ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1474

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специ­альную кодификацию. К всеобщей кодификации принято относить Свод законов. Отраслевая кодификация охватывает определенную от­расль права или подотрасль, наиболее распространенный акт отрасле­вой кодификации — кодекс. Специальная кодификация группирует нормы права определенного правового института или нескольких ин­ститутов, например Таможенный кодекс.

Юридической практике известны несколько видов кодификаци­онных актов. Самый распространенный из них — кодексы. Они представляют собой крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений. Кодексы решают проблему множественнос­ти нормативных правовых актов.

Другой вид кодификационных актов — Основы законодательства. Эти крупные нормативные правовые образования содержат принци­пы правового регулирования общественных отношений.

Считается, что в перспективе законодательство Российской Феде­рации должно быть преимущественно кодифицированным, посколь­ку кодификационные акты обладают рядом преимуществ и досто­инств:

1) делают законодательство компактным, согласованным, облада­ют способностью наилучшим образом упорядочивать действующее за­конодательство;

2) укрепляют системность законодательства, его юридическое единство;

3) охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества;

4) имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в пра­вовом регулировании;

5) имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию нормативного материала;

6) содержат обязательный элемент новизны в нормативном право­вом регулировании общественных отношений;

7) регулируют общественные отношения на основе единых прин­ципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования.


4. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов

Под юридической техникой понимается совокупность правил, при­емов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических до­кументов.

Юридическая техника направлена на соз­дание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позво­ляют создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на зако­нодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предпо­лагают логическую последовательность изложения нормативного ма­териала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структури­зация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы проти­воречия между содержанием различных частей и разделов акта.


2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, Указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись со­ответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

3. Приемы и средства формулирования норм права и иных норматив­ных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выраже­ние в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т.д.

Различают: а) общеупотребительные термины, которые обознача­ют принятые в литературном языке категории – «семья», «жилое по­мещение», «родители и дети» и др.;

б) специально-юридические тер­мины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потер­певший»;

в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине и др.

Средствами формулирования правовых норм является также ис­пользование юридических конструкций – построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридичес­кой конструкцией является юридический состав правонарушения.

С точки зрения юридической техники правовая норма должна со­держать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.

4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом опреде­ляющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требо­вания к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в сле­дующем:

а) краткость, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жар­гонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. До­пускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме предписывающего способа, поскольку нор­мативным актам присущи директивность и официальность стиля.

5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним от­носятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой.

Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и др.

6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их консолидация, инкорпорация, кодификация.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как на­звание, место, время его принятия, орган, от которого исходит юри­дический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь опре­деленное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта;


б) способы легализации документов, т.е. придания им юридичес­кой силы. Среди этих способов наибольшее распространение получи­ли нотариальное удостоверение и государственная регистрация;

в) способы и приемы толкования юридических норм и норматив­ных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридичес­кой практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, су­дебной, арбитражной, надзорной и т.д.


5. Специализация и унификация Российского законодательства

Специализация и унификация прони­зывают все сферы социально-юридической практики: экономику и политику, управление и законодательство, по-разному воздействуя на их содержание, структуру, перспективы развития.

Являясь парными категориями, они настолько тесно взаимосвязаны, что их раздельное существование немыслимо.

Специализация как особая форма социальных отношений пред­ставляет собой такое единство взаимообусловленных факторов, кото­рое проявляется, с одной стороны, в сужении сферы человеческой дея­тельности, с другой – в концентрации, мобилизации ее усилий в строго определенном на­правлении, что в совокупности позволяет быстрее, качественнее и с наименьшими затратами решать многие поставленные задачи.

Цель правовой специализации — наиболее полно и точно охватить многочисленные особенности, новизну и динамику социальных преобразований, отразить качественное состо­яние проводимых реформ.

Выделяют следующие виды специализации: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная.

Суть предметной специализации состоит в том, что нормативные акты и правовые установления, регламентируя многообразные сторо­ны общественной жизни, предопределяют дифференциацию законодательства на различные от­расли.

Известно, что образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-эконо­мической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит по­степенное накопление однотипного нормативного материала в зависи­мости от выполняемых функций.

В последнее время в системе российского законодательства, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: о здравоохранении, страховании, банковской системе, правовой кибернетике и др. В стадии становления находится налоговое, космическое законодательство и т.д.

Под воздействием функциональной специализации происходит от­носительное обособление правовых установлений внутри кодифика­ционных актов, за счет чего модифицируется их организационное строение, шлифуется и совершенствуется структура. На пороге такой ре­конструкции стоит современное трудовое законодательство. Сегодня оно призвано регулировать трудовые отношения всех работающих граждан независимо от формы собственности и вида деятельности предприятия. Трудовые полномочия не только рабочих и служащих, но и членов производственных кооперативов, семейных и малых предпри­ятий и т.п. должны быть зафиксированы кодексом в специальных разделах, дифференцированных по формам собственности.


Широкое распространение в последнее время получила региональ­ная специализация законодательства, представляющая собой такой процесс урегулирования общественных отношений, который опти­мально учитывает характерные черты федерального устройства Рос­сийского государства, географические, природные, местные климати­ческие условия, традиции, особенности развития экономики отдель­ных регионов.

Правовую основу региональной специализации составляет Консти­туция РФ и Федеративный договор. Исходя из предоставленных полномочий, каждый субъект Федера­ции осуществляет свое правотворчество, создающее юридическую базу их законодательства и отражающее не только своеобразие и самобытность конкретной территории, но и ее самостоятельность.

Проявление смешанной специализации законодательства много­степенно. Нередко она выступает в форме предметно-территориаль­ного направления и отражает не только своеобразие общественных отношений, но и особенности их проявления в местных условиях.

Позитивный характер процесса специализации законодательства можно обозначить следующими основными параметрами:

позволяет охватить правовым воздействием широкий спектр раз­нообразных общественных отношений;

ведет к устранению пробелов в праве;

способствует логически правильному и более совершенному по­строению нормативно-правовых актов;

придает гибкий, динамичный характер системе законодатель­ства.

Однако специализация законодательства не самоцель, она должна разумно сочетаться с унификацией.

Унификация имеет двуединую направленность: с одной стороны, выработка общих предписаний по тем или иным сход­ным проблемам социального развития, а с другой — грамотная обработка уже принятых унификационных поло­жений, т.е. систематизация. Издание общих норм и правовых актов – лишь часть этого процесса, юридическая основа унификации.

Унифика­ция способствует синхронному действию всех структурных элементов системы законодательства, укрепляет их взаимообусловленность. Мо­нолитность же указанной системы выступает юридической основой унификации законодательства, потребность в которой находится в за­висимости от интенсивности накопления нормативного материала. Специфика общественных отношений не должна ограничивать сферу действия процесса унификации законодательства, так как наличие у них общих свойств и граней, а также их системное единство, одновре­менно предполагают целостное урегулирование. Эффективность дан­ного подхода усматривается в том, что унификация: во-первых, создает ряд выгод законодательного характера, например, уменьшает объем нормативного материала, исключает его дублирование, а во-вторых, облегчает применение правовых предписаний на практике и устраняет неоправданные случаи специализации.


Процесс унификации небеспределен и должен иметь свои границы, т.к. при определенных обстоятельствах может возникнуть объективная потребность в дифференцированном урегулировании общественных отношений, и тогда унификация станет не только не эффективной, но даже нежелательной. А это, в свою оче­редь, вызовет обратную тенденцию — специализацию законодательст­ва. Поэтому при разработке унифицированных нормативных актов нельзя ставить чрезмерно общие задачи, непомерно расширять сферу их действия и тем самым превращать в сложный документ, малопри­годный для практического применения.

Следовательно, унификация российского законодательства пред­ставляет собой процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предпи­саний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершен­ствование всей системы законодательства.







































Тема 15

Система права


  1. Понятие системы права, ее отличие от правовой системы. Система права и система законодательства.

  2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

  3. Отрасли права: их общая характеристика.

  4. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное право и национальное право.


Дополнительная литература:

1. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 25-34.

2. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. – № 2.

3. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.


1. Понятие системы права, ее отличие от правовой системы. Система права и система законодательства

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «право­вая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутрен­нем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во вто­ром — о правовой организации всего общества, совокупности всех юри­дических средств, институтов, учреждений, существующих и функци­онирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) суб­институт.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходя­щее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.