Файл: Gongalo_M__Nastolnaya_kniga_notariusa_-_Modern.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2020

Просмотров: 9315

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Гонгало Б М

Настольная книга нотариуса

Предисловие Президента Федеральной нотариальной палаты России Е.Н. Клячина

Авторский коллектив

Предисловие ко второму изданию

Указатель сокращений

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЛА

§ 1. Понятие о нотариате и органах, совершающих нотариальные действия

§ 2. Нотариус как юридическая профессия в современном мире

§ 3. Место нотариата в правовой системе России и среди органов гражданской юрисдикции

§ 4. Особый характер нотариальных функций

§ 5. Нотариат и другие формы юридической помощи

§ 6. Источники законодательства о нотариате

§ 7. Порядок назначения на должность нотариуса

§ 8. Освобождение от должности нотариуса

§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса

§ 10. Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность

§ 11. Организация нотариата и нотариального самоуправления (нотариальные палаты, взаимоотношения с органами юстиции)

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов

Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА

§ 1. Основы экономики нотариальной деятельности

§ 2. Государственная пошлина и нотариальные тарифы

§ 3. Основные нотариальные тарифы

§ 4. Основания освобождения от уплаты нотариальных тарифов. Льготы при уплате нотариальных тарифов

§ 5. Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса

Глава 3. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов

§ 2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов

Глава 4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НОТАРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

§ 1. Подведомственность юридических дел нотариусу и другим лицам, имеющим право совершения нотариальных действий. Критерии разграничения подведомственности юридических дел между нотариусами и судами

§ 2. Понятие и признаки нотариального действия

§ 3. Процедура нотариального производства

§ 4. Стадии нотариального производства

§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава 5. ПРАВИЛА НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНИЯ УДОСТОВЕРИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ НОТАРИУСОМ

§ 1. Общие правила нотариального делопроизводства

§ 2. Подготовка служебных документов

§ 3. Прием, регистрация и отправление документов

§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)

§ 5. Хранение документов в нотариальной конторе и подготовка их к последующему хранению в государственном архиве

§ 6. Заполнение реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах

Глава 6. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ СДЕЛОК

§ 1. Требования к форме сделок

§ 2. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки

§ 3. Правоспособность и дееспособность граждан, участвующих в сделке

§ 4. Правоспособность юридических лиц

§ 5. Оформление сделок от имени лиц, признанных банкротами

§ 6. Оформление сделок от имени юридических лиц в стадии их ликвидации

§ 7. Документы, истребуемые нотариусами при удостоверении сделок

§ 8. Изменение и расторжение договора

§ 9. Количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки

Глава 7. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

§ 1. Понятие недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

§ 2. Общие сведения, которые должны содержаться в тексте сделки

§ 3. Основные правила оформления договоров об отчуждении недвижимого имущества

§ 4. Исполнение договоров об отчуждении недвижимого имущества

Примерные образцы договоров отчуждения недвижимого имущества

Глава 8. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений

§ 2. Формы собственности на землю

§ 3. Иные вещные права на землю

§ 4. Особенности совершения сделок с земельными участками

§ 5. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Примерные образцы договоров отчуждения земельных участков

Глава 9. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ РЕНТЫ И ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ

§ 1. Удостоверение договоров ренты

§ 2. Договор пожизненного содержания с иждивением

§ 3. Документы, необходимые для нотариального удостоверения договора ренты и пожизненного содержания с иждивением

Примерные образцы договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением

Глава 10. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ЗАЛОГА

§ 1. Общие положения о залоге

§ 2. Основание возникновения права залога

§ 3. Участники залогового правоотношения

§ 4. Предмет залога

§ 5. Виды залога

§ 6. Существенные условия договора залога

§ 7. Форма договора о залоге

§ 8. Пределы обеспечения залогом основного обязательства

§ 9. Права и обязанности участников залогового правоотношения

§ 10. Обращение взыскания на заложенное имущество

§ 11. Залог товаров в обороте

§ 12. Залог вещей в ломбарде

§ 13. Залог прав

Глава 11. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ОБ ИПОТЕКЕ

§ 1. Общие положения об ипотеке

§ 2. Особенности ипотеки

§ 3. Закладная

§ 4. Ипотека имущества, которое залогодатель приобретет в будущем. Залог не завершенного строительством недвижимого имущества

§ 5. Ипотека жилых домов и квартир

Примерные образцы договоров залога

Глава 12. УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛОК С АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

§ 1. Общие положения

§ 2. Основные действия нотариуса при удостоверении договора отчуждения транспортного средства

Примерные образцы договоров об отчуждении автотранспортных средств

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Глава 13. УДОСТОВЕРЕНИЕ ЗАВЕЩАНИЙ

§ 1. Понятие и юридические признаки завещания

§ 2. Место удостоверения завещания

§ 3. Круг наследников по завещанию

§ 4. Содержание завещания

§ 5. Право на обязательную долю в наследстве

§ 6. Порядок (механизм) совершения завещания

§ 7. Исполнение завещания. Исполнитель завещания

§ 8. Отмена и изменение завещания

Примерные образцы завещаний

Глава 14. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТЕЙ

§ 1. Доверенность как гражданско-правовая сделка

Примерные образцы некоторых видов доверенностей

Глава 15. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРА ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

§ 1. Договор поручительства

Примерный образец договора поручительства

Глава 16. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

§ 1. Договор доверительного управления имуществом

Примерный образец договора доверительного управления имуществом

Глава 17. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ХРАНЕНИЯ

§ 1. Договор хранения

Примерные образцы договоров хранения вещей

Глава 18. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ

§ 1. Договор аренды

Примерные образцы договоров аренды

Глава 19. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

§ 1. Понятие и виды договора найма жилого помещения

§ 2. Договор коммерческого найма жилого помещения

Примерный образец договора коммерческого найма жилого помещения

Глава 20. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ЗАЙМА

§ 1. Договор займа

Примерные образцы договоров займа денег и расписок

Глава 21. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Брачный договор

Примерные образцы брачных договоров

§ 2. Соглашение об уплате алиментов

Примерный образец соглашения об уплате алиментов

Глава 22. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Общие положения о наследовании

§ 2. Наследование по завещанию

§ 3. Наследование по закону

§ 4. Приобретение наследства

Примерные образцы заявлений о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство

Примерные образцы заявлений об отказе от наследства

Образцы иных заявлений, связанных с оформлением наследственных прав

§ 5. Выдача свидетельств о праве на наследство и раздел наследственного имущества

Примерные образцы свидетельств о праве на наследство

§ 6. Охрана наследственного имущества и управление им

Примерные образцы документов, оформляемых нотариусами при охране наследственного имущества и управлении им

Примерные образцы постановлений о возмещении расходов и об оплате вознаграждения

§ 7. Наследование отдельных видов имущества

Глава 23. ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ДОЛЮ В ОБЩЕМ ИМУЩЕСТВЕ СУПРУГОВ

§ 1. Условия выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов

§ 2. Установление факта наличия брачных отношений

§ 3. Установление факта приобретения имущества в период брака

§ 4. Основания приобретения имущества

§ 5. Порядок выдачи свидетельств о праве собственности

Примерные образцы свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов

Глава 24. СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВЕРНОСТИ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ И ВЫПИСОК ИЗ НИХ, ПОДЛИННОСТИ ПОДПИСИ И ВЕРНОСТИ ПЕРЕВОДА

§ 1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них

§ 2. Свидетельствование подлинности подписи на документе

Глава 25. УДОСТОВЕРЕНИЕ ФАКТОВ

§ 1. Виды фактов, удостоверяемых нотариусами

§ 2. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых

Примерные образцы свидетельств об удостоверении факта нахождения гражданина в живых

§ 3. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте

Примерные образцы свидетельств об удостоверении факта нахождения гражданина в определенном месте

§ 4. Удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии

Примерный образец свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке

§ 5. Удостоверение времени предъявления документов

Удостоверительная надпись на документе о времени его предъявления

Глава 26. ПЕРЕДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте

§ 2. Порядок передачи заявлений

Примерный образец заявления об отмене доверенности

Глава 27. ПРИНЯТИЕ В ДЕПОЗИТ ДЕНЕЖНЫХ СУММ И ЦЕННЫХ БУМАГ

§ 1. Внесение должником денежных сумм и ценных бумаг в депозит нотариуса

§ 2. Выдача из депозита денежных сумм и ценных бумаг

Глава 28. СОВЕРШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ

§ 1. Общие условия совершения исполнительных надписей

§ 2. Оформление исполнительных надписей на документах, представляемых ломбардами

Примерный образец оформления исполнительной надписи и залогового билета

Глава 29. СОВЕРШЕНИЕ ПРОТЕСТОВ ВЕКСЕЛЕЙ

§ 1. Общая характеристика векселя

§ 2. Протест векселя

Примерные образцы актов о протесте векселей

Глава 30. СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ

§ 1. Цель совершения морского протеста

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста

§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом

Глава 31. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

§ 1. Цель принятия мер по обеспечению доказательств

§ 2. Действия нотариуса по обеспечению доказательств

Глава 32. НОТАРИАТ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ

§ 1. Современный нотариат в российском и международном гражданском обороте

§ 2. Особенности совершения нотариальных действий с иностранным элементом

§ 3. Наследование с иностранным элементом

§ 4. Обеспечение доказательств нотариусом в отношениях с участием иностранных лиц

§ 5. Особенности совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений

§ 6. Свидетельствование верности перевода, оформление документов для выезда за границу

Примерные образцы согласия родителей на выезд ребенка за границу

§ 7. Подтверждение юридической силы документов из-за границы

Образец подшивки к удостоверяемому документу отдельного листа с проставленным апостилем

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

5. Поэтому является важным обеспечить условия для защиты экономически и юридически слабой стороны в гражданском обороте, связанном с недвижимостью, реализацию конституционного (ст. 48 Конституции РФ) права на получение бесплатной юридической помощи, причем в таких правовых процедурах и такими лицами, которые осуществляют публично-правовые функции. Нельзя систему оборота недвижимости переводить на «полностью состязательные рельсы», переводить в сферу частноправовых отношений и отбрасывать публично-правовые начала, осуществляемые нотариусами, поскольку государственная регистрация осуществляет только небольшую часть необходимого публично-правового регулирования.

В конечном счете и система учреждений юстиции, и система нотариата, и регистраторы прав, и нотариусы имеют одну цель – обеспечить правовую защиту прав участников рынка недвижимости, стабильность и бесспорность отношений собственности на недвижимость. Поэтому конечная цель совместной работы – поиск взаимодополняющего варианта юридической деятельности, когда и регистраторы, и нотариусы являются звеньями одной системы обеспечения законности в гражданском обороте, связанном с недвижимостью.



Глава 5. ПРАВИЛА НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНИЯ УДОСТОВЕРИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ НОТАРИУСОМ


§ 1. Общие правила нотариального делопроизводства


От правильной постановки ведения делопроизводства в нотариальной конторе в значительной мере зависит надлежащая организация нотариусов, четкое и быстрое обслуживание граждан и организаций, культура оформления документов.

К сожалению, на сегодняшний день порядок ведения делопроизводства является одним из самых не урегулированных законодательством вопросов нотариальной практики.

В соответствии со ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако до настоящего времени правила ведения делопроизводства не разработаны. Единственным документом, формально не отмененным, хотя и существенно устаревшим, является Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Министерством юстиции РСФСР 19 августа 1976 г. N 32. Вместе с тем единый порядок ведения делопроизводства необходим. Особенно важное значение это имеет при передаче дел от одного нотариуса к другому в связи со сложением полномочий. Рядом региональных нотариальных палат разработаны собственные инструкции (положения, правила и т.п.) по делопроизводству, применяемые нотариусами в пределах области, причем некоторые из них подготовлены на высоком профессиональном уровне, однако юридическая сила таких местных правил весьма условна.


В целях единства практики ведения делопроизводства всеми нотариусами и за неимением иного нормативного материала целесообразно, очевидно, придерживаться хотя бы основных правил, установленных вышеназванной Инструкцией и приложением N 1 к ней, естественно, с учетом изменившихся требований гражданского и семейного законодательства.

При оформлении нотариальных действий нотариусам надлежит руководствоваться Приказом Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», приложение к которому содержит формы нотариальных актов.

Нотариальное делопроизводство ведется на русском языке либо на языке, предусмотренном законодательством республик в составе РФ, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных бумаг должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Делопроизводство нотариуса включает:

– ведение документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий;

– организационно-распорядительную документацию;

– работу с жалобами, заявлениями и иными письмами граждан и организаций и контроль за их рассмотрением;

– составление номенклатур;

– ведение архива нотариальной конторы.

Ответственность за организацию и правильную постановку делопроизводства и состояние архива несет нотариус. Контроль за исполнением правил ведения делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют органы юстиции совместно с региональными нотариальными палатами.

Для учета документов и контроля за их исполнением в нотариальной конторе должны вестись следующие книги и журналы (приложение N 1 к Инструкции по делопроизводству):

а) журнал входящей корреспонденции (форма N 1);

б) журнал исходящей корреспонденции (форма N 2);

в) разносная книга для местной корреспонденции (форма N 3);

г) книга жалоб и предложений (форма N 4).

Указанные книги и журналы, а также все иные книги и журналы должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы и скреплены печатью органа юстиции (для государственных нотариальных контор) либо нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой).


§ 2. Подготовка служебных документов


При составлении нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, ведении реестров для регистрации нотариальных действий а также других книг, связанных с совершением нотариальных действий, в настоящее время возможно придерживаться Указаний по заполнению форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденных Министерством юстиции СССР 29 декабря 1973 г. (приложение 2), опять-таки с учетом имеющихся изменений в действующем гражданском и семейном законодательстве. В документах организационно-распорядительного характера следует указывать фамилию, имя, отчество нотариуса, название нотариального округа, в котором нотариусом осуществляется нотариальная деятельность, и почтовый адрес (как правило, воспроизводится в бланке документа), наименование вида документа и его заголовок. При составлении и оформлении документов необходимо также соблюдать требования Основных положений Единой государственной системы делопроизводства об адресовании, удостоверении документов, проставлении даты и отметок об их прохождении и исполнении.


Наименование вида документа должно быть указано на каждом документе (за исключением письма).

Заголовок составляется к любому документу формата А4 (210 х 297 мм) независимо от его назначения.

Заголовок формулируется составителем, он должен быть предельно кратким и точно отражать содержание документа. Заголовок не проставляется на извещениях и телефонограммах.

При написании адреса на документе необходимо соблюдать следующие правила:

– документ адресуется учреждению, его структурному подразделению или конкретному должностному лицу;

– наименование учреждения и его структурного подразделения указывается в именительном падеже;

– при направлении документа должностному лицу указывается наименование учреждения в именительном падеже, а должность и фамилия адресата – в дательном;

– почтовый адрес корреспондента указывается полностью после названия учреждения, которому направляется документ. В том случае, когда документ направляется гражданам, сначала указывается почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы получателя.

Перед почтовым адресом корреспондента указывается индекс предприятия связи места назначения.

Дата на документе проставляется путем написания числа и года цифрами, а месяца – прописью или тремя парами арабских цифр. Если документ составлен не на бланке, дата проставляется ниже подписи с левой стороны документа.

В состав подписи входят: обозначение должности лица, подписывающего документ, личная подпись и ее расшифровка, например «Нотариус (подпись) Н.А. Сергеев».

При подписании документов, составленных комиссией, указываются не должности лиц, составивших документ, а распределение обязанностей в составе комиссии (председатель комиссии, члены комиссии).

Приложения к документу перечисляются после текста документа с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров.

Если документ имеет приложения, упоминаемые в тексте, то в приложении следует указать лишь количество листов и число экземпляров.

При ответе на запрос необходимо делать ссылку на номер и дату документа-запроса.


§ 3. Прием, регистрация и отправление документов


Регистрации подлежат все документы (в том числе заявления), требующие исполнения нотариальной конторой.

Не регистрируются лишь различные печатные издания, рекламные извещения, личная переписка, поздравительные открытки, пригласительные билеты и другие подобные им документы, которые с деятельностью нотариуса не связаны.

При приеме поступающей в нотариальную контору корреспонденции прежде всего отбирается корреспонденция, доставленная не по назначению, а также проверяется целостность вложения. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по принадлежности.

Если будет обнаружено отсутствие документов или приложений к ним, об этом сообщается отправителю.


Все конверты, за исключением личной корреспонденции и писем в адрес общественных организаций, вскрываются. Конверты, как правило, уничтожаются, кроме случаев, когда они необходимы для установления адреса отправителя, а также времени отправки и получения корреспонденции.

На всех входящих документах в правом нижнем углу первой страницы проставляется регистрационный штамп (приложение 1, форма N 5). Проставление даты поступления документа не является его регистрацией. Подлежащие регистрации документы регистрируются в день поступления.

Нерегистрируемые документы, в том числе и документы, присланные в адрес общественных организаций, и с пометкой «лично», передаются по назначению.

Документы, подлежащие регистрации, учитываются в Журнале входящей корреспонденции (приложение 1, форма N 1). На каждом из этих документов, кроме даты поступления, проставляются также номер, под которым он зарегистрирован в журнале, и номер дела (наряда), в которое документ будет формироваться (подшиваться).

Заявления о принятии наследства, выдаче свидетельств о праве на наследство, об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества, о принятии мер к охране наследственного имущества, претензии кредиторов, сообщения судебных и следственных органов о наложении арестов на недвижимое имущество, если они поступили по почте, регистрируются в Журнале входящей корреспонденции и принимаются к исполнению.

Предложения, заявления и жалобы граждан регистрируются, как и вся остальная корреспонденция, в Журнале входящей корреспонденции и после их исполнения подшиваются в дело (наряд), предусмотренный номенклатурой дел нотариальной конторы.

Нотариус, рассмотревший документ, решает вопрос о порядке и сроках его исполнения (документ принимается к производству, корреспонденту дается ответ по существу и т.д.).

Документ считается исполненным тогда, когда решены все поставленные в нем вопросы и, если это требуется, дан ответ корреспонденту.

На исполненном документе проставляется отметка об исполнении и направлении его в дело (наряд).

Отметка об исполнении помещается на нижнем поле первого листа документа или за неимением места на обороте первого листа документа и включает краткую справку об исполнении (если отсутствует документ, свидетельствующий об исполнении), а также слова «в дело» и номер дела (наряда), в которое должен быть подшит исполненный документ.

Исходящие документы регистрируются в Журнале исходящей корреспонденции (приложение 1, форма N 2).

На исходящем документе проставляется номер, соответствующий порядковому номеру по Журналу исходящей корреспонденции и номеру дела (наряда), в котором будет храниться копия исходящего документа.

Корреспонденция направляется адресатам по почте или через рассыльного. В последнем случае она вручается адресату под расписку в Разносной книге (приложение 1, форма N 3).



§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)


Номенклатура дел (нарядов) составляется на основе примерной номенклатуры (приложение 1, форма N 6).

В номенклатуру должны быть включены все дела (наряды), которые ведутся в нотариальной конторе, а также реестры, книги, журналы.

Номенклатура утверждается нотариусом. Действующая номенклатура в конце каждого года уточняется и вновь вводится в действие с 1 января следующего года.

Если в течение года в нотариальной конторе возникнет необходимость в заведении не предусмотренных номенклатурой дел (нарядов), они дополнительно вносятся в номенклатуру. Для этого в номенклатуре предусматриваются резервные номера.

По окончании года в конце номенклатуры делается итоговая запись о количестве заведенных дел (нарядов).

Этот экземпляр номенклатуры дел (нарядов) является учетным документом для дел временного хранения и хранится в архиве нотариальной конторы постоянно.

Все имеющиеся в нотариальной конторе документы после их исполнения группируются в дела (наряды).

Заявления о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство или об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества, о принятии мер к охране наследственного имущества, по которым приняты эти меры, а также претензии кредиторов сразу же формируются в отдельные наследственные дела, каждое дело получает индекс, соответствующий номенклатуре дел (нарядов), затем регистрируется в Книге учета наследственных дел (приложение 1, форма N 7), и ему присваивается номер, соответствующий порядковому номеру по этой книге.

В наследственное дело подшиваются все документы, связанные с оформлением наследства по указанному заявлению.

Если наследственное дело не закончено производством в текущем году, то оно переходит в следующий год под тем же номером и перерегистрации не подлежит.

Группировать в дела (наряды) следует документы одного делопроизводственного года. Внутри дела (наряда) документы систематизируются в хронологическом порядке, причем документ-ответ должен располагаться после документа-запроса.

Примерная номенклатура дел (нарядов)

нотариальной конторы (нотариуса)

I. Делопроизводство, административно-хозяйственные вопросы

I-1. Приказы и указания Министерства юстиции РФ, министерства (управления) юстиции автономной республики, края, области, разъяснения Федеральной и региональной нотариальных палат по вопросам нотариата.

I-2. Документы финансовой и хозяйственной деятельности.

I-3. Статистические отчеты.

I-4. Справки и акты о результатах проверки работы нотариальной конторы.

I-5. Протоколы производственных совещаний.

I-6. Приказы, трудовые договоры и другие документы по личному составу.

I-7. Материалы по обобщению нотариальной практики.

I-8. Переписка с учреждениями и организациями.