ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 1630
Скачиваний: 8
Заключение
Проведение научного исследования по политической пробле
матике - сложное и ответственное дело. Поэтому будущим анали
тикам нужно еще во время учебы приобрести необходимые прак
тические навыки, творчески подходить к решению проблем.
К сожалению, в рамках отечественного экспертного сообще
ства пока не сложилось ни единого понимания содержания этой
сферы научного знания, ни представлений о пути ее дальнейшего
развития. Более того, реальная политическая аналитика ничего
общего не имеет с массовыми образцами политического консуль
тирования, которые претендуют на этот жанр. Скорее, это один из
вариантов политической рекламы и, как следствие, популярность
такого рода деятельности, ее влияние будут сужаться.
Единственный выход из создавшегося положения, единствен
ный путь преодоления значительного отставания многих отечествен
ных исследований от уровня лучших зарубежных образцов - рас
ширение профессионального поля, на котором политическая ана
литика будет естественным языком как для обсуждения, так и
принятия решений.
Сегодня в России мы можем говорить о <<высокой» аналити
ке - вершине профессионального мастерства, но проблема под
готовки аналитиков в полной мере еще не решена.
в
принципе,
аналитиком может быть каждый человек, который участвует в при
нятии решений, вне зависимости от его статуса. Но чем выше бу
дет реальный потенциал, профессиональная культура этих людей,
тем органичней станет система управления. Она позволит достичь
равнодействия, будет учитывать социальные интересы различных
слоев нашего общества, а также тенденции мирового развития.
Представляется, что университеты могли бы стать центрами под
готовки специалистов, причем специалистов, изначально воспи
танных как аналитики, а не как лоббисты или <<серые кардиналы».
Необходимо утвердить самодостаточность этой профессии, не толь
ко приветствовать интерес к изучению и апробации политической
аналитики в университетских аудиториях, но и обеспечить усло
вия для по
д
готовки кадров.
В
этой связи перед системой высшего
1 7 8
Заключение
гуманитарного образования стоит задача создать некие рамки, ко
торые позволяли бы воспроизводить достаточно стандартные, до
статочно проверяемые (верифицируемые) и достаточно эффек
тивные знания в области политической аналитики.
в
свете задач , стоящих перед молодыми отечественными спе
циалистами, необходимо напомнить и об этических моментах про
фессии аналитика. Он не должен и не может претендовать ни на
роль <<ручного советника>>, ни на роль «серого кардинала>> в струк
турах власти. Следует помнить, что функция политического анали
тика объективно заключается не в непосредственном участии в
процессах управления, а в их объективной оценке� Представлен
ные им анализ и рекомендации могут быть в выешеи степени адек
ватны, но их не обязательно выберут за основу принятия реальных
решений. Политика - это деятельность по согласованию интере
сов широкого круга акторов, весь спектр которых очевиден только
тому лицу или той структуре, которые выносят решения. Необхо-
.
димо учитывать, что, помимо рационально сфор
�
улирован�ных,
есть еще и другие категории интересов, которые деиствующи� по:
литик должен как-то согласовать, уравновесить или, по краинеи
мере, удержать под контролем. Поэтому специалист-аналитик дол:
жен рассматривать себя не только как партнер Государетвеннои
власти, но еще и как партнер гражданского общества.
Приложение
1
Примерная проrрамма учебноrо курса
«Методы и методики политичес
ких
исследованиЙ»
(36 ч: 9 лекций + 9 практических занятий-семинаров)
Пояснительная записка
1 .
Цель курса
Целью учебного курса я вляется ознакомление студентов с широким
спектром научного инструментария, применяемого в современных ис
следованиях, оценках и прогнозировании политических, в том числе внеш
неполитических, процессов. В этой связи раскрываются ключевые поня
тия, связанные с методическим обеспечением политологических иссле
довани й , изучаются базов ые п р и е м ы обработки разл и ч н ы х типов
и нформации и правила подготовки соответствуюших аналитических зак
лючений. В ходе семинарских занятий и выполнения учебных заданий сту
денты п риобретают навыки практического применения методик контент
анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования и экспертных оце
нок, а также опыт коллективной работы над исследовательским проектом
и оформления его результатов.
2. Задачи курса
Основные задачи курса <<Методы и методики политических исследова
НИЙ>> состоят, во-первых, в том, чтобы способствовать углублению знаний
студентов, полученных ими в результате освоения теоретических курсов
дисциплин политологического цикла, во-
.
вторых, в приобретении навыков
самостоятельной аналитической работы в сфере политической практики.
Кроме того, в результате изучения курса студент должен:
•
получить четкие представления об основных понятиях, связанных
с методическим обеспечением политических исследований;
•
приобрести навыки сбора, обработки и анализа эмпирической ин
формации по политической проблематике;
•
научиться пользоваться наиболее распространенными видами при
кладных аналитических методик;
•
научиться правильно оформлять и представпять результаты про
ведеиных исследований;
•
приобщиться к опыту <<командной работы>> в процессе выполне
ния исследовательского проекта.
3. Место курса в профессиональной подготовке
Курс н�
·
только знакомит с базовы м и понятиями в сфере научных
политических исследований, но и выступает связующим звеном в фор-
1 80
Приложение
1
миронании комплекса профессиональных знаний, приобретаемых студен
тами в ходе освоения различных учебных дисциплин.
Спецификой курса является его ориентация на развитие практичес
ких навыков выполнения прикладных научн ых проектов в сфере внутри
политической и внешнеполитической проблематики. В соответстви и с
современными приоритетами учебного процесса особое внимание уде
лено вопросам ознакомления студентов с основными приемами анали
тической работы с первичной информацией и формулировани ю адек
ватных прогнозных предположений. Данное обстоятельство особенно
значимо в контексте м ирового о п ыта подготовки специалистов-полито
логов.
В силу многообразия современных методических подходов и м етодов
политических исследовани й курс служит основой для продолжения изу
чения различных аспектов политического бытия и углубления базовых
представлений о методическом обеспечении исследовательского процесса.
Освоение соответствуюшего учебного материала значительно повышает
способности студентов к самостоятельной творческой работе и их по
нимание реальной взаимосвязи теоретического знания с политической
·
практикой.
4.
Требования к уровню освоения содержания курса
Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб
росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной
информации, выполнению учебных заданий во время аудиторных заня
тий, но и необходимость интенсивной самостоятельной работы по изу
чению рекомендованной л итературы . Обсуждение теоретических и при
кладных аспектов изучаемой проблематики, которое проводится на каж
дом семинарском занятии, позволяет корректировать процесс усвоения
конкретного материала и добиваться активного участия каждого члена
группы в учебном процессе. Важнейши м методическим элементом пр�
подавания курса и эффективным средством его должного усвоения слу
жит требованИе подготовки нескольких письменных работ (от одной до
полутора страниц текста) в форме аналитических справок, содержащих
результаты прикладиого анализа оригинального информационного ма
териала по политической проблематике. Подготовка этих работ обычно
п роводится в коллективном формате ( коллективный проект), после чего
происходит презентации их результатов.
В этой связи основным требованием к освоению курса является при
обретение навыков устного обсуждения проблем методического обеспе
чения политических исследовани й , овладение базовой терминологией и
пониманием основных проблем , существующих в этой области. Одно
временно ключевым критерием оценки результатов освоения курса яв
ляется также приобретение первичного опыта коллективной и индиви
дуальной аналитической работы с и нформацией.
1 8 1
Содержание курса
Лекционные занятия
Приложение
1
l .
Предмет и специфика исследований политических ситуаций и про
цессов (2 ч).
2. Информационные аспекты методического обеспечения политиче
ских исследовани й (2 ч).
3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес
сов (2 ч).
4. И вент-анализ в исследованиях политических ситуаци й и процес
сов (2 ч).
5 .
Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуа
ц и й и процессов (2 ч).
6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и про
цессов (2 ч).
7. Анализ переанальных коммуникативных связей в политических ис
следованиях (2 ч).
8. Применение математических средств в политических исследовани
ях (2 ч).
9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследо
вани й политической Проблематики (2 ч).
Семинарские занятия
1 . Предмет и специфика исследований политических ситуаций и про
цессов (2 ч).
2. Информационные аспекты методического обеспечения политичес
ких исследований (2 ч).
3 . Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес
сов (2 ч).
4. Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес
сов (2 ч).
5 . Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций
и процессов (2 ч).
6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и про
цессов (2 ч).
7. Анализ переанальных коммуникативных связей в политических ис
следованиях (2 ч).
8 . Применение математических средств в политических исследовани
ях (2 ч).
9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследова
ний по политической проблематике (2 ч).
1 82
П риложение
1
Тематически:И план лекционных занятиИ
Т е м а 1 .
Предмет и специфика исследований политических ситуаций
и процессов
Понятие фундаментального и прикладиого научного знания в сфере
внутренней и международной политики. Переход от историко-описатель
ных к аналитико-прогностическим исследованиям. Общеметодологичес
кие приiщипы познания действительности и предметная специфика по
литических исследований. Изучение политических ситуаций и процессов
с позиции системного подхода.
Методическое обеспечение политических исследований. Монодисцип
линарный и междисциплинарны й и нструментарий научного поиска. Ме
тоды и методики. Определение. Типология. Примеры.
Т е м а 2.
Информационные аспекты методического обеспечения по
литических исследований
Информация как особый ресурс научной деятельности. Формирова
ние информационного подхода к изучению различных аспектов полити
ческой жизни. Информация в структуре фундаментальных и прикладных
политических исследований. Теоретическая и эмпирическая и нформация
о политике. Источники и нформации и их основные тип ы . Состав и типы
информационных данных в структуре исследовательских проектов. Пер
вичные и вторичные данные. Критерии отбора и верификации данных.
Составление банка данных. Основные этапы информационно-аналити
ческой работы.
Информационные технологии в практике политических исследова
ний. Информационно-аналитические технологии и информационно-про
гнозные технологии. Роль Интернета в спектре технологических средств
информационного обеспечения политических исследований.
Т е м а 3.
Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и
процессов
Контент-анализ. Определение, основные понятия. Ранний опыт пере
вода текстовой информации в количественные показатели . Целесообраз
ность применения контент-анализа в прикладных исследованиях полити
ческих ситуаций и процессов.
Виды контент-анализа. Различия количественного и качественного кон
тент-анализа текстовой информации по политической проблематике. Осо
бенности подготовки информационной базы прикладных исследований.
Условия отбора и нформационного материала. Основные этапы примене
ния процедуры контент-анализа. Определение смысловых единиц анализа
текстовых массивов и различные варианты решения этой задачи. Особенно
сти проведения контент-анализа, направленного на определение целей
субъектов внешнеполитической деятельности. Построение проблемноrо графа
содержания информационного массива и его нормативные уровни.
1 83
Приложение
1
Кодирование и квантификация смысловых единиц текстового масси
ва. Обобщение и интерпретация результатов проведеиного исследования.
Проблема верификации. Сочетание описательной и графической формы
представления в итоговых документах.
«ВстроенностЬ» разработок, выполненных на основе контент-анали
за, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной
проблематике.
Т е м а 4.
Ивент-анализ в исследованиях международных ситуаций и
процессов
И вент-анализ. Определение, основные понятия. Отечественный и за
рубежны й опыт применения ивент-анализа в прикладной политологии.
Попытки выявления универсальных закономерностей поведения субъек
тов политических отношений.
Виды ивент-анализа, применяемого для слежения за развитием по
литических (в том числе международных) ситуаций и процессов. Направ
ленный и иенаправленный ивент-анализ. Особенности создания инфор
мационной базы прикладных проектов. Условия отбора информационно
го материала. События и акции. Основные этапы применения процедуры
ивент-анализа. Установление пространствеино-временного классифика
тора акций. Кодировка акций. Заполнение классификатора. Математичес
кая обработка информационного массива. Возможности применения вы
числительной техники. Обобщение и и нтерпретация результатов.
Особенности подготовки аналитических документов, опирающихся
на результаты исследований динамики политических событий. Сочетание
текстовых и графических средств описания. Проблема верификации зак
лючений, полученных на основе ивент-анализа.
<<Встроенность>> разработок, выполненных на основе ивент-анализа
в различные п рикладные проекты по переговорной и конфликтной про
�
блематике.
·
Т е м а 5.
Коrнитивное картирование в исследованиях политических
ситуаций и процессов
Субъективные психологические моменты во внутриполитической и
внешнеполитической практике. Отечественный и зарубежный опыт приклад
нога анализа психологических аспектов принятия политических решений.
Применение когнитивного картирования для установления особен
ностей политического мышления индивидуальных и групповых субъектов
международных отношений.
Основные понятия и процедура применения когнитивного картиро
вания.
Особенности создания информационной базы, ее характеристика,
предварительная обработка. Выделение ключевых точек содержания выс
туплений по.;штических деятелей. Установление причинно-следственных
связей между ключевыми точками (понятиями) содержания этих выступ-
1 84
Приложение
1
лений. Графическое отображен ие ключевых точек и их взаимосвязей в
рамках когнитивных карт. Анализ когнитивных карт. П ространствеино-вре
менная группировка зафиксированной информации.
Содержательная и нтерпретация результатов когнитивного картирова
ния. Обобщение результатов анализа когнитивных карт. Возможности кванти
фикации и применения вычислительной техники. Проблема верификации
результатов, полученных на основе проведения когнитивного картирования.
<<ВстроенностЬ» разделов, выполненных на основе когнитивного кар
тирования, в прикладные проекты по переговорной и конфликтной про
блематике.
Т е м а 6.
Экспертные оценки в исследовании политических ситуаций
и процессов
Роль экспертных заключений во внутриполитической и внешнеполи
тической практике. Отечественный и зарубежный опыт применения экс
пертных оценок в анализе политических ситуаций и процессов. Достоин
ства и недостатки применения методики экспертных оценок. В иды экс
пертных оценок и направления их использования. И ндивидуальная и
.
коллективная экспертиза.
Процедура проведения прикладиого исследования на основе экспер
тных оценок. Формулирование главной задачи исследования. Условия от
бора экспертов и правила их работы. Построение п роблемного графа ис
следуемой ситуации или процесса (<<дерево целей>>).
Ситуационный анализ. Определение. Создание предварительного ана
литического сценария. Правила высказывания и учета мнений участников
ситуационного анализа. Роль руководителя (руководителей) проекта. Под
готовка заключительного документа.
Экспертное совещание как особый вид коллективной экспертизы в
сфере политической практики. Подготовка совещания. Описание исследу
емой (проблемной) ситуации в исходном документе. Проведение совеща
ния, возможности осложнений при принятии коллективных решений. Роль
руководителя совещания. Отличия экспертного совещания от имитацион
ной игры. Обобщение и анализ результатов совещания. Составление ито
гового документа.
<<ВстроенностЬ» разделов, выполненных на основе экспертных оценок,
в прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.
Т е м а 7.
Анализ переопальных коммуникативных связей в приклад
ных политических исследованиях
<<Человеческий фактор» как объект прикладиого изучения политичес
ких ситуаци й и процессов. Отечественный и зарубежны й опыт. Политико
психологическое портретирование лидеров.
Понятие <<команды>> как особого типа политического актора. Правила
подбора «команды>> и ее подготовки к решению поставленных задач. Фор
мальные и неформальные моменты групповых коммуникативных связей.
1 8 5
Приложение
1
Зарубежны й опыт и грового моделирования <<командного>} и персо
нального поведения в условиях переговорного процесса. Специфика <<ко
мандной>} подготовки к ведению переговоров по политической проблема
тике. Основные ролевые функции участников. Варианты оптимизации
функционального поведения ключевых фигур переговорного процесса.
Формирование коммуникативного стиля.
Учет национально-культурных и гендерных характеристик участни
ков переговоров.
<< Встроенностм разделов, выполненных на основе анализа персональ
ных коммуникативных связей, в прикладные проекты по переговорной и
конфликтной проблематике.
Т е м а 8.
Применеине математических средств в политических иссле
дованиях
Распространение математических методов исследования в сфере со
временного гуманитарного знания. П роблем ы интеграции гуманитарного
и математического знания. Типология основных математических средств,
применяемых в прикладных политических исследованиях. Специфика кван
тификации качественных аспектов социальной действительности. Кван
тификация и формализация содержательных моделей.
Квантифицированные методики обработки и анализа и нформации:
анализ при помощи простых и сложных индикаторов, факторны й анали
за, анализ корреляций, анализ регрессий, анализ тенденций, спектраль
ный анализ, экстраполяция.
Зависимость подбора математических средств анализа от характера
исследуемых ситуаций и процессов.
Т е м а 9.
Подготовка итоговых документов прикладных проектов
в сфере политической Проблематики
Отличие итоговых документов прикладных аналитических разработок
от фундаментальных исследований. И нформационный и аналитический
разделы прикладиого проекта. Оптимальные размеры текстового материа
ла. Структура описания проведеиного исследования. Включение графи
ческих схем, количественных данных и других иллюстративных материа
лов. Основная часть проекта и приложения.
П равила подготовки аналитических выводов и практических рекомен
даций. Адекватность логических заключений. Конкретность и реалистич
ность предлагаемых действий. Необходимость соотнесения предлагаемых
действий с временными и материальными ресурсами потенциальных ини
циаторов внешнеполитических акций. Оценка степени политического риска
в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Специфические особенности стиля написания аналитических доку
ментов, ориентированных на потребности внешнеполитической практи
ки. Краткость, простота и содержательная емкость предложений. Правиль
ное определение абзацев, недопущение слишком дробного или слишком
слитного оформления подаваемого материала. Желательность выделения
1 86
Приложение
1
(с помощью подчеркивания) пяти-семи ключевых идей по ходу изложе
ния материала. Соблюдение правил орфографии и пунктуации.
Примеры заданий для обсуждения и презеiПации
1 . Представьте в обобщенном виде суть научных дебатов между сто
ронниками нормативного и эмпирического подхода. На чьей стороне на
ходятся Ваши предпочтения?
2. Дайте определение понятий : <<политическая теория>}, <<метод поли
тического исследования>}, <<исследовательская методика>}.
3. Каковы основные различия в методологическом обеспечени и фун
даментальных и прикладных исследований политики в ее внутригосудар
ственном и мировом измерении?
4. Сформулируйте несколько примерных тем фундаментальных и при
кладных политологических разработок. Каким образом следует, на ваш
взгляд, организовать исследовательский процесс?
5.
Каковы основные характеристики научного и нструментария при
кладных политологических проектов?
6. Какая из актуальных проблем российской и мировой политики зас
луживает, на ваш взгляд, наиболее и нтенсивной прикладной разработки?
7. Согласны ли вы с тем, что современное общество часто определяют
как информационное? Из чего исходят сторонники этой точки зрения?
8. Что такое информация и как необходимо организовать информаци
онную работу в интересах проведения прикладиого исследования по по
литической проблематике?
9. Каким видам данных целесообразно отдавать предпочтение при про
ведении прикладных исследований политических ситуаций и процессов?
1
О.
Охарактеризуйте основные этапы обработки информации в рамках
прикладных исследований политических ситуаций и процессов.
1 1 . Обращение к каким отечественным и зарубежн ы м электронным
ресурсам представляется вам наиболее полезным при подготовке при
кладиого проекта?
Общие методические рекомендации для проведения практических
аудиторных занятий
1 . Обсуждение предложенных вопросов предваряется обменом мнени
ями слушателей о содержании прочитанной по теме учебного раздела ли
тературы .
2. Для вовлечение в акти вную аудиторную работу максимально воз
можного числа слушателей обсуждение строится в форме представления
нескольких устных докладов, сопровождающихся выступлениями заранее
Подготовившихея оппонентов и завершающей оценкой дебатов со сторо
ны преподавателя.
3. В качестве альтернативы устного обсуждения слушателям может быть
предложено нап исать краткое тематическое эссе с соблюдением правил
научной разработки заявленной для рассмотрения проблемы .
1 87