ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 835

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50. Отрасль права. Понятия и виды.

Каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от дру¬гих отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, опреде-ляемая как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих наиболее важные, исходные государственные отношения. Это такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-террито¬риальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др. Это предмет дан¬ной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие консти-туционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право- управленческой, ис-полнительно-распорядительной деятельности государственных орга¬нов, общественных организаций и должностных лиц.Основной метод — власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право. Предмет— финансовые от-ношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обраще¬ние, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Методы регулирования — кон¬троль, ревизии, властные предписания..

4. Земельное право.зем-лепользования и землеустройства, сохранения и распределения зе¬мельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответ-ствии с их административно-хозяйственным назначе¬нием Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Методы регулирования — дозволения, разрешения, запреты.

5. Трудовое право. Предмет данной отрасли — сфера трудовых от-ношенийМетод регулирования — поощре¬ние, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

6. Гражданское право – наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство).

подотрасли: наследственное право, изо-бретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Главный метод регулирования — диспозитивный.

7. Семейное право самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, роди-телями и детьми, вопросы усыновления, опеки и по¬печительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Ведущие методы — равенство сторон и диспозитивный.


8. Уголовное право – совокупность норм, определяющих, какие об-щественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отноше¬нию к лицам, совершившим преступления, основания и условия при¬влечения их к ответственности; принципы карательной политики госу¬дарства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Метод регулирования — императивно-запретительный.

9. Уголовно-процессуальное право – отрасль, регулирующая дея-тельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел,. Ведущие методы регулирования — импера¬тивный и метод равенства сторон,

10. Гражданское процессуальное право – совокупность норм, ре-гулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйствен-ное право, военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного науч¬но-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютер¬ное и др.


51. Понятие и формы и реализации права.

Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механиз¬ма их реализации.

Под реализацией права понимают претворение, воплощение пред-писаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, долж-ностных лиц, общественных организаций и граждан).

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предпи-саниям. В одном случае это активные положительные действия (ис-пользование права или исполнение обязанности); в другом — это без-действие субъектов (воздержание от совершения противоправных дей-ствий). Следовательно, правомерное поведение субъектов обществен¬ных отношений реализует норму права, неправомерное — нарушает.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обусловли-вается рядом обстоятельств: а) разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом; б) различием средств воздействия права на поведение людей; в) спецификой содержания норм права; г) положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписани¬ям; д) формой внешнего проявления правомерного поведения.

В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям. По субъектному составу различают индивидуаль-ную и коллектив¬ную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя про¬вести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллек¬тивным субъектом права.


По характеру действий субъектов, степени их активности и направ-ленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и приме¬нение права.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздер-живаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассив¬ная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют воз-ложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они дейст¬вуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Напри-мер, обязанность уплатить налоги.

Использование норм права – когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблю¬дения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозво¬ленных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами не-посредственной реализации права. В таких формах реализуются мно¬гие нормы права, но не все.

Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использова¬ние оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компе-тентных органов, наделенных государственно-властными полномочия¬ми. В этих случаях используется правоприменение.












52. Применение права как форма реализации.

Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компе¬тентных государственных органов, должностных лиц, органов местно¬го самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обя¬занностей на конкретных субъектов, развитию определенных отноше¬ний путем реализации властных полномочий.

Правоприменение как форма реализации права характеризуется тем, что:

1) она составляет прерогативу специально уполномоченных субъ-ектов, обладающих властными полномочиями;2) правоприменительные действия строго последовательны и про-исходят по определенной процедуре, в определенной процессуальной форме;3) основания для правоприменения регулируются законодательст-вом;4) эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление конкретных последствий – возникнове¬ние субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юри¬дической ответственности;5) результатом выступает специальный акт – индивидуальный право-применительный, который обязателен для исполнения.

Выделяют два вида правоприменительной деятельности — опера-тивно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполни-тельная деятельность – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права (предоставление визы, реги¬страция брака органами загса, прием на работу администрацией уч¬реждений, предприятий и др.). Это основной вид организации испол¬нения велений права.


Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Реализация права в форме правоприменения возможна при нали¬чии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

совершение правонарушения, влекущего применение к правона-рушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномо¬чия;

правоприменительный акт, без которого не может возникнуть со-ответствующее правоотношение;

обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, на¬пример нотариальное удостоверение, государственная регистрация;

регулирование взаимоотношений в государственных органах, на-пример назначение на определенную должность, снятие с должно-сти;

ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или на-личие препятствий для их реализации;

необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически зна¬чимых, например, установление лица безвестно отсутствую-щим.

В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии пра-воприменения:

установление фактической основы дела;

стадия юридической квалификации;

принятие решения по делу;

исполнение право¬применительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

На стадии установления фактической основы дела (иногда ее на-зывают «установление истины») исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимы¬ми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т.д.). К доказательст¬вам предъявляются требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют от-ношение к данному делу. Допустимость предполагает использование только тех доказательств, которые установлены процессуальными нор-мами. Например, договор займа между гражданами требует письменной формы, если сумма займа превышает не менее чем в 10 раз минималь¬ный размер оплаты труда, а если заимодавцем является юридическое лицо, то независимо от суммы займа (ст. 808 ГК РФ). Следовательно, свидетельскими показаниями факт займа нельзя доказывать. Полнота доказательств требует наличия всех доказательств, позволяющих уста-новить истину по делу. Неполное выяснение доказательств по делу может послужить основанием для отмены правоприменительного акта.


Стадия установления юридической основы дела или юридической квалификации направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в про¬странстве, по кругу лиц. Основное внимание уделяется анализу офи¬циального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толко¬ванию нормы и т.д.

Стадия принятия решения (оформления юридического докумен¬та) — одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется соб¬ственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подго¬товку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.

Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место его принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих лиц; необходимые печати.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содер-жащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юриди-ческую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессу¬альные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Заключительную стадию правоприменительного процесса состав¬ляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контроли¬руется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприме¬нительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.

На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты законности, правопорядка и спра¬ведливости. На данной стадии реализуется принятое решение
















53. Понятие и виды правоприменительных актов .

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством кото¬рых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризу¬ется определенными специфическими чертами:1) акт применения права — это решение по конкретно¬му делу офици-ального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общест¬венных отношений;2) акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения иисполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства;3) акт применения права имеет определенную, установ¬ленную законом форму;4) акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.