Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3619

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При принятии решения исполнительно-распорядительным органом используются два принципа: принцип коллегиального обсуждения и принятия решения и принцип единоначалия. Законы наделяют исполнительно-распорядительные органы и их должностных лиц правом принятия решений как на основе коллегиального начала, так и в индивидуальном порядке.

При коллегиальном порядке принятия решения в его обсуждении принимают участие все члены исполнительно-распорядительного органа, обладающие правом решающего голоса.

Решение принимается путем открытого голосования на заседании исполнительно-распорядительного органа. Такой порядок предусмотрен в ряде субъектов Российской Федерации.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% членов исполнительно-распорядительного коллегиального органа.

В том случае, если глава администрации осуществляет свои полномочия единоначально, он вправе принять решение единолично, основываясь на материалах изучения вопроса.

Четвертая стадия состоит в том, что решение должно быть направлено его исполнителям, а также опубликовано в средствах массовой информации или иным способом доведено до сведения граждан.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после их опубликования или в срок, указанный в них. Это общераспространенная норма, используемая в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в уставах муниципальных образований и регламентах представительных органов. Но здесь есть одно непреложное правило, установленное Конституцией Российской Федерации для всех органов и должностных лиц. Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "...любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Названные акты вступают в силу только после их официального опубликования в средствах массовой информации.

Правовые акты имеют различное наименование. В системе представительных органов местного самоуправления они названы решениями или постановлениями, в системе исполнительно-распорядительных органов - постановлениями, распоряжениями.

Федеральный закон "Об общих принципах..." (2003 г.) в ст. 43 устанавливает следующий перечень муниципальных правовых актов:

- устав муниципального образования;

- правовые акты, принятые на местном референдуме (решения - ст. 22);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа (решения - ч. 3 ст. 43);

- правовые акты главы муниципального образования (решения - ст. 2);

- постановления и распоряжения главы местной администрации.

Закон Омской области "О местном самоуправлении" (ст. 32) делит акты представительного органа вообще на три вида. Первый вид - решение - правовой акт нормативного характера. Второй вид - постановление - правовой акт индивидуального характера. К третьему виду отнесены резолюции, заявления, обращения, которые определяются как правовые акты резолютивного характера.


При этом исключительно в виде решений издаются акты по вопросам:

а) организации местного самоуправления;

б) местного бюджета;

в) местных налогов и сборов;

г) коммунальных платежей;

д) муниципальной собственности;

е) землеиспользования.

Исполнительно-распорядительный орган (администрация) в лице главы администрации издает постановления и распоряжения. Постановления имеют нормативный характер. Распоряжения издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности местной администрации. Соотношение нормативных правовых актов представительного и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления строится в пользу преобладания актов представительного органа.

Акты, принимаемые на местном референдуме, по юридической силе преобладают над актами представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Но это достигается при условии, что нормативные акты соответствуют Конституции Российской Федерации и действующему законодательству и что они приняты в пределах компетенции субъектов муниципально-правовых отношений.


§ 2. Устав муниципального образования


Устав муниципального образования является его малой конституцией, определяющей статус и все направления организации и деятельности субъектов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.) к уставу предъявляются следующие требования.

В нем должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;


10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Разработка проекта устава может быть осуществлена в соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.) депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, определенными уставом муниципального образования.

Нормы данной статьи имеют открытый характер. Это означает, что разработчиком проекта устава могут быть и другие субъекты правоотношений. И практика уже имеет такой опыт. Органы местного самоуправления утверждают положения о порядке подготовки проекта устава и его обсуждения.

Так, городской Совет депутатов г. Советска Калининградской области своим решением от 4 февраля 2005 г. утвердил положение, в котором право на разработку проекта устава закреплено не только за инициативной группой граждан, но и за общественным политическим объединением <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд. М., 2007. С. 286.


Устав принимается представительным органом большинством в 2/3 голосов от общей численности депутатов. Такая норма установлена в ч. 5 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.).

Но до утверждения проекта устава представительным органом он подлежит обнародованию, т.е. опубликованию в средствах массовой информации, за 30 дней до принятия решения о его утверждении на заседании представительного органа.

В ходе обсуждения граждане имеют право вносить свои предложения по проекту устава в форме и порядке, которые определены представительным органом местного самоуправления. Для обобщения предложений создается редакционная комиссия представительного органа. Вначале предложения и замечания по проекту устава обсуждаются в постоянных комиссиях и комитетах представительного органа, если таковые созданы, затем направляются в редакционную комиссию, которая обобщает материалы, излагает их в виде внесенных поправок и представляет на пленарное заседание представительного органа. Каждая поправка ставится на голосование, порядок принятия которой может быть установлен регламентом представительного органа или иным правовым актом представительного органа.

Принятый устав подлежит государственной регистрации в органах юстиции и последующему опубликованию. Только после этого он вступает в силу (ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.).

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".


В соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 28 января 2005 г. N 7 регистрацию уставов и нормативных актов о внесении в них изменений и дополнений осуществляет главное управление Министерства юстиции по соответствующему федеральному округу.

После принятия представительным органом местного самоуправления устав в двух экземплярах в течение 15 дней направляется главой муниципального образования в регистрационный орган. Совместно с уставом представляются следующие документы: решение представительного органа муниципального образования; протокол заседания представительного органа; если устав принят на сходе граждан, то протокол схода граждан; сведения об источнике и дате официального опубликования протокола устава, проведении публичных слушаний и их результате.

Все документы представляются в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронной версии (дискета, диск).

Орган юстиции проводит экспертизу всех документов на предмет их достоверности и соответствия законодательству и в течение 30 дней обязан принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации устава.

После принятия положительного решения регистрирующий орган в течение пяти дней направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав и свидетельство о его государственной регистрации.

Решение об отказе в регистрации устава направляется также в течение пяти дней после его принятия главе муниципального образования с указанием обоснований отказа в регистрации.

Датой государственной регистрации устава считается день внесения сведений о нем в Государственный реестр уставов муниципальных образований.

Устав вступает в силу после государственной регистрации и опубликования в официальном источнике. Такой же порядок установлен для внесения изменений и дополнений в устав. Сведения об источнике и дате опубликования в обязательном порядке направляются в течение 10 дней после официального опубликования устава регистрирующему органу юстиции.


Глава XII. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В результате освоения данной главы обучающийся должен:

знать:

- понятие, природу и основные принципы муниципальной службы;

- систему нормативных актов, регулирующих отношения муниципальной службы;

- должности муниципальной службы;

- правовой статус муниципального служащего;

- порядок поступления на муниципальную службу ее прохождения и прекращения;

- гарантии, общие принципы оплаты труда муниципальных служащих, правила исчисления стажа муниципальной службы;

- основы кадровой работы в муниципальном образовании;

уметь:

- толковать и применять правовые нормы, регулирующие отношения муниципальной службы; ориентироваться в должностях муниципальной службы;

- проводить конкурсы на замещение должностей муниципальных служащих, аттестацию муниципальных служащих;


- планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению коррупционного поведения муниципальных служащих;

владеть:

- навыками применения правовых норм, регулирующих отношения муниципальной службы; навыками решения юридических ситуаций, связанных с поступлением, прохождением и прекращением муниципальной службы.


§ 1. Общая характеристика муниципальной службы


1.1. Понятие и природа муниципальной службы


Муниципальная служба - одна из основ местного самоуправления, представляющая собой совокупность отношений, складывающихся по поводу: поступления граждан на должности в органах местного самоуправления; осуществления деятельности по реализации функций в системе местной публичной власти, взаимодействия государственных и общественных организаций с жителями муниципального образования; использования рабочего времени и времени отдыха; определения оплаты труда, трудового стажа и гарантий муниципального служащего; поощрения и ответственности муниципального служащего; кадровой работы в муниципальном образовании.

Как совокупность общественных отношений муниципальная служба имеет естественное происхождение. Она появляется там и тогда, где местное самоуправление зарождается и постепенно формируется наряду с совершенствованием системы местного управления. Накопленный опыт местного управления обобщается и преобразуется поэтапно в определенные правила поведения людей, осуществляющих руководство общинами, союзами общин. Изначально выборные и назначаемые старосты и их помощники наделялись определенным объемом компетенции по осуществлению функций местного самоуправления.

Со временем фактический опыт позволяет формировать нормативную основу, упорядочивающую группы отношений управленческого характера, в которые включаются нормы о должностных лицах в системе местного самоуправления. Таким образом, отношения управленческого характера порождают правила поведения для должностных лиц, осуществляющих местное самоуправление, которые закрепляются в различных нормативных актах.

В Российской Федерации нормативную основу в последние годы составляют федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные акты, издаваемые в системе местного самоуправления.

Общие положения о муниципальной службе были приведены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.).

Названный Закон определял муниципальную службу как "профессиональную деятельность граждан РФ на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий".

Однако данное понятие со временем было изменено, уже в Законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", принятом в 1997 году.

В соответствии со ст. 2 этого Закона под муниципальной службой понималась профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (2003 г.) имеет только отсылочную норму (ст. 42).