ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3764
Скачиваний: 1
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) действует на основании устава, зарегистрированного органом местного самоуправления соответствующего поселения. ТОС в соответствии с его уставом может быть юридическим лицом (Закон "Об общих принципах..." 2003 г., ч. 5 ст. 27).
В соответствии со ст. 27 компетенция ТОС разделена на две части. Первую часть составляет исключительная компетенция собрания, конференции граждан. Вторую часть составляет компетенция органов территориального общественного самоуправления.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан относятся:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение отчетов о деятельности органов ТОС.
В основном это вопросы конструирования ТОС и стратегические направления его деятельности.
К компетенции органов ТОС относят:
1) представление интересов населения;
2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях, конференциях;
3) осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности по удовлетворению социально-бытовых потребностей граждан и т.д.;
4) внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления.
В большей степени это вопросы представительского и исполнительно-распорядительного характера.
Все функции и полномочия, установленные законом, должны быть зафиксированы в уставе ТОС.
Собрания, конференции, публичные слушания.
Под собранием следует понимать форму коллективного участия в осуществлении местного самоуправления, относящуюся к разновидности реализации непосредственной демократии.
Такая форма предусмотрена ст. 29 Закона "Об общих принципах..." (2003 г.).
Согласно Закону собрания граждан могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности местного самоуправления и должностных лиц.
Собрания проводятся по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования. Собрание соответственно может быть назначено представительным органом либо главой муниципального образования. Собрание, проводимое по инициативе граждан, назначается представительным органом.
Обращения, принятые собранием, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся задач.
Итоги собрания подлежат опубликованию (обнародованию).
Под конференцией следует понимать форму осуществления местного самоуправления через делегатов, выдвинутых на собраниях граждан для представления их интересов при решении задач местного значения.
Порядок назначения конференции, выдвижения делегатов на конференцию определяется уставом муниципального образования, иными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, уставом территориального общественного самоуправления.
Конференция принимает, равно как и собрание граждан, обращения в адрес представительного органа либо главы муниципального образования, которые должны быть соответственно рассмотрены и на которые должны быть даны ответы в установленные законом сроки.
Итоги конференции подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в местной печати либо по местному телерадиовещанию.
Публичные слушания - это форма участия осуществления местного самоуправления, выраженная в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
Они организуются и проводятся по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования (Закон "Об общих принципах..." 2003 г. (ст. 28).
Предметом обсуждения на публичных слушаниях являются наиболее значимые вопросы местного значения. К ним названный Закон относит проекты устава, местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования, вопросы о преобразовании муниципального образования.
Предложения и заключения обобщаются и могут быть внесены в проекты при их доработке.
Результаты публичных слушаний желательно опубликовывать (обнародовать) в целях обеспечения сокращения разрыва между населением и органами местной публичной власти, а также в целях усиления контроля за реализацией разумных предложений избирателей.
Учет мнения людей - это важный способ, обеспечивающий успешный процесс осуществления власти и управления.
Глава XI. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- особенности и систему муниципальных правовых актов;
- специфику природы муниципального правотворчества, его стадии, субъекты;
- порядок разработки и принятия муниципально-правовых актов, внесения в них изменений и дополнений;
- содержание и особенности устава муниципального образования, порядок его принятия, вступление в силу изменения и дополнения;
- понятие и критерии правовой и социально-экономической эффективности муниципально-правовых актов;
уметь:
- толковать нормы муниципально-правовых актов, осуществлять их адекватное применение к конкретным фактическим ситуациям;
- решать правовые коллизии, возникающие в процессе применения норм муниципально-правовых актов;
владеть:
- навыками системного анализа муниципально-правовых актов;
- навыками составления проектов муниципально-правовых актов;
- навыками подготовки квалифицированных заключений по проектам муниципально-правовых актов;
- навыками проведения правовой, антикоррупционной и иных предусмотренных действующим законодательством видов экспертиз муниципально-правовых актов;
- навыками оценки эффективности муниципально-правовых актов;
- навыками ознакомления с юридической практикой по реализации муниципально-правовых актов;
- навыками работы с современными правовыми системами "КонсультантПлюс", "Гарант", другими ресурсами.
§ 1. Понятие и виды муниципальных правовых актов
Муниципальный правовой акт в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона "Об общих принципах..." (2003 г.) определяется как решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Правовые акты являются важнейшим средством осуществления задач и целей, поставленных перед местным самоуправлением, одной из основных форм управленческой деятельности в системе местного самоуправления. Правовые акты - это управленческие решения.
В системе местного самоуправления правовые акты обладают рядом признаков.
1. Они принимаются при осуществлении функций и полномочий субъектами муниципального права. Таковыми являются сообщества граждан, принимающих решения на местном референдуме, сходе, органы и должностные лица местного самоуправления.
2. Все правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, носят подзаконный характер, т.е. они должны соответствовать действующим законам.
3. Правовые акты местного самоуправления имеют официальный характер в силу того, что выражают волю граждан муниципального образования или волю органа местного самоуправления, должностного лица и влекут юридические последствия.
4. Решение субъектов муниципального права становится правовым актом при условии соблюдения процедуры его принятия и надлежащего оформления. Решение должно быть составлено в письменном виде и подписано уполномоченным на то должностным лицом.
Правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, можно разделить на два вида. К первому виду нормативных актов можно отнести решения, принимаемые населением на местном референдуме, на собрании или сходе. Ко второму виду актов относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления. Такое деление вытекает из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статьями 7, ч. 7 ст. 22, ч. ч. 6, 7 ст. 25 предусмотрено принятие решений гражданами непосредственно на местном референдуме, на собрании или сходе. К тому же указывается на силу решения местного референдума и на обязательность доведения его результатов до сведения граждан. Доказывать наличие таких фактов нет особой необходимости.
Решения, принимаемые на сходах, собраниях граждан, также являются нормативными правовыми актами. Такие акты принимаются в виде уставов, положений об органах территориального общественного самоуправления и т.д. В большей степени это проявляется в тех случаях, когда собрание, сход выполняет функции представительного органа.
Вторая группа актов - это акты местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти акты подразделяются на две группы: нормативные правовые акты - это акты, устанавливающие общеобязательные правила; и индивидуальные акты, касающиеся только конкретных отношений либо определенных лиц.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления действуют на всей территории муниципального образования. Они рассчитаны на многократное применение.
Индивидуальные правовые акты могут распространяться на конкретных лиц. К ним можно отнести решения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Эти акты порождают, изменяют, прекращают правоотношения.
Нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления и должностными лицами, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования. В случае несоответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации или другим законодательным актам они могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, а также признаны недействительными по решению суда.
Решения, принимаемые на уровне местного самоуправления, обладают различной юридической силой. Высшей юридической силой обладают нормативные правовые акты, принимаемые на местном референдуме, сходе граждан, а также нормативные правовые акты общеобязательного характера, принятые представительным органом местного самоуправления. Например, решение по бюджету, устав муниципального образования и другие решения, принимаемые по вопросам исключительной компетенции представительного органа, обладают высшей юридической силой среди актов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Каждый нормативный правовой акт, принимаемый органами и должностными лицами местного самоуправления, должен быть обоснованным. Это означает, что перед принятием такого правового акта изучается вопрос о его необходимости и полезности, о последствиях, которые могут возникнуть при его реализации, о затратах, которые несет в себе этот правовой акт. В практике принятия правовых актов уже наметилась тенденция, когда к разработанному проекту решения составляется обоснование, которое в обязательном порядке рассматривается органом, принимавшим данное решение. Это касается и представительных, и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, и должностных лиц местного самоуправления. Такой порядок подготовки нормативных актов закреплен в основном в уставах муниципальных образований, в регламентах представительных органов, а также в специальных актах представительных или исполнительно-распорядительных органов о порядке подготовки нормативных правовых актов. Изучение этих документов свидетельствует, что для принятия решения, требующего материальных затрат, в нем обязательно должны быть указаны объемы финансирования мероприятий, источник финансирования, а также этапы (сроки) выделения финансовых ресурсов на решение тех или иных задач.
Процесс принятия нормативного правового акта органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления можно разделить на четыре стадии: изучение вопроса о необходимости принятия решения; подготовка концепции обоснований и самого проекта решений; обсуждение и принятие решения; доведение решения до сведения исполнителей и граждан, проживающих в границах муниципального образования.
Первая стадия - изучение вопроса. Для изучения вопроса создаются комиссии, группы, в состав которых могут входить депутаты, должностные лица местного самоуправления, специалисты, представители общественности и т.д.
В ходе изучения вопроса обследуются сферы деятельности, по которым должно быть принято решение. Для выяснения ситуации и обеспечения учета мнений граждан проводятся опросы или консультативные референдумы, организуются народные обсуждения тех или иных предложений, являющихся основой для принятия решения. Такие решения приняты, например, при объединении поселений в границах района в единое муниципальное образование в ряде районов Саратовской области. С учетом мнения населения приняты решения об образовании единых муниципальных образований в городах Балаково, Балашов, Хвалынск, Энгельс. В Ивановской области аналогичным способом были решены данные вопросы в г. Фурманове и Фурмановском районе.
Вторая стадия - это подготовка концепции и проекта решения на основе материалов, составленных подготовительной группой. В подготовке решения принимают участие все заинтересованные лица. Это и депутаты, и должностные лица местного самоуправления, и специалисты, и граждане. Подготовленный проект решения, если он затрагивает интересы и права граждан, как правило, подлежит опубликованию в средствах массовой информации или доводится до сведения граждан иными способами. Он может быть также обсужден в трудовых коллективах. После этого проект дорабатывается и направляется соответствующему органу или должностному лицу для принятия.
Третья стадия - это обсуждение проекта решения и его принятие. Порядок в данном случае зависит от того, какой орган принимает это решение представительный или исполнительно-распорядительный.
Если решение принимается представительным органом местного самоуправления, проекты документов заблаговременно направляются депутатам. На заседании (сессии) представительного органа проводится обсуждение проекта решения. Предварительно проект решения может быть обсужден в комиссиях или комитетах, если таковые имеются в составе представительного органа.
В обсуждении проекта принимают участие все депутаты. Проект, как правило, оглашается. По проекту дается обоснование необходимости его принятия и о последствиях принятия, т.е. ожидаемых результатах. Затем проект принимается за основу. После принятия проекта решения за основу путем голосования принимаются поправки к нему. Каждый депутат имеет право на обоснование своей поправки. После того как все поправки проголосованы, проект решения ставится на голосование для принятия его в целом. Решение считается принятым, если за него проголосовало то количество депутатов, которое предусмотрено в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или уставах муниципальных образований. А здесь есть различия. Одни законы и уставы предусматривают, что необходимо свыше 50% от общего числа избранных депутатов, другие поднимают эту планку до 2/3 при голосовании по наиболее важным вопросам.