Файл: Akhremenko_A_S_Sotsialnaya_effektivnost_gosudar.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 753

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

переменной

коррекция

 

на

 

затраты

 

очень

 

незначительна

. Input-oriented 

DEA 

в

 

большей

 

мере

 

связан

 

с

 

фактором

находящимся

 

под

 

непосред

-

ственным

 

контролем

 

государства

 – 

объемом

 

расходов

При

 

этом

 

корре

-

ляция

 

между

 

оценками

 

эффективности

 

и

 

расходами

 

не

 

так

 

сильна

Важ

-

ный

 

минус

 

состоит

 

в

 

том

что

 

в

 

условиях

 

современной

 

системы

 

федера

-

тивных

 

отношений

 

в

 

России

 

реальная

 

сила

 

стимулов

 

к

 

экономии

 

на

 

ре

-

гиональном

 

уровне

 

совсем

 

не

 

очевидна

Таким

 

образом

в

 

данном

 

исследовании

 

для

 

каждой

 

сферы

 

рассчитывались

 

оценки

 

обоих

 

типов

 

как

 

за

 

отдельные

 

годы

так

 

и

 

в

 

динамике

Рисунок

 1 

демонстрирует

 

простейшую

 

модель

 DEA-

анализа

 

с

 

един

-

ственным

 

входом

 

и

 

единственным

 

выходом

В

 

практическом

 

исследова

-

нии

 

может

 

использоваться

 

многомерный

 

подход

причем

 

модель

 

может

 

иметь

 

как

 

несколько

 

входов

так

 

и

 

несколько

 

выходов

Основные

 

альтер

-

нативы

  

спецификации

 

входов

 

связаны

 

с

 

использованием

 

исключитель

-

но

 

монетарных

 

показателей

 (

расходов

 

бюджета

), 

либо

 

с

 

включением

 

так

-

же

 

и

 

иных

 «

факторов

 

производства

» (

кадровых

 

и

 

капитальных

 

ресурсов

). 

При

 

этом

 

важно

 

понимать

что

 

различные

 

типы

 

входных

 

показателей

 

ис

-

пользуются

 

не

 

одновременно

а

 

также

 

зависят

 

друг

 

от

 

друга

бюджетные

 

средства

 

используются

 

для

 

получения

 

других

 

ресурсов

 (

вы

 

тратите

 

бюд

-

жетные

 

средства

 

на

 

зарплату

оборудование

 

и

 

капитальное

 

строитель

-

ство

). 

Но

 

эта

 

зависимость

 

сложна

 

и

вообще

 

говоря

неизвестна

Кроме

 

того

для

 

многих

 

из

 

рассматриваемых

 

сфер

 

отсутствуют

 

заслуживающие

 

доверия

 

данные

 

о

 

входных

 

и

 

выходных

 

показателях

 

на

 

промежуточных

 

этапах

 (

например

о

 

кадровой

 

обеспеченности

). 

Наконец

отсутствуют

 

данные

 

о

 

качественных

 

характеристиках

 

используемых

 

немонетарных

 

ресурсов

Мы

 

не

 

имеем

 

возможности

 

судить

 

по

 

имеющейся

 

статистике

в

 

каком

 

состоянии

 

находятся

 

материальные

 

ресурсы

используемые

 

в

 

производстве

 

социальных

 

благ

, – 

здания

оборудование

 

и

 

т

.

д

Точно

 

так

 

же

 

отсутствуют

 

данные

 

о

 

квалификации

 

врачей

сотрудников

 

правоохра

-

нительных

 

органов

чиновников

Напротив

затрачиваемые

 

бюджетные

 

средства

как

 

и

 

любой

 

монетарный

 

показатель

не

 

имеют

 

качественных

 

характеристик

не

 

бывает

 «

плохих

» 

и

 «

хороших

» 

денег

.  

В

 

силу

 

указанных

 

причин

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

нами

 

принято

 

реше

-

ние

 

ограничиться

 

единственным

 

входом

 

модели

 – 

монетарным

Во

 

всех

 

случаях

 

расходы

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

РФ

 

по

 

соответ

-

ствующей

 

статье

 

корректируются

 

на

 

численность

 

населения

 

региона

Что

 

касается

 

количества

 

выходов

то

 

здесь

 

выбор

 

осуществлялся

 

ин

-

дивидуально

 

для

 

каждой

 

рассматриваемой

 

сферы

 

публичного

 

сектора


background image

7

За

 

исключением

 

обеспечения

 

безопасности

где

 

всего

 

одна

 

результирую

-

щая

 

переменная

имелось

 

две

 

возможности

Первая

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

на

 

основе

 

нескольких

 

выходных

 

показателей

 

рассчитать

 

индекс

ком

-

плексно

 

характеризующий

  

положение

 

дел

 

в

 

данном

 

сегменте

Тогда

 

мо

-

дель

 DEA 

имеет

 

один

 

монетарный

 

вход

 

и

 

один

 

индексный

 

выход

Вторая

 

возможность

 

заключается

 

в

 

построении

 

модели

 

с

 

несколькими

 

самосто

-

ятельными

 

выходами

В

 

исследовании

 

применялись

 

оба

 

подхода

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

того

отражают

 

ли

 

выходные

 

переменные

 

различные

 

стороны

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

свойства

 

или

 

качественно

 

разные

 

явления

Например

заболеваемость

 

туберкулезом

младенческая

 

смертность

 

и

 

ожидаемая

 

продолжительность

 

жизни

 

отражают

 

один

 

базовый

 

признак

 – 

состояние

 

здоровья

 

населения

и

 

здесь

 

уместно

 

воспользоваться

 

соответствующим

 

индексом

В

 

другом

 

случае

при

 

оценке

 

социального

 

регулирования

в

 

качестве

 

выходов

 

выступали

 

уровень

 

занятости

 

и

 

уровень

 

бедности

Это

 

качественно

 

различные

 

характеристики

и

 

в

 

данном

 

случае

 

их

 

объедине

-

ние

 

в

 

одну

 

величину

 

не

 

имеет

 

очевидного

 

физического

 

смысла

Здесь

 

используется

 

модель

 

с

 

двумя

 

отдельными

 

выходами

При

 

создании

 

индексов

 

выходные

 

показатели

 

в

 

общем

 

случае

 

преоб

-

разуются

 

в

 

безразмерные

 

величины

 

с

 

помощью

 

процедуры

 

линейного

 

масштабирования

:

 

 

 

Х

i

(

ls

)

=

X

i

X

min

X

max

X

min

 (1)

В

 

применяемой

 

формуле

 (1) 

масштабированное

 

значение

 

 

 

X

i

(

ls

)

полу

-

чается

 

в

 

результате

 

деления

 

разности

 

наблюдаемого

 

 X

i

 

и

 

минимально

-

го

 

значения

 

переменной

 

на

 

ее

 

размах

Результирующая

 

величина

 

прини

-

мает

 

значения

 

от

 0 

до

 1 

и

 

полностью

 

сохраняет

 

структуру

 

распределения

 

исходной

 

величины

.

Еще

 

одна

 

важная

 «

развилка

» 

в

 DEA-

анализе

 

связана

 

с

 

выбором

 

эф

-

фектов

 

масштаба

Различают

 

постоянные

 (constant returns to scale, CRS) 

и

 

переменные

 (variable returns to scale, VRS) 

эффекты

 

масштаба

 (

рис

. 2). 

В

 

первом

 

случае

 

предполагается

что

 

изменение

 

затрат

 

ресурсов

 

на

 

вхо

-

де

 

порождает

 

пропорциональное

 

изменение

 

в

 

результатах

 

на

 

выходе

Это

в

 

частности

предполагает

 

возможность

 

потенциально

 

бесконечно

-

го

 

роста

 

результирующего

 

показателя

Во

 

втором

 

случае

 

зависимость

 

результата

 

от

 

затрат

 

является

 

либо

 

возрастающей

 (

каждый

 

дополнитель

-

но

 

потраченный

 

рубль

 

дает

 

ускоренный

 

рост

 

на

 

выходе

), 

либо

 

убываю

-

щей

 (

отдача

 

с

 

каждого

 

дополнительного

 

рубля

 

становится

 

все

 

меньше

). 


background image

8

Очевидно

в

 

социальной

 

сфере

 

мы

 

имеем

 

последний

 

случай

Это

 

обу

-

словлено

 

хотя

 

бы

 

тем

 

обстоятельством

что

 

многие

 

результирующие

 

по

-

казатели

 

имеют

 

естественный

 «

потолок

»: 

например

, 100% 

для

 

занятости

Поэтому

 

мы

 

использовали

 

только

 

переменные

 – 

более

 

точно

убываю

-

щие

 – 

эффекты

 

масштаба

.  

Рис

. 2. 

Переменные

 

и

 

постоянные

 

эффекты

 

масштаба

Другая

 

опция

 

при

 

построении

 

границы

 

производственных

 

возможно

-

стей

 

связана

 

с

 

проблемой

 

сопоставимости

 

оценок

 

эффективности

 

за

 

раз

-

ные

 

годы

Наиболее

 

простая

 

возможность

 

обеспечить

 

такую

 

сопостави

-

мость

 – 

использовать

 

весь

 

массив

 

данных

 

как

 

в

 

пространственном

так

 

и

 

во

 

временном

 

срезе

Если

 

имеется

 82 

региона

 

и

 4 

момента

 

времени

для

 

построения

 

ГПВ

 

мы

 

используем

 82 × 4 = 328 

точек

Показатели

 

наиболее

 

эффективных

 

регионов

 

являются

 

эталонными

 

для

 

всего

 

рассматриваемо

-

го

 

временного

 

периода

Например

показатель

 

выходной

 

эффективности

 

(

результативности

образования

 

в

 

Тюменской

 

области

 

за

 2011 

г

соста

-

вил

 1 

и

 

являлся

 

мерой

 

эффективности

 

для

 

регионов

 

на

 

всем

 

рассматри

-

ваемом

 

для

 

сферы

 

образования

 

в

 

период

 

с

 2008 

по

 2011 

г

. (

рис

. 3). 


background image

9

Рис

. 3. 

Граница

 

производственных

 

возможностей

 

для

 

сферы

 

образования

По

 

оси

 

абсцисс

 

отложены

 

расходы

 

на

 

образование

по

 

оси

 

ординат

 – 

доля

 

выпускников

успешно

 

сдавших

 

ЕГЭ

 

по

 

математике

Для

 

получения

 

динамических

 

оценок

 

также

 

необходимо

чтобы

 

все

 

входные

 

и

 

выходные

 

показатели

 

были

 

сопоставимы

 

во

 

времени

Для

 

вы

-

ходных

 

показателей

 

это

 

условие

 

соблюдается

так

 

как

 

методы

 

измерения

 

результата

 

не

 

изменялись

 

в

 

рассматриваемый

 

период

 2008–2011 

гг

Для

 

входных

 

монетарных

 

показателей

 

производится

 

коррекция

 

на

 

индексы

 

потребительских

 

цен

предоставляемые

 

Росстатом

 (

Росстат

); 

таким

 

об

-

разом

 

учитывается

 

инфляция

Итак

все

 

оценки

 

эффективности

 

получены

 

относительно

 

наиболее

 

эффективных

 

регионов

 

за

 

период

 2008–2011 

гг

.; 

все

 

входные

 

показатели

 

(

расходы

 

бюджета

взяты

 

в

 

постоянных

 

ценах

 2008 

г

.

Следующий

 

вопрос

 

касается

 

методики

 

расчета

 

общих

 

оценок

 

эффек

-

тивности

 

регионов

Здесь

 

возможны

 

два

 

подхода

Переход

 

от

 

оценок

 

по

 

отдельным

 

сферам

 

к

 

общей

 

оценке

 

эффек

-

1) 

тивности

по

 

отдельности

 

для

 

результативности

 

и

 

эффективности

 


background image

10

затрат

Наиболее

 

простой

 

способ

 

состоит

 

в

 

расчете

 

средних

 

арифме

-

тических

.  

Использование

 

модели

 DEA. 

В

 

качестве

 

входа

 

берется

 

общий

 

объ

-

2) 

ем

 

расходов

 

консолидированного

 

бюджета

 

субъекта

 

Федерации

в

 

ка

-

честве

 

выхода

 – 

индекс

представляющий

 

собой

 

среднее

 

выходных

 

показателей

 

по

 

отдельным

 

сферам

Для

 

этой

 

модели

 

также

 

рассчиты

-

ваются

 

оценки

 

результативности

  

и

 

эффективности

 

затрат

Расчеты

 

показывают

что

 

оценки

 

в

 

рамках

 

первого

 

и

 

второго

 

подхо

-

дов

 

очень

 

сходны

 – 

корреляция

 

составляет

 

около

 0,9. 

В

 

результате

 

мы

 

остановились

 

на

 

варианте

 

с

 

использованием

 DEA-

модели

 

как

 

более

 

со

-

ответствующем

 

духу

 

методологии

 

исследования

 

в

 

целом

.  

Выбор

 

методических

 

опций

реализованных

 

в

 

данном

 

исследовании

резюмирован

 

в

 

табл

. 1.

Таблица

 1

Выбранные

 

методические

 

альтернативы

 DEA 

Альтернативы

Входы

 

модели

Монетарные

 (

финансовые

ресурсы

Монетарные

 

и

 

иные

 

(

капитальные

трудовые

ресурсы

Ориентация

 

модели

входная

 (input ef

fi

 ciency)

выходная

 (output ef

fi

 ciency)

Эффекты

 

масштаба

Постоянные

 (CRS)

Переменные

 (VRS)

Граница

 

производственных

 

возможностей

Отдельно

 

для

 

каждого

 

года

Общая

 

для

 

всех

 

лет

Расчет

 

общей

 

оценки

Усреднение

 input 

и

 output 

оценок

 

по

 

отдельным

 

сферам

Расчет

 input 

и

 output 

оценок

 

в

 

рамках

 

модели

 

DEA, 

где

 

на

 

входе

 – 

общие

 

расходы

 

бюджета

на

 

выходе

 – 

среднее

 

выходных

 

показателей

 

по

 

отдельным

 

сферам

1.2. 

Проблема

 

валидности

 

оценок

 

эффективности

Особое

 

внимание

 

на

 

данном

 

этапе

 

реализации

 

проекта

 

было

 

уделено

 

проблеме

 

валидности

 

оценок

 

эффективности

Отражают

 

ли

 

различия

 

в

 

полученных

 

оценках

 

различия

 

исключительно

 

в

 

эффективности

 

власти

или

 

свой

 

вклад

 

вносят

 

и

 

другие

внешние

 

по

 

отношению

 

к

 

объекту

 

из

-

мерения

 

переменные

Проще

 

говоря

действительно

 

ли

 

мы

 

измеряем

 

то

что

 

необходимо

 

измерить

Существуют

 

ли

 

для

 

положительного

 

ответа

 

на

 

этот

 

вопрос

 

какие

-

то

 

иные

 

основания

кроме

 

разумности

 

методологии

 

и

 

методики

 

измерения