ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 836

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т. п.

46. действие НПА во времени.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные от¬ношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц

Действие нормативных правовых актов во времени начина¬ется с мо-мента вступления их в силу. Вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому ад¬ресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, так как они становятся обязательными для исполне¬ния всеми участниками правоотношений.Российское законодательство устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу.Во-первых, наиболее распространенным моментом начала дей¬ствия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти всту¬пают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого офици¬ального опубликования. Также по истечении семи дней после опубли¬кования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливаю¬щие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется мо-ментом их принятия или официального опубликования. Так, напри¬мер, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следую-щими обстоятельствами:

истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;• в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;• в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:


  1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.




















47.действие НПА в пространстве и по ркугу лиц.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на ос-нове териториального и экстерриториального принципов.Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, террито¬рии посольств и консульств, военных и гражданских кораблей в открытом море, летательные аппараты.В федеративных государствах регулирование отношений осущест-вляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориаль¬ных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулиру¬ют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах админи-стративных границ каждого из этих органов.Экстерриториальность действия нормативных актов означает рас-пространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, уголовная ответственность россий¬ских граждан наступает по российским законам и в тех случа¬ях, когда преступление совершено ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с терри-ториальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространя¬ются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотвор¬ческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностран¬цев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей.

Во-вторых, некоторые нормативно-правовые акты могут иметь ограничен¬ную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (сту¬дентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в райо-нах Крайнего Севера, и т.д.).

В-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

им не предоставляются некоторые права и не возлагаются опре-деленные обязанности (право избирать и быть избранными в государ-ственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);


представители иностранных государств (главы государств и пра-вительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстер-риториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответ-ственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, реша¬ется дипломатическим путем.
















48. система права: понятие, признаки.

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) суб-институт.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходя-щее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих оп-ределенную область (сферу) общественных отношений.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отно¬шения с помощью норм других отраслей; г) необходимость примене¬ния особого метода регулирования.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не оди-наковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяют-ся подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское право, па-тентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституцион¬ном –избирательное право и т.д. Они регулируют отдельные массивы обще-ственных отношений, характеризующихся своей спецификой и извест¬ной родовой обособленностью.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая груп-па правовых норм, регулирующих определенную разновидность обще-ственных отношений.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — со¬ставная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в извест¬ной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт не-обходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемос¬ти; в гражданском праве — институт исковой давности, институт даре¬ния, сделки, купли-продажи; в конституционном праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функциониру¬ют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.


Институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, фи¬нансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наи¬более общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоя-тельные образования, называемые субинститутами. Например, ин¬ститут поставки в гражданском праве включает в себя институт штра¬фа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответст-вующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, оп¬ределяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

49. Правовое регулирование.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирова¬ния.

Под предметом понимаются опреде¬ленные виды общественных от-ношений, урегулированные правом. Последние представляют собой слож-ную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты — индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым прояв-ляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или пре-кращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средст¬ва воздействия права на общественные отношения. От методов в значительной мере зависит эффектив¬ность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.


Предмет является главным, материальным критерием разграниче¬ния норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержа¬ние, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополни¬тельным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предме¬том способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматичес¬ки его отраслей.

Существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей. К ним относятся:

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма — это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулирова¬нию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный харак¬тер, вводит общественные отношения в нужное русло.В административном праве действует метод субординации и власт-ного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленчес¬кую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода. Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действу¬ют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирова¬ние мо-ральной и материальной заинтересованности в росте производи¬тельности труда, повышении работниками своей квалификации, при¬обретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных зва¬ний, также считаются поощрительными, но они относятся к админи¬стративному праву.Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного раз-бирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей.