ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3718
Скачиваний: 1
Анализ законодательных основ городского самоуправления в Российской Федерации и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в исторической ретроспективе позволяет выявить причины и факторы становления городского самоуправления в них, проследить динамику и закономерности его формирования. В развитии законодательства о местном самоуправлении в Москве и Санкт-Петербурге четко прослеживается тенденция к построению государственно-муниципальной модели власти и управления в городе. Конечным результатом этого процесса должно стать формирование в городе стабильной двухуровневой системы власти: государственной - на уровне города и административных округов и муниципальной - на уровне районов.
На основании сделанных выводов сформулируем понятие городского самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которое отражает их индивидуальность.
Городское самоуправление в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации деятельность населения города по осуществлению публичной власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы внутригородского самоуправления вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности города федерального значения, исходя из интересов населения, с учетом правового статуса города, задачи сохранения единства городского хозяйства, исторических и иных местных традиций.
Для реализации этой модели особое значение имеют взаимосвязь и эффективное взаимодействие государственного управления и внутригородского местного самоуправления.
Анализируя опыт формирования системы власти и управления в городах Москве и Санкт-Петербурге в постсоветский период, увидим, что природа и формы этой взаимосвязи менялись с течением времени: от наделения городских органов власти двуединым правовым статусом - органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления до формирования органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, развития форм их взаимодействия.
Реализация государственно-муниципальной модели власти и управления в городах Москве и Санкт-Петербурге требует оптимального соединения в структуре компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований трех видов полномочий: а) полномочия органов местного самоуправления, необходимые для самостоятельного решения вопросов местного значения; б) полномочия органов местного самоуправления, необходимые для решения вопросов местного значения совместно с органами государственной власти; в) отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления. Преобладание в этой структуре отдельных государственных полномочий объективно обусловлено задачей организации городского самоуправления в этих городах и особенностью реализуемой модели.
Государственно-муниципальная модель городского самоуправления определяет особенности взаимосвязи и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Содержание взаимосвязи и формы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления обусловлены содержанием их компетенции. Именно поэтому основным направлением реформы городского самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге на современном этапе является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Природа связи государственного управления и местного самоуправления в реализуемой в городах Москве и Санкт-Петербурге модели городского самоуправления обусловливает необходимость расширения круга полномочий органов государственной власти этих городов в области местного самоуправления. Следует исключить из компетенции органов местного самоуправления те функции, которые объективно не могут быть ими реализованы в условиях города федерального значения, и дополнить существующий перечень вопросов местного значения, включив в него вопросы, которые эффективно могут решаться на уровне внутригородских муниципальных образований.
Территориальная основа местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге непосредственно связана с административным делением города, но не тождественна ей. Местное самоуправление осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории города, что полностью соответствует требованиям федерального законодательства и не противоречит конституционным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Гарантированное Конституцией РФ право муниципальной собственности является необходимым условием осуществления местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, является необходимой составляющей экономической основы местного самоуправления. Право государственной и муниципальной собственности имеет как общие черты (публичный характер, специфические субъекты, виды имущества и порядок их определения), так и особенности в отношении каждой из этих форм. Характерной особенностью для городов Москвы и Санкт-Петербурга является преобладание государственной собственности. В целях обеспечения стабильного и эффективного городского самоуправления, несмотря на разграничение объектов государственной и муниципальной собственности в городах Москве и Санкт-Петербурге, имущество города используется для удовлетворения муниципальных нужд и решения вопросов местного значения. Такой подход к использованию имущества города позволяет решать задачи сохранения единства городского хозяйства и обеспечивать соблюдение прав, свобод и законных интересов жителей города.
В составе имущества, находящегося в муниципальной собственности внутригородских муниципальных образований, можно выделить три вида имущества:
- имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования.
Экономическую основу местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге составляют: а) находящееся в муниципальной собственности имущество; б) средства местного бюджета; в) имущественные права муниципального образования.
Подводя итог рассмотрению особенностей организации местного самоуправления в федеральных городах Москве и Санкт-Петербурге, можно сделать вывод о том, что организовано оно в полном соответствии с федеральным законодательством, но в силу вышеназванных причин имеет определенные ограничения и специфические условия своего осуществления, ввиду особого правового статуса, экономического, политического и социального положения этих городов в современной России.
Глава XVII. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ,
НАУКОГРАДАХ, ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- модели организации местного самоуправления в крупных городах;
- правовые основы организации местного самоуправления в городах федерального значения;
- особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения;
уметь:
- особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях;
- специфику организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях;
- правовой статус наукоградов;
- специфические задачи органов местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях;
- особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- правовой статус инновационного центра "Сколково";
- правильно определять характеристики территории, влияющие на использование в соответствующих пространственных пределах особенностей организации местного самоуправления;
- анализировать причины и цели установления специального правового регулирования, а также применять предусмотренные этим регулированием правила к конкретным общественным отношениям;
владеть:
- навыками использования специального понятийно-категориального аппарата, который применяется для определения правового статуса территории с особым правовым режимом осуществления местного самоуправления, включая соотношение такого рода специальных терминов с общими, а также между собой;
- навыками применения законодательства, определяющего особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях к конкретным общественным отношениям с учетом правил коллизионного права.
§ 1. Местное самоуправление в закрытых
административно-территориальных образованиях (ЗАТО)
и Арктической зоне
Самоуправление на таких территориях имеет определенные особенности, сложившиеся в связи с ее инфраструктурой. Закон устанавливает известные ограничения для местного самоуправления на таких территориях.
ЗАТО в соответствии со ст. 80 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.) являются городские округа. Больше ничего в данном Законе, кроме отсылочной нормы к специальному закону, не имеется. Таковым является Закон РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.).
Статус такого территориального образования вычленяется из статуса городского округа с некоторыми ограничениями связей с внешней средой. Обусловлено это нахождением на данной территории режимных объектов.
Ограничения распространяются на въезд, полеты над территорией летательных аппаратов, ведение хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимостью, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание граждан.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных и муниципальных органов. Здесь очевидно разграничение компетенции между государством и местным самоуправлением.
В ведении федеральных органов находятся вопросы:
- установления административной подчиненности, границ и земель, отводимых предприятиям и иным объектам;
- формирования компетенции органов государственной власти субъектов РФ в отношении ЗАТО;
- обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов и предприятий.
Все эти отношения регулируются нормативными актами Правительства РФ.
Земли ЗАТО находятся в ведении органов местного самоуправления, за исключением тех, которые находятся в федеральной собственности.
Исключение составляют земли, занимаемые предприятиями, на основе которых были созданы ЗАТО. Управление этими землями осуществляет Правительство РФ. Для удовлетворения потребностей населения органами местного самоуправления с разрешения органов государственной власти субъектов РФ выделяются земли, находящиеся за пределами муниципального образования.
Свои особенности имеет приватизация недвижимого имущества, являющегося муниципальной и государственной собственностью. В ней могут участвовать только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории ЗАТО, и юридические лица, имеющие регистрацию на данной территории.
Другие лица участвуют в приватизации имущества только по решению органов местного самоуправления, согласованному с органами государственной власти.
Финансово-бюджетная деятельность в ЗАТО осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом, иными федеральными нормативными актами, актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, с учетом особенностей Закона о ЗАТО.
Таким образованиям из федерального бюджета выделяются межбюджетные трансферты для покрытия дополнительных расходов, обусловленных особым режимом ЗАТО.
Решения по межбюджетным трансфертам утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на каждый год.
Хотя компетенция органов местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом "Об общих принципах..." (2003 г.), у них имеется также специфическая компетенция, характерная для территорий с особым статусом. Она закреплена в Законе РФ от 14 июля 1992 г. о ЗАТО.
Согласно названному Закону органы местного самоуправления:
- координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, гражданской обороны и т.д.;
- осуществляют контроль за обеспечением санитарно-эпидемиологического, радиационного и экологического состояния в пределах своих полномочий;
- разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе;
- вносят предложения в соответствующие государственные и военные органы о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима ЗАТО;
- принимают участие в определении пропускного режима в ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
- выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО;
- по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, и т.д.
Как видно, компетенция органов местного самоуправления в основном совместная с органами государственной власти, за некоторыми исключениями. Обусловлено это закрытостью объектов, расположенных на определенной территории. Это вытекает из определения понятия ЗАТО, закрепленного в Законе РФ "О закрытом административно-территориальном образовании в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.).
Особое значение для развития местного самоуправления имеет Арктическая зона. В Арктическую зону входят государства, состоящие в Арктическом совете: Россия, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США. Она привлекательна и для других государств своим природоресурсным потенциалом. Арктическая зона для России приобретает высокое стратегическое значение, которое трудно переоценить. Ее ресурсы необходимы для комплексного развития всей нашей страны и выравнивания бюджетной обеспеченности различных территорий. Здесь сконцентрировано 40% общероссийских запасов золота, 60% нефти, 90% хрома и марганца, 100% коренных алмазов и другие виды сырья <1>.