Файл: Gaman-Golutvina_O_V_Smorgunov_L_V_i_dr_Effek.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1264

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

О. В. Гаман-Голутвина

доктор политических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ, вице-президент Российской ас-

социации 

политической науки, председатель Научного совета РАПН

Л. В. Сморгунов

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политического управления

Санкт-Петербургского госуниверситета

А. И. Соловьев

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политического анализа 

Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова

Р. Ф. Туровский

доктор политических наук, профессор Государственного университета — Высшей школы

экономики, 

вице-президент Российской ассоциации политической науки

Эффективность государственного управления

в Российской Федерации в 2008 году

1


background image

background image

1. Методологические аспекты оценки эффективности государственного
управления

Обращаясь к методологическому аспекту исследуемой проблемы, следует отметить, что
оценка эффективности системы государственного* управления представляет собой само-
стоятельную и сложную проблему теории административно-политического управления.
Как отмечают авторы коллективного труда «Государственная политика и управление»,
сложность этой проблемы предопределена отсутствием в государственном секторе единст-
венного показателя результатов, каким в коммерческом секторе является прибыль, а
также тем, что «продукция организаций государственного сектора, как правило, трудно
поддается измерению и не предназначена для конкуренции»**. В рамках подходов Миро-
вого банка, осуществляющего на протяжении многих лет изучение эффективности,
используется понятие потенциала государства, определяющего способность государства
производить и пропагандировать коллективные действия; понятие «эффективность» хара-
ктеризует использование потенциала для удовлетворения потребности общества в
соответствующих благах***.

3

Эффективность государственного управленияв Российской Федерации в 2008 году

В данном контексте понятие государства определяет независимую централизованную социально-политиче-

скую организацию, призванную осуществлять регулирование социальных отношений, существующую в

сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определенной территории и состоящем из двух

основных страт — управляющих и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются полити-

ческим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой

по крайней мере частью общества идеологией, в основе которой лежит «принцип реципрокности» (Claessen H.

J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255). Государство — публичная и ле-

гитимная (нормативно выраженная) сила общества (Энциклопедия государственного управления в России: В 2

тт. Под общ. ред. В. К. Егорова, отв. ред. И. Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2008), основной институт поли-

тической системы, форма организации публичной политической власти (Социологическая энциклопедия в 2

тт. / Национальный общественно-научный фонд. — М.: Мысль, 2003), представляет собой политическую це-

лостность, созданную национальной или многонациональной общностью на определенной территории,

располагающую легитимным правом на применение насилия (Философия. Энциклопедический словарь. — М.:

Гардарики, 2006).

Управление — функция организованных систем различной природы. Наиболее общими функциями управления счи-

таются поддержание и оптимизация системных характеристик, социальное воздействие на внутренние и внешние

(по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, контроль (Философия.

Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2006).

Государственное управление — разновидность социального управления, природа и специфика которого определяют-

ся присущими только данному виду управления свойствами. В широком смысле понятие «государственное

управление» (ГУ) характеризует деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, обще-

ственных, иных государственных и негосударственных организаций, уполномоченных на осуществление

государственно-властных функций. В узком смысле ГУ — это исполнительно-распорядительная деятельность, име-

ющая функциональную и компетенционную специфику, отличающую ее от иных видов (форм) реализации

государственной власти. ГУ — прерогатива социальных субъектов, обобщенно обозначаемых как законодательные

и исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления.

Основным направлением ГУ является разработка и исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных нор-

мативных актов (Государственная служба. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. В. Н. Егорова, И. Н. Барцица.

— М.: Изд-во РАГС, 2008).

** Государственная политика и управление. Под ред. Л. В. Сморгунова. Ч.1. М.: Росспэн. 2006. С.221.

*** Отчет о мировом развитии - 1997. - М.: Прайм-ТАСС, 1997. С.4.


background image

Кроме того, сложность оценки эффективности госуправления определена также

тем, что она предполагает как непосредственные, так и опосредованные результаты и
включает значительное число измерений (экономическое, политическое, непосредст-
венно управленческое, этическое, психологическое и др.). Вследствие этого, а также в
силу многофакторности процесса социального управления, предполагающего взаимо-
действие сил различной природы (социальных и природных, объективных и
субъективных, индивидуальных и коллективных и пр.), адекватная оценка эффектив-
ности предполагает рассмотрение системы взаимодействий «субъект управления —
взаимодействия — управляемые объекты» и включает такие критерии, как состояние и
производительность, результат и качество функционирования, структура, объем и акту-
альность производимых продуктов*. В наиболее общем плане понятие эффективности
в данном контексте понимается как отношение чисто положительных результатов (пре-
вышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат, как
увеличение отдачи на единицу ресурса в единицу времени. Решение можно назвать эф-
фективным, если наилучший результат достигнут при минимальных издержках или
если заданный результат получен при самых низких издержках выбора**.

Многообразие измерений управленческой эффективности определяет ее внутрен-

нюю дифференциацию (организационная, экономическая, политическая и др.);
востребованность того или иного измерения и критерии оценки различных видов эф-
фективности определяются сферой потенциального применения понятия
«эффективность». В особенности это справедливо применительно к сфере государст-
венного управления, целью которого является достижение трудно артикулируемого
понятия общего блага — понятие, в содержании которого существенен удельный вес
социальной составляющей, включающей, в свою очередь, значительное число измере-
ний. Трудно не согласиться с суждением известного экономиста Дж. Стиглица о том,
что государственное управление является одним из наиболее важных общественных
товаров***.

Исторически доминировавшим в оценке эффективности государственного управ-

ления выступал критерий экономической эффективности; современные подходы
строятся на более широком — социальном — подходе, не только апеллирующем к
обобщающему взгляду на структуру общественных отношений, но увязывающем ста-
дии производства и потребления общественного продукта. Не случайно в
исследовательской литературе последних десятилетий получило разработку понятие
социальной эффективности в качестве альтернативы экономической (или механиче-
ской) эффективности
.

Понятие социальной эффективности в данном контексте определяет функцию ми-

нимизации трансакционных издержек и непосредственно связано с эффективностью
функционирования механизма координации социальных взаимодействий. Концептуа-
лизация понятия «социальная эффективность» в современной литературе строится на
следующих предпосылках:
Социальная эффективность администрации заключается в уменьшении на макро-

уровне политической неопределенности, формулировке четких правил игры и
контроле за их исполнением.

4

Эффективность государственного управленияв Российской Федерации в 2008 году

* Атаманчук Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - М.: Академический проект, 2006. С.394-395.

** Государственная политика и управление Ч.1. 2006: 221.

*** Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ-Инфра-М., 1997. С.141.


background image

Социальная эффективность тем выше, чем больше вложения общества в повышение спо-

собности государства «эффективно проводить и пропагандировать коллективные
мероприятия»*.

Ключевым способом повышения потенциала государства и, соответственно, социальной

эффективности как результата использования этого потенциала является создание эффек-
тивной системы норм и правил, проясняющих социальные взаимодействия и
ограничивающих риски разного рода**.

Сложившиеся в современной исследовательской литературе подходы к оценке социаль-

ной эффективности обоснованно строятся на разведении категорий общей, специальной и
конкретной 
социальной эффективности:
Общая социальная эффективность управления характеризует результаты и последствия

функционирования управленческой системы. Применительно к системе государственного
управления  
этот конструкт характеризует вклад системы государственного управления в
качественное развитие общества как объекта управления.

Специальная социальная эффективность является инструментом оценки качества органи-

зации субъекта управления с точки зрения его содержательных и
структурно-функциональных характеристик (содержание и смысл деятельности; структу-
ра, функции, технологии функционирования и т. п.); применительно к системе
государственного управления этот показатель призван характеризовать качество функци-
онирования аппарата государственного управления.

Конкретная социальная эффективность соотносится с детальными особенностями орга-

низации процесса управления (в случае государственного управления — с конкретными
элементами и особенностями функционирования системы государственной машины)***.

Существенной сложностью оценки выступает конвенциональный характер критериев

оценки эффективности — отсутствие общепринятых и однозначных оснований оценки.

Обращаясь к разработкам методик оценки эффективности государственного управ-

ления применительно к органам управления национального уровня, следует отметить их
определенное практическое значение. В ряде стран эти оценки встроены в систему испол-
нительной власти и являются элементами мониторинга и контроля функционирования
ее органов. В США оценки качества государственного управления организованы как
некоммерческий проект (GPP — government performance project), финансируемый до-
норскими организациями. Оценке подлежат система управления по результатам, уровень
финансового менеджмента, управление персоналом, информационными технологиями,
капитальными расходами****. По этим разделам сравниваются администрации штатов и
графств.

По мнению экспертов, позитивным качеством данного проекта является разработ-

ка критериев лучшей практики и условий обеспечения качества исполнительной власти,
но не ее конечной эффективности. Условиями достижения высокой эффективности, по
мнению разработчиков, являются: финансовый менеджмент; управление персоналом;
эффективное управление информационными технологиями; эффективное управление
капитальными расходами (долгосрочный формат использования капитальных расходов;
постоянный мониторинг и контроль эффективности капитальных вложений); управле-

5

Эффективность государственного управленияв Российской Федерации в 2008 году

* Государство в меняющемся мире. Отчет Всемирного банка, 1997.

** Государственная политика и управление. Ч.1. 2006: 301.

*** Атаманчук Г. В. Указ. соч. С.411-412.

**** http://www.maxwell.syr.edu/gpp/about/goals.asp