ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 2938
Скачиваний: 59
Для того чтобы текст мог бы функционировать в качестве переводного текста, он, как и всякий текст,
должен быть приемлемым для языковой и литературной систем ПЯ. Но чтобы быть переводным текстом,
он должен как можно полнее отражать оригинал, быть адекватным ему. Под адекватностью предлагается
понимать гипотетическую величину - максимально точное соответствие оригиналу. При этом можно
учитывать обязательные расхождения, вызванные необходимыми различиями между ПЯ и ИЯ, и считать
отклонениями от потенциально возможной максимальной адекватности лишь произвольные решения
переводчика, или же не делать различия между вынужденными и произвольными отклонениями. Текст
перевода всегда представляет собой компромисс между стремлением к приемлемости и адекватности.
126
В связи с этим Г.Тури выдвигает концепцию «промежуточного» языка (interlanguage). По его мнению,
стремление к адекватности в какой-то степени ограничивает приемлемость текста перевода и приводит к
тому, что язык переводов занимает особое место в системе ПЯ. Он приобретает определенные
особенности, благодаря которым тексты перевода идентифицируются как переводные. Этот
промежуточный язык не следует рассматривать как нежелательную интерференцию, с которой нужно
вести борьбу. Его проявление в переводе может быть желательно, более того Г.Тури полагает, что это
вообще переводческая универсалия, если исходить из того, что теория перевода должна изучать
реальные переводы, а не пытаться формулировать какие-то априорные требования переводимости.
Промежуточный язык - это прежде всего проявление материальной (формальной) эквивалентности:
единице ИЯ соответствует в переводе промежуточная единица, появляющаяся в ПЯ под влиянием ИЯ
(ИЯ/ПЯ средство). Здесь выявляются три основных случая: (а) Единица создается вне ПЯ прямое
заимствование единицы ИЯ (путем сохранения ее иноязычной формы или при помощи транскрипции
или транслитерации), (б) Единица создается как бы между ПЯ и ИЯ - калька (использование знаков ПЯ в
рамках структуры ИЯ), (в) Единица создается в ПЯ, но используется под влиянием ИЯ (предпочтение
формам ПЯ оказывается вследствие их сходства, то есть формального соответствия с единицами ИЯ,
хотя функционально они и неравноценны).
Наличие подобного «межъязыка» в переводах подтверждается эмпирически и может быть обосновано
теоретически. В качестве такого обоснования Г.Тури указывает на три обстоятельства. Во-первых, как
уже отмечалось, появление этого языка обусловлено неизбежным компромиссом при переводе между
адекватностью и приемлемостью. Во-вторых, реальная эквивалентность между текстами и единицами
ИЯ и ПЯ носит промежуточный характер между эквивалентностью языковой (системной) и речевой (или
текстовой). В-третьих, межъязык обладает необходимыми признаками лингвистической системы: у него
есть своя структура и он используется в целях коммуникации, участниками которой выступают
переводчик и носитель ПЯ. В связи с промежуточной природой межъязыка его изучение должно носить
междис-. циплинарный характер и проводиться совместными усилиями языкознания, психолингвистики
и социолингвистики. В качестве примера Г.Тури указывает на широкое применение в переводах с
русского языка на иврит слов с уменьшительными суффиксами, что несвойственно оригинальным
текстами на иврите и отражает влияние русского языка, пользовавшегося в определенный период
большой престижностью в Израиле.
Помимо межъязыка первого порядка может существовать и межъязык второго порядка, возникающий
при переводе не непосред-
127
ственно с оригинала, а с перевода на какой-то третий язык или просто под влиянием третьего языка. В
этой связи Г.Тури указывает на несомненное влияние русского языка на язык переводов на иврит с
других языков.
Особое место в концепции Г.Тури занимает понятие «норма перевода», в которое он вкладывает
своеобразный смысл. По его мнению, решения переводчика в процессе перевода могут обусловливаться
тремя факторами: обязательными правилами, навязываемыми языковыми нормами, переводческими
нормами - основными решениями переводчика, определяющими его стратегию и поведение; и
субъективным выбором (идиосинкразиями) в этой триаде переводческие нормы занимают центральное
положение между объективным и субъективным.
В художественном переводе предлагается различать литературные нормы и собственно переводческие.
По другому признаку различаются предварительные и операционные-нормы. Предварительные (предпе-
реводческие) нормы определяют политику переводчика при выборе .оригинала и при решении вопроса,
будет ли перевод осуществляться непосредственно с оригинала или через какой-либо промежуточный
язык. Операционные нормы действуют в самом процессе перевода и определяют распределение
(структурирование) материала в тексте (матричные нормы) и формулирование содержания текста
(текстуальные нормы). К ним же относится и «начальная норма»: основная ориентация переводчика на
оригинал или на нормы ПЯ. В первом случае он будет стремиться создать адекватный перевод, как
можно ближе соответствующий оригиналу и допускающий лишь необходимые изменения, вызываемые
различиями между языками и литературами. Во втором случае в центре его внимания будет обеспечение
максимальной приемлемости текста перевода с точки зрения языка и литературы ПЯ. При этом в первом
случае создается перевод не на ПЯ, а в лучшем случае только на какую-то часть этого языка, а то и на
искусственный переводческий межъязык. Во втором же случае в литературу на ПЯ входит не оригинал, а
лишь какая-то его версия. Фактически в реальных переводах создается нечто среднее между этими двумя
крайностями.
Переводческие нормы не задаются заранее, а выявляются путем сопоставительного анализа переводов
(текстовой источник), а также путем анализа высказываний о переводе самих переводчиков, критиков,
теоретиков и пр. (внетекстовый источник). При сопоставительном анализе могут сравниваться несколько
переводов одного и того же текста, сделанных в разные периоды времени, переводы одного текста,
выполненные разными переводчиками, переводы до и после редактирования. Однако главным видом
анализа остается сопоставление перевода с оригиналом, чтобы определить, насколько перевод
эквивалентен и насколько он литературен. При этом при анализе эквивален-
128
тности в качестве потенциального инварианта принимается адекватный перевод - максимально
приближенный к оригиналу (возможно, с учетом обязательных отклонений).
Нормы могут быть также основными (обязательными) и второстепенными, проявляющимися в виде
тенденций и определяющие лишь допустимое поведение (наиболее многочисленные). Кроме норм на
выбор переводчика влияют и некоторые универсалии поведения переводчика. В качестве иллюстрации
последних Г.Тури указывает на общую склонность переводчиков эксплицировать информацию, которая
исплицитно содержится в оригинале.
Между нормами нет строгих границ: один вид норм может переходить в другой, статус нормы зависит от
временного периода, принадлежности к определенной литературной школе и т.п. В основе одной нормы
может лежать другая, более общая норма. Например, в переводах на иврит отмечается очень широкое
использование устойчивых словосочетаний, фразеологизмов. Однако это явление вторичное, оно связано
со стремлением переводчиков использовать в переводах язык канонических текстов (в первую очередь
Библии), которые изобилуют фразеологизмами.
Ориентированность теории на текст перевода не означает отказа от анализа реальных отношений,
существующих между переводом и оригиналом. Однако такой анализ должен, по мнению Г.Тури,
отвечать двум условиям. Во-первых, сопоставляться должны отношения не между единицами языков, а
между единицами текстов-»текстемами». В качестве текстем могут выступать единицы языка,
вступающие в текстовые отношения (выполняя определенные внутритекстовые функции) и собственно
текстовые единицы (абзац, глава, строфа, куплет и пр.). Во-вторых, анализ должен вестись от
переводческих решений, обнаруживаемых в тексте перевода, к отношениям между такими единицами
этого текста и соответствующими единицами исходного текста и далее к основаниям для таких решений
(процессу принятия решений). Такая процедура исключает априорную заданность эквивалентных
отношений, а обнаруживает их путем сопоставительного анализа всех текстов, признаваемых
переводами. Существуют 4 основных типа переводческих отношений (хотя могут быть выявлены и
многие другие): 2 типа формальных отношений («этических») - между языковыми средствами ИЯ и ПЯ
(языковой тип) и между текстовыми средствами ИТ и ПТ (текстовый тип) и 2 типа функциональных
отношений («эмических») - между функциями языковых средств ИЯ и ПЯ (языковой тип) и между
функциями текстовых средств ИТ И ПТ (текстовый тип).
При изучении отношений следует учитывать их иерархию: от высших типов к низшим - функционально-
текстовые, формально-тексто-
129
вые, функционально-языковые, формально-языковые. Доминантными являются высшие типы, хотя легче
обнаруживаются более низшие типы. Практически анализ осуществляется от небольших единиц к
целому тексту, но при анализе любой единицы должно учитываться ее место в целом.
Среди решений переводчика различаются существующие средства (имеющиеся соответствия) и
несуществующие (создаваемые ad hoc). Способы создания новых средств включают заимствования,
кальки, изобретение новых единиц в языке перевода или тексте без связи с ИЯ/ ИТ (например,
рифмованный перевод при отсутствии рифмы в оригинале). Текстовые текстемы всегда передаются
средствами ad hoc.
Процесс принятия решений может быть заранее заданным (при использовании всевозможных штампов,
даже когда у них иная функция в тексте) или подлинно творческим (особенно при определении функции
текста в целом и функций его отдельных элементов).
На основе своей теоретической концепции Г.Тури разрабатывает методику анализа и оценки
художественного перевода путем его сопоставления с оригиналом. Согласно предлагаемой им процедуре
исходный текст анализируется с целью определить, какой потенциально мог бы быть адекватный
(максимально эквивалентный перевод), и затем изучаются реальная эквивалентность перевода, степень
его отклонения от адекватности. При чтом отклонения оцениваются как обязательные или как
произвольные (в основе которых лежат переводческие нормы). Последние могут рассматриваться с
точки зрения обеспечения большей или меньшей степени приемлемости.
Сопоставление осуществляется в три этапа: 1. Анализ исходного текста для определения параметров
адекватного перевода и выделения текстем. 2. Сопоставление соответствий к текстемам и выявление
наличия и характера отклонений от адекватности. 3. Обобщающие выводы о расстоянии между
максимальной и реальной эквивалентностя-ми на основе сопоставления многих отдельных текстем.
Хотя основная единица сопоставления - это целый текст, требования экономичности, ограниченность
времени и человеческих возможностей вынуждают в качестве такой единицы использовать отдельную
текстему. При этом возможны две процедуры отбора: 1. Выбирать наиболее важные элементы
текстового анализа (определенные части текста) и рассматривать их как полномочных представителей
текста в целом, на основе которых можно делать выводы обо всем тексте. 2. Выбирать текстемы из
разных мест текста, выполняющие по нескольку текстовых функций или принадлежащие к разным
микроструктурам, и на их основе делать общетекстовые выводы.
Теоретические постулаты Г.Тури дополняются практическим анализом переводов на иврит романов ряда
европейских писателей в пе-
130
риод 1930 - 1945 гг. Приводимые данные позволяют судить о характере обобщений, с помощью которых
определяются особенности художественных переводов этого периода. Отмечаются главным образом
изменения, преследующие цель сделать перевод более соответствующим литературным нормам ПЯ.
Сюда относятся опущение подзаголовков, не принятых в литературе на иврите, тенденция выносить
прямую речь в отдельный абзац, членить абзацы, оказывать предпочтение лексике и синтаксису
«высокого стиля», опускать коллоквиализмы, широко использовать устойчивые словосочетания и
семантические дублеты, опущение или замена на синоним повторяющихся слов и пр. Все эти тенденции
рассматриваются как переводческие нормы, классифицируемые как лингвистические, риторико-
стилистические и литературные. В общем плане исследованные переводы характеризуются
использованием языка определенных письменных источников (Библии), богатством редких, сложных и
разнообразных языковых средств и социальной направленностью - стремлением пополнить жанры,
отсутствующие в оригинальной литературе на иврите. Приемлемость считается более важным фактором,
чем адекватность. По наблюдениям Г. Тури, степень адекватности переводов зависит от того места,
которое они занимают в принимающей их литературе. Если они занимают более центральное место (в
том числе и среди других переводов), то стремление к адекватности выражено сильнее. Такое же
влияние на адекватность переводов оказывает и высокая престижность ИЯ и наличие лакун (отсутствие
определенного жанра в принимающей литературе).
Как видно из вышесказанного, концепция Г. Тури представляет несомненный теоретический и
практический интерес как для дальнейшего развития общей теории перевода, так и для разработки
теории художественного перевода. Она намечает пути сближения лингвистического и
литературоведческого подхода к описанию этого сложного вида переводческой деятельности.
Предлагаемая процедура анализа требует дальнейшей конкретизации, но ее общая направленность
представляется весьма перспективной.
Список публикаций
1. Bassnett - McGuire,S.. Translation Studies, Methuen, London and New York, 1980.
2. Brislin, R.W.(ed). Translation. Application and Research. New York, 1976.
3. Brower, R. (ed). On Translation. Cambridge (Mass.), 1959.
4. Casagrande, J.B. The Ends of Translation. IRAL, Vol.XX, No.4, Oct. 1954.
5. Catford, J. A Linguistic Theory of Translation. London, 1965.
6. Delisle, J. L'analyse du discours comme methode de traduction. Ottawa, 1984.
7. Dryden, J. Ovid's Epistles. In: W.P.Ker (ed.) «Essays of John Dryden». Oxford, 1926.
8. Firth, J.R. Linguistic Analysis and Translation. In: «For Roman Jakobson». The Hague, 1956.
9. Goethe, J.W. Drei Stttcke vom Ubersetzen. In: H.J.Storig (Hrsg.). «Das Problem des Obersetzens». Stuttgart, 1963.
10. Gutt, E.-A. Translation and Relevance. Cognition and Context. Cambridge (Mass.), 1991.
11. Guttinger, F. Zielsprache. Theorie und Technik des Obersetzens. Zurich, 1963.
12. Halliday, M.A.K.Comparison and Translation. In: M.A.K. Halliday, A.Mclnlosh, P,Strevens. «The Linguistic Sciences and
Language Teaching». London, 1964.
13. Halliday, M.A.K. The comparison of languages. In: A.Mclntosh, M.A.K. Halliday. «Patterns of Language». London, 1966.
14. Holz-Manttari, J. Transtatorisches Handeln. Theorie und Methode. Helsinki, 1964,
15. Humboldt, W. Einleitung zu «Agamemnon» In: H.J. Storig (Hrsg.). «Das Problem des Obersetzens». Stuttgart, 1963.
16. Jager, G. Translation und Translationslinguistik. Halle (Saale), 1975.
17. Jager, G., Muller, D. Kommunikative und maximale Aquivalenz von Texten. In: «Aquivalenz bei der Translation». Leipzig, 1982.
18. Jager, G. Die sprachlichen Bedeutungen - das zentrale Problem bei der Translation und ihrer wissenschaftlichen Beschreibung. In:
«Bedeuting und Translation». Leipzig, 1986.
19. Jakobson, R. On Linguistic Aspects of Translation. In: R. Brower (ed.). «On Translation». Cambridge (Mass.), 1959.
20. Kade, O. Zufall und Gezetzmassigkeit in der Obersetzung. Leipzig, 1968.