ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3766
Скачиваний: 1
В ст. 15 Конституции РФ прямо установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Получается, что сегодня эта норма не выполняется. Следует заметить, что Конституция РФ не делегирует правомочия собственника органам местного самоуправления, а наделяет ими исключительно население.
Внутри самого Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.) на этот счет также имеются противоречия. С одной стороны, все виды имущества принадлежат муниципальным образованиям на основании ст. 50 этого Закона, т.е. триада правомочий у муниципального образования, с другой - в ст. 51 эти правомочия собственника закреплены только за органами местного самоуправления. Имущество находится в собственности населения, а правомочия собственника - в руках органов местного самоуправления. Получается никому не понятное разделение: у одних - собственность, у других - триада правомочий на нее. Возможно, по этой причине закон в этой части плохо работает. В данном случае заложена возможность возникновения конфликта между жителями муниципального образования и органами местного самоуправления. Такие противоречия необходимо устранить, привести законы в соответствие с Конституцией РФ.
§ 6. Приватизация муниципальной собственности. Инвестиции.
Муниципальный заказ
Приватизация собственности является одним из важнейших элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Это экономический способ приумножения финансовых ресурсов местного самоуправления, сочетающийся с мерами административно-правового характера.
Предназначение приватизации муниципальной собственности состоит в следующем.
Во-первых, органы местного самоуправления вправе продавать убыточные объекты, на финансирование которых направляются большие затраты из бюджета. Тем самым достигается экономия бюджетных средств на другие нужды. Кроме того, объекты, проданные в частную собственность, обретают в большинстве случаев улучшенное состояние и становятся источником дохода для местного бюджета. К тому же это один из способов становления и развития предпринимательской деятельности.
Во-вторых, разумная приватизация приносит доход местному бюджету.
Инвестиции. Важнейшим средством становления и развития объектов муниципальной собственности, а также местных финансов является инвестиционная деятельность.
Под инвестициями следует понимать совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся по поводу привлечения дополнительных денежных средств, получения кредитов, выпуска муниципальных займов для развития и укрепления муниципальной собственности (строительства новых объектов производственного назначения и реанимации убыточных предприятий и организаций).
Правовое регулирование отношений, складывающихся в результате инвестиционной деятельности, осуществляется в основном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Инвестиции могут стать одним из наиболее важных инструментов финансового развития муниципальных образований, так как они являются вложениями в развитие предпринимательской деятельности, налогообложение которой позволит пополнить местный бюджет. С другой стороны, резкий отток инвестиций может вызвать финансовый кризис в муниципальном образовании, недостаток финансовых ресурсов для реализации программ экономического и социального развития муниципального образования <1>.
--------------------------------
<1> Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. М., 2000. С. 167.
В целях обеспечения стабильности инвестиционной политики является важным установление ст. 14 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР 1991 г., предусматривающее введение в действие норм, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности в связи с изменениями в законодательстве, не ранее чем через год после их опубликования.
По нашему мнению, эти сроки недостаточны для такого направления. Частое изменение законодательства в России является причиной того, что иностранные инвесторы не идут к нам с инвестициями, опасаются вкладывать средства в развитие производства.
Поэтому законодатель должен предусмотреть правила, согласно которым внесение изменений в законы об инвестициях должно осуществляться не ранее чем через 15 - 20 лет. Наилучшим вариантом был бы такой, при котором существенные положения законов об инвестициях вообще не подвергались изменениям. Только тогда можно рассчитывать на приток иностранных инвестиций. Защита интересов инвесторов от изменения политического курса государства и от принятия законов, ущемляющих права субъектов инвестиционной деятельности, гарантирована нормами о запрете безвозмездной национализации, реквизиции инвестиций и применения к ним иных равных по последствиям мер. Возмещение вреда, причиненного подобными действиями, включает в себя полное возмещение всех понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Отдельные виды инвестиций (их перечень определяет федеральный законодатель) подлежат обязательному страхованию.
Что касается иностранных инвестиций, то в соответствии со ст. 6 Закона "Об иностранных инвестициях" иностранным инвесторам предоставляется столь же благоприятный правовой режим, что и отечественным. Такая инвестиционная деятельность может протекать в тех же видах, что и отечественная. Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, в том числе и относящиеся к муниципальной собственности.
Федеральные органы стремятся создавать как законодательные, так и финансовые стимулы для регионов к привлечению инвестиций. На сегодняшний день складывается ситуация, "при которой чем активнее регион в привлечении инвестиций, тем меньше он получает от федерального бюджета. В итоге получается, что от привлечения инвестиций региональный бюджет может даже пострадать" <1>.
--------------------------------
<1> Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов. URL: http://xn-d1abbgf6aiiy.xn-p1ai/news/17232 (дата обращения: 08.02.2016).
Федеральные органы ставят амбициозные цели в сфере привлечения инвестиций. Так, в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" была поставлена задача "повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году" <1>. Идея об улучшении инвестиционного климата на уровне федеральной власти, безусловно, является позитивным шагом. Однако правильно ли выбрана цель проведения инвестиционной политики и соответствуют ли намеченные действия реализации данной цели?
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129343 (дата обращения: 08.02.2016).
Во-первых, необходимо учитывать, на основании каких компонентов строится рейтинг. В рейтинг Doing Business 2013 <1> вошли следующие компоненты: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, кредитование, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности.
--------------------------------
<1> Ведение бизнеса 2013 // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/Foreign/DB13-Overview-Russian.pdf (дата обращения: 08.02.2016).
С учетом недостатка средств местных бюджетов для развития производства, социальной и культурной сферы в муниципальных образованиях привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, должно являться одним из важнейших направлений работы органов местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> Пешин Н.Л. Правовое регулирование финансовой системы местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 158, 159.
Реализация правовых актов, принятых на уровне Российской Федерации, осуществляется очень медленными темпами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Органы государственной власти субъектов РФ фактически не принимают нормативные акты и программы, нацеленные на привлечение инвестиций, на развитие производства и социально-культурной сферы. Можно привести лишь отдельные примеры таких решений на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Так, Постановлением главы администрации Алтайского края от 15 мая 1998 г. N 306 <1> была утверждена программа стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций в экономику Алтайского края, предусматривающая условия привлечения средств для развития производства.
--------------------------------
<1> Материалы Управления законодательства субъектов РФ Министерства юстиции РФ.
Постановлением Законодательного Собрания Кемеровской области от 8 июля 1998 г. был утвержден Закон N 38-ОЗ "О привлечении кредитов администрацией области", ст. 5 которого предусматривает выделение бюджетных ссуд для развития малого предпринимательства за счет гарантийного фонда Кемеровской области по стимулированию и созданию малых предприятий.
При этом поручительства администрации области предприятиям малого предпринимательства предоставляются в размере не более 66% от общей суммы кредита при условии, что не менее одной трети от суммы поручительства обеспечивается исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по отдельному договору поручительства между администрацией области и органами местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
Решением Новосибирского областного Совета депутатов от 17 апреля 1996 г. было утверждено "Положение о предоставлении краткосрочных ссуд, выдаваемых из бюджета", в соответствии с которым краткосрочные ссуды выдаются предприятиям всех форм собственности, способствующим социально-экономическому развитию области, сроком на 6 месяцев на возвратной и платной основе, со ставкой процента до 1,2 действующей процентной ставки Центрального банка РФ.
При этом ссуды предоставляются: на проведение структурной перестройки производства; на уплату целевых кредитов, направленных на закупку оборудования и материалов; на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> Материалы Управления законодательства субъектов РФ Министерства юстиции РФ.
В Омской области Постановлением главы администрации от 19 июля 1995 г. N 352-П был создан Сибирский инвестиционный фонд <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
Наиболее эффективно институт инвестиций используется в Краснодарском крае (города Сочи, Краснодар, Новороссийск, Туапсинский район), Тюменской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях. Так, в 2008 - 2013 гг. в экономику Краснодарского края привлечено инвестиций 3,7 трлн. рублей. Здесь среднегодовой темп роста инвестиций составляет 116%.
Экономический форум, состоявшийся в июне 2015 г. в Санкт-Петербурге, возможно, будет способствовать притоку иностранных инвестиций.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях в большей степени принимаются решения, регулирующие прямые вложения в производство товаров, оказание услуг, приобретение оборудования, разработку и осуществление предпринимательских проектов, касающихся развития производства, и т.д. Такие решения приняты в основном в ряде городских муниципальных образований Сибири и Северо-Западного региона <1>. При этом ссуды выдаются, как правило, из местного бюджета. Следует заметить, что это незначительные средства, но, тем не менее, они хоть в какой-то мере способствуют становлению производства.
--------------------------------
<1> Там же.
Муниципальный заказ. Важнейшим средством, обеспечивающим развитие производственной и иной деятельности, является муниципальный заказ. С помощью муниципального заказа органы местного самоуправления могут способствовать развитию добросовестной конкуренции по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию различных услуг.
В муниципальном заказе заинтересованы предприятия различных организационно-правовых форм, так как он гарантирует реализацию их возможностей, способствует росту производства, совершенствованию его технологий, накоплению оборотных средств.
Кроме того, муниципальный заказ нацелен на обеспечение занятости населения и укрепления позиций российского товаропроизводителя.
Изучение практической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что муниципальный заказ имеет применение в городах, районах и даже в крупных сельских муниципальных образованиях, где имеются бюджетные средства. Муниципальный заказ применяется в строительстве объектов социально-бытового обслуживания, дорожном строительстве, строительстве газовых систем населенных пунктов, ремонте школ, больниц и т.д.
Муниципальный заказ способствует развитию отношений органов местного самоуправления с предприятиями и организациями различных форм собственности, стимулирует расширение производства и сферы оказания услуг. Это позволит в итоге через определенное время расширить источниковую базу для местного бюджета, от увеличения доходной части которого зависит объем выделяемых средств в виде капиталовложений в развитие отечественного товаропроизводителя, а также инфраструктуры муниципального образования.
В соответствии со ст. 54 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (2003 г.) организацией муниципального заказа занимаются органы местного самоуправления. Их деятельность состоит в следующем.
1. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.
3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.