ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 898

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Омский государственный институт сервиса

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита










М. Е. Глущенко






ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ


Методические указания

для самостоятельной работы

















Омск

ОГИС

2014

УДК 311.1

ББК 6.0.6

Г 55

Рецензент

доцент кафедры БУАиА, к.э.н. Л. А. Руди


Ответственный за выпуск

зав. кафедрой БУАиА, к.э.н., доцент И. В. Подъяпольская


Глущенко, М. Е.

Г 55 Общая теория статистики : методические указания для самостоятельной работы / М. Е. Глущенко. – Омск : Омский институт сервиса, 2014. – 52 с.


Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при самостоятельном изучении отдельных тем и вопросов курса «Общая теория статистики». Составлены в соответствии с рабочими программами дисциплин «Общая теория статистики», «Статистика» и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для направлений подготовки «Товароведение», «Сервис».

Издание содержит теоретический материал, раскрывающий содержание базовых тем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, примеры решений типовых задач, контрольные теоретические вопросы, список рекомендуемой литературы, задания в виде задач, разработанные для шести вариантов.

Предназначены для студентов направлений подготовки «Товароведение», «Сервис» профилей «Сервис недвижимости», «Банковский сервис» очной и заочной форм обучения.


Печатается в авторской редакции


УДК 311.1

ББК 6.0.6




Рекомендовано заседанием кафедры

Протокол № ___ от _____________


© Омский государственный институт сервиса, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение………………………………………………………………..

4

1. Тема 1. Статистическая сводка и группировка…………………...

5

2. Тема 2. Статистические показатели………………………………

9

3. Тема 3. Статистическое изучение вариаций………………………

14

4. Тема 4. Выборочный метод в статистике…………………………

17

5. Тема 5. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений………………………………………………

20

6. Тема 6. Индексный метод в статистических исследованиях…….

26

7. Задания для самостоятельной работы……………………………..

29

7.1. Задания для самостоятельной работы для варианта I…..…...

31

7.2. Задания для самостоятельной работы для варианта II……...

34

7.3. Задания для самостоятельной работы для варианта III ……

7.4. Задания для самостоятельной работы для варианта IV……..

7.5. Задания для самостоятельной работы для варианта V……...

7.6. Задания для самостоятельной работы для варианта VI……..

37

40

43

46

Заключение…………………………………………………………….

50

Библиографический список…………………………………………..

51



















ВВЕДЕНИЕ


В современном обществе статистика выполняет важную роль в механизме управления экономическими процессами. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития и в конечном итоге – принятия эффективных решений как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

В связи с этим в системе высшего образования особое место отводится изучению статистики – базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного руководящего работника. В настоящее время, в условиях перехода к развитой рыночной экономике, перед наукой встает новая задача – реформирование общеметодологических и организационных основ статистики, а также приведение ее в соответствие с международными правилами. Успешное выполнение этой задачи требует дальнейшего улучшения качества подготовки экономистов высшей квалификации.

Основная часть общего объема дисциплин «Общая теория статистики», «Статистика» осваивается в ходе прослушивания лекций и проведения практических занятий, однако по основным (базовым) темам курса для более углубленного изучения их содержания студентам предлагается сделать ряд самостоятельных расчетов и ответить на контрольные вопросы. Это позволит студентам приобрести знания и иметь представление об основных понятиях, категориях и инструментах математической и социально-экономической статистики, методах обработки и интерпретации результатов, основах построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на всех уровнях.

Кроме того, в ходе самостоятельной работы над решением практических заданий студенты приобретут навыки использования источников экономической, социальной, управленческой информации, сбора данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, осуществления выбора инструментальных средств для обработки экономических данных, проведения расчетов системы показателей, характеризующих общественно-политические явления и процессы, выявления тенденций изменения социально-экономических показателей. Это, в свою очередь, поможет студентам овладеть современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных, статистическими методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макро- и микроуровне.


Настоящее издание включает в себя теоретический материал и примеры решения задач по темам: сводка и группировка, статистические показатели, статистическое изучение вариации, выборочный метод в статистике, анализ динамических рядов, индексный метод. К каждой теме указывается соответствующая литература с указанием номера источника и страниц.

Методические указания охватывают основные темы курса согласно утвержденной рабочей программе.



Тема 1. Статистическая сводка и группировка


Вопросы

  1. Задачи сводки и ее основное содержание. Группировка – основа научной обработки данных.

  2. Виды группировок: количественные и атрибутивные, простые и комбинационные.

  3. Ряды распределения, их виды.

[1, с. 34–43; 2, с. 172–177; 3, с. 26–32; 5, с.65–95]


Методические указания к изучению темы


Статистическая сводка и группировка заключается в расчленении статистической совокупности на однородные группы по существенным признакам, которые устанавливаются исходя из цели группировки. В качестве группировочного (аналитическая группировка) выбирается факторный признак, влияние которого на другой, результативный, требуется определить.

Основные этапы проведения аналитической группировки:

  1. обоснование и выбор факторного и результативного признаков;

  2. построение интервального вариационного ряда. Величина интервала hi определяется по формуле:


, (1)

где Xmax, Xmin – наибольшее и наименьшее значение группировочного признака;

n – число групп, которые необходимо создать;

  1. построение рабочей таблицы, в которой происходит процесс группировки;

  2. заполнение итоговой аналитической таблицы по данным рабочей таблицы.

Рассмотрим решение типовой задачи по теме "Группировки". Имеются следующие данные о рабочих-сдельщиках (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Исходные данные для статистической группировки

п/п

Стаж работы, лет

Дневная выработка продукции, шт.

п/п

Стаж работы, лет

Дневная выработка продукции, шт.

1

1,0

220

13

10,5

306

2

6,5

310

14

1,0

252

3

9,2

327

15

9,0

290

4

4,5

275

16

5,0

265

5

6,0

280

17

6,0

282

6

2,5

253

18

10,2

288

7

2,7

245

19

5,0

240

8

16,0

340

20

5,4

270

9

13,2

312

21

7,5

278

10

14,0

352

22

8,0

288

11

11,0

325

23

8,5

295

12

12,0

308





Для изучения зависимости между приведёнными показателями произвести группировку рабочих по факторному признаку, выделив пять групп с равными интервалами. Результаты представьте в таблице. Сделать выводы.

Решение. Дневная выработка рабочего зависит от стажа работы, следовательно, группировочным признаком является стаж работы.


Так как число групп заранее определено, величина интервала равна:

(года).

Отсюда прибавлением величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим следующие группы рабочих:

  • к первой группе будут отнесены рабочие со стажем от 1 года до 4 лет включительно;

  • ко второй – от 4 до 7;

  • к третьей – от 7 до 10;

  • к четвёртой – от 10 до 13;

  • к пятой – от 13 до 16 лет.

По указанным группам распределяются единицы совокупности, характеризующие группу, подсчитываются итоги. Результаты группировки оформляются в виде вспомогательной таблицы (табл. 1.2).


Таблица 1.2

Распределение рабочих по стажу

группы

Группы рабочих по стажу, лет

Списочный номер

рабочего

Стаж работы, лет

Дневная выработка продукции, шт.

1

2

3

4

5

1 - 4

1

6

7

14

1,0

2,5

2,7

1,0

220

253

247

252


Итого

4

7,2

970



4 - 7

2

4

5

16

17

19

20

6,5

4,5

6,0

5,0

6,0

5,0

5,4

310

275

280

265

282

240

270


Итого

7

38,4

1922



7 - 10

3

15

2

22

23

9,2

9,0

7,5

8,0

8,5

327

290

278

288

295


Итого

5

42,2

1478



Продолжение табл. 1.2

V

10 - 13

11

11,0

325



12

13

18

12,0

10,5

10,2

308

306

288


Итого

4

43,7

1227

V

13 - 16

8

9

10

16,0

13,2

14,0

340

312

352


Итого

3

43,2

994


Всего

23

174,4

6 601

По итоговым данным рабочей таблицы (по каждой группе), строится аналитическая таблица группировки рабочих по стажу (табл. 1.3). На основании данной таблицы устанавливают характер связи между стажем и выработкой рабочего.

Таблица 1.3

Зависимость выработки рабочего-сдельщика от стажа работы

Номер группы

Группы рабочих по стажу, лет

Число рабочих

Стаж работы, лет

Дневная выработка продукции, шт.

чел

в % к итогу

всего

в среднем на 1 рабочего

всего

в среднем на 1 рабочего





V

V

1 – 4

4 – 7

7 – 10

10 – 13

13 – 16

4

7

5

4

3

17,4

30,4

21,8

17,4

13,0

7,2

38,4

42,2

43,7

43,2

1,8

5,5

8,4

10,9

14,4

970

1922

1478

1227

1005

242,0

274,0

295,0

306,0

334,0


Всего

23

100,0

174,7

7,6

6601

287,0


Из таблицы 3 следует, что с увеличением стажа месячная выработка продукции возрастает. При этом наибольшее количество рабочих – 30,4% в данной совокупности имеют средний стаж работы 5,5 года. Стаж свыше 14 лет имеют 13% рабочих-сдельщиков. Месячная выработка этой группы составляет 334 шт. на одного рабочего.


Контрольные вопросы

  1. В чем заключается суть сводки статистических материалов?

  2. Какие задачи решаются в статистике при помощи метода группировок?

  3. Какие существуют виды группировок?

  4. Чем надо руководствоваться при выборе группировочных признаков?

  5. Как определяют число групп?

  6. Какие бывают интервалы?

  7. Что понимается под классификацией в статистике?

  8. Как определяется величина интервала при группировке по количественному признаку?

  9. Что представляют собой ряды распределения?

  10. По каким признакам могут быть образованы ряды распределения?

  11. Как подразделяются вариационные ряды и на каких признаках основано такое деление?



Тема 2. Статистические показатели


Вопросы

  1. Понятие, формы выражения и виды статистических показателей. Функции статистических показателей.

  2. Абсолютные и относительные величины, их взаимосвязь и необходимость комплексного применения.

  3. Виды средних и способы их расчета.

  4. Понятие структурных средних: мода, медиана.

  5. Применение графического метода для определения моды и медианы.

  6. Использование средних величин в статистическом анализе.

[1, с. 47–50; 52–70; 2, с. 82–95; 120–137; 3, с. 40–42; 65–72; 5, с. 155–63; 164–176, 6]

Методические указания к изучению темы


Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Абсолютные показатели отражают физические размеры изучаемых процессов и явлений, а так же могут представлять собой объем совокупности, временную характеристику и т.п. Абсолютные показатели выражаются в натуральных, стоимостных или трудовых показателях. Относительный показатель представляет собой результат деления абсолютных показателей. Все используемые на практике относительные величины можно подразделить на следующие виды: относительные величины динамики, плана, реализации плана, структуры, координации, интенсивности и уровня экономического развития, сравнения.

Наиболее распространенной формой статистических показателей, используемой в социально-экономических исследованиях, является средняя величина. Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.

Показатель, представленный в форме средней отражает уровень признака, отнесённый к единице совокупности. Определить среднюю во многих случаях удобнее через исходное соотношение средней (ИСС) или её логическую формулу:

. (2)

Расчёт большинства конкретных статистических показателей основан на использовании средней арифметической взвешенной:

(3)

или средней гармонической взвешенной:

. (4)

При этом, если известны значения признака (хi) и частоты (fi), следует применить формулу средней арифметической, а если известны варианты и произведение вариант на частоты (w) – формулу средней гармонической величины.

Например, рассчитаем среднюю заработную плату по трём предприятиям АО (табл. 2.1), используя различные формулы средних величин.


Таблица 2.1

Данные об оплате труда и численности персонала предприятий

АО «Триумф»

Предприятие

Численность персонала предприятий, чел.

Месячный фонд заработной платы, $

Средняя заработная плата, $

1

2

3

540

275

458

564840

332750

517540

1046

1210

1130

Итого

1 273

1 415130

Рассчитать


Решение. Независимо от имеющихся в нашем распоряжении данных средняя заработная плата может быть получена только через следующее отношение: