Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 9377

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

государственной  пошлины  из  бюджета  в  случае,  если  судебный  акт  принят  в   его   пользу,   а   также

освобождение   государственных   органов,    органов    местного    самоуправления    от    процессуальной

обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный  акт  принят  не  в  пользу

государственного  органа  (органа  местного   самоуправления),   должностного   лица   такого   органа,   за

исключением  прокурора,  Уполномоченного  по  правам   человека   в   Российской   Федерации,   расходы

заявителя  по  уплате  государственной  пошлины  подлежат  возмещению  соответствующим   органом   в

составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

Примечательна  позиция,  изложенная   в Определении ВС РФ от 7 апреля  2015  г.  N  46-КГ15-2.  В

рамках данного дела суд апелляционной инстанции, сославшись на  положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК

РФ, исключил из резолютивной части решения суда первой инстанции указание о  взыскании  с  ответчика

возмещения истцу расходов на уплату государственной пошлины, обосновав это тем,  что  администрация

городского   округа   Новокуйбышевск   является    органом    местного    самоуправления    и    от    уплаты

государственной    пошлины    освобождена.    По    мнению    ВС    РФ,     действующее     процессуальное

законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой

состоялось  решение,  и  в  том  случае,  когда  другая  сторона  в  силу  закона   освобождена   от   уплаты

государственной пошлины.

Возможность   взыскания   налогоплательщиком   в   качестве   судебных   издержек   своих    затрат,

связанных с добыванием доказательств (например, на  проведение  внесудебной  экспертизы  или  оценки

имущества), не исключается в  силу Определения КС РФ от 4 октября 2012 г. N 1851-О. По  мнению  Суда,

при разрешении вопроса  о  судебных  издержках  расходы,  понесенные  лицами,  участвующими  в  деле,

требуют  судебной  оценки  на  предмет  их  связи  с  рассмотрением  дела,  а   также   их   необходимости,

оправданности и разумности.

Впрочем, если судебный акт принимается в пользу налогового органа, то,  исходя  из Постановления

Президиума ВАС РФ от  17  марта  2009  г.  N  14278/08,  налоговый  орган,  понесший  судебные  расходы

(например, затраты на автомобильное топливо, израсходованное в связи  с  поездками  представителей  в

судебное заседание), вправе требовать их взыскания с  проигравшей  стороны.  Тем  не  менее  подобный

подход  вызывает  определенные  сомнения.  Поскольку  в  силу ст. 106 АПК РФ  к  судебным  издержкам

относятся  расходы,  понесенные  лицами,  участвующими  в  деле,  в   связи   с   рассмотрением   дела   в

арбитражном суде, в развитие данной  позиции  можно  было  бы  требовать  взыскания  с  "проигравшего"

налогоплательщика     командировочных     расходов,     заработной     платы      (премий),      выплаченных

представителям   налогового   органа   (что,   однако,   пока   не   допускается   в    соответствии    с п.  11

информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 121).

При   этом   публичная   обязанность   представлять   интересы   государства   в   налоговых   спорах

возложена  на  налоговые  органы  законодательством,  вследствие  чего  разумно  предположить,  что  их

расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде, должны производиться из  федерального

бюджета, а не за счет налогоплательщика,  вне  зависимости  от  исхода  дела.  Следует  отметить,  что  в

Постановлении КС РФ от 18 июля 2008  г.  N  10-П  разъяснено,  что  расходы  государственной  власти  на

осуществление ее конституционных функций покрываются в первую очередь  за  счет  такой  необходимой

составной  части  бюджета,  как  налоги  и  сборы,  а  также  за   счет   внебюджетных   средств,   имеющих

публично-целевое назначение, к каковым относится плата за оказание  публичных  услуг  физическим  или

юридическим лицам. Судья Налогового суда США Д. Ларо приводит сведения  о  том,  что  если  судебный

спор   вызван   изначально   необоснованными   претензиями   налоговой   службы,    то    по    завершении

разбирательства  в  пользу  налогоплательщика  он  вправе  требовать  компенсации   всех   издержек   из

бюджета.  Но  государство  ни  при  каких  обстоятельствах  не  вправе  требовать  такой  компенсации   от

налогоплательщика <1089>.

--------------------------------

<1089> Ларо Д. "Случаев, когда налоговая  служба  не  исполняет  судебного  решения,  принятого  в

пользу налогоплательщика, я в своей практике не встречал..." // Налоговед. 2009. N 3. С. 32.

Интересно то, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16693/11  приведена

правовая позиция, не исключающая бесконечной череды судебных процессов. Как указал Суд, по  смыслу

норм АПК  РФ  право  на  возмещение  судебных  расходов  распространяется   не   только   на   расходы,

непосредственно  связанные  с  рассмотрением  спора,  но  и  на  судебные  расходы,  которые   понесены

участвующим  в  деле  лицом  в  связи  с  рассмотрением  арбитражным  судом  заявлений,  ходатайств   и

совершением отдельных  процессуальных  действий.  Рассмотрение  судом  заявлений  о  распределении

судебных расходов не является исключением.  Соответственно,  по  мнению  ВАС  РФ,  вполне  допустима

процессуальная  "матрешка"  -   сначала   проходит   процесс   N   1   по   взысканию   судебных   расходов,

понесенных в рамках основного (первичного) дела, потом - процесс N 2 по взысканию судебных  расходов,

понесенных в рамках процесса N 1, и т.д.


background image

Однако   принятые   впоследствии   акты   КС   РФ   позволяют   утверждать,   что   сейчас   подобная

процессуальная  "матрешка"  уже  невозможна.  Так,  в Определении КС РФ от 21 марта  2013  г.  N  461-О

выражена  следующая  правовая  позиция:  вступление  в   законную   силу   решения   суда   не   является

препятствием для рассмотрения судом вопроса о судебных расходах: в этом случае данный вопрос может

быть разрешен определением суда  в  соответствии  со ст. 104 ГПК РФ в том же производстве,  в  котором

рассматривалось  само  гражданское  дело.  Рассмотрение   судом   требования   о   взыскании   судебных

расходов,   которое   не   является   самостоятельным   имущественным   требованием,    таким    образом,

осуществляется в рамках гражданского дела, по  которому  судом  уже  принято  решение  по  существу,  и

поэтому не составляет отдельного гражданского дела, а значит,  и  участие  в  рассмотрении  заявления  о

взыскании судебных расходов по делу не  порождает  дополнительного  права  на  возмещение  судебных

расходов, вызванного необходимостью такого участия.

С учетом незначительного размера государственной пошлины в делах об обжаловании для  частных

субъектов,  эффективно  защитивших  свои  права  в  суде,  зачастую  большее  значение  имеют  вопросы

взыскания с государственного органа расходов на  представителей.  В  Постановлениях  Президиума  ВАС

РФ от 15 октября 2013  г. N 16416/11, от 26 ноября 2013  г. N 8214/13 разъяснено, что  обязанность  суда

взыскивать  расходы  на  оплату  услуг  представителя,  понесенные  лицом,   в   пользу   которого   принят

судебный  акт,  с  другого   лица,   участвующего   в   деле,   в   разумных   пределах   является   одним   из

предусмотренных  законом   правовых   способов,   направленных   против   необоснованного   завышения

размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на  реализацию  требования ст. 17 (ч. 3) Конституции

РФ. Именно поэтому  в ч. 2 ст. 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязании  суда  установить  баланс

между правами лиц, участвующих в деле (Определение КС РФ от 21 декабря 2004 г. N 454-О).

В Определении КС РФ от 20 марта 2014 г.  N  664-О  отмечается,  что  гражданское  процессуальное

законодательство  при  этом  исходит  из  того,  что  критерием  присуждения  расходов  на   оплату   услуг

представителя при  вынесении  решения  является  вывод  суда  о  правомерности  или  неправомерности

заявленного истцом  требования  (Определение КС РФ от 19 января 2010 г. N  88-О-О).  В  свою  очередь,

вывод   суда    о    правомерности    или    неправомерности    заявленного    истцом    в    суд    требования

непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части решения суда  (ч. 5 ст. 198

ГПК РФ), о том, подлежит ли иск  удовлетворению,  поскольку  только  удовлетворение  судом  требования

подтверждает  правомерность  принудительной  реализации  его   через   суд   и   влечет   восстановление

нарушенных прав  и  свобод,  что  в  силу ст. ст. 19 (ч.  1) и 46 (ч. ч. 1 и 2) Конституции  РФ  и  приводит  к

необходимости возмещения судебных расходов.

Кроме того,  в Постановлении Президиума ВАС РФ  от  15  октября  2013  г.  N  16416/11  приведены

сведения, позволяющие  оценивать  профессионализм  представителя  для  целей  определения  размера

взыскиваемых судебных расходов. Суд отметил, что адвокатом общества был  проделан  большой  объем

работы (подготовка искового заявления, формирование комплекта  документов,  прилагаемых  к  исковому

заявлению,  подготовка  письменных   возражений   на   отзыв,   апелляционной   и   кассационной   жалоб,

заявления   об   увеличении   исковых   требований,    письменных    объяснений    по    делу,    отзыва    на

апелляционную жалобу  ответчика,  участие  в  судебных  заседаниях  всех  инстанций,  рассматривавших

дело, работа над делом в  течение  более  чем  одного  года),  приведшей  к  отмене  судом  кассационной

инстанции решения суда первой инстанции и постановления  суда  апелляционной  инстанции,  а  также  в

дальнейшем к вынесению судебных актов в пользу общества. Данное  обстоятельство  свидетельствует  о

высокой степени результативности деятельности упомянутого адвоката.

Исходя  из  упомянутого Постановления Президиума ВАС РФ от  26  ноября  2013  г.  N  8214/13  при

определении разумных пределов  расходов  на  оплату  услуг  представителя  принимается  во  внимание:

относимость расходов по делу; объем и сложность выполненной работы; нормы  расходов  на  служебные

командировки,  установленные  правовыми  актами;  время,  которое   мог   бы   потратить   на   подготовку

материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость  сходных  услуг  с

учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов  о  цене  на

рынке    юридических     услуг;     продолжительность     рассмотрения     дела;     другие     обстоятельства,

свидетельствующие о  разумности  этих  расходов.  Реализация  права  по  уменьшению  суммы  расходов

судом возможна лишь  в  том  случае,  если  он  признает  эти  расходы  чрезмерными  в  силу  конкретных

обстоятельств дела.  Вынося  мотивированное  решение  об  изменении  размера  сумм,  взыскиваемых  в

возмещение соответствующих расходов, суды  не  вправе  уменьшать  его  произвольно,  тем  более  если

другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых  с

нее расходов. Дополнительные  ориентиры  есть  и  в Постановлении Президиума ВАС РФ  от  4  февраля

2014 г. N 16291/10: при рассмотрении вопроса о  разумности  судебных  расходов,  включающих  условное

вознаграждение,   арбитражный   суд,   кроме    проверки    фактического    оказания    юридических    услуг

представителем, также вправе оценить качество оказанных услуг, в том числе  знания  и  навыки,  которые

демонстрировал    представитель,    основываясь,    в    частности,    на    таких    критериях,    как    знание


background image

законодательства  и  судебной  практики,  владение  научными  доктринами,  знание  тенденций   развития

правового регулирования спорных институтов в  отечественной  правовой  системе  и  правовых  системах

иностранных  государств,  международно-правовые  тенденции  по  спорному  вопросу,  что   способствует

повышению   качества   профессионального   представительства   в   судах    и    эффективности    защиты

нарушенных    прав,    а     также     обеспечивает     равные     возможности     для     лиц,     занимающихся

профессиональным юридическим представительством, на получение при соблюдении указанных  условий

выплат премиального  характера  при  высокопрофессиональном  осуществлении  ими  своих  функций  на

равных  условиях  с  лицами,  работающими  по   трудовому   договору   или   контракту   государственного

служащего и имеющими потенциальную возможность премирования за успешное выполнение заданий.

По всей видимости, при оценке сложности  дела  для  целей  определения  разумности  расходов  на

представителя в арбитражных судах свою роль сыграет  и  информационное письмо Президиума ВАС РФ

от 1 июля 2014 г. N 167 "Рекомендации по применению критериев сложности споров,  рассматриваемых  в

арбитражных судах Российской Федерации". При разграничении дел  по  категориям  правовой  сложности

(особо сложные, сложные и менее сложные  - п. 2) авторы данного документа, как ни странно,  исходят  из

того, что дела, связанные с применением  налогового  законодательства,  являются  сложными (п. 18), т.е.

такие дела  в  усредненном  варианте  проще,  чем  дела  особо  сложные  (где  объектом  спора  является

недвижимость, в том числе и земля  - п. 12; о создании, реорганизации и ликвидации  организаций  - п. 13;

споры о ценных бумагах, о защите деловой репутации и  споры  из  внедоговорных  обязательств  - п. 14 и

др.). Не менее удивительно и то, что  дела  о  взыскании  обязательных  платежей  и  санкций  отнесены  к

делам менее сложным  (п. п. 18, 23), притом что по своей сути они могут ничем не  отличаться  от  дел  по

судебному обжалованию решений по результатам  налоговых  проверок.  Какими  именно  соображениями

руководствовались, и какие именно данные использовали авторы этого  документа,  предложив  подобное

разграничение,  к   сожалению,   неясно.   Определенные   в   информационном   письме   дефиниции,   как

представляется,   не   позволяют   понять   произведенное    разграничение    дел    по    категориям.    Так,

непосредственно  в п. 2 указанного документа разъяснено,  что  правовая  сложность  дела  определяется

исходя из категории дела (правовой природы  экономического  спора  или  иного  дела);  при  этом  учтены

временные данные  по  выполняемой  судьей  при  производстве  дел  в  судах  первой,  апелляционной  и

кассационной инстанций работе.

Интересно  то,  что  в  приведенном Постановлении Президиума ВАС РФ  от  15  октября  2013  г.  N

16416/11    даны    ориентиры    относительно    того,    несколько    вообще    достоин    судебной    защиты

соответствующий  интерес  (в  целях  определения  разумных   судебных   расходов).   По   мнению   Суда,

страховая   компания,   являясь   ответчиком   по   иску    о    выплате    страхового    возмещения,    будучи

профессионалом в данной сфере деятельности, ссылалась на отсутствие сложности  в  рассматриваемом

споре и однозначно сложившуюся судебную практику об обязанности такую выплату осуществить, то  есть

подтвердила   отсутствие   неопределенности   по   поводу   своей   обязанности    исполнить    договорное

обязательство. Несмотря на это, страховая компания отказалась  осуществить  выплаты  в  добровольном

порядке, что  свидетельствует  об  отсутствии  у  нее  достойного  защиты  интереса  в  снижении  размера

судебных расходов по критерию сложности рассматриваемого дела.

Этот подход ВАС РФ интересно соотнести с позицией К.А. Сасова. По мнению данного  специалиста,

зачастую налоговый  орган,  доказывая  несложность  дела,  сам  признает,  что  в  периоде  арбитражного

спора   имелась   устойчивая    судебная    практика    на    уровне    ВАС    РФ    по    вопросу,    подобному

рассматриваемому. Такое заявление означает,  что  положительный  для  налогоплательщика  итог  спора

был инспекции изначально очевиден. Соответственно, можно говорить  о  том,  что  налоговый  орган  был

осведомлен о заведомом негативном результате возбужденного по  его  инициативе  дела  <1090>.  Таким

образом, если в рамках спора о распределении судебных расходов налоговый орган будет  настаивать  на

их снижении, мотивируя это несложностью дела, налогоплательщик может использовать это  утверждение

против налогового органа, указав на следующее из него отсутствие достойного судебной защиты интереса

налогового органа.

--------------------------------

<1090> Сасов К.А. Возмещение судебных расходов  налогоплательщика:  презумпция  разумности  //

Налоговед. 2014. N 1. С. 71.

В этом плане весьма интересны  сведения,  приведенные  С.Г.  Пепеляевым:  в  Бельгии,  например,

существует тарификация возмещаемых  судебных  издержек,  в  зависимости  от  цены  иска  установлены

минимум  и  максимум  возмещаемой  суммы.  Так,  при  значительной  цене  иска   (более   1   млн.   евро)

возмещаемые судебные издержки могут находиться в пределах от 1 тыс. евро до 30 тыс.  евро  <1091>.  В

России  же  продолжается  дискуссия,  связанная  с   проблемой   так   называемого   гонорара   успеха:   в

соответствии  с Постановлением КС РФ от 23 января 2007  г.  N  1-П  в  системе  действующего  правового

регулирования отношений по возмездному оказанию правовых услуг  не  предполагается  удовлетворение


background image

требования исполнителя о выплате вознаграждения по договору возмездного оказания услуг, если данное

требование обосновывается условием, ставящим размер оплаты услуг  в  зависимость  от  решения  суда,

которое  будет  принято  в  будущем.  При  этом,  как  это  разъяснено  в п. 6   информационного   письма

Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007  г.  N  121  "Обзор  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с

распределением   между   сторонами   судебных   расходов   на   оплату   услуг   адвокатов   и   иных   лиц,

выступающих в  качестве  представителей  в  арбитражных  судах",  для  возмещения  судебных  расходов

стороне, в пользу которой принят судебный акт, значение имеет единственное обстоятельство -  понесены

ли соответствующие расходы. Независимо от способа определения  размера  вознаграждения  (почасовая

оплата, заранее определенная  твердая  сумма  гонорара,  абонентская  плата,  процент  от  цены  иска)  и

условий его выплаты (например,  только  в  случае  положительного  решения  в  пользу  доверителя)  суд,

взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.

--------------------------------

<1091> Пепеляев С.Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных  судах.  М.,  2013.

С. 103, 104.

Компромиссная  позиция  изложена  в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4  февраля  2014  г.  N

16291/10: в целях обеспечения баланса интересов сторон реализуется  обязанность  суда  по  пресечению

неразумных,   а   значит    противоречащих    публичному    порядку    Российской    Федерации    условных

вознаграждений представителя в судебном процессе, обусловленных исключительно  исходом  судебного

разбирательства  в  пользу   доверителя   без   подтверждения   разумности   таких   расходов   на   основе

критериев фактического оказания поверенным предусмотренных договором судебных юридических  услуг,

степени участия представителя в формировании правовой позиции стороны, в пользу которой  состоялись

судебные акты по  делу,  соответствия  общей  суммы  вознаграждения  рыночным  ставкам  оплаты  услуг

субъектов аналогичного рейтингового уровня и т.д.

Соответственно, вопрос о возможности взыскания в  качестве  судебных  расходов  гонорара  успеха

остается дискуссионным.

В  соответствии  с ч. 2 ст.  27  АПК  РФ  арбитражные  суды   разрешают   экономические   споры   и

рассматривают иные дела с участием в т.ч. организаций, являющихся юридическими лицами, а в  случаях,

предусмотренных АПК РФ и  иными  федеральными  законами,  -  с  участием  государственных  органов,

органов    местного    самоуправления,    образований,    не     имеющих     статуса     юридического     лица.

Соответственно,  представляет  интерес  определить,  должен   ли   орган   власти,   чьи   акты   (действия,

бездействие) обжалуются, иметь  статус  юридического  лица  для  реализации  заинтересованным  лицом

права на обжалование. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 августа 1995 г. N 5416/95 отмечается,

что рассматриваемый спор вытекает из административных,  а  не  гражданских  правоотношений,  поэтому

необоснованна  ссылка  арбитражного  суда  на  то,  что  районный  комитет  по   земельным   ресурсам   и

землеустройству  может  участвовать  в  деле  только  при  наличии  у  него  статуса   юридического   лица.

Соответственно, наличие (либо  гипотетическое  отсутствие)  у  налогового  органа  статуса  юридического

лица не имеет правового значения для реализации заинтересованным лицом права на обжалование.

Общая  норма  относительно

срока

  на  судебное  обжалование  ненормативных   правовых   актов,

решений и действий (бездействия) налоговых  органов  (их  должностных  лиц)  установлена  в ч. 4 ст. 198

АПК РФ, в ч. 1 ст. 219 КАС РФ (ранее - в ст. 256 ГПК РФ). Заявление может быть подано в суд  в  течение

трех  месяцев

 со дня, когда гражданину, организации стало известно  о  нарушении  их  прав  и  законных

интересов, если иное не  установлено  федеральным  законом.  Пропущенный  по  уважительной  причине

срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Кроме  того,  исходя   из   обязательного   административного   досудебного   обжалования,   следует

учитывать п. 3 ст.  138  НК  РФ:  в  случае  обжалования  в  судебном  порядке  актов  налоговых  органов

ненормативного  характера,  действий  или  бездействия  их  должностных   лиц   (за   исключением   актов

ненормативного  характера,  принятых  по  итогам  рассмотрения   жалоб,   апелляционных   жалоб,   актов

ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и

надзору  в  области  налогов  и  сборов,  действий  или   бездействия   его   должностных   лиц)   срок   для

обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало  известно

о принятом вышестоящим налоговым

органом  решении  по  соответствующей   жалобе

, или со дня  истечения  срока  принятия  решения  по

жалобе  (апелляционной  жалобе),  установленного п. 6 ст.  140 НК РФ (т.е. в общем  случае  -  месячного

срока).

Таким  образом,  для  случая,  когда  в  установленный  срок  решение  по   жалобе   (апелляционной

жалобе) вышестоящим налоговым органом не вынесено, досудебный порядок  в  этот  момент  становится

соблюденным (п. п. 2, 3 ст. 138 НК РФ, п. 71 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N  57),  и

налогоплательщик   может   обращаться   в   суд.    При    этом    возникает    вопрос,    начинает    ли    для

налогоплательщика  с  данного  момента  отсчитываться  срок  на   обращение   в   суд.   Исходя   из п. 72


background image

Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 при проверке  соблюдения  налогоплательщиком

сроков обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении (об отказе в  привлечении)

к ответственности за совершение налогового правонарушения, как вступившего,  так  и  не  вступившего  в

силу, судам следует исходить из того, что  с  таким  заявлением  налогоплательщик  вправе  обратиться  с

момента истечения  срока,  установленного п. 3 ст. 140 НК РФ для рассмотрения жалобы, и  до  истечения

трех месяцев с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесении вышестоящим  налоговым

органом решения по жалобе.

Соответственно,  если  решение  по  жалобе   (апелляционной   жалобе)   вышестоящим   налоговым

органом вообще не вынесено, с точки зрения ВАС РФ,  по  истечении  срока  рассмотрения  такой  жалобы

налогоплательщик  может  обратиться  в  суд  в  любой  момент.   Следовательно,   ВАС   РФ   фактически

разделяет право на обращение в суд и срок на обращение в  суд  (право  на  обращение  в  суд  возникает

еще до того, как начинает исчисляться срок на обращение в суд).

В Определении   КС   РФ   от   18   ноября   2004   г.   N   367-О    разъясняется    цель    введения    в

законодательство сроков на обжалование: само по себе установление в законе  сроков  для  обращения  в

суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий

(бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью  обеспечить  стабильность  и  определенность

административных и иных публичных правоотношений. Исходя из п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от

10 февраля 2009 г. N 2 при  подготовке  дела  к  судебному  разбирательству  надлежит  учитывать,  что  к

обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения  данной  категории  дел,  в  частности,

относится соблюдение срока обращения с заявлением в суд.

Еще  один  немаловажный  аспект.  В Постановления Президиума ВАС РФ  от  9  ноября  2010  г.  N

8148/10  отмечается,  что ч. 4 ст.  198 АПК РФ связывает  начало  течения  срока  на  подачу  заявления  о

признании ненормативного акта недействительным с  моментом,  когда  лицо  узнало  о  нарушении  своих

прав  и  законных  интересов,  а  не  с  моментом,  когда  оно  могло  или  должно   было   узнать   о   таком

нарушении.

Данный  подход,  несмотря  на  формулировку АПК  РФ,  вообще  говоря,  вызывает  определенные

сомнения.  Во-первых,  традиционно  считается,  что

scire et scire debere  aequiparantur  in  jure

 - знать и

предполагаться знающим - это с точки зрения права одно и то же <1092>. Во-вторых, очевидно,  что  такой

способ  исчисления  срока  создает  трудноразрешимые  практические   проблемы.   Придание   правового

значения психическим состояниям и процессам индивида (вина, беспристрастность,  момент  узнавания  и

т.д.) означает, что анализу подвергается не столько сам  психический  процесс  или  состояние  (т.к.  точно

узнать о  том,  что  конкретно  думал  или  осознавал  индивид  в  определенный  момент  времени  крайне

сложно), сколько поведение индивида (высказывания,  действия  и  т.д.),  на  основании  анализа  которого

опосредованно делается вывод о взаимосвязанных психических состояниях (процессах).  Соответственно,

решение вопроса о том, что налогоплательщик в определенный  момент  именно  узнал  о  нарушении  его

прав, может являться неоднозначным.

--------------------------------

<1092> Латинские юридические изречения / Сост. проф. Е.И. Темнов. М., 2003. С. 344.

По сравнению с  общим  трехлетним  сроком  исковой  давности  (ст. 196 ГК  РФ)  рассматриваемый

трехмесячный срок незначителен. По всей видимости, государство  предпочитает  в  административных  и

иных публичных правоотношениях особую стабильность  и  определенность.  Можно  отметить,  что  в п. 9

Постановления  Пленума  ВАС  РФ  от  22  декабря  1992  г.  N  23   "О   некоторых   вопросах   применения

арбитражными судами  Основ  гражданского  законодательства  Союза  ССР  и  республик  на  территории

Российской Федерации" (принятом еще до вступления в силу НК РФ, современных АПК РФ, ГПК РФ и КАС

РФ) ранее было разъяснено следующее: в связи с тем что гражданское  законодательство  рассматривает

признание     недействительным     не     соответствующего     законодательству     ненормативного      акта

государственного  органа  в  качестве  способа   защиты   гражданских   прав   (ст. 6  Основ   гражданского

законодательства), следует исходить из того, что к указанным правоотношениям применяется общий  срок

исковой давности.

Пропущенный по уважительной причине срок на судебное обжалование может  быть

восстановлен

.

В Определении КС РФ  от  18  ноября  2004  г.  N  367-О  выражена  правовая  позиция,  в  соответствии  с

которой вопрос о причинах  пропуска  срока  решается  судом  после  возбуждения  дела,  т.е.  в  судебном

заседании.  В Постановлении Президиума ВАС  РФ  от  31  января  2006  г.  N  9316/05  указано,  что  суду

надлежит выяснять причины  пропуска  срока  в  предварительном  судебном  заседании  или  в  судебном

заседании;  отсутствие  причин  к  восстановлению  срока   может   являться   основанием   для   отказа   в

удовлетворении заявления (но не для возвращения заявления либо прекращения производства  по  делу).

В связи с этим представляет  интерес Постановление ФАС ВВО от 29 августа 2008 г. N  А31-6044/2007-20:

предусмотренный  в ч. 4 ст.  198 АПК РФ срок для  подачи  заявления  не  является  пресекательным,  его