ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1582

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты — это акты государственных органов, негосударст­венных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресу­ются конкретным физическим или юридическим лицам (при­говор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т.д.). Эти акты относятся к конкретным жизнен­ным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы.

Нормативные акты, представляя собой единую систему, могут быть классифицированы по различным основаниям.

I. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты общественных объединений (кооперативных акционерных, профессиональных и т.п.);

совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

нормативные акты, принятые в порядке референдума.

II. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

общефедеральные;

акты субъектов Федерации;

акты органов местного самоуправления;

локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

III. В зависимости от срока действия различают:

акты неопределенно длительного действия;

временные акты.

IV. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на:

законы и подзаконные акты.


3. Закон: понятие, признаки и виды

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

1) они принимаются только законодательными (пред­ставительными) органами государственной власти или непосредствен­но народом в порядке референдума;

2) обладают высшей юридической силой, которая озна­чает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;

3) регулируют наиболее важные основополагающие от­ношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

4) содержат нормы первичного, исходного характе­ра. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизи­ровать нормативные установления законов;


5) принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт зако­нодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направ­ленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации:

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и го­сударственного строя, служат юридической базой для текущего зако­нодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содер­жание.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-право­вых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положе­нии, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во ис­полнение конституционных законов, составляют текущее законода­тельство и регулируют различные стороны экономической, политичес­кой, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цель­ные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать оп­ределенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, эколо­гическими, социальными и иными причинами, носят временный ха­рактер.



4. Подзаконные нормативные акты

В научной лите­ратуре подзаконный нормативно-правовой акт определяется как юридический акт компетентного органа, изданный на основе и во исполнение закона и ему не противоречащий. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся: норма­тивные постановления представительных органов (парламен­та); нормативные указы и распоряжения Президента; норма­тивные постановления и распоряжения Правительства; норма­тивные указы глав субъектов в составе Федерации; норматив­ные постановления правительств субъектов в составе Российской Федерации; нормативные приказы и инструкции министерств и ведомств; нормативные постановления, распо­ряжения и приказы краевой, областной и иной местной адми­нистрации.


Все подзаконные нормативные акты издаются на основе Конституции РФ и федеральных законов и должны строго соответствовать содержащимся в них принци­пам и нормам.

Указы и распоряжения Президента РФ как акты главы государства издаются по широкому кругу полномочий, предусмотренных Конституцией РФ. Указы Президента РФ являются нормативными правовыми актами, а распоряжения, как прави­ло, — актами индивидуального характера, касающимися кон­кретных отношений либо определенных лиц.

Указы Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что нормативные акты Президента но­сят подзаконный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ (п. 2 ст. 90 Консти­туции РФ), имеют прямое действие и приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Если нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Федерации и ее субъек­тов, противоречат нормативным актам Президента РФ, то действуют акты Президента РФ. Если же нормативные акты Президента РФ противоречат нормативно-правовым актам субъек­тов РФ, изданным по предметам исключи­тельного ведения субъектов РФ, то дейст­вуют акты субъектов Федерации.

Постановления Правительства РФ согласно Конституции РФ издаются на ос­новании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни. Они обяза­тельны для исполнения органами исполнительной власти, ор­ганами местного самоуправления, общественными объедине­ниями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами на всей территории РФ. Акты Правительства РФ носят подзакон­ный характер и не могут противоречить федеральным законам и указам Президента РФ. В случае их про­тиворечия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они мо­гут быть отменены Президентом РФ.

Нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти обычно определяют порядок деятельности внутри­ведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и предприятий данного ведомства. В некоторых случаях федеральные органы исполнительной вла­сти издают нормативные правовые акты, обязательные для ис­полнения всеми гражданами, должностными лицами и органи­зациями. Они регулируют межотраслевые, межведомственные отношения. Эти акты обычно называют «надведомственными актами». Например, нормативные правовые акты Министерст­ва финансов, Министерства транспорта, Налоговой службы и ряда других органов. Помимо этих актов существуют так назы­ваемые межведомственные акты, которые регулируют межве­домственные отношения, т.е. отношения, связанные с деятель­ностью только этих ведомств.


Нормативные правовые акты органов местного само­управления по вопросам их ведения обязательны для исполне­ния всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, а также должностными




5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативно-правовые акты регулируют общественные от­ношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени начина­ется с момента вступления их в силу. Вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому ад­ресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, так как они становятся обязательными для исполне­ния всеми участниками правоотношений.

Российское законодательство устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала дей­ствия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти всту­пают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого офици­ального опубликования. Также по истечении семи дней после опубли­кования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливаю­щие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется мо­ментом их принятия или официального опубликования. Так, напри­мер, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Го­сударственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следую­щими обстоятельствами:

истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.


Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, террито­рии посольств и консульств, военных и гражданских кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осущест­вляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориаль­ных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулиру­ют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах админи­стративных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает рас­пространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, уголовная ответственность россий­ских граждан наступает по российским законам и в тех случа­ях, когда преступление совершено ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с терри­ториальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространя­ются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотвор­ческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностран­цев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей.

Во-вторых, некоторые нормативно-правовые акты могут иметь ограничен­ную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (сту­дентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в райо­нах Крайнего Севера, и т.д.).

В-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства: