  управления,  а  в  их  объективной  оценке�  Представлен­
ные им анализ и рекомендации могут быть в выешеи степени адек­
ватны, но их не обязательно выберут за основу принятия реальных 
решений.  Политика  - это деятельность по согласованию интере­

сов широкого круга акторов, весь спектр которых очевиден только 
тому лицу или той структуре,  которые выносят  решения.  Необхо-

димо  учитывать,  что,  помимо  рационально  сфор

улирован�ных, 

есть еще  и другие категории интересов,  которые деиствующи� по: 
литик  должен  как-то  согласовать,  уравновесить  или,  по  краинеи 
мере, удержать под контролем. Поэтому специалист-аналитик дол: 
жен  рассматривать  себя  не  только  как  партнер  Государетвеннои 

власти,  но еще и  как партнер  гражданского  общества. 


background image

Приложение 

Примерная  проrрамма учебноrо  курса 

«Методы  и  методики  политичес

ких 

исследованиЙ» 

(36 ч:  9 лекций +  9  практических занятий-семинаров) 

Пояснительная  записка 

1 .  

Цель курса 

Целью учебного  курса  я вляется  ознакомление  студентов  с  широким 

спектром  научного  инструментария,  применяемого  в  современных  ис­
следованиях, оценках и прогнозировании политических, в том числе внеш­
неполитических, процессов.  В  этой связи раскрываются  ключевые поня­

тия,  связанные  с  методическим  обеспечением  политологических  иссле­
довани й ,   изучаются  базов ые  п р и е м ы   обработки  разл и ч н ы х   типов 
и нформации и  правила подготовки соответствуюших аналитических зак­

лючений. В ходе семинарских занятий и выполнения учебных заданий сту­
денты п риобретают навыки практического применения методик контент­

анализа,  ивент-анализа,  когнитивного  картирования  и  экспертных  оце­
нок,  а также опыт коллективной работы над исследовательским проектом 

и  оформления его  результатов. 

2. Задачи  курса 

Основные задачи курса  <<Методы  и  методики политических исследова­

НИЙ>> состоят,  во-первых,  в том,  чтобы способствовать углублению знаний 
студентов,  полученных  ими  в  результате  освоения  теоретических  курсов 

дисциплин политологического  цикла,  во-

.

вторых,  в  приобретении навыков 

самостоятельной аналитической работы в сфере политической практики. 

Кроме того,  в  результате  изучения курса студент должен: 

• 

получить четкие представления об основных понятиях, связанных 
с  методическим обеспечением политических исследований; 

• 

приобрести навыки сбора, обработки и анализа эмпирической ин­

формации по  политической  проблематике; 

• 

научиться пользоваться наиболее распространенными видами при­

кладных аналитических методик; 

• 

научиться  правильно  оформлять  и  представпять  результаты  про­
ведеиных исследований; 

• 

приобщиться  к  опыту  <<командной  работы>>  в  процессе  выполне­
ния исследовательского  проекта. 

3. Место курса в профессиональной подготовке 

Курс  н�

· 

только  знакомит  с  базовы м и  понятиями  в  сфере  научных 

политических исследований,  но  и  выступает  связующим звеном  в  фор-

1 80 

Приложение 

миронании комплекса профессиональных знаний, приобретаемых студен­
тами в  ходе  освоения различных учебных дисциплин. 

Спецификой курса является  его  ориентация  на развитие практичес­

ких навыков выполнения прикладных научн ых проектов в сфере внутри­
политической  и  внешнеполитической  проблематики.  В  соответстви и  с 
современными  приоритетами  учебного  процесса  особое  внимание  уде­
лено  вопросам  ознакомления  студентов  с  основными приемами анали­
тической  работы  с  первичной  информацией  и  формулировани ю   адек­

ватных  прогнозных  предположений.  Данное  обстоятельство  особенно 

значимо в  контексте  м ирового о п ыта  подготовки специалистов-полито­
логов. 

В силу многообразия современных методических подходов и м етодов 

политических исследовани й  курс  служит основой для продолжения изу­
чения  различных аспектов  политического  бытия  и  углубления  базовых 
представлений о методическом обеспечении исследовательского процесса. 
Освоение  соответствуюшего  учебного материала  значительно  повышает 
способности  студентов  к  самостоятельной  творческой  работе  и  их  по­
нимание  реальной  взаимосвязи  теоретического  знания  с  политической

· 

практикой. 

4. 

Требования к уровню  освоения содержания курса 

Требования  к  уровню  освоения  курса  предполагают  не  только  доб­

росовестное отношение студентов  к  восприятию  новой  содержательной 

информации,  выполнению учебных заданий во время аудиторных заня­
тий,  но  и  необходимость  интенсивной самостоятельной работы по изу­
чению рекомендованной л итературы .  Обсуждение теоретических и  при­
кладных аспектов изучаемой проблематики, которое проводится на каж­

дом  семинарском  занятии,  позволяет корректировать  процесс  усвоения 

конкретного  материала  и  добиваться  активного  участия  каждого  члена 
группы в  учебном  процессе.  Важнейши м  методическим элементом  пр�­
подавания курса  и  эффективным средством его должного усвоения слу­
жит требованИе  подготовки  нескольких письменных работ  (от  одной  до 

полутора страниц текста)  в  форме  аналитических справок,  содержащих 

результаты  прикладиого  анализа  оригинального  информационного  ма­
териала по политической  проблематике.  Подготовка этих работ обычно 
п роводится в  коллективном формате  ( коллективный проект), после чего 
происходит презентации  их результатов. 

В  этой связи основным требованием к освоению курса является при­

обретение навыков устного обсуждения проблем методического обеспе­

чения политических исследовани й ,  овладение базовой  терминологией  и 
пониманием  основных  проблем ,  существующих  в  этой  области.  Одно­
временно  ключевым  критерием  оценки  результатов  освоения  курса яв­

ляется  также  приобретение  первичного  опыта  коллективной  и  индиви­
дуальной аналитической  работы  с  и нформацией. 

1 8 1  


background image

Содержание  курса 

Лекционные занятия 

Приложение 

l .  

Предмет и специфика исследований политических ситуаций и про­

цессов (2 ч). 

2.  Информационные аспекты методического обеспечения политиче­

ских исследовани й  (2 ч). 

3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес­

сов  (2 ч). 

4.  И вент-анализ в  исследованиях политических ситуаци й  и  процес­

сов (2 ч). 

5 .  

Когнитивное картирование в  исследованиях политических ситуа­

ц и й  и  процессов  (2  ч). 

6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и про­

цессов (2 ч). 

7. Анализ переанальных коммуникативных связей в политических ис­

следованиях (2 ч). 

8. Применение математических средств в политических исследовани­

ях (2 ч). 

9. Подготовка итоговых аналитических материалов в  сфере исследо­

вани й  политической  Проблематики  (2 ч). 

Семинарские занятия 

1 .  Предмет и  специфика исследований политических ситуаций и  про­

цессов  (2 ч). 

2. Информационные аспекты методического обеспечения политичес­

ких исследований (2 ч). 

3 .  Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес­

сов (2 ч). 

4.  Ивент-анализ  в  исследованиях политических ситуаций  и  процес­

сов (2 ч). 

5 .  Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций 

и  процессов (2 ч). 

6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и про­

цессов (2 ч). 

7. Анализ переанальных коммуникативных связей в политических ис­

следованиях (2 ч). 

8 .  Применение математических средств в политических исследовани­

ях (2 ч). 

9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследова­

ний по политической проблематике  (2  ч). 

1 82 

П риложение 

Тематически:И  план лекционных  занятиИ 

Т е м а  1 .  

Предмет и  специфика  исследований политических ситуаций 

и  процессов 

Понятие  фундаментального  и  прикладиого  научного  знания  в  сфере 

внутренней и международной политики. Переход от историко-описатель­
ных к  аналитико-прогностическим  исследованиям.  Общеметодологичес­
кие  приiщипы познания действительности  и  предметная  специфика  по­

литических исследований. Изучение политических ситуаций и  процессов 

с  позиции  системного  подхода. 

Методическое обеспечение политических исследований. Монодисцип­

линарный и  междисциплинарны й  и нструментарий  научного поиска.  Ме­
тоды и  методики. Определение. Типология. Примеры. 

Т е м  а  2. 

Информационные  аспекты  методического  обеспечения  по­

литических исследований 

Информация  как  особый  ресурс  научной деятельности.  Формирова­

ние  информационного  подхода  к  изучению различных  аспектов  полити­

ческой  жизни.  Информация  в  структуре фундаментальных и  прикладных 

политических исследований. Теоретическая  и эмпирическая и нформация 

о политике.  Источники и нформации и их основные тип ы .  Состав и типы 
информационных данных в  структуре  исследовательских проектов.  Пер­
вичные  и  вторичные данные.  Критерии  отбора  и  верификации  данных. 
Составление  банка данных.  Основные  этапы  информационно-аналити­
ческой работы. 

Информационные  технологии  в  практике  политических  исследова­

ний. Информационно-аналитические технологии и информационно-про­
гнозные технологии.  Роль  Интернета  в  спектре технологических средств 
информационного обеспечения политических исследований. 

Т е м а  3. 

Контент-анализ  в  исследованиях  политических  ситуаций  и 

процессов 

Контент-анализ. Определение, основные понятия.  Ранний опыт пере­

вода текстовой информации в  количественные показатели .  Целесообраз­
ность применения контент-анализа в прикладных исследованиях полити­

ческих ситуаций  и  процессов. 

Виды контент-анализа. Различия количественного и качественного кон­

тент-анализа текстовой  информации по  политической  проблематике.  Осо­
бенности  подготовки  информационной  базы  прикладных  исследований. 

Условия  отбора  и нформационного  материала.  Основные  этапы  примене­
ния  процедуры  контент-анализа.  Определение смысловых единиц анализа 

текстовых массивов и различные варианты решения этой задачи. Особенно­
сти  проведения  контент-анализа,  направленного  на  определение  целей 

субъектов внешнеполитической деятельности. Построение проблемноrо графа 
содержания  информационного  массива  и  его  нормативные уровни. 

1 83 


background image

Приложение 

Кодирование и  квантификация смысловых единиц текстового масси­

ва. Обобщение и  интерпретация результатов проведеиного исследования. 

Проблема верификации. Сочетание описательной и  графической формы 

представления  в итоговых документах. 

«ВстроенностЬ» разработок,  выполненных на основе  контент-анали­

за,  в  различные  прикладные  проекты  по  переговорной  и  конфликтной 

проблематике. 

Т е м а  4. 

Ивент-анализ в  исследованиях международных ситуаций и 

процессов 

И вент-анализ. Определение, основные понятия. Отечественный и за­

рубежны й  опыт  применения  ивент-анализа  в  прикладной  политологии. 

Попытки выявления универсальных закономерностей поведения субъек­

тов политических отношений. 

Виды  ивент-анализа,  применяемого для слежения за развитием  по­

литических (в том числе международных) ситуаций и процессов. Направ­

ленный  и  иенаправленный  ивент-анализ.  Особенности создания инфор­

мационной базы прикладных проектов. Условия отбора информационно­

го материала.  События и акции.  Основные этапы применения процедуры 

ивент-анализа.  Установление  пространствеино-временного  классифика­

тора акций. Кодировка акций. Заполнение классификатора. Математичес­

кая обработка информационного массива.  Возможности применения вы­

числительной техники. Обобщение и  и нтерпретация результатов. 

Особенности  подготовки  аналитических  документов,  опирающихся 

на результаты исследований динамики политических событий. Сочетание 

текстовых и  графических средств описания. Проблема верификации зак­

лючений,  полученных на основе  ивент-анализа. 

<<Встроенность>>  разработок,  выполненных  на основе  ивент-анализа 

в  различные п рикладные проекты  по  переговорной  и  конфликтной про

� 

блематике. 

· 

Т е м а  5. 

Коrнитивное  картирование  в  исследованиях  политических 

ситуаций  и  процессов 

Субъективные  психологические  моменты  во  внутриполитической  и 

внешнеполитической практике. Отечественный и зарубежный опыт приклад­

нога анализа психологических аспектов принятия политических решений. 

Применение  когнитивного  картирования для  установления  особен­

ностей политического мышления индивидуальных и групповых субъектов 

международных отношений. 

Основные  понятия  и  процедура  применения когнитивного  картиро­

вания. 

Особенности  создания  информационной  базы,  ее  характеристика, 

предварительная обработка. Выделение ключевых точек содержания выс­

туплений  по.;штических деятелей. Установление причинно-следственных 

связей между ключевыми точками (понятиями) содержания этих выступ-

1 84 

Приложение 

лений.  Графическое  отображен ие  ключевых  точек  и  их  взаимосвязей  в 

рамках когнитивных карт. Анализ когнитивных карт.  П ространствеино-вре­

менная  группировка  зафиксированной  информации. 

Содержательная  и нтерпретация  результатов  когнитивного  картирова­

ния. Обобщение результатов анализа когнитивных карт. Возможности кванти­

фикации и  применения вычислительной техники.  Проблема  верификации 
результатов, полученных на основе проведения когнитивного картирования. 

<<ВстроенностЬ» разделов,  выполненных на основе когнитивного кар­

тирования, в  прикладные проекты по переговорной и  конфликтной  про­
блематике. 

Т е м  а  6. 

Экспертные оценки  в исследовании  политических ситуаций 
и  процессов 

Роль экспертных заключений во внутриполитической и  внешнеполи­

тической практике. Отечественный и  зарубежный опыт применения экс­
пертных оценок в анализе политических ситуаций и  процессов. Достоин­
ства  и  недостатки  применения  методики экспертных оценок.  В иды  экс­
пертных  оценок  и  направления  их  использования.  И ндивидуальная  и

коллективная экспертиза. 

Процедура  проведения прикладиого  исследования  на основе экспер­

тных оценок. Формулирование главной задачи исследования. Условия от­
бора экспертов и  правила их работы.  Построение п роблемного  графа ис­
следуемой ситуации  или  процесса  (<<дерево целей>>). 

Ситуационный анализ. Определение. Создание предварительного ана­

литического сценария.  Правила высказывания и учета мнений участников 
ситуационного анализа. Роль руководителя (руководителей) проекта. Под­

готовка заключительного документа. 

Экспертное  совещание  как  особый  вид  коллективной  экспертизы  в 

сфере политической практики. Подготовка совещания. Описание исследу­
емой (проблемной) ситуации в исходном документе.  Проведение совеща­

ния, возможности осложнений при принятии коллективных решений. Роль 

руководителя совещания. Отличия экспертного совещания от имитацион­
ной игры. Обобщение и  анализ результатов совещания. Составление ито­
гового документа. 

<<ВстроенностЬ» разделов, выполненных на основе экспертных оценок, 

в  прикладные  проекты по переговорной и  конфликтной проблематике. 

Т е м  а  7. 

Анализ  переопальных  коммуникативных связей  в  приклад­
ных политических исследованиях 

<<Человеческий фактор» как объект прикладиого изучения политичес­

ких ситуаци й  и процессов. Отечественный и зарубежны й  опыт. Политико­
психологическое  портретирование лидеров. 

Понятие  <<команды>>  как особого типа политического актора. Правила 

подбора «команды>> и  ее подготовки к решению поставленных задач. Фор­
мальные и  неформальные  моменты групповых коммуникативных связей. 

1 8 5  


background image

Приложение 

Зарубежны й   опыт  и грового  моделирования  <<командного>}  и  персо­

нального поведения в условиях переговорного процесса.  Специфика <<ко­

мандной>} подготовки к ведению переговоров по политической проблема­

тике.  Основные  ролевые  функции  участников.  Варианты  оптимизации 

функционального  поведения  ключевых  фигур  переговорного  процесса. 

Формирование  коммуникативного стиля. 

Учет  национально-культурных  и  гендерных  характеристик  участни­

ков переговоров. 

<< Встроенностм разделов, выполненных на основе анализа персональ­

ных коммуникативных связей, в  прикладные проекты по переговорной и 

конфликтной  проблематике. 

Т е м  а  8. 

Применеине математических средств в политических иссле­

дованиях 

Распространение  математических  методов  исследования  в  сфере  со­

временного гуманитарного знания. П роблем ы  интеграции гуманитарного 

и  математического знания.  Типология основных математических средств, 

применяемых в прикладных политических исследованиях. Специфика кван­

тификации  качественных аспектов  социальной действительности.  Кван­

тификация  и  формализация содержательных моделей. 

Квантифицированные  методики  обработки  и  анализа  и нформации: 

анализ при помощи простых и сложных индикаторов, факторны й  анали­

за,  анализ корреляций,  анализ регрессий, анализ тенденций, спектраль­

ный  анализ,  экстраполяция. 

Зависимость  подбора  математических  средств  анализа  от  характера 

исследуемых ситуаций  и  процессов. 

Т е м а  9. 

Подготовка  итоговых  документов  прикладных  проектов 

в сфере политической  Проблематики 

Отличие  итоговых документов прикладных аналитических разработок 

от  фундаментальных  исследований.  И нформационный  и  аналитический 

разделы прикладиого проекта. Оптимальные размеры текстового материа­

ла.  Структура  описания  проведеиного  исследования.  Включение  графи­

ческих схем,  количественных данных и других иллюстративных материа­

лов. Основная часть проекта и  приложения. 

П равила подготовки аналитических выводов и  практических рекомен­

даций. Адекватность логических заключений. Конкретность и реалистич­

ность предлагаемых действий. Необходимость соотнесения предлагаемых 

действий с временными и материальными ресурсами потенциальных ини­

циаторов внешнеполитических акций. Оценка степени политического риска 

в  краткосрочной  и  среднесрочной  перспективе. 

Специфические  особенности  стиля  написания  аналитических  доку­

ментов,  ориентированных  на  потребности  внешнеполитической  практи­

ки.  Краткость, простота и содержательная емкость предложений. Правиль­
ное определение абзацев,  недопущение  слишком дробного или слишком 

слитного оформления  подаваемого материала. Желательность  выделения 

1 86 

Приложение 

(с помощью подчеркивания) пяти-семи ключевых  идей  по ходу изложе­

ния  материала.  Соблюдение  правил  орфографии  и  пунктуации. 

Примеры  заданий для  обсуждения  и  презеiПации 

1 .  Представьте  в  обобщенном  виде суть  научных дебатов между сто­

ронниками нормативного и  эмпирического подхода.  На  чьей стороне на­
ходятся  Ваши  предпочтения? 

2. Дайте  определение  понятий :  <<политическая теория>},  <<метод  поли­

тического  исследования>},  <<исследовательская  методика>}. 

3.  Каковы основные различия в  методологическом обеспечени и  фун­

даментальных и  прикладных исследований политики в ее внутригосудар­

ственном  и  мировом  измерении? 

4. Сформулируйте несколько примерных тем фундаментальных и при­

кладных  политологических  разработок.  Каким образом  следует,  на  ваш 
взгляд,  организовать  исследовательский  процесс? 

5. 

Каковы  основные  характеристики  научного  и нструментария  при­

кладных политологических проектов? 

6.  Какая из актуальных проблем российской и мировой политики зас­

луживает,  на ваш взгляд, наиболее и нтенсивной прикладной разработки? 

7.  Согласны ли вы с тем, что современное общество часто определяют 

как информационное?  Из  чего  исходят сторонники этой  точки  зрения? 

8. Что такое информация и как необходимо организовать информаци­

онную  работу  в  интересах  проведения  прикладиого исследования  по  по­

литической  проблематике? 

9. Каким видам данных целесообразно отдавать предпочтение при про­

ведении прикладных исследований политических ситуаций и  процессов? 

О. 

Охарактеризуйте основные этапы обработки информации в рамках 

прикладных исследований политических ситуаций и  процессов. 

1 1 .  Обращение  к  каким  отечественным и  зарубежн ы м   электронным 

ресурсам  представляется  вам  наиболее  полезным  при  подготовке  при­
кладиого  проекта? 

Общие методические  рекомендации для проведения  практических 

аудиторных занятий 

1 .  Обсуждение предложенных вопросов предваряется обменом мнени­

ями слушателей о содержании прочитанной по теме учебного раздела ли­
тературы .  

2. Для  вовлечение  в  акти вную  аудиторную  работу  максимально  воз­

можного  числа слушателей  обсуждение  строится  в  форме  представления 
нескольких устных докладов, сопровождающихся выступлениями заранее 
Подготовившихея  оппонентов и  завершающей оценкой дебатов со сторо­
ны преподавателя. 

3. В качестве альтернативы устного обсуждения слушателям может быть 

предложено  нап исать  краткое  тематическое  эссе  с  соблюдением  правил 
научной  разработки  заявленной для  рассмотрения  проблемы . 

1 87