ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1568

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устранена монополия государства во внешнеэкономичес­ких связях.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобаль­ных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвраще­ния и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.




























Тема 8

Механизм (аппарат) государства


1. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

  1. Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей.

  2. Органы государства: понятие и классификация.

  3. Аппарат Российского государства на современном этапе.


Дополнительная литература:

1. Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности // Государство и право. – 2003. – № 3. – С. 88-91.

2. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (Практика России) // Государство и право. – 2004. – № 1. – С. 24-36.

3. Книпер Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы разграничения судебной и законодательной власти // Государство и право. – 2003. – № 8. – С. 5-9.

4. Салищева Н.Г. Исполнительная и судебная власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. – 2000. – № 1.


1. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «госу­дарственный аппарат». В широком смысле понятие государст­венного аппарата как совокупности всех государственных органов со­впадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают ап­парат государственного управления. Именно в этом значении как сово­купности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке администра­тивного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляется в своем широком значении.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки:

Во-первых, механизм государства — это система го­сударственных органов, основанная на единстве принципов его органи­зации и деятельности.

Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое зани­мают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего за­креплен принцип разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Кон­ституции определено, что государственную власть в России осущест­вляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госу­дарственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; го­сударственную власть в субъектах Российской Федерации — образуе­мые ими органы государственной власти.


Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправ­ления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное во­площение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимо­связанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государ­ственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государ­ства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло­женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, на ко­торые опираются в своей деятельности отдельные государственные ор­ганы и без которых не может обходиться ни одно государство (различные материальные ценности, бюджет­ные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функциони­рования государственных органов).

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к вы­воду: механизм государства — это прони­занная едиными, законодательно закрепленными принципами, основан­ная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, по­средством которых осуществляются задачи и функции государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные от­правные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства.

Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распро­страняется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов (принцип осуществления судопроизводства на основе состяза­тельности и равноправия сторон).

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства:

1. Принцип народовластия проявляется в демократической органи­зации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Фе­дерации занимает механизм государства в лице объединяемых им ор­ганов.


2. Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства основывается на том понимании, что оно — соци­альное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благо­состояния человека и общества.

3. Принцип разделения властей.

4. Принцип федерализма в формировании и деятельности государст­венного механизма определяется тем, что Российская Федерация со­стоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

5. Принцип законности заключается во всеобщности требования со­блюдать и исполнять законы.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности ме­ханизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в феде­ральных законах.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности го­сударственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целе­направленность, единство и целостность.


2. Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей

Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от из­менений. Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу. Древние мыслители Аристотель, Эпикур, Полибий и др. обосновывали именно такое устрой­ство. Однако большая заслуга в теоретической разработке принципа разделения властей принадлежит Д. Локку (1632—1704) и Ш. Мон­тескье (1689-1755). По теории Д. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями. Законо­дательная и исполнительная власть должны быть разделены, — писал он в своем произведении «Два трактата о государственном правле­нии». Такое разделение необходимо для предотвращения злоупотреб­ления властью. Судебную власть он не называл в каче­стве самостоятельной ветви, а включал в состав исполнительной.

Теория разделения властей получила законченный и аргументиро­ванный вид в работах Ш. Монтескье. Поэтому он по праву считается основоположником этой теории.

Монтескье полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль вза­имный. Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: зако­нодательная власть создает законы, изменяет и отменяет их; исполни­тельная власть осуществляет законы, принятые законодательными органами; судебная власть «карает преступления и разрешает столк­новения частных лиц». Свобода и безопасность людей зависят прежде всего от функционирования судебной власти. Задача судей — добить­ся того, чтобы их решения и приговоры «всегда были лишь точным применением текста закона». Законодательная власть играет домини­рующую роль, в то время как две другие власти лишь реализуют зако­ны и их деятельность имеет подзаконный характер.


Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей слу­жит главным условием политической свободы в обществе.

Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов, которая покоится на следующих осново­полагающих началах:

а) все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть формируется народом путем выборов, испол­нительная, например Президент, избирается народом косвенным путем; судебная, в частности Верховный Суд, — формируется со­вместно Президентом и Сенатом);

б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного Суда занимают свои должности пожизненно, Пре­зидент избирается на четыре года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятель­ностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности;

в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противо­весами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти дру­гими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право импичмента в отношении Президента и др.).

В России принцип разделения властей получил конституционное закрепление в ст. 10 Конституции, где провозглашена самостоятель­ность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.


3. Органы государства: понятие и классификация

Орган государства — это часть государственного механизма, его ос­новная ячейка, обладающая определенными специфическими призна­ками:

1. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государст­венную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций го­сударства.

4. Для осуществления функций государственные органы располага­ют необходимыми материальными средствами, к каковым можно отнести раз­ного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государст­венную работу, но не являющиеся органами государства.

Таким образом, орган государства — это юридически офор­мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государ­ственного механизма, состоящая из государственных служащих, наде­ленная государственно-властными полномочиями и необходимыми ма­териальными средствами для осуществления в пределах своей компе­тенции определенных задач и функций государства.


Разносторонность и многосложность деятельности государственно­го механизма обусловливает значительное число его органов. По раз­личным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический ис­точник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Прези­дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерст­ва и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокура­тура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по­рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Ад­министрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотрен­ных видов, именуются первичными ор­ганами, ко второму — вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделя­ются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федераль­ным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на по­стоянные и временные. Абсолютное большинство государственных ор­ганов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и дея­тельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоя­тельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военно­го положения).

По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (т.е. коллективные образования – Правительство РФ), другие — представлены одним лицом, т.е. единоначальные (Президент РФ).


4. Аппарат Российского государства на современном этапе

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции можно классифицировать следующие виды органов, образующих аппарат современного Российского государства.

Президент Российской Федерации, правовой статус которого определен в главе 4 Конституции Российской Федерации (ст. ст. 80-93).