ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 882
Скачиваний: 1
Таким образом, акт применения права – это официальное решение ком¬петентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее го¬сударственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отноше-ний.
Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем:1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует оп-ределенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отно-шение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регули-рования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и примени¬тельно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бес¬платного жилья превращается в конкретное право, переходит из потен¬циального права в реальное только посредством акта применения права – решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера.
Классификация правоприменительных актов на виды может прово-диться по различным основаниям.
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подраз-деляются на:а) акты государственных органов и общественных орга¬низаций; б) акты главы государства – Президента РФ;
в) акты феде¬ральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управ¬ления субъектов РФ; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля.2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяе-мых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты админи-стративно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) и т.д.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эф¬фективно регулировать многообразные проявления правомерного по-ведения;б) акты правоохранительные, связанные с реализацией право¬вых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.4. По форме внешнего выражения акты применения права подразде-ляются на акты-документы и акты-действия. Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформлен¬ное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определен-ность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер госу¬дарственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые под-чиненным и т.п. Конклюдентные акты-действия совершают¬ся посредством сочетания определенных жестов, движений и тому по¬добных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулиро¬вание движения транспорта и пешеходов).
54. Пробелы в праве.
Под пробелом - отсутствие в действующем зако-нодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться во-прос, требующий правового регулирования.
Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:а) требуют ли правового регулирования данные общественные от-ношения;б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими со-циально-экономическими и иными условиями;в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство долж¬но быть в существенных, главных правовых признаках;д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям. Пробелы возникают по трем главным причинам: законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; вследствие недостатков юридической техники; объективной невозможности законодателя по¬спеть за развитием общественных отношений.Единственный способ устранить– принятие недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжи¬тельное время. Поэтому используется ин¬ститут аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.– аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона при наличии в зако-нодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.
Аналогия права дело решается на основе общих принципов права. Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет.Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций — Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ. Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не применя¬ется в уголовном праве. Но аналогия может приме¬няться в гражданском, земельном, трудовом, семейном и других отраслях права.
Правовой вакуум есть отсутст¬вие правовых норм, которые должны регламен¬тировать не урегулированные ранее, но нуждаю¬щиеся в правовой регламентации вновь возник¬шие общественные отношения.
Различие между правовым вакуумом и пробелом в праве заключается в том, что для восполнения пробела можно прибегнуть к аналогии права (за¬кона), а для заполнения правового вакуума – нет.
Проанализируем конкретный пример.
Таким образом, аналогию права применить нельзя, если рассматриваемый случай (спорное отношение) не находится в сфере правового регу¬лирования. Сделаем вывод. Если определенная сфера общественных отношений является объек¬том правового регулирования, то в ней может возникнуть пробел. Но если вновь возникшие об¬щественные отношения не выступают (хотя бы временно) в качестве такого объекта, то образу¬ется правовой вакуум.
Заполнить правовой вакуум при помощи ана¬логии невозможно, так как отсутствует само пра¬во, а в такой ситуации не с чем проводить анало-гию. Действительно, разве существовало в Рос¬сии в начале экономических и политических преобразований биржевое, инвестиционное пра¬во, конституционное право в его современном ва¬рианте? В таком случае при разрешении спора нельзя воспользоваться ни отраслевым принци¬пами, ни основополагающими правовыми нача¬лами. Ликвидировать правовой вакуум можно только путем правотворчества.
55. Коллизии в праве.
Коллизиями - расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государст-венными органами и должностными лицами своих полномочий.
Суще¬ствуют следующие виды коллизий:
а) между нормами права;
б) между нормативными правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;
в) компетенции или отдельных полномочий государственных ор-ганов и должностных лиц;
г) при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;
д) актов толкования;
е) юридических процедур;
ж) между национальным и международным правом.
Наибольшую разработку в юридической литературе получили коллизии норм права. Была предложена следующая классификация коллизий норм права: темпоральные, иерархические (субординационные), содержательные.
Темпоральные расхождение норм во времен¬ных пределах.(издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные пра-вовые предписания). Способом разрешения, -позже принятая норма права отменяет ранее действовавшую.
Иерархические коллизии есть несогласованность норм разной юридической силы.(регули-рование конкретного общественного отношения одновременно пре¬тендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания). предпочтение нормам более высокого уровня,
Содержательные-между общими и специаль-ными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуа¬цию. раз¬личие - в объеме регулирования. специ¬альная норма отменяет действие общей нормы.
Другой способ — разработка коллизионных норм и принципов, уста¬навливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.
Еще один радикальный способ устранения коллизий — судебный по-рядок рассмотрения споров. Данный спо¬соб считается одним из эффективных, так как судебные решения носят императивный характер, общеобязательны. Особенно эффективными представляются решения Конституционного Суда РФ, которые вступают в действие немедленно после оглашения и не подлежат обжалованию.
Важное средство разрешения коллизий — судебные толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д. В качестве средств разрешения юридических коллизий называют законодательное закрепление возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке. Целям устранения коллизий служит и опротестование актов органами проку-ратуры в установленном порядке.
К средствам разрешения коллизий, как уже указывалось, относят¬ся и согласительно-примирительные процедуры..Предлагают также в качестве средства разрешения коллизий вво¬дить временные или специальные режимы. Эти режимы могут вклю¬чать приостановление действия какого-либо акта или функциониро¬вания отдельного органа или должностного лица. К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отне¬сти:1) действие субъектов строго в рамках конституционных установ-лений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетен¬ции;2) предварительные юридические экспертизы актов и согласова¬ния для предотвращения коллизий в законодательстве;
-
систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;4) периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;5) анализ эффективности нормативных правовых актов, что спо¬собно установить коллизии в праве;6) предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.
56. понятие и субьекты толкования.
Толкование права можно определить как процесс познания права, состоящий в уяснении и разъяснении смысла и содержания его норм, выраженных в законодательных или иных нормативных актах, в целях правильного и единообразного понимания и реализации предписаний юридических норм всеми субъектами права.
Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, на-правленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Дан¬ный процесс состоит из двух частей (элементов): толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.
Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный про-цесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический (филологический), логический, историко-политический и систематический способы толкования.
Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права. Оно не всегда следует за уяснением, однако является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятельнос¬ти по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.
Разъяснение норм права есть не что иное, как объ¬яснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в нор¬мативно-правовых актах.
На основании изложенного можно выделить три основные группы субъектов официального толкования права:
1. Судебная система Российской Федерации;
2. Уполномоченные государственные органы и должностные лица Российской Федерации;
3. Управомоченные общественные объединения (профсоюзы и т.д.).
В соответствии с Законом о Конституционном суде Российской Федерации последний уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Российской Федерации[4].
Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда, Высшего арбитражного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения[5].
Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности[6].
57. Виды офиц. Толкования. Нормативное и казуальное толкование.
Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.
Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.
Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.