ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1473

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

им не предоставляются некоторые права и не возлагаются опре­деленные обязанности (право избирать и быть избранными в государ­ственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

представители иностранных государств (главы государств и пра­вительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстер­риториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответ­ственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, реша­ется дипломатическим путем.





































Тема 14

Правотворчество


  1. Понятие, виды и принципы правотворчества.

  2. Стадии законотворческого процесса.

  3. Систематизация законодательства. Кодификация, консолидация, инкорпорация.

  4. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.

  5. Специализация и унификация Российского законодательства.


1. Понятие, виды и принципы правотворчества

Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязатель­ных правил поведения;

созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с позна­нием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выяв­лением потребности в правовом урегулировании общественных отно­шений, формулированием правил поведения, определением механиз­ма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса пра­вотворчества может привести к признанию принятого акта недейст­вительным.

Правотворческая деятельность основана на определенных прин­ципах, т.е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принци­пов в юридической литературе принято относить: законность, демо­кратизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

Принцип законности предполагает:

принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах оформление определенной процедурой;

выбор формы акта должен соответствовать содержанию принима­емого акта;

новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме ре­ферендума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, об­суждаются в средствах массовой информации, научной обществен­ностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечания­ми, пожеланиями.


Принцип научности включает в себя:

разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

планирование приоритетности принимаемых актов;

прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

учет достижений юридической науки как отечественной, так и ми­ровой.

Принцип профессионализма. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъектив­ного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ закреплено: «Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико­ваны официально для всеобщего сведения». Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробе­лов, дублирования и при этом должны использовать средства регули­рования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять сле­дующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество.

Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы.

Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органам, исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реа­гирования. Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Непосредственное правотворчество (референдум) является высшей формой прямого (непосредственного) вы­ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федера­ции не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество ор­ганов местного самоуправления, так как эти органы не входят в госу­дарственную систему, но вправе принимать нормативные акты по во­просам местного значения. Это право делегировано им государством.


Собственное правотворчество органов местного самоуправления как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представитель­ные органы местного самоуправления и должностных лиц муници­пальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполне­ния всеми субъектами, находящимися на территории муниципально­го образования, но могут быть обжалованы в суд.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на изда­ние нормативных правовых актов отдельными учреждениями, орга­низациями коммерческого или иного характера. Этими актами регу­лируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной ор­ганизации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.


2. Стадии законотворческого процесса

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) обнародование закона.

Законодательная инициатива — право компетентных органов, об­щественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

Согласно статье 104 Основного Закона РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадле­жит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Выс­шему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государст­венной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, до­полнения или исключения ненужных положений.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой пала­ты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Сове­том Федерации.


В случае отклонения федерального закона Советом Федерации па­латы могут создать согласительную комиссию для преодоления воз­никших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повтор­ному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конститу­ции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государст­венная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб­рен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее деся­ти дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законода­тельства РФ».


3. Систематизация законодательства. Кодификация, консолидация, инкорпорация

В каждом государстве действует множество различных норматив­ных правовых актов. Поскольку в таком массиве актов сложно ориен­тироваться, необходима их систематизация, т.е. приведение в единую систему, упорядочение.

Систематизация нормативных правовых актов позволяет, во-пер­вых, быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, допол­нение или отмену; во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные не­согласованности в нормативном материале; в-третьих, совершенство­вать действующую систему законодательства.


Современная юридическая практика использует три способа систематизации нормативных правовых актов: инкорпорацию; консолидацию; кодификацию.

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размешается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма их изложения иногда претерпевает изменения. Прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают — из текста удаляются нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи или части, не имею­щие нормативного характера, и т.д.

Сборники готовятся как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридически­ми учреждениями.

В зависимости от того, кто подготовил сборник или собрание, вы­деляют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофи­циальную), неофициальную. Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник; 2) правотворческий орган утвердил или иным образом одоб­рил собрание, подготовленное другим органом. На официальную ин­корпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов. К этому виду инкорпорации можно отнести Своды законов.

Официозными признаются собрания, которые готовятся по поруче­нию правотворческого органа, но впоследствии издаются без его офи­циально выраженного одобрения.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждения­ми, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и на них нельзя ссылаться при правоприменении.

Консолидация — это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Таким образом, при консолидации:

а) не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, например, устраняются противоречия, повторы, тождественные нормы и т.д.;

б) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт;

в) работа осуществляется только правотворческими органами лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов.

Под кодификацией понимается систе­матизация действующего законодательства, направленная на его ко­ренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифика­ционного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой систе­мы, изменение правового регулирования общественных отношений определенного вида или конкретной сферы деятельности.