Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3765

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальный заказ увязывается с муниципальными нуждами, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения задач местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Детальное регулирование отношений муниципального заказа предусмотрено в специальном Федеральном законе от 21 июля 2005 г. 171 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 31.12.2005 N 207-ФЗ). Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В названном Законе определены субъекты и объекты муниципальных правоотношений, механизм размещения и выполнения муниципального заказа, порядок проведения торгов, особенности национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, а также участия учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в размещении заказов.

Особый порядок участия в муниципальном заказе предусмотрен в ст. 15 для субъектов малого предпринимательства.

В Законе широко освещены процедуры: проведение конкурса на право заключения муниципального контракта, аукционов, размещение заказов путем запроса котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и т.д.


Глава VII. ПЛАНИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


В результате освоения данной главы обучающийся должен:

знать:

- понятие и содержание стратегии развития муниципального образования;

- основы планирования в муниципальном образовании, его признаки и особенности;

уметь:

- определять цели и задачи планирования в муниципальном образовании;

- анализировать сложившуюся в муниципальном образовании ситуацию, основываясь на данных исследований, отчетов и аналитических записок;

владеть:

- навыками составления планов социально-экономического развития муниципального образования;

- навыками бюджетного планирования в муниципальном образовании;

- навыками организационного планирования.


Стратегия развития территориального образования является важнейшим элементом управления. Все действия органов местного самоуправления и должностных лиц должны быть подчинены стратегии развития. Стратегия формируется коллективно органами общей и специальной компетенции на определенный период. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.


Долгосрочный период, в соответствии с п. 20 ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 172-ФЗ), определяется продолжительностью свыше шести лет.

Стратегическое планирование, в соответствии с п. 9 ст. 8 Закона N 172-ФЗ, должно иметь научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение.

Согласно ст. 6 Закона N 172-ФЗ органы местного самоуправления:

1) определяют долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;

2) разрабатывают, рассматривают, утверждают (одобряют) и реализуют документы стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Это означает, что стратегические планы основываются на вопросах местного значения, закрепленных для каждого вида муниципального образования в Федеральном законе N 131-ФЗ (2003 г.);

3) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;

4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами. В данной норме содержится ограничение для субъектов РФ. Они не могут устанавливать иные полномочия в области стратегического планирования для муниципальных образований.

В стратегии обозначаются основные разработчики. Это, как правило, отдел или управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики, плановые отделы администрации муниципального образования, научные учреждения.

Стратегия определяет также исполнителей. В качестве исполнителей, например в городах, выступают органы местного самоуправления специальной компетенции: финансовый орган, отделы (управления) строительства и перспективного развития, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, городского хозяйства, защиты населения и т.д. в зависимости от инфраструктуры города.

Стратегия предусматривает основную цель. Цель должна соответствовать нормам Конституции РФ, Федерального закона N 131-ФЗ, законов субъекта РФ и устава муниципального образования. Эта цель является единой в масштабе всей страны, и называется она "обеспечение надлежащего уровня и условий жизни людей". Вся деятельность должна быть подчинена именно достижению указанной цели. Кроме того, в качестве цели нужно обозначать развитие институтов непосредственной демократии, местный референдум, правотворческую инициативу и др.

Далее важно определить задачи по достижению цели. Основными задачами могут быть: развитие реального сектора экономики, сокращение безработицы, укрепление финансовой основы, привлечение инвестиций, жилищное строительство, ремонт жилого фонда, строительство и ремонт школ, дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, дорог, инженерной инфраструктуры, физкультурно-оздоровительных комплексов, обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения, повышение уровня социальных услуг для жителей муниципального образования, развитие торговли, повышение размера заработной платы во всех сферах общественной жизни, обеспечение бюджетных учреждений современным оборудованием, улучшение качества обучения в школах, колледжах, вузах, укрепление материальной основы учреждений культуры и повышение их роли в осуществлении воспитательной функции среди молодежи и т.д.


Стратегия развития должна стать основой для разработки плана социально-экономического развития, местного бюджета и организационного плана на очередной год или на три года.

В целях вовлечения жителей в управление в стратегию развития целесообразно включать такие формы его осуществления, как местный референдум, публичные слушания, собрания, конференции по планам, программам, бюджету и т.д.

Исходя из вышеизложенного, под стратегией развития муниципального образования можно понимать совокупность мероприятий материального, духовного, социально-культурного, организационного характера, имеющих долгосрочную перспективу, осуществляемых органами и должностными лицами с участием населения, направленных на улучшение жизни людей и развитие инфраструктуры территории.

Здесь есть и субъекты, и объект управления, и цели, и способы их достижения. Другими словами, можно сказать так: есть базис и есть надстройка. А управление как раз и состоит из группы базисных и надстроечных отношений, о чем упоминалось в первой главе настоящей работы.

Стратегия отличается от планов социально-экономического развития тем, что в ней формируется представление о развитии муниципального образования на более длительный период. Она выступает в роли системы, включающей планирование как элемент этой системы. Иногда на практике стратегия развития сливается с планом или программой, которые являются ее продолжением и конкретизируют основные составляющие стратегии.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона N 172-ФЗ к документам стратегического планирования муниципального образования относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

В соответствии со ст. 13 Закона N 172-ФЗ проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение граждан, трудовых коллективов органом местного самоуправления. На уровне муниципального образования это полномочие может быть отнесено к исполнительно-распорядительному органу, который формирует проекты стратегических планов.

При этом замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены органом местного самоуправления, ответственным за разработку проекта.

По замечаниям и предложениям целесообразно составлять план критических замечаний и предложений с пояснением возможности или невозможности их выполнения.

Все же более правильный подход в осуществлении управления наблюдается в тех муниципальных образованиях, где долгосрочная стратегия развития реализуется в ежегодных планах и бюджетах. В этой связи долгосрочную стратегию нужно формировать и утверждать отдельно от обычных планов.



§ 1. Планирование, его виды и значение в управлении

муниципальным образованием


1.1. Понятие планирования, его признаки и виды


Планирование - это научно обоснованная, профессиональная, ответственная деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемая с учетом мнения жителей муниципального образования на основе действующего законодательства, теории и практики, направленная на формирование, обсуждение, принятие, исполнение планов, программ местного бюджета в целях решения задач местного значения и осуществления отдельных государственных функций. Планирование - это основа управления, его неотъемлемый элемент.

Из этого следует, что планирование представляет собой подсистему управления, состоящую из взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов материального, правового и организационного свойства, имеющих определенную цель - решение задач местного значения и осуществление отдельных государственных функций <1> с учетом мнения жителей муниципального образования.

--------------------------------

<1> Государственные функции осуществляются в муниципальных районах и городских округах, если им переданы государственные полномочия.


В системе местного самоуправления сложились традиционно три основных вида планирования:

- планирование социально-экономического развития территории;

- финансовое (бюджетное) планирование;

- организационное планирование.

Все три вида планирования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Планы социально-экономического развития выполнимы только при наличии бюджетных средств у муниципального образования, если есть финансовые ресурсы, значит есть возможность для решения задач местного значения, для обеспечения жизнедеятельности. Если же финансовых ресурсов нет или недостаточно, планы не выполняются или намеченные работы выполняются не в полном объеме.

Поэтому при формировании планов социально-экономического развития в обязательном порядке необходимо сопоставить их показатели с наличием финансовых ресурсов, т.е. бюджетными показателями.

Что касается организационного планирования органов местного самоуправления, то его предназначение состоит в обеспечении выполнения плана социально-экономического развития и бюджета муниципального образования. Умение организовать управленческую деятельность полностью обусловлено наличием качественного организационного плана, связывающего все звенья управления муниципальным образованием.

Все виды планирования должны осуществляться профессионалами своего дела, т.е. должностными лицами, имеющими соответствующее образование, опыт управления территорией, способности в области плановой работы, обладающими комплексным, системным методом моделирования территориального развития.


1.2. Планирование имеет определенные признаки



Некоторые из них универсальны, некоторые имеют особенности, обусловленные видом планирования.

К универсальным общим можно отнести следующие признаки:

1) все виды планирования являются элементами единой системы управления;

2) планирование осуществляется осознанно группами профессионалов;

3) это ответственная деятельность должностных лиц и органов местного самоуправления, имеющая постоянный, непрерывный характер;

4) деятельность осуществляется в границах муниципального образования на основе закона, устава муниципального образования;

5) деятельность нацелена на решение задач местного значения и осуществление отдельных государственных функций;

6) деятельность предполагает подведение итогов;

7) все виды планирования обусловлены учетом мнения населения;

8) планы утверждаются представительным органом местного самоуправления.

К особенным, для каждого вида плана, можно отнести следующие признаки:

1) каждый вид планирования имеет свое собственное определение понятия;

2) проекты всех трех видов планов формируются на основе разных нормативных актов, принятых государственными органами и органами местного самоуправления;

3) проекты планов формируются разными группами специалистов, обладающих необходимой компетентностью;

4) планы социально-экономического развития представляют собой материальную часть деятельности органов местного управления;

5) финансовые планы - это планы финансового обеспечения материальной части;

6) организационные планы - это планы, обеспечивающие организацию управленческой деятельности по своевременному выполнению планов социально-экономического развития и правильному освоению финансовых ресурсов, выделенных на эти цели.


1.3. Принципы планирования


Под принципами планирования следует понимать основополагающие начала, применяемые при формировании, утверждении и выполнении планов. К ним можно отнести следующие:

1) самостоятельность в формировании, принятии и выполнении планов;

2) сбалансированность и соответствие всех видов планов, их научно обоснованный характер;

3) обеспечение спроса и предложения на рынке по различным направлениям;

4) сбалансированность развития реального сектора экономики, сферы услуг, посредничества;

5) обеспечение сочетания в деятельности субъектов различных форм собственности на территории муниципального образования;

6) соответствие мощностей, денежных средств, трудовых ресурсов планируемым работам, услугам;

7) возможное объединение средств и мощностей субъектов различных форм собственности для строительства объектов жизнеобеспечивающего значения;

8) непрерывность и преемственность планирования;

9) конкретность и срочность намеченных работ, услуг, организационных мероприятий;

10) соответствие намеченных видов деятельности компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления;