ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1471

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное право и национальное право

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное. Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публич­ные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конститу­ционное право, уголовное, процессуальное, административное, финан­совое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (граж­данское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, ко­оперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном по­требности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и рав­ноправных собственников.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и разви­тием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формиро­вания и работы парламентов, других представительных и правительст­венных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягатель­ствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

В системе права различают две группы правовых общностей — ма­териальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, ма­териальные отношения, а процессуальное право — порядок реализа­ции норм материального права, прав и обязанностей субъектов пра­вовых отношений.

Материальное право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, меж­дународное и др.

Процессуальное право, имея много общего с материальным пра­вом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в сле­дующем.

Процессуальное право:

представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и долж­ностных лиц, адекватное применение норм материального права;


придает определенным видам деятельности юридическую значи­мость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь при­знание юридического акта недействительным;

направлено на достижение конкретного юридического результа­та — защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т.д.;

регулирует правовые общественные отношения, которые уже яв­ляются правовыми под воздействием норм материального права.

Активизация в последние годы различных форм межгосударствен­ного общения и сотрудничества поставили проблему соотношения на­ционального и международного права.

Конституцией Российской Федерации установлено, что общепри­знанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью россий­ской правовой системы (ч. 4 ст. 15). Важно подчеркнуть, что между­народное право становится частью правовой системы, которая пред­ставляет собой более широкое понятие, чем система права, но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства.

Более того, в сфере законодательства Конституция устанавливает, что если международным договором предусмотрены иные правила, чем закрепленные законом, то применяются нормы международного договора (ч. 4 ст. 15).

Приоритет международных норм объясняется следующими обсто­ятельствами:

1) международное право представляет собой общечеловеческую ценность, поскольку аккумулирует достижения человеческой цивили­зации, совокупный опыт всех или многих стран за многовековой пе­риод существования;

2) по содержанию международное право является общедемократи­ческим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государств с различными правовыми системами;

3) межгосударственное право служит фактором сближения различных правовых систем и, следовательно, расширением рамок правового пространства для общения различных народов.

Вместе с тем нормы международного права занимают подчиненное положение по отношению к конституции любого государства как к высшему акту страны;

4) признанием субъектом международного права личности. Из этого вытекает возможность личности обращаться в международные судебные органы за защитой своих прав и свобод человека, если исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

Законодатель должен ориентироваться при принятии новых законов на важнейшие международные акты в области прав и свобод человека. Суды и другие правоприменительные органы при рассмотрении споров или иных конфликтов должны ссылаться прямо на нормы международных актов, подписанных и ратифицированных РФ.



































Тема 16

Правовые отношения и юридические факты


  1. Понятие и признаки правовых отношений. Состав (элементы) правоотношения.

  2. Субъекты правоотношения: их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность.

  3. Содержание правовых отношений. Правомочия, правопритязания и юридические обязанности.

  4. Объекты правовых отношений: понятие и виды.

  5. Виды правовых отношений.

  6. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав. Фиксация и дефектность юридических фактов.

  7. Юридические презумпции и фикции.


1. Понятие и признаки правовых отношений. Состав (элементы) правоотношения

В обществе существует множество различных отношений: эконо­мические, политические, юридические, моральные, духовные, культур­ные и др. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются общественными, или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют, прежде всего, юриди­ческие, или правовые отношения.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в резуль­тате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Правовые отношения можно в самом общем виде определить как общественные отношения, урегулированные правом.

Правоотношения — следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социаль­но-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспе­чения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отноше­ния и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы мо­рали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные отношения между супругами, между родите­лями и детьми, не затрагиваемые правом).

Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть право­отношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными.


3. Правовые отношения носят волевой характер, т.к. через нормы права в них отражается государственная воля и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функцио­нировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, про­живавшего в другом городе.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персо­нификацией прав и обязанностей.

В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъекты; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.

Резюмируя все сказанное, можно определить правоотноше­ния как урегулированные правом и находящиеся под охраной государст­ва общественные отношения, участники которых выступают в каче­стве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.


2. Субъекты правоотношения: их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность, правовой статус

Субъекты правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в прин­ципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определен­ные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоот­ношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевноболь­ные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большин­ства правоотношений; в-третьих, правоотношения — не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид, как уже говорилось, не может находиться в каком-либо общественном отноше­нии, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении воз­можно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения в таких право­отношениях, т.е. с множеством субъектов, легко просматриваются две противостоящие стороны — управомоченная и правообязанная.

Принято выделять такие субъекты: физические лица (индивидуальные субъекты), организации (в том числе общественные объединения и религиозные организации), государство, а также социальные общности – народ, нации, население (или коллективные субъекты).


Государство выступает субъектом:

а) в межгосударственных, меж­дународных отношениях;

б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при при­нятии в российское гражданство, награждении государственными на­градами;

в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства;

г) в гражданско-правовых отношениях, например, по поводу федеральной собственности.

Особый круг субъектов-организаций составляют юридические лица. В ст. 48 ГК РФ указываются признаки юридического лица: это организации, которые, во-первых, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; во-вторых, отвечают по своим обязательствам этим имуществом; в-третьих, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности; в-четвертых, могут выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо от своего имени приобретает гражданские права и обязанности, и, следовательно, все претензии предъявляются именно к нему. Во всех сделках по своим обязательствам оно отвечает своим имуществом.

Субъектами правоотношений выступают и органы государства. Их правосубъектность закрепляется в их компетенции. Как правило, го­сударственные органы обладают правомочиями по совершению одно­сторонних (в большинстве случаев) действий, которые порождают, изменяют или прекращают правоотношения. Это так называемые правоприменительные акты. Для государственных органов характерно обладание властными функциями, реализуемыми посредством реше­ний, выносимых на основе действующего законодательства. Но госу­дарственные органы могут заключать и гражданско-правовые сделки, тогда они выступают как равноправные с другими субъектами — участниками правоотношений.

Общественные организации также могут быть субъектами правоот­ношений, если они зарегистрированы в органах юстиции в установ­ленном порядке. Это должны быть добровольные, некоммерческие, самоуправляющиеся объединения людей или юридических лиц него­сударственного характера. Их правоспособность и дееспособность оп­ределяются целями и задачами данной организации.

К социальным общностям — субъектам правоотношений относятся народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотноше­ний, возникающих в связи с проведением референдума; население муниципальных образований — местных референдумов.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Каждый человек обладает правовым статусом, который включает общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, преду­смотренные Конституцией и международными актами. Существен­ным элементом правового статуса является гражданство, поскольку политические права и обязанности возлагаются только на граждан данного государства, например избирательные права.