Файл: Zenkin_K_V_O_simfonizme_Bruknera_i_ego_vnemuzy.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2020

Просмотров: 217

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

направленности и как бы «открытости» отливается в классически замкнутую композицию. 
У Шопена, как и большинства романтиков, процесс формообразования концентрирован, 
благодаря чему он выпукло представляет становление какой-либо особенной, 
индивидуализированной quasi-поэтической концепции. У Брукнера же, предметом 

м 

Всем, иначе говоря, становлением Вечности. Специфика формообразующих процессов у 
Брукнера — в контрапункте времени и Вечности, становления и нестановления. Отсюда 
проистекает и отмеченная нами двойственность начал и окончаний, отсюда же — и 
деконцентрация процесса, как будто бы (внешне) распавшегося на отдельные автономные 
звенья, отсюда и знаменитые замедленные темпы, и подчёркнутая торжественность 
звучания. Аналогом такого характера становления будет уже не поэзия и не поэтическая 
сюжетность, а жизнь Всего как творение Божие. По сути, симфонии Брукнера — тоже 
своего рода «поэмы», только о мире в целом и человеке внутри этого мира — то есть 

эпопеи. Поэтому и «сюжет» у них всегда один.  

А собственно, почему один и чем обусловлена его единственность? И воо

-

) основанием можно было бы ожидать не финального экстаза, а 

возвращение в тишину. Кстати, именно так (неизменной ремаркой niente) завершаются 

симфонии Воан-Уильямса, которые начинаются подобно брукнеровским (с той разницей, 

что для английского композитора исходная первостихия — не трезвучие, а пентатоника). 

Как и в большинстве симфонических концепций, вектор развития в симфониях Брукнера 

обусловлен незыблемым внемузыкальным фактором — христианской идеей финального 

всеобщего Преображения.  

Разумеется, это не программа, и даже вряд ли направляющая идея, а, скорее, тончайший 

внемузыкальный «слой» («Я», от которого никуда не уйдёшь), почти без остатка 

растворившийся в музыкальной архитектонике и логике становления: от зарождения к 

обретению полноты. А деконцентрированность процесса, многозначная полифоничность 

его фаз, самоценность каждого момента — делают симфонии Брукнера музыкальными в 

особой, повышенной степени (то есть свободными от рамок и риторики, и диалектики) и в 

высшей степени созвучными тенденциям современной музыки.