Файл: зачет по муниципальному праву.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2020

Просмотров: 3210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.

2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.

6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.

7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

8. Органы местного самоуправления как юридические лица.

9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.

10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.

13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.

15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.

16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

17. Основные теории местного самоуправления.

18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.

Информация об изменениях:

19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.

Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.

24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.

25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.

26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.

27. Территориальное общественное самоуправления (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия

28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.

Понятие межмуниципального сотрудничества

29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.

30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.

33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.

34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.

36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением

37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.

39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.

40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.

43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.

44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.

45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.

46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.

48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.

49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.

50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.

51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.

52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.

54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).

56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.

57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения

58. Гарантии права граждан РФ на осуществление местного самоуправления.

59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.

60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.


54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.


Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта и связи регламентируются Градостроительным и Земельным кодексами РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

-размещения железнодорожных путей;

-размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

-установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

-размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

-размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

-установления полос отвода автомобильных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

-размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

-размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

-выделения береговой полосы.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

-размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

-размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;


-установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.


55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).


ФЗ от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

Устав МО – необходимый элемент правовой основы МСУ (на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ о МСУ определяются организации и формы осуществления МСУ в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, другие положения об организации МСУ, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц МСУ).

Разработка проекта устава или внесения в него изменений, дополнений отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования. Руководитель представительного органа издает соответствующий правовой акт, в котором определяется состав участников группы по подготовке проекта, порядок и сроки, в котором он должен быть разработан. К разработке проекта привлекаются наиболее квалифицированные специалисты. За 30 дней до его принятия проект публикуется в средствах массовой информации с одновременным опубликованием порядка учета предложений по проекту Устава.

Устав муниципального образования принимается либо населением, либо представительным органом МСУ на заседании квалифицированным большинством (не менее 2/3) от числа установленного для данного представительного органа.

Порядок принятия и государственной регистрации устава МО:

1) Принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений отнесено к исключительной компетенции представительного органа МО (закон допускает принятие устава непосредственно населением (на сходе) только в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, в которых представительный орган не формируется).

2) Проект устава, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию не позднее 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, внесении в него изменений и дополнений (одновременно должен быть опубликован установленный представительным органом МО порядок учета предложений по проекту устава, акта о внесении в него изменений и дополнений; устанавливается порядок участия граждан в обсуждении опубликованного проекта).

Устав МО, внесение в него изменений и дополнений принимаются большинством в 2/3 голосов депутатов представительного органа МО.

3) Порядок государственной регистрации устава МО (устав подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ ).

Регистрирующий орган:

· проверяет соответствие устава МО КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта РФ;

· проверяет соблюдение установленного ФЗ порядка принятия устава МО;


· присваивает уставу МО государственный регистрационный номер;

· выдает свидетельство о государственной регистрации устава МО;

· включает сведения об уставе МО в государственный реестр уставов МО субъекта РФ.

Решение о государственной регистрации устава МО принимается в 30-дневный срок со дня его представления для государственной регистрации (дата государственной регистрации – день внесения сведений в государственный реестр).

Регистрирующий орган вправе принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации (в 5-дневный срок направляется главе МО) (не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении).

Основания для отказа в государственной регистрации (противоречие устава КРФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; нарушение установленного ФЗ порядка принятия устава, внесения в него изменений и дополнений).

В судебном порядке могут быть обжалованы (отказ в государственной регистрации устава, внесения в него изменений и дополнений, нарушение установленных сроков государственной регистрации).

Устав МО, изменения и дополнения в него вступают в силу после их государственной регистрации и официального опубликования (глава МО в течение 10 дней после официального опубликования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования для включения этих сведений в государственный реестр).

Изменения и дополнения, внесенные в устав и изменяющие структуру органов МСУ, полномочия этих органов и выборных должностных лиц МСУ вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа МО, принявшего решение о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Устав МО должен содержать:

1) Наименование МО с указанием его границ и территории (возможно закрепление в уставе символики МО, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции).

2) Вопросы местного значения, относящиеся к ведению МО (перечень в ФЗ 2003 применительно к каждому виду МО; при наличии собственных ресурсов МО могут решать иные вопросы, не относящиеся к компетенции других МО и не исключенные из ведения МО ФЗ и законами субъектов РФ) (перечень вопросов местного значения внутригородских МО в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливается законами этих субъектов).

3) Организационную структуру МСУ, правовой статус органов и должностных лиц, условия и порядок организации муниципальной службы, порядок формирования органов МСУ, их наименование и полномочия (наличие в структуре органов МСУ представительного органа, главы МО и местной администрации является обязательным) (уставом МО органы МСУ наделяются правами юридического лица, устав – основание для их государственной регистрации в качестве юридических лиц).


Устав МО должен устанавливать виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу МПА.

4) Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (местный референдум; муниципальные выборы; сходы граждан; собрания (конференции) граждан; публичные слушания; правотворческая инициатива граждан; голосования по отзыву выборных лиц МСУ; голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО; ТОС и др.).

5) Виды ответственности органов и должностных лиц МСУ, основания наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов (основания и порядок отзыва населением выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц МСУ).

6) Экономическую основу осуществления МСУ, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ (возможно создание в этих целях контрольного органа МО).

7) Порядок внесения изменений и дополнений в устав МО с учетом требований ФЗ 2003.

Устав МО может содержать также другие положения об организации МСУ, компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц МСУ в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.

Вступление в силу. Устав должен пройти государственную регистрацию, которая осуществляется соответствующим органом юстиции, регистрация проходит в уведомительном порядке. Единственная причина в отказе государственной регистрации – противоречие положений Устава государственному законодательству. Регистрация должна быть осуществлена в течение месяца. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован.

Муниципально-правовой акт обязательное для исполнения на территории муниципального образования, документально оформленное решение, принятое населением, органами МСУ, должностными лицами, устанавливающие либо изменяющие общеобязательное правило или имеющее индивидуальный характер по вопросам местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, которые передаются государством органам МСУ.

Виды актов, принимаемых на локальном уровне:

· Устав – основной нормативно-правовой акт, правоустанавливающий акт общего характера, может быть как нормативного.

· Решение – нормативно-правовой акт, оно так и ненормативного характера, может приниматься жителями (референдум, собрание или выборным органом МСУ).

· Постановление – принимается выборным органом и издается главой муниципального образования, может быть как нормативного, так ненормативного характера.

· Распоряжения и приказы – акты оперативно-конкретного характера, имеющие распорядительное значение, распоряжения издаются главой муниципального образования, приказы издают заместители главы и руководители структурных подразделений.


· Положения – нормативно-правовой акт, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждаемые распорядительным актом).

· Инструкция – свод правил для выполнения чего-нибудь.

· Регламент – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы органов МСУ.

· Договоры – соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или превращении взаимных прав и обязанностей.

Все локально-правовые акты не должны противоречить уставам и решениям, принятым населением. Эти акты обязательны для исполнения, это законы за неисполнение наступает ответственность, в том числе административная.

38. Понятие и развитие территориальных основ МСУ

Территориальные основы МСУ – совокупность МПН, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию МСУ (формирование и состав территории МО, границы территории МО, порядок их установления и изменения).

Административно-территориальное деление – подразделение территории государства, при котором функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц (выступает неотъемлемой частью государственного устройства) (в соответствии с ним организуется государственная власть).

Этапы развития территориальных основ МСУ:

1) С 1990 – 1991 по октябрь – декабрь 1993 (органы МСУ создавались и функционировали в границах административно-территориальных единиц; принципы административно-территориального устройства, предполагающие соподчинение органов власти разного территориального уровня, были перенесены на систему МСУ).

2) С октября 1993 (поселенческий принцип территориальной организации МСУ – территориальной основой МСУ выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения) (КРФ не дала ответа на вопрос о территориальной организации МСУ – она не связывает территориальную организацию МСУ с административно-территориальным устройством, но и не исключает возможности такого решения вопроса).

3) ФЗ 1995 (вслед за ГК введено понятие МО; территориальная организация МСУ не связывается с административно-территориальными единицами; не дан исчерпывающий перечень территориальных единиц, в границах которых осуществляется МСУ).

4) ФЗ 2003 (установил единообразную для всех субъектов РФ территориальную организацию МСУ) (предусмотрено формирование следующих видов МО: городские и сельские поселения; муниципальный район; городской округ; внутригородские муниципальные образования городов федерального значения;

Принципы территориальной организации МСУ – законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования МО, состав территории МО, а также порядок установления и изменения их границ.

Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ МО: