ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 881
Скачиваний: 1
Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования. При легальном толковании акт-разъяснение имеет силу в том случае, если определенный орган наделен специальной компетенцией.
Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела. В ряде случаев действительное значение актов казуального толкования, которое дается вышестоящими инстанциями, распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями (правоприменительное толкование). В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям.
В некоторых случаях имеет место делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.
Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).
Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права сохраняется в некоторых государствах с религиозной правовой системой. Но доктринальное толкование в большинстве стран имеет значение в силу научной аргументации, которую используют другие субъекты правотворческого и правоприменительного процессов. Научные рекомендации помогают тем самым официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.
Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).
58. способы толкования.
Уяснение нормы права осуществляется при помощи определен¬ных приемов (способов), которые представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и выраженной в ней воли законодателя.
В литературе выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.
Грамматический способ толкования права (иначе его называют «филологический, текстовой») основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др. Хрестоматийный пример: «Казнить нельзя помиловать».
Логический способ состоит в том, что он предполагает исследова¬ние логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотноше¬ние между ними.
Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уяс¬няется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает устано¬вить сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также выяснить противоречия и колли¬зии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют. При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Осо¬бенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.
Историко-политический способ состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, соци¬альных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но по существу противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений.
Реализация нормы права — это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обсто-ятельств дела. Например, нормы периода военного времени невоз¬можно правильно истолковать без учета обстановки военного вре¬мени.
Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли зако-нодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юри-дической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:
а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;
б) уяснение особенностей юридических конструкций;
в) определение отраслевой принадлежности нормы;
г) терминологическое толкование;
д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, ого-ворками и другими приемами.
Важно также изучение содержания конкретной нормы на основе по-становлений пленумов Верховного Суда и Высшего
Арбитражного Суда РФ, а также решений Конституционного Суда РФ.
59. Объем толкования.
Толкование правовых норм преследует цель выяснения действи-тельного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.
Результатом толкования должна быть однозначность и полная яс-ность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обу-словлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект тол-кования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничи¬тельное.
Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встречаю-щийся вид толкования, когда словесное выражение нормы права и ее дей-ствительный смысл иден¬тичны.
При расширительном толковании действительный смысл и содер-жание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состо¬ит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.
Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда дей-ствительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Напри-мер, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обя¬заны содер-жать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспо¬собные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспи¬тывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.
При расширительном и ограничительном толковании устанавлива-ется действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права.
Расширительное и ограничительное толкование следует отличать от аналогии закона, хотя между ними существует внешнее сходство. Аналогия предполагает пробел в праве, отсутствие соответствующей нормы права, где определенные факты не охватываются ни текстом, ни смыслом законодательства. Здесь происходит распространение закона на новый круг общественных отношений. При расширительном толко¬вании такие факты охватываются смыслом законодательства, хотя в тексте правовой нормы это выражено неточно.
Расширительное и ограничительное толкование применимо во всех отраслях права, хотя в литературе имеется и другое мнение. Однако существуют некоторые изъятия. Не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм.
Когда в тексте нормативного акта использованы такие обороты, как «другие», «прочие», «иные», «и так далее», то это предполагает расши-рительное толкование закона.
60. Акт толования.
В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм.
Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений» .
Виды актов толкования различаются в зависимости от:
• типов официального толкования (акты нормативного и казуального толкования);
• юридической природы (интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов);
• конкретных органов, осуществляющих толкование, (акты суда, прокуратуры, администрации и др.);
• формы (постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.);
• предмета правового регулирования (акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.);
• характера (материальные и процессуальные интерпретационные акты).
Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно- правовым и индивидуальным актам.
61. понятие и структура правоотношения.
Право – особый, официальный, государственный регулятор обще-ственных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в резуль-тате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
Правовые отношения можно в самом общем виде определить как об-щественные отношения, урегулированные правом. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.
1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них.
2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть право-отношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными.
3. Правовые отношения носят волевой характер, т.к. через нормы права в них отражается государственная воля и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функцио¬нировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют.
5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персо-нификацией прав и обязанностей.
В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъекты; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.
можно определить правоотноше¬ния как урегулированные правом и находящиеся под охраной государст¬ва общественные отношения, участники которых выступают в каче¬стве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.
62. субьекты.правотношений
Субъекты правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.Принято выделять такие субъекты:
Индивидуальные - физические лица( граждане Российской Фе-дерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).
Коллективные -организации , государство, социальные общности . органы гос-ва.
Для государственных органов характерно обладание властными функциями, реализуемыми посредством реше¬ний, выносимых на основе действующего законодательства..
К социальным общностям — субъектам правоотношений относятся народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотноше¬ний, возникающих в связи с проведением референдума; население муниципальных образований — местных референдумов.
Помимо общего (конституционного) статуса существуют специ-альный и индивидуальный статусы. Специальный статус связан чаще всего с конкретными правовыми ограничениями, например для государственных служащих, в том числе для судей, прокуроров и др. Ин-дивидуальный статус присущ каждому физическому лицу и определя¬ется возрастом, полом, семейным положением, образованием и т.д.
Правовое положение физического лица определяется совокупнос¬тью общего, специального и индивидуального статусов. При этом спе¬циальный и индивидуальный статусы приобретает физическое лицо, вступая в те или иные правоотношения.Субъект правоотношения должен обладать право- и дееспособностью. Это относится как к физическим, так и к юридическим лицам.