ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 1011

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для нахождения параметров а0 и а1 необходимо решить систему нормальных уравнений:


аShape10n+ а1Σt2= Σу

а0Σt + а1Σt2=Σуt , (19)


где у – фактические уровни; n – число уровней динамического ряда.

Вычислительный процесс может быть значительно упрощён, если ввести обозначения дат (периодов) времени (t) таким образом, чтобы .

Так, если число уровней в ряду динамики нечётное, то временные даты обозначаются следующим образом:

Таблица 5.3

Соответствие фактора времени уровням динамического ряда

с нечетным количеством показателей

Уровни ряда динамики

у1

у2

у3

у4

у5

Обозначения времени (t)

-2

-1

0

1

2


Если же количество уровней в ряду динамики чётное, то обозначение временных дат (t) принимает следующий вид:





Таблица 5.4

Соответствие фактора времени уровням динамического ряда

с четным количеством показателей

Уровни ряда динамики

у1

у2

у3

у4

у5

у6

Обозначения времени (t)

-5

-3

-1

1

3

5


Тогда система нормальных уравнений примет вид:

Shape2а0n = Σу,

а1Σt2=Σуt, (20)


откуда

, (21)

. (22)

При получении математического уравнения для каждой даты определяются выровненные теоретические значения уt.

После решения уравнения строится график, на который наносятся исходные данные и выровненные показатели.

Используя данные табл. 5.5, определите показатели динамики продажи легковых автомобилей по годам и среднее за весь анализируемый период.

Таблица 5.5

Продажа легковых автомобилей в России

 

2006

2007

2008

2009

Продано автомобилей, тыс. шт.

788

810

867

1054


Расчёт показателей представлен в табл. 5.6.

Таблица 5.6

Расчёт показателей динамики за 2007-2009 г. г.

Наименование

показателей

Годы

2007

2008

2009

1.Абсолют-

ный прирост ∆,

тыс. шт.

цепной

базисный

Продолжение табл. 5.6

2. Темпы роста Тр, %

цепной

 

 

 

базисный

 

 

 

3. Темпы прироста Тпр, %

цепной

 

 

 

базисный

 

 

 


На основании расчётов определим средние показатели:

средний уровень интервального ряда динамики (среднегодовой объём продажи легковых автомобилей):

(тыс. шт.),

  • средний абсолютный прирост:

(тыс. шт.);

или

(тыс. шт.).

То есть в среднем ежегодно объём продажи легковых автомобилей увеличивался на 87,67 тыс. шт.:

  • средний коэффициент роста:


;

или

  • средний темп роста:



То есть, в среднем ежегодно объём продажи ежегодно составил 110,1 % к уровню предыдущего периода:


  • средний темп прироста:


.

Т.о., в среднем каждый год продажа легковых автомобилей увеличивалась на 10,1 %.

Далее рассмотрим пример аналитического выравнивания динамического ряда, представленного в табл. 5.7.

Таблица 5.7

Данные о производстве продукции по кварталам за 2007-2009г.г.

Квартал

Произведено продукции, млн. руб.

2007

2008

2009

I

162

159

158

II

170

193

225

III

177

178

187

IV

151

168

172

Определим выровненные теоретические значения по формуле 18 уравнения прямой линии. Для этого проведем расчёт параметров а0 и а1 в таблице 5.8:

Таблица 5.8

Расчёт параметров а0 и а1

Квартал

yi

t

t2

yt

2007г. I II III IV


162

170

177

151


-5,5 -4,5 -3,5 -2,5


30,25 20,25 12,25 6,25


-891,0 -765,0 -619,5 -377,5


162,6 164,8

167,1

169,4

2008г. I II III IV


159

193

178

168


-1,5 -0,5 0,5 1,5


2,25 0,25 0,25 2,25


-238,5 -96,5 89,0 252,0


171,6

173,9 176,1

178,4

200. I II III IV


158

225

187

172


2,5 3,5 4,5 5,5


6,25 12,25 20,25 30,25


395,0 787,0 841,5 946,0


180,7

182,9 185,2 187,3



Далее вычислим параметры по формулам:

Следовательно, уравнение прямой примет вид:

.

Подставив в полученное уравнение значение t, получим выровненные значения ряда. Например, в 2007 г. в I квартале:

,

и т.д.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «динамический ряд».

  2. Назовите основные показатели, используемые для оценки динамических рядов.

  3. С использованием какой формулы рассчитывается средний уровень:

а) моментного динамического ряда;

б) интервального динамического ряда.

  1. Как взаимосвязаны между собой базисные и цепные абсолютные приросты, темпы роста?

  2. Какие методы используются в статистике для оценки и выявления тренда?

  3. В чем заключается сущность аналитического выравнивания динамического ряда?


Тема 6. Индексный метод в статистических исследованиях


Вопросы

  1. Понятие об индексах. Классификация общих индексов.

  2. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатная форма как основная форма общего индекса.

[1, с. 143–178; 2, с. 526-552; 3, с. 81–92; 5, с. 439–478]


Методические указания к теме


Наиболее распространенными статистическими показателями являются индексы. Индекс представляет собой относительную величину, полученную в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве и по сравнению с планом.

Простейшим показателем, используемым в индексном анализе, является индивидуальный индекс (обозначается символом i, у которого проставляется символ соответствующей индексируемой величины). Он характеризует изменение одного элемента совокупности.

Например, индивидуальный индекс цены на отдельный вид продукции (товара) рассчитываются по формуле:

(23)

где р – цена за единицу продукции.

Подстрочное обозначение «0» и «1» соответствуют уровню базисного и отчётного периода времени.

Изменение совокупностей, состоящих из несопоставимых элементов (например, различных видов продукции), изучают с помощью групповых или общих индексов (I).

Последние по методам построения подразделяются на агрегатные индексы и средневзвешенные из индивидуальных индексов.

Ниже приводятся формулы агрегатных индексов:

  1. физического объёма (количества продукции, товара):

, (24)

где g – индексированная величина (количество);

p0 – соизмеритель (цена продукции, товара), который фиксируется на уровне одного и того же периода.

Разница между числителем и знаменателем индекса означает абсолютное изменение (прирост «+» или снижение «–») результативного показателя за счет изменения индексируемой величины:

В данном случае – изменение товарооборота за счет изменения физического объема (количества):

; (25)

  1. цен (или других качественных показателей):

, (26)

где объём g – объём (количество) являются весами, взятые на одинаковом отчётном уровне.

Разница между числителями и знаменателями индекса означает абсолютное изменение товарооборота (выручки от продаж) в результате среднего изменения цен или экономического (продаж) денежных средств населения в результате среднего снижения (повышения) цен:

; (27)

3) товарооборота (выручка от реализации или продаж):

. (28)

Разница между числителями и знаменателями индекса составляет общее абсолютное изменение товарооборота за счёт совместного действия обоих факторов: цен на продукцию и её количества.

Между общими агрегатными индексами, а также абсолютными изменениями результативного показателя существует взаимосвязь:

, (29)

. (30)

Аналогичным образом составляются формулы индексов других социально-экономических показателей. При этом в теории статистики разработана определённая символика и применяются соответствующие условные обозначения. Помимо рассмотренных ранее обозначений количества продукции (g) и цены за единицу продукции (p) применяются символы:


z – себестоимость единицы продукции;

zq – денежные затраты на выпуск продукции.


Контрольные вопросы

  1. Какие виды индексов рассчитываются в практике статистики?

  2. В чем заключается основное правило при построении общего индекса агрегатной формы?

  3. В чем отличие агрегатных индексов от индексов средних гармонических и арифметических?

  4. Поясните экономическую сущность разницы числителя и знаменателя индексов цен, физического объема и товарооборота?

  5. Как взаимосвязаны цепные и базисные индексы?




7. Задания для самостоятельной работы


В процессе изучения дисциплин «Общая теория статистики», «Статистика» студенты очной и заочной форм обучения в рамках часов самостоятельной работы выполняют письменные индивидуальные задания, которые должны отвечать следующим требованиям:

1. Выполненное задание предоставляется на проверку после последнего практического занятия, на котором разбирается решение данного типа задач.

2. В начале работы указывается соответствующий номер варианта.

3. Задачи необходимо располагать в том же порядке, в каком они даны в задании. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие.

4. Решение задачи должно сопровождаться необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями. Задачи, к которым даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, будут считаться нерешенными. Решение задач следует по возможности оформлять в виде таблиц.

5. Все расчеты относительных показателей нужно производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты – до 0,1.

6. Выполненная работа должна быть оформлена аккуратно, написана разборчиво, чисто, без помарок и зачеркиваний. Запрещается произвольно сокращать слова (допускаются лишь общепринятые сокращения). Таблицы надо оформлять в соответствии с правилами, принятыми в статистике. Страницы работы должны быть пронумерованы и иметь достаточно широкие поля для замечаний рецензента.

7. При правильном выполнении каждое задание оценивается отдельно отметкой «зачтено».

8. К зачету допускаются студенты отметку «зачтено» по большинству решаемых задач (четыре и более).

Если студент не может самостоятельно выполнить индивидуальную работу или какую-то ее часть, следует обратиться к преподавателю за консультацией в установленные графиком дни.

Целью самостоятельной работы является закрепление теоретических знаний, полученных студентами на занятиях и в процессе работы с литературой по следующим темам:

  1. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.

  2. Статистические показатели.

  3. Средние величины.

  4. Статистическое изучение вариации.

  5. Выборочный метод в статистике.

  6. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.

  7. Индексный метод в статистических исследованиях.

  8. Графический метод изучения статистических данных.


Задания к самостоятельной индивидуальной работе составлены в 6 вариантах.

Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента представлен в табл. 7.1:

Таблица 7.1

Соответствие варианта фамилии студента

Номер выполняемого варианта

Начальная буква фамилии студента

1

А, Х, Ж

2

Б, М, Ц, У, С

3

В, Л, Н, Ч, Ю, Я

4

Г, О, Ш, К, Ф

5

Д, П, Щ, З

6

Е, И, Р, Э, Т

При написании индивидуальной работы, прежде всего, рекомендуется ознакомиться с соответствующими разделами программы данного курса, методическими указаниями, разработанными кафедрой по отдельным темам, а также изучить рекомендуемую литературу, при этом уделив особое внимание методам построения статистических показателей и их анализу.

Каждый вариант самостоятельной работы из 7 задач по наиболее важным темам раздела «Общая теория статистики».

Задача 1 составлена на тему «Статистическая сводка, метод группировок». При решении этой задачи необходимо понять суть аналитической группировки и установить характер взаимосвязи между факторным и результативным признаками. При этом следует иметь в виду, что в основу группировки берется факторный признак.

В задаче 2 необходимо правильно использовать формулу средней арифметической или средней гармонической величины.

При решении задачи 3 следует изучить значение моды и медианы – разновидностей средних величин.

Значение моды и медианы нужно также определить и графически: моду – при помощи построения гистограммы, медиану – при помощи построения кумуляты.

Для решения задачи 4 необходимо изучить темы «Средние величины и показатели вариации». По данным интервального вариационного ряда распределения необходимо исчислить среднюю дисперсию, среднее квадратическое отклонение обычным способом или способом моментов. При исчислении показателей способом моментов необходимо правильно понять момент первого и второго порядка.

Задача 5 составлена по теме «Выборочное наблюдение». Для расчета ошибок репрезентативности нужно изучить тему «Выборочное наблюдение», понять значение генеральной и выборочной совокупности, способы отбора и варианты формирования выборки: бесповторный и повторный.

Задача 6 составлена на тему «Динамические ряды» – на расчет и усвоение аналитических показателей динамических рядов, либо на применение методов их анализа.

Задача 7 составлена на тему «Индексы». При решении задачи могут применяться взаимосвязанные общие агрегатные индексы, их взаимосвязь, а также взаимосвязь абсолютных приростов обобщающего индексируемого показателя.


7.1 Задания для самостоятельной работы для варианта I


Задача 1. Имеются данные по предприятиям легкой промышленности.


Таблица 7.1.1

Данные для построения групповой таблицы

пред.

Основные средства, млн руб.

Объем произведенной продукции, млн руб.

пред.

Основные средства, млн руб.

Объем произведенной продукции, млн руб.

1

12,3

14,6

11

6,9

8,3

2

8,4

9,2

12

8,4

9,2

3

6,5

7,1

13

16,3

18,4

4

5,0

5,2

14

6,6

7,2

5

13,6

14,4

15

8,0

9,2

6

12,5

14,0

16

10,4

12,3

7

6,0

6,8

17

8,2

8,6

8

6,8

7,2

18

4,8

5,7

9

10,6

10,8

19

10,2

25,6

10

8,4

9,0

20

9,6

20,0