ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3730
Скачиваний: 1
8.2. Компетенция председателя представительного органа
местного самоуправления
Председателями представительного органа местного самоуправления, как уже было сказано, могут быть по должности главы муниципальных образований, а иногда и должностные лица, специально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления.
Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления устанавливается, как правило, уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления.
Председатель представительного органа:
1) возглавляет деятельность городского Совета;
2) организует работу Совета в соответствии с регламентом;
3) ведет заседания Совета;
4) представляет Совет как в городе, так и за его пределами;
5) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов городского Совета, созывает и ведет его заседания;
6) подписывает принимаемые городским Советом решения и другие акты;
7) руководит работой аппарата городского Совета, осуществляет, в соответствии с действующим законодательством, прием и увольнение его должностных лиц и служащих;
8) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Совета и является распорядителем по этим счетам;
9) от имени городского Совета подписывает исковые заявления;
10) по вопросам своей компетенции издает распоряжения;
11) выполняет другие полномочия.
Глава XIV. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- основные формы гарантирования местного самоуправления в России, виды гарантий местного самоуправления;
- порядок осуществления и особенности судебной защиты местного самоуправления;
- пределы и возможные формы контроля со стороны государства за местным самоуправлением;
уметь:
- анализировать основные направления защиты прав местного самоуправления;
- толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие охрану и защиту прав местного самоуправления;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам использования соответствующих гарантий в муниципально-правовой сфере;
владеть:
- навыками определения в конкретных ситуациях законных, обоснованных и наиболее эффективных форм и способов защиты нарушенных (оспоренных) прав в сфере местного самоуправления с учетом установленных законодательством правил подведомственности и подсудности решения соответствующих дел;
- использования правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для защиты прав местного самоуправления;
- навыками подготовки в целях защиты прав местного самоуправления необходимых процессуальных документов и совершения юридически значимых действий.
§ 1. Правовое регулирование гарантий местного самоуправления
Под гарантиями местного самоуправления следует понимать совокупность фактически сложившихся условий, предпосылок, обеспечивающих становление и развитие местного самоуправления. Условия эти имеют и субъективный, и объективный характер.
Гарантии местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г., 2003 г.), "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", Налоговым и Бюджетным кодексами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д.
Гарантии также закреплены в уставах муниципальных образований и иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.
§ 2. Виды гарантий местного самоуправления и их реализация
В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Из этого следует, что гарантии местного самоуправления можно разделить на политические, экономические, организационные и правовые.
Политическая гарантия состоит в том, что в Конституции РФ выражена политическая воля о признании местного самоуправления как института общества, обеспечивающего участие граждан в управлении общественными и государственными делами с использованием форм прямой и непосредственной демократии.
Политический характер имеют, например, ч. ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающие нормы о народовластии и формах его осуществления, ч. 2 ст. 8, признающая и защищающая муниципальную собственность, ст. 12, гарантирующая местное самоуправление, и т.д.
Как раз в политической воле и заложена политическая гарантия, т.е. условие, при котором возможны становление и развитие местной публичной власти. Из этого следует, что и нормы муниципального права, призванные регулировать отношения в системе местной публичной власти, обусловлены политической волей, закрепленной в Конституции РФ.
Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.
Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и другими нормативными правовыми актами.
Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.
Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.
Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.
Статья 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.) устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 7, ч. 7 ст. 24, ч. 7 ст. 25 Закона "Об общих принципах..." (2003 г.).
Такой подход ставит всех физических и юридических лиц в рамки правового поля, определяемого местным самоуправлением на основе действующего законодательства.
Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принятия по ним решений.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (2003 г.), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
Законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и национальные особенности.
Не менее важной в условиях становления правового государства является гарантия судебной защиты местного самоуправления.
Согласно ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Действуют ли в этой части правовые гарантии местного самоуправления? Изучение практической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что они действуют там, где используются нормы Конституции РФ и Закона "Об общих принципах...".
Так, Иркутский областной суд 31 мая 1995 г. удовлетворил иск депутата Иркутской городской Думы и мэра г. Иркутска по вопросу недействительности частично ст. 32 Закона Иркутской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области".
Недействительными признаны следующие положения названного Закона:
"1. ...Главное финансовое управление и финансовые управления в городах и районах области составляют систему органов управления финансами области. Главное финансовое управление: а) направляет деятельность финансовых органов в городах и районах на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сферы, создание финансовой базы для комплексного социально-экономического развития городов и районов области.
2. В целях обеспечения проведения единой финансовой политики на территории области Главное финансовое управление осуществляет координацию деятельности финансовых управлений в городах и районах области.
Начальник Главного финансового управления области назначает на должность и освобождает от должности начальников финансовых управлений городов и районов области по представлению исполнительно-распорядительных органов городов и районов области.
Начальник Главного финансового управления области определяет предельную численность работников финансовых управлений городов и районов в пределах установленной Министерством финансов РФ численности работников и фонда оплаты труда, сметы расходов на содержание областного аппарата и аппаратов финансовых управлений городов и районов области в пределах выделенных ассигнований.
Главы местного самоуправления городов и районов области вправе увеличивать численность работников финансовых органов за счет средств местных бюджетов.
4. Положения о финансовых управлениях городов и районов соответствующих территорий утверждаются начальником Главного финансового управления области по согласованию с главами исполнительно-распорядительных органов соответствующих территорий".
Законодательный орган области принял закон, противоречащий Конституции РФ. Своевременная реакция органа местного самоуправления по направлению иска в областной суд имела положительный результат.
Общеизвестным с точки зрения обеспечения гарантий местного самоуправления является Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". На основе указанного Закона в Удмуртской Республике были ликвидированы избранные населением на 4 года органы местного самоуправления, нарушены конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными положения гл. 4 названного Закона Удмуртской Республики, согласно которой полномочия представительных органов местного самоуправления передавались объединенным Советам депутатов, а избранные главы администраций назначались и освобождались Президиумом Государственного Совета. Нарушенное право было восстановлено Конституционным Судом.
Выполнение всех названных гарантий открывает широкий простор для реализации местного самоуправления.
Глава XV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- понятие и вид ответственности в муниципальном праве;
- особенности муниципально-правовой ответственности, ее соотношение с другими видами юридической ответственности;
- основания и механизм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;
- понятие и состав муниципально-правового деликта;
- формы и механизмы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления;
уметь:
- соотносить понятия "ответственность в муниципальном праве", муниципально-правовая ответственность", "конституционно-правовая ответственность";