Файл: зачет по муниципальному праву.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2020

Просмотров: 3208

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.

2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.

6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.

7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

8. Органы местного самоуправления как юридические лица.

9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.

10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.

13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.

15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.

16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

17. Основные теории местного самоуправления.

18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.

Информация об изменениях:

19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.

Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.

24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.

25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.

26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.

27. Территориальное общественное самоуправления (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия

28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.

Понятие межмуниципального сотрудничества

29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.

30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.

33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.

34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.

36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением

37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.

39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.

40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.

43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.

44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.

45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.

46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.

48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.

49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.

50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.

51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.

52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.

54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).

56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.

57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения

58. Гарантии права граждан РФ на осуществление местного самоуправления.

59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.

60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.

4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов поселений;

5) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

Органы местного самоуправления поселения имеют право на создание музеев поселения.

К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесены: формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района и оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации, реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района.

К вопросам местного значения городского округа в области культуры отнесены: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечение жителей городского округа услугами организации культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; формирование и содержание муниципального архива.

Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев городского округа, обеспечение условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа, оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа.


Музейный фонд состоит из государственной части Музейного фонда РФ и его негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. Вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с негосударственной частью Музейного фонда РФ определены Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления в области культуры отнесены вопросы: формирования местных бюджетов и фондов развития культуры, разработки и принятия местных нормативов финансирования культуры; регулирования в пределах своих полномочий отношений собственности в области культуры; создания, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры, регистрации организаций культуры на подведомственной территории; создания и ликвидация местных органов управления в области культуры, определения их структуры и полномочий, назначения руководителей местных органов управления в области культуры; назначения руководителей муниципальных организаций культуры; строительства зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; контроля условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры. Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Основными задачами муниципальных органов управления культуры являются:

1) сохранение и развитие культурного потенциала муниципальных образований, разработка эффективных социально-экономических мер защиты и поддержки культуры и искусства;

2) создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, для формирования у жителей муниципальных образований позитивных ценностных установок;

3) обеспечение культурного обслуживания жителей муниципальных образований с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп;

4) создание условий для культурно-творческой деятельности, всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования населения;

5) обеспечение для жителей доступности культурных объектов;

6) сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия;

7) обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами этих городов.


Российская Федерация гарантирует право всех этнических общностей, компактно проживающих вне своих национально-государственных образований или не имеющих государственности, на национально-культурную автономию. Законодатель определил национально-государственную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные автономии местного уровня учреждаются на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Полномочия национально-культурной автономии местного уровня определены Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии". Согласно данному Закону национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов местного самоуправления; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; разрабатывать и представлять в соответствующие органы местного самоуправления предложения о сохранении развитии национальной культуры и др.

Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой помощи национально-культурным автономиям в пределах своих полномочий.



27. Территориальное общественное самоуправления (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия


Территориальное общественное самоуправление – форма самоорганизации граждан по месту жительства для решения непосредственно или путем избрания органов местного самоуправления вопросов местного значения.

Границы территории жилого массива, где осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается представительными органами местного самоуправления (городской думой) на основе предложений жителей с учетом исторических, культурных, социально-экономических особенностей территории и организации деятельности жилищно-коммунальных служб.

Принципы территориального общественного самоуправления:

Широкое участие граждан в выработке и реализации решений по вопросам развития территории.

Самостоятельность создаваемых органов территориального общественного самоуправления в определении их компетенции, в обеспечении финансово-экономической основы деятельности.

Выборность органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольность и подчиненность населению.

Открытый и публичный характер деятельности территориального общественного самоуправления.


Законность.

Сочетание местных интересов с интересами развития муниципального образования и национально-государственными интересами.

Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления рассматривается уставом муниципального образования, а так же постановлением представительного органа. Основы деятельности территориального общественного самоуправления закреплены в Конституции РФ и законодательными актами субъектов федерации.

Органы местного самоуправления могут наделять органы территориального общественного самоуправления с их согласия своими полномочиями по решению социально-экономических проблем с передачей соответствующих средств. Органы местного самоуправления обеспечивают необходимую организационную помощь, оказывают методическую и консультационную поддержку, способствуют формированию финансово-экономической основы деятельности территориального общественного самоуправления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления осуществляются на собраниях, сходах или конференциях граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок, определенный положением территориального общественного самоуправления (обычно не меньше двух лет).

Избранными в органы территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов по отношению к другим кандидатам, или больше половины голосов граждан, которые приняли участие в голосовании.

Право избирать имеют граждане, проживающие на данной территории.

Компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется собранием, сходом или конференцией. Территориальное общественное самоуправление может добровольно применять обязанности и полномочия, передаваемые органами местного самоуправления. Например, обязанности по организации досуга населения, по воспитанию детей и молодежи, по сохранению, эксплуатации жилого и нежилого фонда, по охране окружающей среды и правопорядка, по содействию благотворительности и движений милосердия, по защите прав потребителей и так далее. В положении о территориальном общественном самоуправлении может устанавливаться сфера совместной компетенции.

Органы территориального общественного самоуправления наделяются правами юридического лица, что дает возможность с момента государственной регистрации:

Создавать предприятия и организации для осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории.

Учреждать общественные объединения, некоммерческие организации, клубы по интересам.

Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, строительству, эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фонда, объектов социально-бытовой сферы с использованием собственных финансовых средств и средств местного бюджета, запланированных на эти цели.


Сдавать в аренду помещения, здания, сооружения, находящиеся на балансе органов территориального общественного самоуправления.

Использовать собственные финансовые ресурсы для увеличения норм расходов в социальной сфере.

Кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ, реализуемых на данной территории.

Создавать фонды местной инициативы.

Участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений.
• Определять в соответствии с уставом штаты и порядок оплаты труда работников.

Осуществлять другу, не запрещенную законом, деятельность.

Органы территориального общественного образования не реже одного раза в год отчитываются в результатах своей деятельности на собраниях, сходах граждан или конференциях жителей.

Ущерб, принесенный органами территориального общественного самоуправления в результате неправомерных действий или бездействий, возмещается предприятиям, организациям и гражданам в полном объеме.


28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.


Понятие межмуниципального сотрудничества

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, допуская такую форму деятельности муниципальных образований, как межмуниципальное сотрудничество, не раскрывает детально ее смысла. Однако с учетом системного толкования его положений (о порядке создания и деятельности форм межмуниципального сотрудничества, их целях, задачах) можно вывести определение межмуниципального сотрудничества. Это совокупность урегулированных законодательно отношений муниципальных образований, нацеленных на создание ими совместных организационных форм в целях организации взаимодействия их органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований на территории отдельных субъектов РФ и Российской Федерации в целом.

Межмуниципальное сотрудничество – одно из проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией РФ. Соответственно право на межмуниципальное сотрудничество представляет собой элемент права муниципальных образований на самоуправление.

Право территориальных корпораций (местных сообществ) на сотрудничество при осуществлении их полномочий, в том числе на вступление в рамках закона в ассоциации с другими территориальными корпорациями для осуществления задач, представляющих общий интерес, зафиксировано в ст. 10 Европейской хартии местного самоуправления.

Идее единого общенационального объединения муниципалитетов уже почти полтора столетия. В январе 1862 г. Московское дворянское собрание (земская организация) верноподданнейше просило Александра II "всемилостивейше дозволить дворянству избрать от своей среды уполномоченных от каждой губернии по два, с возложением на них обязанности исправлять новое положение о поместных крестьянах, дозволить сим уполномоченным собраться в одной из столиц, в виде общего или Государственного Дворянского собрания". В феврале того же года с похожей просьбой к императору обратилось Тверское дворянское собрание; повторно Московское дворянское собрание с подобной просьбой на высочайшее имя обратилось в январе 1865 г. Вообще одна из основных политических целей органов самоуправления той поры заключалась в достижении того, чтобы земская реформа была завершена созданием всероссийского представительства.