Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3582

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> См.: Селин В.С., Павлов К.В., Башмакова Е.П. Развитие экономического потенциала северных регионов России // Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2011. С. 63.


Кроме того, там пролегает наиболее короткий морской торговый путь из Европы в Азию, используя который можно значительно сократить объемы потребляемого топлива и увеличить скорость перевозок. Не последнюю роль играет и военно-стратегическое значение рассматриваемой территории для приарктических стран. Арктическая зона РФ является частью Арктики, на которой распространяется юрисдикция Российской Федерации. В нее включены следующие территории: Мурманская область, Лоухский, Кемский и Беломорский муниципальные районы Республики Карелия, Онежский, Приморский, Мезенский муниципальные районы и городские округа Архангельск, Северодвинск и Новодвинск Архангельской области, а также входящие в ее состав острова, городской округ Воркута Республики Коми, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, городской округ Норильск, муниципальное образование "город Игарка" Туруханского муниципального района Красноярского края, Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхнеколымский районы (улусы) Республики Саха (Якутия), Чукотский автономный округ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Проект Федерального закона "Об Арктической зоне РФ". URL: http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/2714.html/ (дата обращения: 20.04.2013).


Для того чтобы эффективно реализовать потенциал муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны РФ, необходимо осуществлять грамотное управление данными территориями. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных в 2008 г. Президентом Российской Федерации, в качестве стратегического приоритета государственной политики в Арктике значится совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны РФ <1>. Это распространяется и на муниципальные образования.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 22.06.2012 N 879 "Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей". URL: http://base.garant.ru/70192424/ (дата обращения: 08.02.2016).


Муниципальные образования, расположенные в границах Арктической зоны РФ, значительно отличаются от других территорий. Это обусловлено прежде всего экстремальными природно-климатическими условиями, практически повсеместной неразвитостью инфраструктуры и износом основных фондов, а следовательно, и высокими издержками при осуществлении хозяйственной деятельности. На данной территории присутствует большой массив моногородов, нуждающихся в реструктуризации, а работы осуществляются преимущественно вахтовым способом.


Таким образом, при процессе планирования все перечисленные особенности должны быть обязательно учтены. В ходе разработки планов социально-экономического развития муниципальных образований Арктической зоны необходимо отметить важность развития сферы услуг и туристического бизнеса. В качестве примера можно привести ледяной отель, расположенный в Швеции. Развитию транспортно-логистических узлов также нужно уделить должное внимание, так как данный элемент здесь практически отсутствует. Арктические муниципальные образования, безусловно, испытывают острую нехватку финансовых ресурсов. Для привлечения на территории Арктической зоны инвестиций нужны определенные меры экономического и правового стимулирования, в частности специальные и таможенные режимы, развития механизмов государственно-частного партнерства, гармонизации законодательства, связанного с добычей углеводородных полезных ископаемых на континентальном шельфе, а также выдачей разрешений на постройку искусственных островов.

Конкретным примером муниципального образования, не способного самостоятельно обеспечивать себя необходимыми денежными средствами, является сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области. Данный поселок должен играть существенную роль в процессе освоения Штокмановского газового месторождения, так как на его территории запланировано построить завод по сжижению газа. Однако пока задача здесь не решена. Вследствие чего поселок никак не развивается, а его население сократилось с 4000 человек до 1000.

При планировании различных мероприятий на территории муниципальных образований Арктической зоны необходимо учесть интересы коренных малочисленных народов Севера, обеспечить сохранность их традиционного образа жизни.


§ 2. Местное самоуправление в наукоградах


В соответствии со ст. 81 Федерального закона "Об общих принципах..." (2203 г.) наукоградами являются городские округа. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. "О статусе наукограда Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Под наукоградом понимается муниципальное образование с высоким научно-техническим потенциалом и градообразующим научно-производственным комплексом.

Вопрос о присвоении территории статуса наукограда решается Правительством РФ по предложению главы муниципального образования, согласованному с органами государственной власти субъекта РФ.

Вначале предложение вносится в Министерство образования и науки РФ. Министерство рассматривает его и вносит в Правительство РФ.

Для этого формируется пакет следующих документов:

1) решение представительного органа местного самоуправления муниципального образования, согласованное с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;


2) программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования с обоснованием возможности создания наукограда.

Территория должна обладать признаками научно-производственного комплекса, т.е. это совокупность организаций, осуществляющих научную и научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Такие комплексы являются градообразующими, так как численность работающих на них жителей муниципального образования должна составлять не менее 15% от численности всех работающих на данной территории.

В целом управление наукоградом осуществляют государственные органы. Правительство РФ утверждает приоритетные направления деятельности и осуществляет через свои органы контроль.

Финансирование таких муниципальных образований осуществляется из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов. При этом расходы на наукограды не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета определен Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г.

Эту функцию осуществляет Министерство финансов РФ за счет федерального бюджета, на основе перечня мероприятий, представленного органом местного самоуправления Министерству образования и науки РФ. Перечень мероприятий включает в себя вопросы развития территориальной инфраструктуры, необходимой для жизнедеятельности населения.

Федеральные органы контролируют расходование таких средств. Органы местного самоуправления один раз в квартал отчитываются за использование субвенций. Средства должны иметь только целевое назначение. В противном случае они могут быть изъяты в федеральный бюджет.

Очевидным является ограничение органов местного самоуправления по использованию выделяемых ресурсов из федерального бюджета, а также в части определения стратегии развития науки.


§ 3. Местное самоуправление в приграничных территориях


Особенности местного самоуправления в приграничных территориях устанавливаются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 7 марта 2005 г.).

Эти особенности обусловлены режимом приграничных территорий, на которых действует пограничный режим, т.е. особые правила передвижения, выезда, въезда граждан, производства работ и т.д. В большей мере на данную территорию распространяется власть федерального центра, так как это связано с государственной безопасностью и неприкосновенностью границ Российской Федерации.

Тем не менее органы местного самоуправления либо совместно с государственными органами, либо самостоятельно выполняют многочисленные функции на таких территориях. Ограничения связаны с расстоянием до Государственной границы РФ от места проведения работ, мероприятий и т.д. Для проведения различных хозяйственных работ, культурных мероприятий в пределах пятикилометровой полосы до линии Государственной границы РФ требуется уведомить пограничные органы, а при необходимости получить на это их разрешение.


Особенностью является то, что муниципальные образования, расположенные в приграничных территориях, обладают отдельными полномочиями по организации охраны и защиты Государственной границы РФ. Естественно, это не выражается в несении службы на линии границы. В большей мере органы местного самоуправления и должностные лица создают условия для надлежащей охраны границы. Они: принимают решения о выделении земельных участков для нужд защиты границы, контролируют использование земли и соблюдение законодательства об охране окружающей среды; содействуют погранорганам и другим госорганам в осуществлении контроля на Государственной границе РФ; привлекают граждан на добровольных началах к участию в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, используя различные формы (патрулирование, проверку документов и т.д.).

Осуществляя хозяйственную и социально-культурную функции, органы местного самоуправления организуют приграничное сотрудничество с органами сопредельного государства. Оно строится в соответствии с Соглашением об основных принципах приграничного сотрудничества государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1999 г., ратифицированным 6 декабря 2000 г. <1>.

--------------------------------

<1> Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. С. 461.


Деловые игры <1>


--------------------------------

<1> В составлении приняли участие студенты третьего курса факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова: Калиниченко Д., Сафонова Н., Седых А., Тасалов К.; студенты четвертого курса: Дробышева О., Зайцев В.; студенты пятого курса: Симонов Д., Санкин И., Шубин В.


Деловые игры представляют собой одну из инновационных форм ведения семинарских занятий, так как позволяют студентам быть непосредственными участниками моделируемого процесса. Какие преимущества имеет такая форма ведения семинарских занятий, что она дает студентам?

1. Во-первых, достижение главной цели - обеспечение качественного усвоения материала для применения его на практике. Для проведения игры студентам необходимо проработать как теоретическую составляющую, пройденную на лекциях и семинарах, так и нормативную базу, что в дальнейшем является хорошей основой для изучения смежных тем по многим другим предметам.

2. Во-вторых, такая форма позволяет максимально вовлекать студентов в учебный процесс, проявлять и развивать инициативу и творческие способности.

3. В-третьих, у студентов формируются навыки не только умения работать с нормативными актами, но и составления конкретных нормативных актов по различным направлениям.

4. В-четвертых, формируются организаторские способности для выработки коллективной мысли и преобразования ее в конкретное решение на практике, что очень важно для управленца. Именно при такой форме обучения студенты учатся находить компромисс в интересах дела, отступая от своих амбиций, овладевают навыками ведения конструктивной дискуссии и ораторского искусства.


5. В-пятых, формируется стратегический уровень мышления, необходимый для принятия управленческих решений. В особенности это проявляется при разработке и принятии плана социально-экономического развития, бюджета, программ, организационных планов муниципального образования.

6. В-шестых, подобные занятия хорошо откладываются в памяти и становятся предметом активного обсуждения как до их проведения, так и после - даже спустя значительное время.


1. Подготовка к деловой игре "Разработка проекта

бюджета муниципального образования"


Бюджетный процесс представляет собой три этапа: организация бюджетного процесса и составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета.

На первом этапе решение о начале работы по составлению проекта бюджета принимает исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Постановлением главы администрации утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям.

На основании этого решения финансовый орган организует разработку проекта местного бюджета. Для этого он собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета, согласовывает их и составляет проект бюджета по доходам и расходам.

Затем проект бюджета рассматривается на заседании администрации. Администрация организует публичные слушания.

После этого доработанный и уточненный проект местного бюджета выносится на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

Деловая игра "Разработка и принятие проекта бюджета муниципального образования" представляет собой моделирование заседания представительного органа муниципального образования, в процессе которого происходит обсуждение и принятие проекта бюджета. В обсуждении участвуют глава администрации и депутаты муниципального образования, которые представляют следующие постоянные комиссии:

1) планово-бюджетная комиссия;

2) комиссия по промышленности;

3) комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству;

4) комиссия по дорожному хозяйству и благоустройству;

5) комиссия по здравоохранению;

6) комиссия по образованию;

7) комитет по культуре, спорту и делам молодежи.

Заседание ведет избранный голосованием студент (ведущий) в соответствии с регламентом, подготовленным заранее самими участниками процесса. На основе регламента студенты самостоятельно разработали порядок ведения заседания. С содержанием регламента и порядком ведения можно было ознакомиться заранее по электронной почте.

В качестве муниципального образования был выбран город Саратов.

Бюджетное послание было подготовлено главой муниципального образования за две недели до "игрового" семинара и распространено среди всех участников деловой игры. Представители каждой комиссии смогли заранее ознакомиться с общими характеристиками бюджета города Саратова, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, а также доходами и расходами муниципального бюджета. Изучение информации, представленной в бюджетном послании и самом проекте бюджета, является важной частью процесса, поскольку лишь при наличии полной осведомленности всех участников с документами может получиться действительно эффективная и интересная деловая игра, а участники в свою очередь смогут наиболее полно вжиться в роль и предметно вести дискуссию.