Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3591

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- депутат Думы г. Владивостока, глава г. Владивостока считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе, по которому был избран данный депутат. Глава г. Владивостока считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в г. Владивостоке;

- итоги голосования по отзыву депутата Думы г. Владивостока, главы г. Владивостока и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию);

- выдвижение инициативы по отзыву депутата Думы г. Владивостока, главы г. Владивостока, назначение голосования по отзыву депутата Думы г. Владивостока, главы г. Владивостока, а также полномочия Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии по подготовке и проведению голосования по отзыву депутата Думы г. Владивостока, главы г. Владивостока определяются в соответствии со ст. 8 настоящего Устава;

- депутат Думы г. Владивостока, глава г. Владивостока имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Аналогичные нормы содержит Устав г. Владимира, принятый 29 июня 2005 г., в ред. от 26 июля 2005 г., зарегистрированный 1 августа 2005 г. (N 151-49).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос об ответственности перед населением решает иначе. Основания ответственности ограничиваются совершением депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления правонарушения. Так, ст. 24 Закона закрепляет: основаниями для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. В соответствии со ст. 71 Закона основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ответственность выборных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом. При этом Закон предусматривает, что процедура отзыва выборного лица должна обеспечить ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Закон также не исключает и других (помимо отзыва) институтов, посредством использования которых наступает ответственность выборных органов и лиц местного самоуправления перед населением. Федеральный закон устанавливает, что в уставе муниципального образования могут определяться виды и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе основания и порядок отзыва выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и лиц местного самоуправления (ст. 44).


Отзыв депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления достаточно подробно регламентируется законами субъектов Российской Федерации. В Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отзыв, как одна из форм непосредственной демократии, не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, если в законе субъекта Российской Федерации устанавливается институт отзыва, законодатель обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов. В силу этого облегченная процедура отзыва недопустима.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.


В процедуре отзыва условно можно выделить шесть основных и одну факультативную стадию:

1) возбуждение вопроса об отзыве;

2) назначение голосования по отзыву;

3) подготовка голосования по отзыву;

4) проведение голосования по отзыву;

5) установление результатов голосования по отзыву;

6) исполнение решения, принятого в результате голосования по отзыву.

Устав г. Белгорода (ст. 15) определяет, что основаниями для отзыва депутата Совета депутатов г. Белгорода, главы городского округа могут служить конкретные установленные судом противоправные решения или действия (бездействие), нарушающие положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Белгородской области, а также настоящий Устав и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления г. Белгорода, принятые в пределах их компетенции. Отзыв по иным основаниям не допускается.

Инициатива по отзыву депутатов исходит от граждан. Такие нормы установлены в уставах городов Белгорода, Владимира.

Главы муниципальных образований могут быть отозваны по инициативе представительного органа, если он избрал главу, и по инициативе населения, если глава избран на всеобщих выборах.

Единообразный порядок отзыва для депутатов и глав муниципальных образований закреплен в уставах городов Белгорода и Владимира.

В соответствии со ст. 56 Устава городского округа г. Белгорода, принятого Белгородским городским Советом 29 ноября 2005 г., инициатива об отзыве депутата и главы городского округа принадлежит избирателям.

Для реализации инициативы об отзыве избиратели соответствующего избирательного округа образуют инициативную группу в количестве:

- для отзыва главы городского округа - 30 избирателей;

- для отзыва депутата Совета депутатов г. Белгорода - 10 избирателей.


Заявление инициативной группы граждан о возбуждении вопроса об отзыве депутата Совета депутатов г. Белгорода, главы городского округа должно быть рассмотрено избирательной комиссией г. Белгорода в течение 15 дней со дня получения заявления.

О получении заявления избирательная комиссия г. Белгорода незамедлительно информирует главу городского округа, депутата Совета депутатов г. Белгорода и по их требованию предоставляет данным лицам копии заявления и приложенных к нему документов. Депутат Совета депутатов г. Белгорода, глава городского округа вправе представить в избирательную комиссию аргументы в свою защиту в письменном виде.

Избирательная комиссия г. Белгорода принимает решение о регистрации инициативной группы и разрешении ей сбора подписей избирателей в поддержку проведения голосования по отзыву либо отказывает в регистрации данной группы. Решение избирательной комиссии должно быть мотивированным.

Сбор подписей избирателей в поддержку проведения голосования по отзыву организует инициативная группа по отзыву.

Сбор подписей избирателей начинается со дня, следующего за днем получения инициативной группой по отзыву депутата Совета депутатов г. Белгорода, главы городского округа регистрационного свидетельства, и заканчивается по истечении 30 дней со дня начала сбора подписей.

Для назначения голосования по отзыву депутата Совета депутатов г. Белгорода, главы городского округа должно быть собрано не менее 50% подписей избирателей, принявших участие в голосовании на соответствующих выборах.

Если будет установлено, что собрано необходимое число достоверных подписей, избирательная комиссия г. Белгорода принимает решение о направлении всех материалов в Совет депутатов г. Белгорода со своим заключением о проведении отзыва или об отказе в его проведении. Совет депутатов г. Белгорода в течение 15 дней с момента поступления материалов, но не позднее чем за 50 дней до дня голосования по отзыву принимает решение о проведении отзыва и назначении голосования по отзыву депутата Совета депутатов г. Белгорода, главы городского округа.

Депутат Совета депутатов г. Белгорода, глава городского округа имеют право давать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в порядке и формах, установленных законодательством для проведения предвыборной агитации.

Отзыв не освобождает депутата Совета депутатов г. Белгорода, главу городского округа от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Белгородской области.

Депутат Совета депутатов г. Белгорода, глава городского округа считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.


Итоги голосования по отзыву и принятые решения подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок.


§ 3. Ответственность органов и должностных лиц

местного самоуправления перед государством


Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. При этом реальный ущерб причиняется не обязательно непосредственно государству и его органам. Потерпевшими могут быть граждане, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и другие субъекты.

Статьи 73 - 75 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конкретизируют основания и субъекты такой ответственности. Нормами этих статей предусмотрена ответственность представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, главы местной администрации за совершение правонарушения в сфере муниципального правотворчества и финансовой деятельности; за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий. Противоправные действия этих субъектов в соответствующей сфере влекут применение специальных мер принуждения, которые применяются государством и от имени государства с целью восстановления нарушенного правопорядка, обеспечения прав и свобод граждан и юридических лиц. Такими мерами являются:

- роспуск представительного органа муниципального образования;

- отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации;

- временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления;

- отзыв отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления были наделены.

Федеральный закон устанавливает порядок применения этих мер.

Роспуск представительного органа муниципального образования. Если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, то высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. В случае принятия такого закона полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.


Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации. Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ст. 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ).

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).