ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2474
Скачиваний: 17
320
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
сделает систему сценариев более информативной, усовершенствует ее
структуру. Вероятностная оценка производится на основе базовых акси
ом и теорем теории вероятностей, в большинстве своем достаточно про
стых и, как правило, не требующих от аналитика фундаментального
владения математическим аппаратом. Вероятностную оценку целесооб
разно проводить посредством групповой экспертизы с использованием
процедур Дельфи (следует оговориться, что Дельфи потребует наличия
определенных временных и организационных ресурсов).
Рассмотрим присвоение вероятностной оценки политическим со
бытиям на конкретном примере (в учебных целях несколько упроща
ющем реальную конституционную процедуру). На рисунке приводит
ся графическое изображение простейшей системы сценариев
1
современного правительственного кризиса в России, инициирован
ного решением совета парламентской фракции
No
сборе подписей в
пользу постановки на голосование в Государственной думе вопроса о
вынесении вотума недоверия правительству. Простота данного при
мера обусловлена тем, что сценарии фактически оказываются «зало
женными» в Конституцию (гл. 6, ст. 117), причем конституционные
нормы регулируют полный перечень возможных альтернатив.
О *
<0
Jc
(событие-триггер)
*А
(событие-триггер) — решение совета парламентской фрак
ц и и
N
о сборе подписей в пользу постановки на голосование в Госу
дарственной думе вопроса о вынесении вотума недоверия прави
тельству;
• В
— ф р а к ц и я
N
собирает достаточное количество подписей де
путатов ГД для постановки вопроса о вотуме недоверия правитель
ству;
• \В
— фракция
N
не набирает достаточного количества подписей
для постановки вопроса о вотуме недоверия правительству;
Наиболее удобным представляется структурирование и отображение системы
сценариев в виде разветвляющегося «дерева».
10.5. Использование количественных показателей как вспомогательного.
321
• С — после постановки вопроса на голосование нижняя палата
парламента голосует за вынесение вотума недоверия правительству;
• _|С — после постановки вопроса на голосование нижняя палата
парламента голосует против вынесения вотума недоверия прави
тельству;
• D —
Президент РФ принимает решение о роспуске Государствен
ной думы и назначает новые выборы (в нашем примере кризис проис
ходит после того, как депутаты ГД уже пребывают на своих должнос
тях более двух лет);
• Е —
Президент РФ принимает решение об отставке правительства.
При составлении данного «дерева» сценариев мы исходили из до
пущения — прогнозной презумпции, — что кризисный процесс будет
протекать в рамках конституционных норм (при ином допущении на
уровне IV следовало указать другие альтернативы разрешения кризи
са, например силовое воздействие на парламент). Кроме того, для уп
рощения сценарной модели мы допускаем, что события
\В
и _|С ведут
к завершению кризиса, хотя на самом деле здесь возможны варианты
его сознательного форсирования со стороны председателя правитель
ства, например через постановку вопроса о доверии.
Вероятностная оценка сценарного «дерева» в нашем случае мо
жет начинаться либо с уровня I (события-триггера), либо, если со
бытие-триггер уже произошло, с уровня II. Остановимся на втором
варианте.
Вероятность реализации события в теории вероятностей измеряет
ся числовым значением от 0 до 1, где 1 — полная уверенность в том,
что событие произойдет, а 0 — полная уверенность в том, что событие
не произойдет. Согласно одной из базовых теорем теории вероятнос
тей, совокупная вероятность взаимоисключающих событий (если они
охватывают все пространство возможных исходов) равна единице
1
:
Р(А)+Р(]А) =
1.
В нашем «дереве» это правило применимо ко всем уровням — II,
III и IV (с учетом принятых нами допущений), так как на каждой из
стадий кризиса Конституция не предусматривает иных альтернатив
развития событий:
II
Р(В)+Р(]В) = 1.
III
Р(С) + Р(]С) =1.
IV
P(D)+P(E)=1.
1
Об основах теории вероятностей см.:
Краден, А. С.
Вероятность в системе. Воро
неж, 1970;
Чернов, Г.
Элементарная теория статистических решений. М., 1962.
21
- 3863
322
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
Это правило позволяет упростить карты опроса экспертов, ограничив
шись включением в них вопросов относительно вероятности одного из
пары взаимоисключающих событий. Вероятность второго будет вычис
ляться по формуле
Р(]А)
= 1 —
Р(А).
Например, если вероятность того, что
президент примет решение о роспуске парламента (событие
D)
будет оце
нена экспертами как 0,7, то вероятность решения президента об отставке
правительства (событие
Е)
составит соответственно 0,3 (1 — 0,7).
Вероятностные значения в условиях индивидуальной экспертизы
присваиваются событиям на основании суждений одного эксперта,
который тщательно анализирует текущую политическую ситуацию,
расстановку сил, существующие прецеденты в разрешении подобных
кризисов. Более целесообразным при наличии определенных ресур
сов представляется проведение групповой экспертизы по методу
Дельфи. Применение Дельфи, с одной стороны, позволит избежать
погрешностей индивидуальной экспертизы, связанных с возможной
политической пристрастностью эксперта, недостатком информации,
которой он владеет, для вынесения правильного суждения. С другой
стороны, этот метод благодаря особой процедуре опроса специалис
тов и статистического анализа полученных результатов избавит от
многих недостатков традиционной групповой экспертизы.
Карта опроса в случае с нашим сценарным «деревом» будет иметь
следующий вид:
Вопрос 1.
Какова, по вашему мнению, вероятность того, что фрак
ция N наберет достаточное количество подписей депутатов ГДдля по
становки вопроса о вотуме недоверия правительству?
Вопрос 2.
Какова, по вашему мнению, вероятность того, что в слу
чае постановки на голосование вопроса о вынесении вотума недове
рия правительству нижняя палата парламента проголосует положи
тельно (за вотум недоверия)?
Вопрос 3.
Какова, по вашему мнению, вероятность того, что в слу
чае вынесения Государственной думой вотума недоверия правительст
ву президент примет решение о роспуске нижней палаты парламента?
Эксперты предварительно инструктируются о правилах присвое
ния вероятностных оценок событиям. В одних случаях классический
интервал для оценки вероятностей «от нуля до единицы» может быть,
для удобства работы экспертов, заменен на качественную шкалу типа:
«совершенно невероятно» (0); «практически невероятно» (0,1); «край
не маловероятно» (0,2); «маловероятно» (0,3); «равновероятно» (0,5);
«скорее вероятно, чем нет» (0,6); «вероятно» (0,7); «весьма вероятно»
и т.д. В других случаях могут использоваться привычные для многих
специалистов процентные показатели.
10.5. Использование количественных показателей как вспомогательного.
323
Предположим, что в опросе задействовано пять экспертов (в ре
альности их было бы больше). Мы получаем три числовых ряда, в
каждом из которых пять элементов. Например:
Эксперты
1
2
3
4
5
Вопрос 1
0,2
0,9
0,8
0,7
1
Вопрос 2
0,5
0,3
0,2
0,4
0,1
Вопрос 3
0,9
0,9
0,8
0,7
0,7
Для наших трех числовых рядов медианами будут соответственно
0,8; 0,3; 0,8. Далее, во втором туре опроса, экспертам сообщают полу
ченные медианы и просят еще раз ответить на те же три вопроса.
В случае если оценка того или иного эксперта сильно расходится с
медианным значением (как у первого эксперта в вопросе 1), от него
требуют подробную аргументацию своей позиции. Как правило,
оценки специалистов постепенно сходятся к медиане.
По окончании экспертизы по методу Дельфи «дерево» сценариев
будет иметь, например, следующий вид (в скобках указана вероят
ность реализации события):
Следует учитывать, что числовые значения, показывающие веро
ятность наступления событий уровней III и IV, являются условными
(«условная вероятность», обозначаемая
Р(В/А),
где
В
— зависимое
событие), потому что они зависят от вероятности предшествующих
событий. Реальная (абсолютная) вероятность события
D
(роспуск
президентом Государственной думы), которое фактически является
сложным событием
A—B—C—D,
будет составлять 0,8x0,3x0,8=0,2 по
о б щ е й ф о р м у л е в е р о я т н о с т и с л о ж н ы х с о б ы т и й
Р(А
и
В) =
Р(А)хР(В/А).
Аналогичным образом можно вычислить совокупную вероятность
реализации каждого сценария приведенного «дерева» (даются при
ближенные значения):
21*
324
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
С ц е н а р и й Вероятность
A-B-C-D
0,2
А-В-С-Е
0,05
A-B-
L
C
0,55
A-
L
B
0,2
К а к видно, сумма всех исходов равна единице.
После присвоения к о э ф ф и ц и е н т о в вероятности всем элементам
сценарного «дерева» м о ж н о усовершенствовать его структуру, сделав
ее более наглядной и удобной для восприятия; например, м о ж н о
расположить «ветви» и элементы слева направо по убыванию веро
ятности или выделить цветом последовательности наиболее вероят
ных событий.
В некоторых случаях используется более простая методика разде
л е н и я событий на два класса: события, наступления которых следует
ожидать с высокой определенностью; и события, в наступлении кото
рых эксперты уверены в значительно меньшей степени. К примеру, в
уже упоминавшихся нами сценариях глобального развития, состав
ленных специалистами Национального разведывательного совета
1
,
выделяются категории «относительных определенностей» и «ключе
вых неопределенностей».
Относительные определенности
Ключевые неопределенности
Необратимость глобализации в целом;
в меньшей степени она, скорее всего, бу
дет носить европейский характер
Сможет ли глобализация «подтянуть» отста
ющие экономики? В какой мере азиатские
страны устанавливают новые правила игры?
Существенный рост мировой экономики Величина разрывов между бедными и бо
гатыми? Возвращение к прошлому новых
демократий?
Увеличение числа ФПГ международного
уровня будет способствовать распростра
нению новых технологий
Насколько остра угроза государствам со
стороны новых возможностей связи между
людьми?
Подъем Азии и возникновение новых
экономических бойцов «среднего веса»
Будет ли гладок процесс подъема Китая и
Индии?
Старение населения господствующих
держав
В какой мере ЕС и Япония способны
решить проблемы новой рабочей силы, со
циального обеспечения и интеграции миг
рантов? Станет ли ЕС сверхдержавой?
1
В материалах, доступных на сайте Н Р С www.cia/gov.nic, рассматриваются сцена
рии развития мировой экономической и политической ситуации до 2020 г. Русский
перевод части материалов см.: Сообщение. 2005. № 6, 7.
10.5. Использование количественных показателей как вспомогательного.
325
Продолжение
Относительные определенности
Ключевые неопределенности
Достаточный для удовлетворения миро
вого спроса запас минеральных ресурсов
Политическая нестабильность в добыва
ющих странах: будут ли перебои с постав
ками сырья?
Растущая роль независимых игроков на
мировой арене
Готовность и способность государств и меж
дународных институтов приспосабливаться
к этим игрокам
Политический ислам остается могущест
венной силой
Влияние религии на единство государств и
ее конфликтный потенциал;
распространение идеологии джихада
Возможности некоторых государств в
плане создания оружия массового пора
жения увеличиваются
Увеличится ли число ядерных держав?
Насколько доступным для террористов
станет биологическое, химическое и ядер
ное оружие?
«Дуга нестабильности» протянется по
Ближнему Востоку, Азии и Африке
Будет ли происходить падение правящих
режимов?
Конфликты великих держав вряд ли при
ведут к тотальной войне
Способность контролировать «горячие
точки» и соперничество вокруг ресурсов
Этические вопросы и проблемы охраны
окружающей среды еще решительнее
выйдут на первый план
США останутся единственным и самым
могущественным игроком в экономичес
ком, технологическом и военном плане
В какой степени новые технологии будут
создавать или решать этические про
блемы?
Бросят ли другие государства открытый
вызов Вашингтону; не утратят ли США на
учно-техническое лидерство?
При всех своих достоинствах методика присвоения коэффициен
тов вероятности в сценариотехнике имеет один существенный недо
статок. Аналитики и лица, п р и н и м а ю щ и е решения, могут просто от
бросить м а л о в е р о я т н ы е исходы и целиком сосредоточиться на
проработке наиболее реальных альтернатив и последствий, в то время
как одной из важнейших задач н а п и с а н и я сценариев (особенно в кри
зисном менеджменте) является обеспечение готовности к действию в
незапланированных ситуациях. Этот недостаток вероятностной оцен
ки может быть к о м п е н с и р о в а н использованием другой дополнитель
ной методики —
оценки относительной важности сценариев.
Методики оценки относительной важности были разработаны в ос
новном в рамках системного анализа и активно применяются в раз
личных планово-управленческих подходах — таких, как построение
«дерева целей» и др. Применительно к задачам политического прогно
зирования оценка относительной важности предполагает следующее:
326
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
• под «важностью» того или иного события понимается степень
качественных и з м е н е н и й политической ситуации, наступающих
вследствие реализации данного события;
• к о э ф ф и ц и е н т важности события варьируется от 0 до 1 и отража
ет степень изменения политической ситуации вследствие реализации
данного события;
• под «коэффициентом относительной важности» будет понимать
ся произведение коэффициента важности события на коэффициент
его вероятности
1
.
Для иллюстрации методики присвоения коэффициентов важности
вернемся к нашему примеру сценария правительственного кризиса.
Очевидно, что на уровне II событие
В
(фракция
N
собирает достаточ
ное количество подписей депутатов Государственной думы для поста
новки вопроса о вотуме недоверия правительству) обладает большей
важностью, нежели событие
\В,
так как оно трансформирует сущест
вующую политическую ситуацию из обычной в кризисную или пред
кризисную. На уровне III событие
С
(голосование Государственной
думы за вотум недоверия) также будет гораздо важнее события LС. Од
нако если событие
В
является вероятным (0,8) и уже в силу этого ста
нет объектом пристального внимания аналитиков, то событие С име
ет небольшой к о э ф ф и ц и е н т вероятности (0,3) и может «выпасть» из
их поля зрения. Поэтому оценка важности события представляется
очень полезной.
В нашем достаточно простом случае она может быть произведена
качественно и силами только одного эксперта (в описании сценарно
го «дерева» делается пометка о важности данных событий с краткой
аргументацией). В других, более сложных и неоднозначных случаях
целесообразно провести количественную оценку важности событий
каждого уровня с помощью процедур групповой экспертизы (это мо
жет быть сделано, как и при оценке вероятности, по методу Дельфи).
Полученные количественные показатели позволят произвести вычис
ление к о э ф ф и ц и е н т о в относительной важности события (произведе
ние коэффициента вероятности на к о э ф ф и ц и е н т важности). Впро
чем, последняя процедура далеко не всегда является обязательной и
своевременной, зачастую она только загромождает сценарное «дере
во» излишними числовыми значениями.
' З н а ч е н и я т е р м и н о в «важность», « к о э ф ф и ц и е н т относительной важности», уста
новленные здесь для политического сценарного п р о г н о з и р о в а н и я , отличаются от зна
чений аналогичных п о н я т и й в рамках некоторых методик системного анализа («дерево
целей» и др.).
10.6. Сценарный метод: основные возможности
327
После вычисления коэффициентов важности наша сценарная мо
дель может принять, например, следующий вид (курсивом обозначе
ны числовые показатели к о э ф ф и ц и е н т а важности; обычным шриф
том — к о э ф ф и ц и е н т а вероятности; п у н к т и р н ы м и стрелками —
наиболее важные сценарии; с п л о ш н ы м и — наиболее вероятные).
В таком виде система сценариев, во-первых, приобретает большую
наглядность, во-вторых, начинает служить хорошим подспорьем для
математического моделирования, формализованных методик приня
тия решений и т.д.
Мы рассмотрели л и ш ь некоторые способы введения количествен
ных показателей в прогнозные сценарии и системы сценариев. Нашей
задачей было показать принципиальные возможности использования
точных величин в рамках сценариотехники. В реальности арсенал ко
личественных оценок сценарного метода значительно шире.
10.6. Сценарный метод: основные возможности
Комплекс техник и алгоритмов, объединяемых сценарной методоло
гией, в значительной мере отвечает задачам эффективного предсказа
н и я развития политики как особого объекта прогнозирования. Так,
многомерность и многоаспектность политического мира, сочетание
объективно-рациональных и субъективно-психологических факторов
предполагают необходимость вовлечения в процедуру создания про
гноза: больших объемов данных профильного и фонового плана; рет
роспективной информации исторического характера; данных поли
тико-психологического анализа субъектов политического процесса, а
также информации юридического, культурологического и иного ха
рактера. И м е н н о сценарный метод в значительной степени обладает
способностью к интеграции, обработке и анализу разноплановой, разно-
323
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
качественной информации.
Это свойство реализовано благодаря менее
жесткой (по сравнению с другими методами прогнозирования, осо
бенно формализованными) структурированности экспертных проце
дур, гибкости технологий работы с данными.
Другая важная особенность сценарного метода —
технологическая
ориентированность на междисциплинарный подход.
Политические про
цессы развиваются в тесном переплетении с другими общественными
процессами — экономическими, этнокультурными, социальными. Ре
альная практика политического анализа и прогнозирования демонст
рирует невозможность получения достоверных и обоснованных про
гнозов путем изолированного рассмотрения политических процессов
и ситуаций. Вовлечение в прогнозное исследование специалистов раз
ных профилей осуществляется в сценариотехнике за счет использова
ния широкого «веера» методических процедур по комплектованию
экспертной группы и организации внутригруппового взаимодействия.
В целом сценарный метод отличается значительной
процедурной гиб
костью.
Это отражено в способности сценариотехники к эффективно
му взаимодействию с другими методами прогнозирования и планиро
вания — как формализованными, так и интуитивными; в разнообразии
способов ее использования в политической прогностике; в приспособ
ленности ее методического аппарата к различным условиям и задачам.
Не будет преувеличением утверждать, что сценарный метод способен
выступать в качестве носителя синтетической функции, служить орга
низующим и интегрирующим началом для комплексных прогнозно-
политических исследований. Необходимость комплексного подхода к
изучению и предвидению хода и развития политических процессов,
обеспечения оптимального сочетания различных методов анализа и
прогнозирования для решения масштабных исследовательских задач
диктуется особенностями политической сферы жизни общества как
специфического объекта познания с его сложностью, многомернос
тью, противоречивостью и полидетерминистичностью.
Большое значение имеет также то, что написание сценариев являет
ся
прогнозно-проектной, или прогнозно-плановой, методикой,
т.е. нахо
дится как бы на стыке области предсказания и области предуказания.
Руководители самого разного уровня заинтересованы не только в полу
чении общих представлений о возможных параметрах будущей полити
ческой ситуации, но и в генерации альтернативных путей изменения
этой ситуации в желаемом направлении. При решении такой двуеди
ной задачи написание сценариев может быть весьма эффективно, так
как данный метод является средством не только оперативного и деталь
ного анализа будущего, но и выявления возможностей его изменения.
Контрольные вопросы
329
Написание сценариев позволяет решать задачи не только прогнозно-
поискового характера, т.е. предвидения и предварительного анализа ка
чественных трансформаций политической ситуации, которые могут
возникать в результате тех или иных действий политических акторов, —
но и нормативного характера, т.е. формулирования целей и критериев
их оценки, расстановки приоритетов, создания системы мероприятий,
направленных на решение проблемы. Сценарий способен помочь оп
ределить поворотные моменты, «точки излома тенденций», когда во
время принятое решение еще может повлиять на ход событий. Следует
подчеркнуть, что сочетание нормативного и поискового аспектов в
рамках единого метода прогнозирования является во многом уникаль
ным для прогностики свойством сценарного метода, которое значи
тельно расширяет границы его эффективного применения.
В реальном процессе принятия политических решений важным ста
новится такое свойство сценарного метода, как
наглядность формы
представления прогноза.
Ситуации и процессы в будущем, представлен
ные в виде конкретных последовательностей событий, позволяют лицу,
принимающему решение, зримо оценить последствия своих действий.
Ориентация метода на решение практических задач в области по
литического прогнозирования и управления реализована также через
встроенные в сценарную методику механизмы сокращения сроков
подготовки прогноза, повышения оперативности реагирования на из
менение политической ситуации.
Тем не менее разработка метода еще далеко не завершена: сце-
нариотехника имеет существенный потенциал развития. Дальней
шее с о в е р ш е н с т в о в а н и е метода в рамках политического прогнози
рования будет, вероятно, осуществляться на основе углубления
научного п о н и м а н и я з а к о н о м е р н о с т е й и механизмов развертыва
н и я политических процессов; разработки новых подходов в экспе
риментальной политологии, в первую очередь в области математи
ческого м о д е л и р о в а н и я и игровых методов; совершенствования
методик с и т у а ц и о н н о г о анализа; создания эффективных средств
учета обратной связи продуцируемых прогнозов с поведением по
литической системы.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные методологические подходы к определению понятия
«сценарий».
2. Что такое «систематический контекст»? Какой ученый ввел это понятие
в научный оборот?