ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.11.2020
Просмотров: 217
Скачиваний: 9
направленности и как бы «открытости» отливается в классически замкнутую композицию.
У Шопена, как и большинства романтиков, процесс формообразования концентрирован,
благодаря чему он выпукло представляет становление какой-либо особенной,
индивидуализированной quasi-поэтической концепции. У Брукнера же, предметом
м
Всем, иначе говоря, становлением Вечности. Специфика формообразующих процессов у
Брукнера — в контрапункте времени и Вечности, становления и нестановления. Отсюда
проистекает и отмеченная нами двойственность начал и окончаний, отсюда же — и
деконцентрация процесса, как будто бы (внешне) распавшегося на отдельные автономные
звенья, отсюда и знаменитые замедленные темпы, и подчёркнутая торжественность
звучания. Аналогом такого характера становления будет уже не поэзия и не поэтическая
сюжетность, а жизнь Всего как творение Божие. По сути, симфонии Брукнера — тоже
своего рода «поэмы», только о мире в целом и человеке внутри этого мира — то есть
эпопеи. Поэтому и «сюжет» у них всегда один.
А собственно, почему один и чем обусловлена его единственность? И воо
-
) основанием можно было бы ожидать не финального экстаза, а
возвращение в тишину. Кстати, именно так (неизменной ремаркой niente) завершаются
симфонии Воан-Уильямса, которые начинаются подобно брукнеровским (с той разницей,
что для английского композитора исходная первостихия — не трезвучие, а пентатоника).
Как и в большинстве симфонических концепций, вектор развития в симфониях Брукнера
обусловлен незыблемым внемузыкальным фактором — христианской идеей финального
всеобщего Преображения.
Разумеется, это не программа, и даже вряд ли направляющая идея, а, скорее, тончайший
внемузыкальный «слой» («Я», от которого никуда не уйдёшь), почти без остатка
растворившийся в музыкальной архитектонике и логике становления: от зарождения к
обретению полноты. А деконцентрированность процесса, многозначная полифоничность
его фаз, самоценность каждого момента — делают симфонии Брукнера музыкальными в
особой, повышенной степени (то есть свободными от рамок и риторики, и диалектики) и в
высшей степени созвучными тенденциям современной музыки.