Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 9404
Скачиваний: 56
государственно-правовое осуждение деяния, содержащееся в специальном правоприменительном акте. К
ответственности не относятся принудительное взыскание неуплаченного налога, пеня и прочие правовые
последствия правонарушений, не предусматривающие превентивной цели в качестве основной.
Представляет интерес то, что вопрос о справедливости, применительно к штрафной
ответственности, сводится по меньшей мере к двум противоположным подходам, существовавшим с
незапамятных времен.
Satius esse impunitum reliqui facinus nocentis quam innocentem damnari
- лучше
оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного <936>.
Receditur a placitis juris potius
quam injuriae et delicta maneant impunita
- лучше отойти от установленных законов, чем допустить,
чтобы правонарушения и преступления оставались безнаказанными <937>. Данные парные (и, вообще
говоря, взаимоисключающие) подходы учитывают и представители современной экономической науки.
Например, как полагает А. Аузан, суды могут ошибаться, и ошибки могут быть двоякого рода. Первая
ошибка, когда происходит наказание невиновных. Когда вся система законодательства устроена так,
чтобы виновный ни в коем случае не ушел от наказания. В этом случае может быть казнен невинный. Во
втором случае, когда боятся казнить невинного, бывает ошибка второго рода. Ошибка состоит в том, что
вы можете не наказать виновного, потому что вы устроили законодательство или судебную систему
слишком мягко, чтобы невинный не оказался наказан <938>.
--------------------------------
<936> Латинские юридические изречения / Сост. проф. Е.И. Темнов. М., 2003. С. 344.
<937> Там же. С. 332.
<938> Аузан А. Экономический анализ права и стратегии государственного регулирования. URL:
http://polit.ru/article/2014/06/20/auzan.
В плане российских особенностей примечательна позиция Дж. Флетчера и А.В. Наумова: немецкое
понимание правового государства носит более наступательный характер, чем американский принцип
негативной законности. В немецком понимании правовое государство - это карающий меч, для
американского гражданина правопорядок - прежде всего щит против произвола государственной власти.
Хорошо это или плохо, но менталитет российских граждан ближе к немецкому пониманию законности
<939>.
--------------------------------
<939> Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998. С.
499 - 500.
В связи с изложенным заслуживает внимания позиция Г.М. Резника о том, что презумпция
невиновности в российских судах не востребована. Презумпция невиновности - это когда недоказанная
виновность приравнивается к доказанной невиновности. У нас презумпция невиновности заменяется
достоверностью материалов предварительного следствия, и, в сущности, для того, чтобы выиграть дело,
адвокату нужно полностью развалить обвинительную конструкцию. Но по большей части это невозможно,
потому что отрицательные факты вообще не поддаются, за редким исключением, положительному
доказыванию <940>. С этим подходом соотносится и позиция председателя Мосгорсуда О.А. Егоровой
применительно к судебным процессам о нарушениях ПДД: "...если в суд представлен только
составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы
верим милиционеру. Это во всем мире так. Я была в Англии и видела их процессы. Там пришел
полицейский, он сказал. И все. Других доказательств не нужно. Потому что такое общество. Они считают,
что в полиции кристально честные и порядочные люди" <941>. Интересно и то, что еще русский юрист
Н.П. Карабчевский полагал, что несмотря на обладание в теории, по-видимому, всеми совершеннейшими
способами открытия истины, судебная истина (как и всякая, впрочем, другая!) дается нелегко и что в
уголовном деле недостаточно быть только невинным, надо еще уметь по суду объявить себя таковым
<942>! Таким образом, вопрос "национальных особенностей" судебных процессов сводится к
соотношению презумпции невиновности обвиняемого с презумпцией законности действий (актов) органов
власти, а также со стандартом доказывания органом власти факта правонарушения и, возможно, вины
обвиняемого в определенных категориях дел.
--------------------------------
<940> Резник Г. Брать стали реже, но по-крупному. URL:
http://publicpost.ru/theme/id/1631/genri_reznik_brat_stali_rezhe_no_po-krupnomu.
<941> Свобода по расчету. Интервью с председателем Мосгорсуда О.А. Егоровой. URL:
http://www.rg.ru/2009/08/26/egorova.html.
<942> Правила жизни Николая Крабчевского. URL: http://pravo.ru/story/view/110584.
Есть аргументы и для следующего высказывания: выявление и доказывание преступления в любом
случае дольше и сложнее, нежели его совершение, каким бы сложным оно не было. Таким образом, если
для ведения незаконной деятельности остаются веские экономические причины и достаточные
законодательные пробелы, никакая правоохранительная система "не угонится" за нарушителями <943>.
А. Аузан полагает, что борьба с преступностью требует определенных издержек, а сама преступность есть
своего рода экономическая деятельность (что мы очень хорошо понимаем по таким массовым и опасным
видам преступной деятельности, как наркотрафик, наркоторговля) - полная победа над преступностью
невозможна. До этого криминологи считали, что можно полностью искоренить преступность. Нельзя,
сказали экономисты, потому что в какой-то момент возникнет ситуация, когда уничтожение преступности
будет дороже, чем альтернативные издержки, связанные с осуществлением какой-то другой
общественно-полезной деятельности, например, вложения в образование, здравоохранение, культуру и
так далее, и в итоге последний преступник окажется безнаказанным. С точки зрения экономистов, борьба
с преступлениями в этом смысле носит вечный характер, она не может завершиться, это одно из
следствий трансакционных издержек <944>.
--------------------------------
<943> Гаджиев Г.А., Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Мау В.А., Захаров А.В., Мазаев В.Д.,
Кравченко Д.В., Сырунина Т.М. Конституционная экономика / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М., 2010. С. 80.
<944> Аузан А. Экономический анализ права и стратегии государственного регулирования. URL:
http://polit.ru/article/2014/06/20/auzan.
Следует также учесть определенную особенность общественного мнения в отношении некоторых
категорий правонарушений и ответственности. Как писал Ч. Беккариа, преступления, которые, по мнению
людей, не могут затронуть их лично, не настолько волнуют их, чтобы вызвать общественное негодование
против виновных <945>. П.М. Годме отмечает, что для многих украсть у казны - не значит украсть. И очень
много таких, которые, не колеблясь, постараются избежать исполнения своих налоговых обязательств и
уклониться от "почетной обязанности участвовать в государственных расходах" <946>. Ф. Верт с иронией
отмечает, что в Германии уклонение от уплаты налогов считается народным спортом <947>. По
справедливому мнению А.В. Демина, взять чужое и не отдавать свое - вещи психологически разные:
первая ситуация означает воровство, осуждаемое повсеместно, вторая же воспринимается многими как
защита "честно заработанной собственности" от посягательств государства <948>. Соответственно,
частные лица обычно не видят прямого вреда от неуплаты налогов. Современное общество, по всей
видимости, более благосклонно отнесется к человеку, не уплатившему государству определенную сумму
налога, чем к человеку, укравшему такую же сумму у конкретного частного лица.
--------------------------------
<945> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004. С. 141.
<946> Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 399.
<947> "Круглый стол" с участием иностранных гостей // Налоговое право в решениях
Конституционного Суда РФ 2006 г. С. 196.
<948> Демин А.В. Нормы налогового права. Красноярск, 2010. С. 147.
Основными нормативными актами, регламентирующими в России ответственность за нарушения
налогового законодательства, являются
НК РФ, КоАП РФ и УК РФ. Урегулированная в НК РФ
ответственность за правонарушения в сфере налогообложения имеет специальное обозначение -
"налоговая ответственность" и регламентируется в
гл. 15 - 16, 18. Ненормативным
(правоприменительным) актом, в котором от имени государства осуждается противоправное поведение, а
также применяются неблагоприятные юридические последствия (штрафы), является решение налогового
органа о привлечении к налоговой ответственности (ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П дал следующее разъяснение:
привлечение к ответственности включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой
стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений,
субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделенных
правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и
осуществлять их взыскание, а с другой - лицо (физическое либо юридическое), совершившее
правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности.
Нельзя не отметить неоднозначную позицию, выраженную в том же Постановлении КС РФ от 14
июля 2005 г. N 9-П: ответственность за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ,
носит имущественный характер, ее введение направлено на восполнение ущерба казны от налогового
правонарушения.
Представляется, что ответственность за совершение налоговых правонарушений никак не может
играть такой роли. Для упрощенного восполнения ущерба казны от несвоевременной уплаты налога
предусмотрена пеня (ст. 75 НК РФ), которая подлежит применению независимо от наличия вины и мерой
ответственности не является. Штраф за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), как и иные налоговые санкции,
имеет основной целью не восполнение ущерба казны, а предупреждение совершения правонарушений в
будущем. Для таких же правонарушений, как непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ),
несообщение сведений об открытии счета (ст. 118 НК РФ) и др., практически невозможно корректно
обосновать, что в соответствующих случаях есть какой-либо ущерб казны.
Впрочем, попытки усмотреть компенсационный характер у очевидно штрафных мер продолжают
предприниматься. Так, в Постановлении КС РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П в отношении такой меры, как
взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного
законодательства, суд высказался следующим образом: данная мера по основаниям и процедуре
применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой
принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством
общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных
интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений,
и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с
устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного
законодательства.
Есть основания полагать, что через необходимость компенсации не подлежащих исчислению
расходов государства можно обосновать компенсационный характер у любых, сколь угодно жестких
имущественных мер. Следует отметить, что еще в Постановлении КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П
система санкций, установленная в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (утратил силу) и включающая взыскание в бюджет всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли), как мера ответственности за нарушение налогового
законодательства была признана неконституционной. Отличие состоит только в том, что налоговое
законодательство предписывало взыскивать в бюджет законно полученный, но сокрытый от
налогообложения доход (вместе с налогом), а антимонопольное законодательство - незаконно
полученный доход (теоретически, налогами не облагаемый).
Впрочем, очевидно то, что штраф, как и налог или пеня, представляет собой следующее из закона
ограничение в пользу государства права собственности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, Постановление КС РФ
от 17 декабря 1996 г. N 20-П). В Постановлении ЕСПЧ от 11 января 2007 г. по делу Мамидакис против
Греции сделан вывод о том, что оспариваемый штраф составлял вмешательство государства в право,
гарантированное
первым абзацем ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции, поскольку лишал заявителя
имущества, а именно суммы, которую он был обязан уплатить.
Как и в иных видах юридической ответственности, в налоговой ответственности возможно
выделение такой известной юридической конструкции, как
состав правонарушения
(объект, объективная
сторона, субъект, субъективная сторона). Термин "состав налогового правонарушения" в НК РФ
используется, например, в п. 5 ст. 101 и в п. 7 ст. 101.4 НК РФ: руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа, решая вопрос о привлечении к налоговой ответственности, в том числе устанавливает,
образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения. Кроме того, термин "состав
налогового правонарушения" применен в ряде актов КС РФ (Постановления от 27 мая 2003 г. N 9-П и от
14 июля 2005 г. N 9-П, Определения от 18 января 2001 г. N 6-О, от 12 мая 2003 г. N 175-О, от 4 июня 2007
г. N 518-О-П, от 16 декабря 2008 г. N 1069-О-О, от 16 января 2009 г. N 146-О-О и др.).
По мнению Ю.А. Денисова, можно структурировать любой человеческий поступок как элемент
деятельности (поведения), выделив из него следующие составляющие: субъект поступка, сам поступок с
его объективной и субъективной стороны, объект поступка. Эти элементы структуры поступка
традиционно вычленяются и правоведением при исследовании феномена правонарушения. Их
объединяет понятие "состав правонарушения", которое является не чем иным, как разновидностью
человеческих поступков особого качества: общественно опасных (или вредных) поступков <949>.
--------------------------------
<949> Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и
юридический аспекты). М., 1983. С. 74.
Применительно к субъективной стороне состава налогового правонарушения необходимо
разрешить соответствующие вопросы вины, поскольку, вообще говоря, только наказание совершенных
при наличии осознанного выбора правонарушений и позволяет достичь утилитарной цели наказания -
превенции правонарушений. Исходя из Постановления КС РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П наличие состава
правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при
этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание
конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами
демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с
физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности. К основаниям
ответственности исходя из общего понятия состава правонарушения относится и вина, если в самом
законе прямо и недвусмысленно не установлено иное. Применительно к сфере уголовной
ответственности Конституция РФ закрепляет в ст. 49 презумпцию невиновности, то есть возлагает
обязанность по доказыванию вины в совершении противоправного деяния на соответствующие
государственные органы. В процессе правового регулирования других видов юридической
ответственности законодатель вправе решать вопрос о распределении бремени доказывания вины иным
образом, учитывая при этом особенности соответствующих отношений и их субъектов (в частности,
предприятий, учреждений, организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица), а также требования неотвратимости ответственности и интересы
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Решая вопрос о
распределении бремени доказывания вины, законодатель вправе - если конкретный состав таможенного
правонарушения не требует иного - освободить от него органы государственной власти при обеспечении
возможности для самих субъектов правонарушения подтверждать свою невиновность.
Но если в указанном Постановлении КС РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П не исключалась возможность
установления опровержимой презумпции виновности в неуголовных видах юридической ответственности,
то в недавнем прошлом, в периоде действия Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" установленная в нем ответственность рассматривалась ВАС РФ как применяемая вообще
вне зависимости от вины налогоплательщика (п. 3 информационного письма от 23 ноября 1992 г. N
С-13/ОП-329). Ситуация несколько изменилась после принятия Постановления КС РФ от 17 декабря 1996
г. N 20-П, в котором разъяснено, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат
доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.
Следует отметить, что КС РФ не исключает возможности применения ответственности без учета
вины и в настоящее время. Так, в Постановлении КС РФ от 25 апреля 2011 г. N 6-П отмечается, что
наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - общепризнанный принцип
привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно
быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно в законе. Кроме того,
опровержимая презумпция виновности сейчас прямо установлена в законодательстве - в Определениях
КС РФ от 7 декабря 2010 г. N 1621-О-О, от 22 марта 2011 г. N 391-О-О и от 21 июня 2011 г. N 774-О-О
разъяснено, что применительно к ст. 12.9 "Превышение установленной скорости движения" КоАП РФ,
когда правонарушение зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме
специальных технических средств, на собственников (владельцев) транспортных средств не
распространяется общее правило, согласно которому лицо, привлекаемое к административной
ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения,
пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо,
привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового
правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые
сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Соответственно, современное правовое регулирование формально закрепляет в налоговом праве
презумпцию невиновности
так же, как она предусмотрена в ст. 49 Конституции РФ: каждый обвиняемый
в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в
предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором
суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица
толкуются в пользу обвиняемого.
Представляют интерес сведения, приведенные Г.М. Резником о том, как именно исторически
развивалась идея о презумпции невиновности. Собственно презумпция невиновности работает, когда
недоказанная виновность приравнивается к доказанной невиновности. В средние века глоссаторы -
средневековые юристы поклонялись истине. Тогда выносилось три вердикта - виновен, невиновен, а
также оставлен в подозрении. Последний вердикт был преобладающим, поэтому десятки тысяч людей до
конца жизни ходили с клеймом неразоблаченного преступника. Потом додумались, что доказывать
позитивно можно только положительный факт, нельзя доказать невиновность позитивно. И стали
применять презумпцию невиновности <950>. Пример современного рудимента этих положений:
шотландское прецедентное право сейчас уникально тем, что в нем существует три возможных варианта
вердикта присяжных: "виновен", "не виновен", и "не доказано". Два последних являются оправдательными
без возможности повторного суда <951>. Соответственно, в нашей стране идеи о презумпции
невиновности исторически были восприняты из иных правопорядков, вследствие чего имеют место
определенные проблемы в ее восприятии и применении.
--------------------------------
<950> Резник Г.М. Наш суд не ведает сомнений // Новая газета. 2013. 16 дек.
<951> URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великобритания.
Формулировка ст. 49 Конституции РФ, казалось бы, не может вызывать разного толкования и
соответствует, например, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Однако,
представляется, что вполне можно было бы усовершенствовать ее, например, так: каждый обвиняемый в
совершении правонарушения (преступления) считается не совершавшим его, пока этот факт не будет
доказан в предусмотренном федеральным законом порядке; и даже если указанный факт доказан,
обвиняемый считается невиновным, пока его виновность также не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке. Действующий же вариант конституционной формулировки презумпции
невиновности, отраженный в процессуальных (процедурных) нормах соответствующих федеральных
законов, может произвести впечатление, что вопрос о доказанности совершения определенного
правонарушения (преступления) обвиняемым уже разрешен, и не в его пользу - осталось только
определиться с виной. С этой точки зрения, к сожалению, вполне справедливо замечание А.А. Тилле о
том, что в нашей стране простые люди обычно не видят разницы между признанием факта совершения
деяния и признанием вины в совершении данного деяния. Прокуроры и судьи, получающие от
обвиняемого признание факта совершения им правонарушения, обычно рассматривают это признание и в
качестве признания вины <952>.
--------------------------------
<952> Тилле А.А. Занимательная юриспруденция. М., 2000. С. 156.
Следует отметить еще одну проблему, по настоящее время не получившую однозначного
разрешения. С одной стороны, как это прямо следует из презумпции невиновности,
nemo tenetur edere
instrumenta contra se
- никто не обязан представить документы против себя <953>. В п. 18
Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечается, что при рассмотрении
гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях судам необходимо
исходить из того, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан
свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых
определяется федеральным законом.
--------------------------------
<953> Латинские юридические изречения / Сост. проф. Е.И. Темнов. М., 2003. С. 264.
С другой стороны, как отмечает, например, В.П. Тихомиров, налоговое ведомство в США имеет по
закону право требовать от граждан представления широкого круга сведений, в том числе об их личной
жизни, предпринимательской деятельности, имуществе. Это основывается на специальном изъятии из
пятой поправки к Конституции США, запрещающей властям требовать от граждан показаний или
представления сведений, которые впоследствии могут быть использованы против них <954>. По мнению
А.В. Брызгалина, положение НК РФ о том, что налогоплательщик не обязан доказывать свою
невиновность, значительно ограничено. НК РФ обязывает налогоплательщика представлять необходимые
сведения, которые могут в дальнейшем выступить доказательством его виновности <955>. При этом В.М.
Савицкий отмечает, что может иметь место или презумпция невиновности, или презумпция виновности,
ничего третьего быть не может <956>.
--------------------------------
<954> Тихомиров В.П. Предисловие к сборнику "Налоговый портфель". М., 1993. С. 10.
<955> Комментарий к НК РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1999. С.
316.
<956> Савицкий В.М. Презумпция невиновности. М., 1997. С. 3.
Некоторые авторы подчеркивают, что противостояние налогообложения общей системе права
выражается, в частности, в неприятии налоговым правом принципа презумпции невиновности. Налоговые
законы исходят из того, что налогоплательщик обязан сам собирать и сообщать налоговый "компромат" на
себя. Если он этого не делает или делает не в полном соответствии с установленными правилами, то он
признается виновным в налоговых правонарушениях и несет соответствующее наказание <957>. В
частности, в силу п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при
проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются