ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 832

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

а) письменная форма;

б) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения;

в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

д) иерархическая подчиненность актов.

Таким образом, под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами.












34. судебный прецендент.

Обычно в теории права называют четыре вида источников: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В большинстве правовых систем мира доминирующим источником права является нормативный акт.

Важнейшее место среди источников права ряда стран занимает судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том , что правотворческой деятельностью в таких странах занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Под судебным прецедентом понимается решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным делам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и лишь в течение определенного срока, однако постепенно наиболее удачные эдикты приобрели устойчивый характер и постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.Как источник права прецедент широко использовался в средние века. После захвата Англии в 1066 году Вильгельмом I Завоевателем на смену разрозненным местным актам приходит общее для всей страны право. В этот период создаются королевские разъездные суды, которые решают дела с выездом на места и от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название "common law" (общее право).В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в правовых системах Канады, США, Великобритании и многих других стран. Сегодня почти треть мира живет по принципам, сформулированным в английском праве. При использовании судебного решения как источника права, обязательным для судов является не все решение или приговор, а только правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение.Каждое судебное решение содержит следующие составные части.


Установление существенных фактов дела, прямых и производных.• Изложение правовых принципов, применяемых к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.• Вывод судьи, основанный на двух первых частях.Для самих сторон и заинтересованных лиц 3-я часть является основной, так как окончательно устанавливает их права и обязанности в отношении оснований дела. Однако с точки зрения доктрины прецедента наиболее существенным элементом в решении является часть 2-я. Это и есть суть дела, или, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Остальная часть решения есть "obiter dictum" (попутно сказанное), и она не является обязательной для судей. Было бы ошибочным считать, что obiter dictaвообще не имеет силы прецедента. Оно является не обязательным, а только убеждающим прецедентом. Когда правовая аргументация исходит от суда более высокого ранга и представляет собой хорошо продуманную формулировку правовой нормы, а не случайно высказанное мнение, тогда "попутно сказанному", как правило, следуют, если конечно нет обязательного прецедента противоположного характера.Другим видом убеждающих прецедентов являются решения судов, стоящих но иерархии ниже того суда, которому предлагается последовать этим решениям.По отношению к закону прецедент находится в "подчиненном" положении. Это проявляется, в частности, в том, что законом может быть отменено действие судебного решения, и в том, что любой законодательный акт, принятый уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, должен в обязательном порядке признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент , должен действовать в строгом соответствии с законом.Природа прецедентного права такова, что в ней в полной мере не может развернуться ряд свойств права, как например системность. Однако прецедентное право имеет ряд позитивных черт - высокий уровень определенности и нормативности, а также динамичность.

В нашей стране отношение к прецеденту всегда было неоднозначным. В дореволюционной России одни теоретики права и практики признавали его в качестве источника права, хотя и с оговорками о том, что это некая вспомогательная, дополнительная по отношению к закону форма права. Другие же авторы полностью отрицали прецедент в качестве самостоятельного источника права.


35. Понятие, признаки и виды юридических норм.


Юридическая норма — исходный структурный элемент системы права. Поэтому естествен¬но, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что по¬нятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридичес¬кая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.


Поскольку нормы права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.специфические признаки:1) содержит общеобязательное правило поведения — оно распро-страняется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

2) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей (например, воен¬нослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

3) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут усло¬вия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индиви-дуальных актов;

4) облекается в письменную, документальную форму, связана с оп-ределенной процедурой применения (уголовный, гражданский про¬цесс), т.е. норма права формально-определена;

5) имеет государственно-властный характер. Предписания нормы права представляют собой не пожелание или совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязательное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом го¬сударство устанавливает, что является правомерным, а что неправо¬мерным;

6) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

7) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а возлагая обя¬занности, одновременно предоставляет конкретные права;

8) системна, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в опре-деленной организации — системе.


Таблица.






















37. Структура нормы права

. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру до-зволенного и должного поведения. Без диспозиции нормы права не суще-ствует.

Санкция нормы права — указание на неблагоприятные последст¬вия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства натакого рода деяния. Санкции содержат меры не только наказания, но и пред-упредительного воздействия, например, снос самовольно возведенно¬го объекта, отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсаци¬онные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морально¬го вреда и др.


В юридической литературе разработана классификация элементов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтернатив¬ные.

Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одногоопределенного условия,.

Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий..

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме..

Диспозициинормы права по степени их определенности делятся наабсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкет¬ные.

Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулиру¬ют правила поведения, Относительно-определенные нормы права, устанавливая правило по¬ведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы..

Здесь покупателю предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий.

Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведе-ния, содержащемуся в другом акте, например ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесен¬ных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ).

По юридической направленности диспозиции бывают:

предоставительно-обязывающие;

обязывающие;

управомочивающие;

рекомендательные;

ограничительные;

закрепительные.

Санкциинормы права по степени юридической определенности делят наабсолютно-определенные, относительно-определенные, аль-тернативные.

Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздейст-вия на правонарушителя. Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это характер¬но для норм Уголовного кодекс., Альтернативные санкции содержат указание на несколько возмож-ных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них.

По характеру последствий различают санкции:

  • негативные; карательные, меры наказания

позитивные;стимулирующие поощерения

правовосстановительные; воосановления соостояния до правонарушения возмещ ущерба

правоотрицающие. Пасивная реакция госва, отказ в праве.




38. 38. Способы изложения правовых норм.

Эти способы различны, и все их многообразие можно представить следующим образом:

все три элемента логической структуры нормы права - гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью нормативно-правового акта;

одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или один из элементов нормы права;

элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права излагаются в нескольких статьях различных нормативных актов;

в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм.

В случае, если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями. Различные юридические конструкции и способы изложения обусловлены спецификой отраслей права и особенностями законодательной техники. Кроме того, расхождение способов изложения по отношению к статьям нормативно-правового акта обусловлено тем, что норма права и статья нормативно-правового акта во многих случаях не совпадают. В.Н. Хропанюк отмечает, что «фактически элементы правовой нормы ( гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативных актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права - это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой» .


По характеру изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта принято различать способы:

прямой;

отсылочный;

бланкетный.

Прямой способ предполагает полное изложение всех элементов нормы права в статье нормативно-правового акта. Логическая структура нормы права совпадает с текстом и структурой нормативно-правового акта.

Отсылочный способ заключается в неполном изложении нормы права в статье нормативного акта, при этом делается отсылка к другой статье этого же нормативного акта. Отсылка к другим статьям того же нормативно-правового акта имеет значительное распространение в правовых конструкциях, например, нормы Особенной части УК РФ раскрывают недостающие положения Общей части УК РФ, или наоборот.

Бланкетный способ предполагает также неполное изложение правовой нормы в статье нормативно-правового акта, но при этом делается отсылка не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или к нескольким нормативным актам. «При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается» .

По характеру нормативного обобщения различают:

абстрактный способ изложения правовой нормы;

казуистический изложения правовой нормы.

Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в обобщенном виде, при этом норма права распространяется на неограниченное количество случаев.

Казуистический способ предусматривает указание на конкретные случаи, выступающие основой реализации норм права.

Итак, норма права, являясь содержанием формы (источника права), по-разному соотносится со статьей нормативно-правового акта.



39.правотворчество.

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. Начальной стадией процесса правообразования является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, а также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов: