ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 1011
Скачиваний: 6
Для нахождения параметров а0 и а1 необходимо решить систему нормальных уравнений:
а0n+ а1Σt2= Σу
а0Σt + а1Σt2=Σуt , (19)
где у – фактические уровни; n – число уровней динамического ряда.
Вычислительный процесс может быть значительно упрощён, если ввести обозначения дат (периодов) времени (t) таким образом, чтобы .
Так, если число уровней в ряду динамики нечётное, то временные даты обозначаются следующим образом:
Таблица 5.3
Соответствие фактора времени уровням динамического ряда
с нечетным количеством показателей
Уровни ряда динамики |
у1 |
у2 |
у3 |
у4 |
у5 |
Обозначения времени (t) |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
Если же количество уровней в ряду динамики чётное, то обозначение временных дат (t) принимает следующий вид:
Таблица 5.4
Соответствие фактора времени уровням динамического ряда
с четным количеством показателей
Уровни ряда динамики |
у1 |
у2 |
у3 |
у4 |
у5 |
у6 |
Обозначения времени (t) |
-5 |
-3 |
-1 |
1 |
3 |
5 |
Тогда система нормальных уравнений примет вид:
а0n = Σу,
а1Σt2=Σуt, (20)
откуда
, (21)
. (22)
При получении математического уравнения для каждой даты определяются выровненные теоретические значения уt.
После решения уравнения строится график, на который наносятся исходные данные и выровненные показатели.
Используя данные табл. 5.5, определите показатели динамики продажи легковых автомобилей по годам и среднее за весь анализируемый период.
Таблица 5.5
Продажа легковых автомобилей в России
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Продано автомобилей, тыс. шт. |
788 |
810 |
867 |
1054 |
Расчёт показателей представлен в табл. 5.6.
Таблица 5.6
Расчёт показателей динамики за 2007-2009 г. г.
Наименование показателей |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
||
1.Абсолют- ный прирост ∆, тыс. шт. |
цепной |
|
|
|
базисный |
|
|
|
Продолжение табл. 5.6
2. Темпы роста Тр, % |
цепной |
|
|
|
базисный |
|
|
|
|
3. Темпы прироста Тпр, % |
цепной |
|
|
|
базисный |
|
|
|
На основании расчётов определим средние показатели:
– средний уровень интервального ряда динамики (среднегодовой объём продажи легковых автомобилей):
(тыс. шт.),
-
средний абсолютный прирост:
(тыс. шт.);
или
(тыс. шт.).
То есть в среднем ежегодно объём продажи легковых автомобилей увеличивался на 87,67 тыс. шт.:
-
средний коэффициент роста:
;
или
-
средний темп роста:
То есть, в среднем ежегодно объём продажи ежегодно составил 110,1 % к уровню предыдущего периода:
-
средний темп прироста:
.
Т.о., в среднем каждый год продажа легковых автомобилей увеличивалась на 10,1 %.
Далее рассмотрим пример аналитического выравнивания динамического ряда, представленного в табл. 5.7.
Таблица 5.7
Данные о производстве продукции по кварталам за 2007-2009г.г.
Квартал |
Произведено продукции, млн. руб. |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
I |
162 |
159 |
158 |
II |
170 |
193 |
225 |
III |
177 |
178 |
187 |
IV |
151 |
168 |
172 |
Определим выровненные теоретические значения по формуле 18 уравнения прямой линии. Для этого проведем расчёт параметров а0 и а1 в таблице 5.8:
Таблица 5.8
Расчёт параметров а0 и а1
Квартал |
yi |
t |
t2 |
yt |
|
2007г. I II III IV |
162 170 177 151 |
-5,5 -4,5 -3,5 -2,5 |
30,25 20,25 12,25 6,25 |
-891,0 -765,0 -619,5 -377,5 |
162,6 164,8 167,1 169,4 |
2008г. I II III IV |
159 193 178 168 |
-1,5 -0,5 0,5 1,5 |
2,25 0,25 0,25 2,25 |
-238,5 -96,5 89,0 252,0 |
171,6 173,9 176,1 178,4 |
2009г. I II III IV |
158 225 187 172 |
2,5 3,5 4,5 5,5 |
6,25 12,25 20,25 30,25 |
395,0 787,0 841,5 946,0 |
180,7 182,9 185,2 187,3 |
|
|
|
|
|
|
Далее вычислим параметры по формулам:
Следовательно, уравнение прямой примет вид:
.
Подставив в полученное уравнение значение t, получим выровненные значения ряда. Например, в 2007 г. в I квартале:
,
и т.д.
Контрольные вопросы
-
Дайте определение понятия «динамический ряд».
-
Назовите основные показатели, используемые для оценки динамических рядов.
-
С использованием какой формулы рассчитывается средний уровень:
а) моментного динамического ряда;
б) интервального динамического ряда.
-
Как взаимосвязаны между собой базисные и цепные абсолютные приросты, темпы роста?
-
Какие методы используются в статистике для оценки и выявления тренда?
-
В чем заключается сущность аналитического выравнивания динамического ряда?
Тема 6. Индексный метод в статистических исследованиях
Вопросы
-
Понятие об индексах. Классификация общих индексов.
-
Индивидуальные и общие индексы. Агрегатная форма как основная форма общего индекса.
[1, с. 143–178; 2, с. 526-552; 3, с. 81–92; 5, с. 439–478]
Методические указания к теме
Наиболее распространенными статистическими показателями являются индексы. Индекс представляет собой относительную величину, полученную в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве и по сравнению с планом.
Простейшим показателем, используемым в индексном анализе, является индивидуальный индекс (обозначается символом i, у которого проставляется символ соответствующей индексируемой величины). Он характеризует изменение одного элемента совокупности.
Например, индивидуальный индекс цены на отдельный вид продукции (товара) рассчитываются по формуле:
(23)
где р – цена за единицу продукции.
Подстрочное обозначение «0» и «1» соответствуют уровню базисного и отчётного периода времени.
Изменение совокупностей, состоящих из несопоставимых элементов (например, различных видов продукции), изучают с помощью групповых или общих индексов (I).
Последние по методам построения подразделяются на агрегатные индексы и средневзвешенные из индивидуальных индексов.
Ниже приводятся формулы агрегатных индексов:
-
физического объёма (количества продукции, товара):
, (24)
где g – индексированная величина (количество);
p0 – соизмеритель (цена продукции, товара), который фиксируется на уровне одного и того же периода.
Разница между числителем и знаменателем индекса означает абсолютное изменение (прирост «+» или снижение «–») результативного показателя за счет изменения индексируемой величины:
В данном случае – изменение товарооборота за счет изменения физического объема (количества):
; (25)
-
цен (или других качественных показателей):
, (26)
где объём g – объём (количество) являются весами, взятые на одинаковом отчётном уровне.
Разница между числителями и знаменателями индекса означает абсолютное изменение товарооборота (выручки от продаж) в результате среднего изменения цен или экономического (продаж) денежных средств населения в результате среднего снижения (повышения) цен:
; (27)
3) товарооборота (выручка от реализации или продаж):
. (28)
Разница между числителями и знаменателями индекса составляет общее абсолютное изменение товарооборота за счёт совместного действия обоих факторов: цен на продукцию и её количества.
Между общими агрегатными индексами, а также абсолютными изменениями результативного показателя существует взаимосвязь:
, (29)
. (30)
Аналогичным образом составляются формулы индексов других социально-экономических показателей. При этом в теории статистики разработана определённая символика и применяются соответствующие условные обозначения. Помимо рассмотренных ранее обозначений количества продукции (g) и цены за единицу продукции (p) применяются символы:
z – себестоимость единицы продукции;
zq – денежные затраты на выпуск продукции.
Контрольные вопросы
-
Какие виды индексов рассчитываются в практике статистики?
-
В чем заключается основное правило при построении общего индекса агрегатной формы?
-
В чем отличие агрегатных индексов от индексов средних гармонических и арифметических?
-
Поясните экономическую сущность разницы числителя и знаменателя индексов цен, физического объема и товарооборота?
-
Как взаимосвязаны цепные и базисные индексы?
7. Задания для самостоятельной работы
В процессе изучения дисциплин «Общая теория статистики», «Статистика» студенты очной и заочной форм обучения в рамках часов самостоятельной работы выполняют письменные индивидуальные задания, которые должны отвечать следующим требованиям:
1. Выполненное задание предоставляется на проверку после последнего практического занятия, на котором разбирается решение данного типа задач.
2. В начале работы указывается соответствующий номер варианта.
3. Задачи необходимо располагать в том же порядке, в каком они даны в задании. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие.
4. Решение задачи должно сопровождаться необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями. Задачи, к которым даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, будут считаться нерешенными. Решение задач следует по возможности оформлять в виде таблиц.
5. Все расчеты относительных показателей нужно производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты – до 0,1.
6. Выполненная работа должна быть оформлена аккуратно, написана разборчиво, чисто, без помарок и зачеркиваний. Запрещается произвольно сокращать слова (допускаются лишь общепринятые сокращения). Таблицы надо оформлять в соответствии с правилами, принятыми в статистике. Страницы работы должны быть пронумерованы и иметь достаточно широкие поля для замечаний рецензента.
7. При правильном выполнении каждое задание оценивается отдельно отметкой «зачтено».
8. К зачету допускаются студенты отметку «зачтено» по большинству решаемых задач (четыре и более).
Если студент не может самостоятельно выполнить индивидуальную работу или какую-то ее часть, следует обратиться к преподавателю за консультацией в установленные графиком дни.
Целью самостоятельной работы является закрепление теоретических знаний, полученных студентами на занятиях и в процессе работы с литературой по следующим темам:
-
Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.
-
Статистические показатели.
-
Средние величины.
-
Статистическое изучение вариации.
-
Выборочный метод в статистике.
-
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.
-
Индексный метод в статистических исследованиях.
-
Графический метод изучения статистических данных.
Задания к самостоятельной индивидуальной работе составлены в 6 вариантах.
Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента представлен в табл. 7.1:
Таблица 7.1
Соответствие варианта фамилии студента
Номер выполняемого варианта |
Начальная буква фамилии студента |
1 |
А, Х, Ж |
2 |
Б, М, Ц, У, С |
3 |
В, Л, Н, Ч, Ю, Я |
4 |
Г, О, Ш, К, Ф |
5 |
Д, П, Щ, З |
6 |
Е, И, Р, Э, Т |
При написании индивидуальной работы, прежде всего, рекомендуется ознакомиться с соответствующими разделами программы данного курса, методическими указаниями, разработанными кафедрой по отдельным темам, а также изучить рекомендуемую литературу, при этом уделив особое внимание методам построения статистических показателей и их анализу.
Каждый вариант самостоятельной работы из 7 задач по наиболее важным темам раздела «Общая теория статистики».
Задача 1 составлена на тему «Статистическая сводка, метод группировок». При решении этой задачи необходимо понять суть аналитической группировки и установить характер взаимосвязи между факторным и результативным признаками. При этом следует иметь в виду, что в основу группировки берется факторный признак.
В задаче 2 необходимо правильно использовать формулу средней арифметической или средней гармонической величины.
При решении задачи 3 следует изучить значение моды и медианы – разновидностей средних величин.
Значение моды и медианы нужно также определить и графически: моду – при помощи построения гистограммы, медиану – при помощи построения кумуляты.
Для решения задачи 4 необходимо изучить темы «Средние величины и показатели вариации». По данным интервального вариационного ряда распределения необходимо исчислить среднюю дисперсию, среднее квадратическое отклонение обычным способом или способом моментов. При исчислении показателей способом моментов необходимо правильно понять момент первого и второго порядка.
Задача 5 составлена по теме «Выборочное наблюдение». Для расчета ошибок репрезентативности нужно изучить тему «Выборочное наблюдение», понять значение генеральной и выборочной совокупности, способы отбора и варианты формирования выборки: бесповторный и повторный.
Задача 6 составлена на тему «Динамические ряды» – на расчет и усвоение аналитических показателей динамических рядов, либо на применение методов их анализа.
Задача 7 составлена на тему «Индексы». При решении задачи могут применяться взаимосвязанные общие агрегатные индексы, их взаимосвязь, а также взаимосвязь абсолютных приростов обобщающего индексируемого показателя.
7.1 Задания для самостоятельной работы для варианта I
Задача 1. Имеются данные по предприятиям легкой промышленности.
Таблица 7.1.1
Данные для построения групповой таблицы
№ пред. |
Основные средства, млн руб. |
Объем произведенной продукции, млн руб. |
№ пред. |
Основные средства, млн руб. |
Объем произведенной продукции, млн руб. |
1 |
12,3 |
14,6 |
11 |
6,9 |
8,3 |
2 |
8,4 |
9,2 |
12 |
8,4 |
9,2 |
3 |
6,5 |
7,1 |
13 |
16,3 |
18,4 |
4 |
5,0 |
5,2 |
14 |
6,6 |
7,2 |
5 |
13,6 |
14,4 |
15 |
8,0 |
9,2 |
6 |
12,5 |
14,0 |
16 |
10,4 |
12,3 |
7 |
6,0 |
6,8 |
17 |
8,2 |
8,6 |
8 |
6,8 |
7,2 |
18 |
4,8 |
5,7 |
9 |
10,6 |
10,8 |
19 |
10,2 |
25,6 |
10 |
8,4 |
9,0 |
20 |
9,6 |
20,0 |