Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3623

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 названного Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления. Ответ на обращение подписывается руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 названного Федерального закона, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном названным Федеральным законом. Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.


Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Иногда письма пересылаются для подготовки ответа тем должностным лицам, в адрес предприятия или организации которых поступила жалоба. Они готовят ответ заявителю и копию ответа направляют в орган местного самоуправления. В результате образуется замкнутый круг, и вопросы не решаются. Этот признак бюрократического отношения к жалобам, обращениям, заявлениям способствует увеличению разрыва между сообществом граждан и органами местного самоуправления.

Результатом такой работы в итоге являются инициативы граждан по отзыву депутатов или выборных должностных лиц местного самоуправления, о которых было сказано ранее.

Вопросы работы с обращениями, заявлениями граждан приобретают все большее значение для органов местного самоуправления и должностных лиц. Обращения граждан показывают настроения людей, их отношение к власти. Учитывая это, во многих исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления установлен порядок, предусматривающий изучение и обсуждение итогов работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан в подведомственных учреждениях. По данному вопросу проводятся проверки муниципальных учреждений и заслушиваются отчеты их руководителей на заседаниях исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Как правило, такие отчеты проводятся не реже одного раза в год. По итогам работы с обращениями, заявлениями граждан принимаются решения, содержащие соответствующие выводы и меры в отношении должностных лиц, допускающих факты нарушения законодательства.

Обращения, заявления граждан представляют собой важный источник сведений о состоянии общественной жизни, отражающий насущные проблемы малой Родины всего сообщества и каждого гражданина в отдельности, способствуют укреплению связей населения с органами местного самоуправления, являются важнейшим средством развития организационной основы местного самоуправления.


§ 8. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, опросы


Эти формы участия в реализации непосредственной демократии используются в системе местного самоуправления для привлечения внимания органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к проблемам местной жизни. Субъектами отношений, складывающихся по поводу проведения митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, опросов, являются граждане, общественные объединения, органы местного самоуправления.


На митингах граждане вправе обсуждать любые вопросы местного значения и принимать по ним соответствующие резолюции.

Резолюции могут быть направлены в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Резолюции носят рекомендательный характер. Содержащиеся в них требования и предложения могут быть учтены при подготовке проектов решений и других документов органов местного самоуправления.

Закон "Об общих принципах..." (2003 г.) не предусматривает такую форму, однако он ее и не запрещает.

Для изучения мнения населения при подготовке программ, планов застройки, проектов решений по вопросам местного значения используется такая форма, как опросы граждан, проживающих в границах муниципального образования.

В соответствии со ст. 31 Закона "Об общих принципах..." (2003 г.) опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Опрос граждан проводится по инициативе:

- представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

- дата и сроки проведения опроса;

- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

- методика проведения опроса;

- форма опросного листа;

- минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

- за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

- за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


Данная форма волеизъявления граждан закреплена в нормах отдельных законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований. В одних законах об опросе только упоминается, в других имеются отдельные статьи, определяющие механизм проведения опроса.

Закон "О местном самоуправлении в Иркутской области" в ст. 50 устанавливает, что местный опрос - голосование граждан, проживающих на территории муниципального образования (части территории), по вопросам, представляющим общественный интерес, в целях выявления мнения населения.

Опросы бывают сплошные и выборочные. Сплошной опрос (анкетирование) означает, что все население или не менее 50% граждан должны быть опрошены по тому или иному вопросу.

Выборочный опрос (анкетирование) предполагает изучение мнения небольшой группы респондентов.

В Законе "Об общих принципах..." (2003 г.) виды опроса не установлены. Это отнесено к компетенции муниципальных представительных органов.

Таким образом, обозначенные в законодательстве формы непосредственной демократии являются институтами муниципального права, представляющими собой совокупность норм муниципального права и регулируемых ими общественных отношений, складывающихся в результате осуществления власти непосредственно жителями муниципального образования.

Эти институты формируют систему муниципального права как отрасли права, и все они являются собственными институтами муниципального права.


§ 9. Территориальное общественное самоуправление


Территориальное общественное самоуправление является одной из форм осуществления местного самоуправления. Согласно ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственной инициативы в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Пределы действия территориального общественного самоуправления ограничены территориями, не являющимися муниципальными образованиями. Ими могут быть микрорайоны, дома, кварталы, улицы, дворы, подъезды домов и т.д.

Институт территориального общественного самоуправления в 1990-е гг. получает свое развитие в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации приняты законы или положения о территориальном общественном самоуправлении. В Республике Тыва в 1996 г. принят Закон "О судах общественности (старейшин) в Республике Тыва". В Москве в 1996 г. принят Закон "О территориальном общественном самоуправлении". В г. Санкт-Петербурге, во Владимирской, Свердловской областях организация территориального общественного самоуправления достаточно подробно регламентирована законами о местном самоуправлении. В законах многих субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении лишь воспроизводятся те нормы, которые закреплены в Федеральном законе.


В соответствии с нормами действующего законодательства, положениями о территориальном общественном самоуправлении граждане вправе в различных формах участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления.

В Москве организационной основой территориального общественного самоуправления стали территориальные общины. Территориальная община - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан - жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса. Границы территории, на которой образована община, устанавливаются самими жителями. Территория общины является частью территории района.

Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция граждан. Для организации работы общины граждане избирают комитет или совет территориального общественного самоуправления и ревизионную комиссию. Учреждение территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) граждан или конференции.

Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы. Территориальная община имеет устав, который принимается гражданами на собрании (сходе) или конференции.

Территориальная община подлежит государственной регистрации.

Община имеет финансовые средства, которые состоят из собственных средств, а также средств, передаваемых районной управой комитетам на основе договоров. По решению Московской городской Думы или районного собрания территориальная община может финансироваться за счет бюджетных средств, если в бюджете такие средства предусмотрены отдельной строкой.

Община может иметь собственность в виде кооперированных средств населения, проживающего на ее территории, иных средств, сооруженных на эти средства детских, спортивных площадок, а также жилых, нежилых помещений и вновь созданных производственных площадей.

Свою деятельность община осуществляет на основе принципов коллегиальности, законности, гласности и ответственности. Деятельность территориальной общины прекращается на основании решения собрания (схода), конференции граждан либо на основании решения суда.

Органы территориального общественного самоуправления обладают правом юридического лица.

Различным является подход к определению силы решений, принимаемых органами территориального общественного самоуправления или самими гражданами. В Законе г. Москвы "О территориальном общественном самоуправлении" предусмотрено, что решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в пределах действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан носят рекомендательный характер.